Узаконены цифровая подпись и электронный документ.
Электронные документы и электронная подпись как надежные и эффективные
инструменты ведения бизнеса уже завоевали признание мировых
бизнес-кругов. На законодательном уровне эти инструменты легализованы
в более чем 25 технологически развитых государствах. Теперь
и в Украине. Леонид Кучма подписал законы "Об электронных
документах и электронном документообороте" и "Об электронной
цифровой подписи". Отныне - точнее, с начала 2004 года
- субъекты хозяйствования могут заключать договора по электронной
почте по согласованию. Кроме того, они сами определяют порядок
хранения электронных документов и их защиты. Закон запрещает
использовать электронные документы при оформлении прав на наследство
или в случаях, когда документ может быть создан только в одном
экземпляре.
Согласно первому из упомянутых законов, электронным документом
является таковой, "информация в котором зафиксирована в
виде электронных данных, включая реквизиты документа".
В свою очередь, под электронной цифровой подписью (ЭЦП), в соответствии
с одноименным законом, подразумевается "реквизит электронного
документа, предназначенный для защиты данного электронного документа
от подделки". ЭЦП формируется в результате преобразования
информации с использованием средств криптографической защиты
информации и позволяет идентифицировать владельца сертификата
ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации
в электронном документе.
Запрещается использовать цифровую подпись для составления завещаний,
а также документов на усыновление. Согласно закону, будет создан
центр сертификации ключей для цифровой подписи, центральный
свидетельский орган по цифровым подписям, а также контролирующий
орган по использованию цифровой подписи. Закон вступает в силу
также с 1 января 2004 года.
Как заверяют сторонники нововведений, использование систем электронного
документооборота позволит существенно ускорить проведение многочисленных
коммерческих операций, сократить объемы бумажной бухгалтерской
отчетности, сэкономить время сотрудников и расходы предприятия,
связанные с заключением договоров, оформлением платежных документов,
предоставлением отчетности в контролирующие органы, получением
справок от различных госучреждений, регистрацией и т.д. То есть,
подытоживая вышесказанное - повысить эффективность деятельности
компаний.