Наша магистраль

В прошлую пятницу, на первом районе Ренийского порта отмечали событие: вступил в строй комплекс по перегрузке зерна. В прямом, и в переносном смыслах, это предприятие выросло здесь на глазах: в июле приступили к строительству, а в начале второй декады сентября заявили о его пуске.
Вот - живой и наглядный пример жизненности проектов специальной экономической зоны «Рени», результата целенаправленной эффективной политики городского совета и его председателя Сергея Степановича Колевича. Не только портовиков можно было в тот день поздравить с этим событием, но и всех горожан. Ведь жизнь порта - это и жизнь города. С вводом в строй зернового комплекса на полную мощность, по словам начальника порта Федора Павловича Бедина,объемы переработки зерновых грузов могут возрасти до пятисот тысяч тонн ежегодно.

Но сегодня речь не только об этом. Грузовая магистраль на Дунае оживает. В августе порт переработал без малого двести тысяч тонн сырьевых грузов для металлургических предприятий стран Дунайского бассейна.
С советским времен эти грузы были традиционным экспортом - железорудные окатыши из России, в частности с Михайловского и Лебединского горно-обогатительных комбинатов. То, что, спустя годы, эти грузы появились у нас снова - примета времени, свидетельствующая не только об оживлении экономики.
Руководству порта удалось совершить прорыв в отношениях между грузовладельцами и грузоотправителями и, если не сломать, то, по меньшей мере, серьезно потревожить безоблачную жизнь конкурентов. Ведь конкуренцию, у нас до сих пор больше воспринимают "по понятиям", чем по здравому смыслу и цивилизованным правилам игры, где выигрывает тот, кто больше работает и предлагает лучшие условия. Так что нетрудно представить с какими проблемами столкнулись в порту, когда только стала вырисовываться реальная перспектива восстановления больших грузопотоков из России. Тех самых, на которые уже претендовали наши отечественные (не будем указывать пальцами), новые монополисты - грузоотправители.
Впрочем, в былые времена, как известно, работы хватало на всех. Есть все основания предполагать, что и сегодняшнее оживление грузопотоков на Дунае, и, в частности, в Ренийском порту, - событие не случайное, а закономерное. Прежде всего оно вызвано здоровой экспансией российского капитала в СНГ и за его пределы. Крупные российские финансово-промышленные группы проявляют сегодня все возрастающий интерес к бассейну Дуная, в частности, к металлургической промышленности в Болгарии и Югославии. И в эти страны возрастает поток грузов из Ренийского порта. Если наметившаяся тенденция будет развиваться и углубляться, мы сможем с уверенностью смотреть в будущее и перспективы, как выразился начальник порта Федор Павлович Бедин, будут вполне прогнозируемыми.
И не только благодаря грузам из России. Наш украинский горно-металлургический комплекс, - по сути, государство в государстве, это - империя, которая обеспечивает стране более четверти товарного производства и более половины экспортной валюты. В не столь уж далекие времена этот комплекс ежегодно приносил государству шесть и более миллиардов долларов, обеспечивая работой на своих предприятиях около полумиллиона человек и еще сотню тысяч на транспорте (естественно, включая и рабочие места в портах перевалки и отправления грузов).
Учитывая масштабы этого комплекса, и то, что руководству порта удалось преодолеть "блокаду" конкурентов, пытавшихся препятствовать возрастанию грузопотоков в Рени, - перспектива, сами понимаете, реальная. Тем более, что, например, помимо окатышей, возрастает объем перевалки грузов кокса и углей в страны Дунайского бассейна. Правда, и здесь не без проблем. Например объемы отправки угля в адрес Болгарских предприятий сейчас уменьшились из-за их неплатежеспособности. Но это - только вопрос времени. Главное, что Ренийский порт стал больше "узнаваемым" в финансово-промышленных кругах и в Украине, и за ее пределами.
С приходом к руководству порта Ф.П.Бедина, здесь стал работать отдела маркетинга и и логистики. Порт начал принимать активное участие в выставках, организовывал серьезные рекламные мероприятия, восстанавливались старые связи, устанавливались новые. И вот они - конкретные результаты работы - рост грузопотоков.
Сейчас порт намерен присоединиться к системе евроазиатского транспортного коридора. Подана заявка, уплачен вступительный членский взнос. Всем участникам этой системы, в первую очередь, естественно, грузовладельцам, направлены материалы о возможностях порта, в том числе, и рекламного характера. Естественно, что круг потенциальных партнеров, благодаря такой целенаправленной работе, у порта постоянно расширяется.
Как это всегда у нас бывает, первыми, увидевшими перспективу в Рени, оказались, конечно же, не наши соотечественники. Но, вслед за россиянами настала очередь и украинских промышленников. Дне десять назад в адрес начальника порт пришло письмо из "Укртранснафты". Один из естественных отечественных монополистов рассматривает в своем письме порт уже как своего партнера. Вполне естественно, вслед за этим, ожидать увеличение объемов грузопереработки нефтепродуктов. Такого отношения, по словам Ф.П.Бедина раньше просто не было.
Простой пример. Скажем, грузовладелец обеспечивает перегрузку своими силами и средствами, используя для этого только причал порта. За это и взимается сбор. Или перегрузка нефтепродуктов с морского танкера на речной - то же силами грузовладельца. И в этом случае действует только портовой сбор. Отними его и мотивация к труду исчезнет. Нет логики. Если за труд человек получил ноль, то и смысла такого труда должен составлять ноль.
В Ренийском порту в августе таким способом было перегружено восемьдесят тысяч тонн нефтепродуктов. Но зачем их в дальнейшем перегружать, если решение об изъятии портовых сборов будет принято? В очередной раз порт потеряет доходы, люди - работу, а государство в целом совсем не то, о чем так долго думали его радетели: вместо дохода - новую зияющую дыру в бюджете. Какие-то порты вообще придется закрывать, вроде Феодосийского где живут только за счет портовых сборов за перегрузку трех миллионов тонн нефтепродуктов в год. Живут пока еще неплохо. Пока еще…
Воистину нигде так. Как у нас умеют сами себе создавать проблемы. И вот еще одна из них. Не так давно компания "Лукойл" подписала соглашение с Молдовой о постройке нефтетерминала в районе Джурджулешты. В двух шагах от нас. Что, мощностей Ренийского порта недостаточно?! Вовсе нет. Мощностей у порта хватило бы и на эту, и на другую компанию с избытком. Недостаточно у нас другого. Явно не хватает! Ума у наших политиков, которые решение экономических проблем превращают в политическую возню, извлекая, в конечном итоге "выгоды", которые в данном случае, даже не равны нулю, а минусу неизвестно какого порядка чисел…
То, что это случилось, - звенья одной цепи, связанной с тем, что до сих пор не решены проблем снижения тарифов до реальных и приемлемых на железной дороге. Что бы там ни говорили, а строительство "нашей" железной дороги, украинского участка, который бы избавил от необходимости транзита через Молдову, требует сама жизнь. Можно много говорить об экономической целесообразности такого проекта или о его ненужности если есть о чем говорить. В нашем же конкретном случае эта тема до сих пор напоминает беседу слепого с глухим. Несмотря на многочисленные "мероприятия", "консультации", "встречи", "переговоры" с Молдовой, - не произошло ровно ничего.

Как говорится, дай-то, Бог! Только, вот, не дай нам, Бог в очередной раз сойти с ума. Как это уже бывало неоднократно с теми, от кого зависит судьба транспортной отрасли, и кто, как правило, имея полномочия принимать решения, не несет за них никакой ответственности.
Вот уж не зря только для украинцев остается актуальной поговорка "дурень думкою багатіє". Как не вспомнить начало девяностых, когда, благодаря исключительной "мудрости" Верховной Рады, решившей заставить россиян платить больше в наших портах, мы потеряли почти все российские грузы и разорили собственных транспортников. Вы, что думаете, с того времени дураков стало меньше?
Ничуть ни бывало! "Мыслители" времени сегодняшнего им не уступают. Старый большевистский подход: отнять и поделить. А то, что разоришь и себя, и других, - об этом пусть лошадь думает, - у нее голова большая…
Похоже именно так обстоят дела с "инициативой" лишить порты так называемых портовых сборов. Во всем мире суда, заходящие в порты платят эти виды целевых сборов. К ним относятся, например, административные, санитарные, маячные, причальные, буксирные и так далее. Это естественная и постоянная статья доходов любого порта, которую и хотят изъять в бюджет.

Как в насмешку для Ренийского порта снизили тарифы на перевозку… автомобилей (которых никто никуда не везет) и полипропилена (и его никто никуда везти не собирается: один раз за два года было три вагона). С таким же успехом можно было снизить тариф, например, на перевозку лунного грунта или антарктического льда. Главное же сказать: тарифы снизили, чего вам еще надо! Работайте!
Вот и задумаешься, глядя на эти чудеса современности, в каких условиях приходится работать, в первую очередь, руководству порта.
Как бы там ни было, наша водная магистраль на Дунае оживает. Кажется, даже, не благодаря нашей чиновной знати, и вопреки ее "стараниям", о которых и рассказано выше. Трудно находить понимание, если вас не слышат. Трудно доказывать очевидное незрячим. Еще труднее решать проблему, если вместо одной вам добавляют две и нет никакой уверенности, что эти две - последние…
Но работают. И результаты сегодня сами говорят за себя. В очередной раз в порту намерены повысить зарплату. Среднюю по порту - довести до уровня стоимости потребительской корзины, которая сегодня составляет немногим меньше четырехсот гривень. Люди, работающие в порту знают: обещания здесь - не пустые слова.
Вот так бы - и в обществе нашем…

Л.Василишин

  • Главным вопросом в подготовке к зиме является обеспечение горожан теплом. Его решением исполком горсовета предметно занимается практически с января 2004 года[...]
  • Представительство Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Украине заинтересовано не допустить проникновения беженцев в Европу. Ради этого готовы обещать все, что угодно[...]