В последней декаде октября в Украине состоится международная
конференция по вопросам улучшения функционирования и дальнейшего
развития инфраструктуры международного транспортного коридора
(МТК) №5. К участию в работе конференции приглашены министры
транспорта Венгрии, Италии, Словакии, Словении, Хорватии, Боснии
и Герцеговины (страны-участники МТК №5), Российской Федерации,
Беларуси, Литвы, Испании, Франции, Югославии и Португалии (страны,
на территории которых формируются грузопотоки, проходящие по
МТК №5).
На конференцию также приглашены представители Европейской Комиссии,
Европейского банка реконструкции и развития, Центрально-Европейской
Инициативы, Европейского Инвестиционного Банка, Всемирного Банка,
Руководящего Комитета МТК №5.
Украину на конференции, кроме Министерства транспорта, будут
представлять также Министерство иностранных дел, Министерство
экономики и по вопросам европейской интеграции, Государственная
таможенная служба, Госкомграница, "Укрзалізниця",
"Укравтодор". Система транспортных коридоров европейского
региона, утвержденная на Втором Паневропейском Совете, который
проходил на о.Крит в марте 1994 года, четко определила приоритеты
развития транспортной сети, которая содержит 9 коридоров, названых
Критскими, с 13 ответвлениями. Из 9 МТК, по территории Украины
проходит четыре: МТК №3 (Берлин-Дрезден-Вроцлав-Пшемысль-Мостиска-Львов-Красное-Жмеринка-Казатин-Киев);
№5 (Триест-Любляна-Будапешт (Братислава)-Чоп-Львов); №7 (Дунайский,
водный); №9 (Хельсинки-Санкт-Петербург-Витебск-Горностаевка-Нежин-Киев-Казатин-Жмеринка-Раздельная-Кишинев-Унгены-Бухарест-Александруполис.
С целью обеспечения минимального расстояния перевозок из Польши,
Скандинавских и Прибалтийских стран в порты Черного моря, Украина
и Польша согласовали создание дополнительного коридора "Балтийское
море (Гданьск)-Черное море (Одесса)". Кроме этого, в Постановлении
Кабинета Министров Украины от 16.12.1996 г. утвержден маршрут
коридора Европа-Азия с использованием коридоров №5 и №3 и далее
от Фастова по маршруту Знаменка-Днепропетровск-Донецк-Красная
Могила, через Волгоград, Астрахань, Макат, Бейнеу, в Туркменистан
и Иран, что позволит сократить расстояние при перевозке грузов
из Европы на 700-1300 км по сравнению с северным направлением
(МТК №2).
Проблемы продления транспортных коридоров в направлении на Азию
обсуждались на Первой Международной Евроазиатской конференции
по транспорту в мае 1998 года в Санкт-Петербурге. Так называемые
Евро-Азиатские коридоры свяжут Казахстан, страны Средней Азии
и Дальний Восток с Европой. Завершение Программы развития Критских
коридоров, рассчитанной до 2010 года, приведет к созданию единой
Паневропейской транспортной системы.