В крещенский вечер
- 5(18) января, православные, как и на Рождество,
постились до первой звезды. Следующая затем
трапеза называлась Сочельником, Голодною
кутьею или Голодным святым вечером. Воду,
освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления,
приносили домой и окропляли ею жилые здания,
людей, хлева, домашних животных, разные
принадлежности хозяйственные, погреба и
др. При этом существовал обычай начертывать
мелом на дверях, окнах и других особенно
видных местах зданий кресты. Некоторые верили,
что накануне Богоявления, в самую полночь,
волнуется вода в ознаменование того, что
в это время крестился Иисус Христос. Многие
ходили наблюдать это чудное явление с кувшинами,
старались захватить в них воды в самую минуту
этого чудесного колыхания и благоговейно
хранили, считая ее совершенно неспособною
к порче и особенно целебною для разных недугов.
В Крещенский вечер совершались также обряды,
имевшие в своей основе пережитки древних
языческих ритуалов Авсеня и носившие название
крещенской коляды или щедрого вечера. Нет
никакого сомнения, что это были заключительные
святочные игрища, которые начинались с праздника
Рождества Христова и продолжались в течение
12 дней до самого Богоявления. Например,
формы обряда славленья плуга сохранился
доселе, но в одних местностях этот обряд
совершается накануне Рождества Христова,
а в других - накануне Нового года. В Украине
накануне Рождества Христова кладут под стол
чересло плуга, а накануне Нового года ходят
по домам с плугом. В тот же день щедруют
и при этом поют. "Ой чiй же то плужок
так рано выходит... Господарей плужок, Божья
худоба".
По народному верованию, на день Богоявления,
как на Пасху, Ивана Купалу и Рождество Христово,
играет солнце. Многие верили, что в Богоявленскую
ночь открывается небо, и потому она считается
самым благоприличным и удобным временем
молитвы к Богу обо всем. Многие русские
мужчины в этот день после водоосвящения
окунались в проруби рек для очищения себя
от прежних грехов. В былое время на праздник
Богоявления многие из наших предков, и преимущественно
те, которые слишком усердно забавлялись
переряживанием на святочных играх, несмотря
на суровость и жестокость зимнего времени,
часто даже с опасностью для своего здоровья
кидались в проруби в реках после водоосвящения
для очищения себя от прежних грехов. Об
этом обыкновении свидетельствуют иностранные
писатели и путешественники, посещавшие Россию
в XVI-XVIII вв. Барон Герберштейн, бывший
в Москве в XVI в., свидетельствовал, что
в его время многие из русских купались в
иорданской проруби; тут можно было видеть
даже отчаянно больных, которые не имели
никакой надежды на выздоровление. На Богоявление
погружались в воду даже цари и вельможи.
То же самое замечают и другие иностранцы,
описывавшие нравы России до к. XVIII в.
В основе зимнего купания русских лежит древний
языческий обычай ритуального очищения водой.На
Крещение русские крестьяне гадали о погоде
и урожае в наступающем году: "В Крещение
метель, и на Святой - метель". - "На
Богоявление день теплый, хлеб будет темный",
т.е. густой. - "На Богоявление снег
хлопьями - к урожаю; ясный день - к неурожаю".
- "В Крещение в полдень синие облака
- к урожаю". - "Коли прорубь в
Иордани полна воды, разлив будет большой"
и т.п. Наконец, нельзя не заметить еще,
что праздником Богоявления завершались т.н.
Святки, и с ними прекращались все народные
святочные развлечения и забавы, переряживания
и гадания. Название Святок, т.е. святых
дней или вечеров, относилось к 12 дням.
По древнерусскому верованию, в продолжение
святых вечеров нисходит с неба и странствует
по земле новорожденный Бог, и потому всякая
работа считалась за великий грех. Что касается
празднования Святок, то на это можно находить
указания в беседах и словах, произнесенных
отцами церкви в течение 13 дней от 25 декабря
по 6 января, именно: св. Амвросием, Григорием
Нисским и др. Св. Амвросий в одной беседе
говорит: "Господь рождением Своим на
земле принес свет и людям, и дням".
Самое явление Божества сопровождается чудесными
знамениями, особенно в полночь накануне
Рождества Христова и Богоявления. Тогда
отверзаются небесные врата; пресветлый рай,
в котором обитает солнце, открывает свои
сокровища; воды в реках и источниках приходят
в движение и при этом претворяются в вино;
на деревьях являются цветы и зреют золотые
яблоки. В эти таинственные часы Божество
принимает молитвы людей и рассыпает щедрые
дары на весь мир: многие верят, что о чем
кто помолится отверстому небу, то и сбудется.
Очевидно, что в этих народных представлениях
о святых вечерах выражаются мифические понятия
о том, что земной поворот солнца служил
к благодатному возбуждению творческих сил
в природе. Но в христианскую эпоху верования
эти приурочились к празднику Рождества Христова
- времени рождения Солнца Правды - Христа
Бога.
В народе праздник Крещения Господня назывался
водокрестием, водокрещами. В народе сохранялось
убеждение в том, что в Богоявленскую ночь,
перед утреней, открывается небо и требует
особенного подъема в молитвенном настроении.
Для изгнания бесовского наваждения в часы
крещенского сочельника на дверях и окнах
хат и надворных строений было принято ставить
кресты мелом. В глухих местностях в Богоявленскую
ночь совершали изгнание нечистой силы: толпа
молодых парней верхом на лошадях носилась
по всем дворам, била метлами и кнутами по
всем темным углам и закоулкам с заклинанием,
криком и визгом. Несмотря на стоящие обыкновенно
в это время года лютые морозы "крещенские",
благочестивые, но грешные и смелые люди
считали своею святою, непременною обязанностью
окунуться в прорубь возле "Иордани"
и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр,
ряженья и маски. Ревнители старины, бережно
охранявшие суеверные славянские обычаи,
малороссы и белорусы, принимали этот мороз
за грозную, немилостивую силу природы и
умилостивляли его особым жертвоприношением,
заимствованным от седой старины. Накануне
Крещения, в третью, так называемую "голодную",
кутью одну ее ложку бросали за окно и звали
"Мороз" прийти разделить трапезу.
Если трещали углы в хате - значит, сам мороз
зимой уйдет, если нет - стало быть, придет
лето и познобит гречку. При этом в Белоруссии
сохранялся обычай связать веревкой ножки
стола, чтобы лошади не хворали и были в
рабочую пору сытыми. Как велико всегда было
значение этого праздника на Руси, сопровождаемого
освящением воды, видно из слов одного чужеземца,
который писал, что число народа, собиравшегося
в день Богоявления на Москву-реку, простиралось
до четырехсот тысяч человек.
В крещенский сочельник девушки пекли пироги
и выходили с ними в морозную ночь кликать
суженого, стараясь узнать свою судьбу, кидали
сапожки и пр., по сиянию звезд на небе,
по погоде, при какой выступил крестный ход,
по тому, как высоко поднялась вода на реке
в устроенной "Иордани", старались
угадать о будущем. Старухи убирали снег
со стогов с полною уверенностью, что только
он может выбелить всю холстину, бросали
его в колодезь в том глубоком убеждении,
что только от него может быть спорина и
подспорье, хотя бы во все лето не было ни
одной капли дождя. Этим же снегом исцеляли
разные немощи. В Белоруссии, кроме того,
собирали еловые ветви, поставленные на "Иордани",
которую было принято украшать сколь возможно
благолепнее, и хранили их около образов,
как вербу, чтобы окуривать, для изгнания
нечистой силы, свои хаты, бросали по амбарам
от крыс и мышей и, настояв ими воду, поили
лошадей, чтобы они не надорвались в работе,
и пр.
Праздник Крещения Господня отмечается
в честь того дня, когда тридцатилетний Иисус
Христос явился на берега Иордана, где его
крестил Иоанн Предтеча. Накануне праздника
совершаются Царские часы, литургия Василия
Великого и Всенощное бдение, начинающееся
Великим повечерием. Особенность этого Праздника
составляют два великих водоосвящения, называемых
так в отличие от малого, ибо малое водоосвящение
может совершаться во всякое другое время.
Первое великое водоосвящение бывает накануне
праздника в храме, а другое - в самый праздник
под открытым небом на реках, прудах, колодцах.
Первое в древности совершалось для крещения
оглашенных и уже впоследствии обращено было
в воспоминание крещения Господня, второе
же, вероятно, произошло от древнего обыкновения
иерусалимских христиан в день Богоявления
выходить на реку Иордан и здесь вспоминать
крещение Спасителя. В Древней Руси этот
день - 6 (19) января - назывался Водокрещи
или Иордань, так как церковные процессии
для водосвятия на реки принимались за выходы
на Иордань.
Протоиерей С.Слободской