Сильный и полномочный представитель громады

За время моего членства в составе национальной делегации Украины в Совете Европы уже неоднократно приходилось отчитываться в работе в этом политическом органе действительно мирового значения. И всякий раз в пример я приводил весьма тщательно культивируемую точку зрения Совета в нем же самом: Совет Европы - демократическая совесть Европы! Согласитесь, довольно эффектная формулировка, за которой, впрочем, не пустое бахвальство, а четкое осознание своей роли и предназначения.
Наша работа сосредоточена в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, по типу которого в начале декабря в Украине был создан и наш национальный Конгресс с таким же названием. В Европейском Конгрессе обсуждаемые вопросы - от принятия протоколов прошедших заседаний до обсуждения контроля над развитием демократии в Турции, Ирландии, итогов выборов в Армении, инициатив в сфере местной демократии во Франции... Уже по одном этому "разбросу" тем становится ясно: в Совете Европы действительно всем ко всему есть дело, и чтобы иметь соответствующее реноме в мире, надо быть готовым к вопросу: а как дела у вас?
Конечно, можно напрочь игнорировать эту международную организацию и просто не вступать в нее. Только это был бы верный путь стать изгоем, с которым никто и никогда никаких дел толком иметь не будет. Поэтому возможность стать членом Совета Европы для страны не только честь, но и большая ответственность.
Совет Европы, прекрасно понимая степень своей ответственности, не жалеет средств на детальное изучение ситуации в каждой отдельной стране, обращая внимание не только на общие вопросы, но даже и на второстепенные, а то и третьестепенные моменты. Из их, как из кусочков мозаики, складывается целостная картина, которая и предлагается к обсуждению, становясь затем свершившимся и узаконенным фактом. На самой же сессии Конгресса речь шла в состоянии региональной демократии в Польше, Испании, Греции и Молдавии. Причем если полякам пришлось основательно попотеть, докладывая в своих успехах и убеждая присутствующих в решительности принимаемых ими мер, то выступление представителя Молдавии слушали куда с большим вниманием и высокой степенью благожелательности. Секрет прост: здесь на трибуну поднялся премьер-министр страны, что само по себе свидетельствовало об уважении Молдавии и ее народа к Совету Европы.
На этом же заседании должны были слушать отчет о состоянии местной и региональной демократии в Украине, а также о реакции страны на рекомендации Конгресса местных и региональных властей Европы. Докладчики со стороны Конгресса приготовились: изучили ситуацию в нашей стране до тонкости... Только ничего им говорить не пришлось, потому что вопрос с повестки дня сняли. Представитель украинского правительства докладывать не приехал!
Теперь самое время сопоставить два этих факта: политическую и экономическую мощь Совета Европы и упорное нежелание отечественных чиновников "кланяться" на политической арене, к которой, между прочим, прислушиваются короли и президенты. Трудно предположить, что в правительстве "не знали" о самом факте сессии или что там некого было послать на столь важное мероприятие. Чего-чего, а чиновников разного ранга в нашем отечестве в избытке! Да и то, что такая "забывчивость" случается не впервой, тоже наводит на размышления. И, согласитесь, весьма грустные.
Да, один Кабинет уходит, на его место придет другой. Это не чрезвычайная ситуация, а обычный рабочий процесс, происходящий и в других государствах. Но будет ли новое правительство преемником старого, хотя бы на важнейших направлениях, или оно остановит все, а потом начнет строить нечто новое, пугая своей непредсказуемостью? Согласитесь, ответ на этот вопрос - краеугольный камень отношения к нам не только правительств других стран, но и тех же инвесторов, которых мы весьма энергично, но не очень успешно заманиваем на родные просторы.
Вступая в Совет, желая быть равными среди равных, наша страна взяла на себя определенные обязательства. Подписала и ратифицировала, например, Европейскую хартию местного самоуправления - серьезный документ, исполнение которого оказалось не под силу даже некоторым странам с развитой демократией. В Украине создан Фонд поддержки развития местного самоуправления при Президенте, глава государства издал несколько указов, направленных на расширение полномочий местных властей, есть и постановления правительства "в тему", Верховная Рада приняла соответствующие законы. Так что никто бы с примерами и такими результатами бледно не выглядел! Напротив - успешное выступление добавило бы политического авторитета оратору, а стране - моральные дивиденды. Словом, все были бы довольны! Так нет же...
Не считайте, что начал я, вроде, "за здравие", а заканчиваю "за упокой". Просто внешняя и внутренняя политика, как оказывается у нас, (и ни у кого другого в мире!) - различны. И то, что мы говорим у себя дома, нередко очень сильно отличается от предлагаемого "на экспорт". Именно поэтому я и задаюсь вопросом: отчего в правительстве страны, имеющей столько регионов, нет человека, отвечавшего бы за работу с этими самыми регионами? Какую сферу жизни ни возьми - "главный" обязательно есть. И "присных" при нем - полная обойма. А для местного самоуправления на уровне государства - нет.
Хорошо, конечно, что есть тот самый Фонд, который мы уже вспоминали. Но он - при Президенте, а значит, - неправительственная организация, и пунктуальные европейцы его полноценной заменой признать не могут. И - настаивают: должен быть такой министр, какой есть практически во всех демократических странах и который бы занимался именно региональной политикой. То, что вице-премьеру правительства Януковича вменены в обязанность определенные полномочия в этой сфере, пока еще вовсе не означает того, что региональная политика получила статус государственной именно на правительственном уровне. Естественно, если таковая политика вообще у нас есть... Наверное, не зря за годы становления нашей государственности, можно сказать, по воле народа, возникло (сколько бы вы думали?)… более 40 ассоциаций, пытающихся так или иначе решать вопросы местного самоуправления, быть связующим звеном между регионами и Киевом.
В декабре крупнейшие из их объединились в Конгресс, чтобы стать еще более реальной силой, от которой никаким бумажным щитом нельзя будет отгородиться. Именно на сессию Конгресса местных и региональных властей Украины, созданного, можно сказать, по образа и подобию европейского, мы и пригласили иностранных гостей, чтобы иметь возможность диалога и с ними.
Однако здесь опять "внешняя" и "внутренняя" политики. Не скажу, что с зарубежными партнерами будет легче работать, чем с нашими бюрократами, - не так поймут в Украине! А вот о том, что срочно и накрепко надо создавать связку "Конгресс - полномочный представитель правительства, ответственный за регионы", не умолчу. Потому что действительно надо! Чтобы они сообща, реально усилили регионы, начали решать насущные вопросы дальнейшей демократизации страны. И потому что времени на привычную для нас раскачку просто нет.
Виктор Тихонов,
сопредседатель Конгресса местных региональных властей Украины.

  • История политических отравлений — это книга, которая никогда не будет написана. Большинство страниц в ней не могут быть заполнены — об этом позаботились те, чьи имена и деяния должны были быть начертаны там. Сколько правителей, умерших, как считают, своей смертью, в действительности были отравлены? Достоянием историков стали лишь попытки, окончившиеся неудачно, или успешные, но имевшие болтливых свидетелей. Память же о большей части злодеяний ушла в небытие вместе с теми, кто совершил их[...]
  • Уже в мае-июне этого года пенсионное дело в Украине полностью будут вести только органы Пенсионного фонда. Этот порядок, согласно принятому постановлению правительства, отныне распространен на все регионы и города Киев и Севастополь[...]