Это сладкое слово «скидка»

«Когда она видит в витрине слова «У нас скидки!» или «Распродажа!», то моментально делает стойку, как охотничья собака на дичь. Отвлечь и увести ее от магазина уже невозможно – непременно туда зайдет и что-нибудь купит. Нужное, не очень нужное или совсем уже ни на что не годное – не важно. Главное – со скидкой. Дома у нее – склад ненужных вещей, а в сумочке – целая коллекция дисконтных карточек…».
Автору этого монолога, который я недавно подслушал на автобусной остановке, можно только посочувствовать. Впрочем… Чего уж там – и моя законная половина обожает распродажи, и жен моих знакомых сладкое слово «скидка» не оставляет равнодушными. А уж если говорить совсем начистоту, и среди мужчин попадается немало индивидуумов, готовых пилить на другой конец города, едва прослышав, что в таком-то магазине ожидается масштабная распродажа. Собственно, за примерами не надо далеко ходить. Случай в магазине ИКЕА. Возле штабеля каких-то непонятных предметов стоит мужик с коляской, уже доверху загруженной, и задумчиво чешет затылок. На ценнике старая цена перечеркнута, снизу красуется новая (скидка – процентов 70). Видит меня, проходящего мимо, оживляется. Хватает за руку: «Молодой человек, не подскажете, что это такое?» «Ой, я и сам не знаю…» «Та-а-а-к… – протяжно вздыхает мужик. – Что ж… Будем брать… Скидка-то приличная». И взял. Что взял, зачем – не важно: «скидка-то приличная».
Сегодня скидки предлагают на все – от автомобилей до услуг мобильной связи, от ботинок до ювелирных украшений И вот уже специалисты говорят о неком заболевании под названием «синдром распродажи».
Психолог Зоя Владимировна Володаева, к которой я обратился с просьбой объяснить, в чем же заключается для людей, причем, как правило, не бедных, такая притягательность скидок и распродаж, сказала следующее: «Действительно, есть такой термин – синдром распродажи. Он уже давно и серьезно рассматривается западными психологами. Сейчас такой синдром появился и у нас. Суть его в том, что люди клюют на контраст между старой и новой ценой, да и на само слово «скидка» на этикетке. В результате покупатели практически бессознательно отдают деньги, не обращая внимания на бесполезность приобретаемого товара. И люди не задумываются, что снижение цен начинается тогда, когда необходимо быстро распродать залежавшийся на складе товар и освободить место под новый. В этом случае чем дольше лежит или висит в магазине вещь, тем больше на нее скидка.
Нередко применяется и такой фокус: цену на товар сначала (примерно за месяц до акции) повышают, а когда магазин или фирма объявляет о распродаже или о скидках, снижают до первоначальной. Психология, однако. За границей, в частности во Франции, с тех, кто, перед тем как понизить цены, их поднимает, берут штраф. Но это «у них». Между прочим, в той же Франции, которая славится распродажами, рождественские, например, начинаются не до, а после праздников, с целью заманить в магазины уставших от предпраздничной беготни людей. Но бывают не только сезонные скидки и распродажи. Почти все крупные магазины выпускают дисконтные карты, которые действуют по системе накопления скидок. Такая система позволяет обрести постоянного клиента, привязать человека к своей торговой марке. Но суть, конечно, от этого не меняется.
Психологи советуют соблюдать несколько простых правил, чтобы обезопасить себя от ненужных покупок во время скидок и распродаж. Во-первых, приобретать только то, что вам точно необходимо. Во-вторых, брать с собой только ту сумму, которую изначально планировалось потратить. В-третьих, составлять список того, что вы планируете купить до похода по магазинам, и строго его придерживаться. Да и не лишним будет задуматься на вопросом, с чего бы эту вещь уценили. Но советовать, конечно, легко, а вот удержаться от соблазна бывает почти невозможно. На то и рассчитано. Для этого нужно иметь холодную голову, как завещал Железный Феликс. К сожалению, головы у большинства из нас горячие…
Вадим Коваленко

  • В интервью российскому изданию «Время новостей» 50-летний Виктор Ющенко, лидер оппозиции и главный конкурент единого кандидата от партии власти Виктора Януковича, оценивает ход президентской кампании[...]
  • Сегодня есть концепция административной реформы, которая, как завершающий этап, предусматривает укрупнение регионов, с тем, чтобы это были самодостаточные структуры, но в то же время способствовали укреплению единства нашего государства[...]