«Когда она видит в витрине слова «У нас скидки!» или
«Распродажа!», то моментально делает стойку, как охотничья собака
на дичь. Отвлечь и увести ее от магазина уже невозможно – непременно
туда зайдет и что-нибудь купит. Нужное, не очень нужное или совсем
уже ни на что не годное – не важно. Главное – со скидкой. Дома
у нее – склад ненужных вещей, а в сумочке – целая коллекция дисконтных
карточек…».
Автору этого монолога, который я недавно подслушал на автобусной
остановке, можно только посочувствовать. Впрочем… Чего уж там –
и моя законная половина обожает распродажи, и жен моих знакомых
сладкое слово «скидка» не оставляет равнодушными. А уж если говорить
совсем начистоту, и среди мужчин попадается немало индивидуумов,
готовых пилить на другой конец города, едва прослышав, что в таком-то
магазине ожидается масштабная распродажа. Собственно, за примерами
не надо далеко ходить. Случай в магазине ИКЕА. Возле штабеля каких-то
непонятных предметов стоит мужик с коляской, уже доверху загруженной,
и задумчиво чешет затылок. На ценнике старая цена перечеркнута,
снизу красуется новая (скидка – процентов 70). Видит меня, проходящего
мимо, оживляется. Хватает за руку: «Молодой человек, не подскажете,
что это такое?» «Ой, я и сам не знаю…» «Та-а-а-к… – протяжно вздыхает
мужик. – Что ж… Будем брать… Скидка-то приличная». И взял. Что
взял, зачем – не важно: «скидка-то приличная».
Сегодня скидки предлагают на все – от автомобилей до услуг мобильной
связи, от ботинок до ювелирных украшений И вот уже специалисты
говорят о неком заболевании под названием «синдром распродажи».
Психолог Зоя Владимировна Володаева, к которой я обратился с просьбой
объяснить, в чем же заключается для людей, причем, как правило,
не бедных, такая притягательность скидок и распродаж, сказала следующее:
«Действительно, есть такой термин – синдром распродажи. Он уже
давно и серьезно рассматривается западными психологами. Сейчас
такой синдром появился и у нас. Суть его в том, что люди клюют
на контраст между старой и новой ценой, да и на само слово «скидка»
на этикетке. В результате покупатели практически бессознательно
отдают деньги, не обращая внимания на бесполезность приобретаемого
товара. И люди не задумываются, что снижение цен начинается тогда,
когда необходимо быстро распродать залежавшийся на складе товар
и освободить место под новый. В этом случае чем дольше лежит или
висит в магазине вещь, тем больше на нее скидка.
Нередко применяется и такой фокус: цену на товар сначала (примерно
за месяц до акции) повышают, а когда магазин или фирма объявляет
о распродаже или о скидках, снижают до первоначальной. Психология,
однако. За границей, в частности во Франции, с тех, кто, перед
тем как понизить цены, их поднимает, берут штраф. Но это «у них».
Между прочим, в той же Франции, которая славится распродажами,
рождественские, например, начинаются не до, а после праздников,
с целью заманить в магазины уставших от предпраздничной беготни
людей. Но бывают не только сезонные скидки и распродажи. Почти
все крупные магазины выпускают дисконтные карты, которые действуют
по системе накопления скидок. Такая система позволяет обрести постоянного
клиента, привязать человека к своей торговой марке. Но суть, конечно,
от этого не меняется.
Психологи советуют соблюдать несколько простых правил, чтобы обезопасить
себя от ненужных покупок во время скидок и распродаж. Во-первых,
приобретать только то, что вам точно необходимо. Во-вторых, брать
с собой только ту сумму, которую изначально планировалось потратить.
В-третьих, составлять список того, что вы планируете купить до
похода по магазинам, и строго его придерживаться. Да и не лишним
будет задуматься на вопросом, с чего бы эту вещь уценили. Но советовать,
конечно, легко, а вот удержаться от соблазна бывает почти невозможно.
На то и рассчитано. Для этого нужно иметь холодную голову, как
завещал Железный Феликс. К сожалению, головы у большинства из нас
горячие…
Вадим Коваленко