Мы испытываем естественное чувство гордости за своих учеников…

Мы испытываем естественное чувство гордости за своих учеников…

Школьное лето скоротечно. Ничто так быстро не заканчивается, как школьные каникулы. Но пока ребята отдыхают, пока педагоги собираются в отпуска, или уже отдыхают, в системе образования работа не прекращается. Да и в опустевших школах она тоже не прекращается ни на минуту. Потому что, как верно и точно выразилась в заключение своей статьи ее автор, того, что есть, что сделано, достигнуто всегда будет нам мало, если мы хотим развиваться. О том, как развивается и будет развиваться наше образование в городе и районе в рамках реализации программ «Региональная инициатива» и делится сегодня своими мыслями начальник отдела образования райгосадминистрации Т. М. Ботика.

До школы

В 2003—2004 учебный год был годом продолжения реформирования образования. Отделом образования, педагогическими коллективами учебных заведений района осуществлялся постепенный переход на новое содержание, структуру, срок обучения. Проведенны определенные мероприятия по, так называемой, «профилизации» старшей школы, обеспечении качества образования. Сохранена сеть дошкольных учреждений, состоящая из десяти детских садов. Всего в дошкольных учреждениях насчитывается почти 1100 детей, что составляет самый высокий показатель в области – 38 процентов общего числа местных дошкольников.
В течении года осуществляется медицинское обслуживание детей в дошкольных учебных заведениях, проводятся углубленные осмотры ребят. Их ежегодно проходят и будущие первоклассники. Вся эта работа выполняется на основании мероприятий, предусмотренных распоряжением областной государственной администрации «О состоянии дошкольного и внешкольного образования в области», общего приказа управления образования и науки и управления здравоохранения «О медицинском обслуживании детей в учебных заведениях области».
Учебный процесс осуществляют свыше ста педагогов, в том числе, в Рени – более семидесяти, по селам – более тридцати. Высок уровень профессиональной подготовки педагогов.
Работа педагогических коллективов дошкольных учебных заведений была направлена на овладение новыми подходами в учебно-воспитательной практике, где за основу взята игра, как основной метод воспитания. Важной проблемой является изучение индивидуальных особенностей ребенка, которая включает проблемы здоровья, выявление и развитие творческих способностей каждого ребенка.
В дошкольных учебных заведениях проводились консультации, семинары-практикумы: «Валеология — путь к развитию ребенка»; «Изучение основных положений Конвенции о правах ребенка»; занятия-панорамы на темы: «Сердце. Для чего оно нужно?»; «Земля — наш общий дом»; «Дети имеют права» «Придунай, ты милый, край, ты наш прекрасный»; «В Рени-граде мы живем»; «Наш дорогой детский садик» и другие, в работе которых участвовали и родители, и педагоги. Целеустремленно занимались мы и физическим воспитанием ребят.
Несмотря на то, что Законом Украины «О дошкольном образовании» определена обязательность дошкольного обучения, сезонные детские садики, которых у нас четыре из десяти, закрываются на холодный период года. Происходит разрыв в системе непрерывного образования на этапе ее первичной составляющей. Кроме того, эти учреждения нуждаются в обновлении мягким инвентарем, обеспечении учебными пособиями, игровым и дидактическим материалом нового содержания. Не выполняются у «сезонников» и нормы питания. В рационе детей не хватает мяса, сливочного масла, овощей, рыбы, кисломолочных продуктов, соков. Это – проблемы, решать которые нужно уже сейчас.

В школе

Основным заданием общего среднего образования в 2003—2004 учебном году оставалось реформирование содержания общеобразовательной подготовки школьников. В учебных заведениях продолжается работа по выполнению Программы обеспечения развития и функционирования украинской и национальных языков и культур, созданы условия для обеспечения конституционного права граждан обучать детей на родном языке.
По языкам обучения школы распределены таким образом: четыре школы с русским языком обучения (СШ № 4, № 5, Нагорненская СШ, Котловинская СШ); три школы с русским и украинским языками обучения (СШ № 1 № 2, УВК г. Рени); одна школа с украинским языком, с переходным контингентом учеников (СШ № 3); две школы с молдавским языком обучения (Орловская СШ, Плавненская СШ); две школы с русским и молдавским языками обучения (Долинская, Лиманская СШ); одна школа с украинским, русским, молдавским языками обучения (Новосельский УВК «Школа 1-Ш ст. — лицей»).
На русском языке обучались 3589 учеников (57,7 процента), на украинском — 698 (11,2 процента), на молдавском — 1928 (31,1 процента).
Все школы перешли на четырехлетнее начальное обучение детей. Для этого повсюду созданы необходимые условия обучения детей с шестилетнего возраста, обеспечена материально-техническая и учебно-методическая база внедрения четырехлетнего срока обучения детей с шестилетнего возраста. Школы обеспечены новыми программами и новыми учебниками.
Основным заданием общего среднего образования в 2003-2004 учебном году оставалось реформирование содержания общеобразовательной подготовки школьников, внедрение многовариантности образовательных программ. Неотъемлемой составляющей этой работы было совершенствование сети школ с углубленным и профильным изучением отдельных предметов.
Обеспечено профильное и профессиональное обучение учеников 9-11 классов на базе городских и сельских школ района. Общеобразовательные школы № № 1,2, 4, 5 в Рени стали школами с гуманитарным и филологическим профилем, хотя те же самые школы и УВК-лицей, Котловинская ОШ имеют еще и физико-математический уклон.
На базе межшкольного учебно-производственного комбината и школ района осуществляется трудовая и профессиональная подготовка учеников 10-11 классов. На базе УПК изучаются автодело, ЭВМ, швейное дело. В сельских школах 289 учеников изучали тракторное дело, 219 учеников — швейное, 51 — машинопись, 24 — кулинарию, 8 — медицину среднего персонала.
Выполняя региональную Программу компьютерно-информационного обеспечения развития образования, еще в прошлом году приобретены 30 компьютеров для школ и один — для ЦДТ за средства райбюджета. Кроме того, получены компьютерные классы: для СШ № 1 в Рени — 11 компьютеров, для Плавненской и Орловской школ — по 9 (за счет государственного бюджета), для Лиманской — 8 (спонсорская помощь). Уже в этом году семь компьютеров приобретены за средства госбюджета для СШ № 3. Три школы – УВК и СШ № 2 в Рени и Плавненская школа подключены к сети «Интернет».
Если говорить об учебных планах и программах школ, лучше всего об их уровне свидетельствует государственная итоговая аттестация выпускников одиннадцатых и девятых классов. Качественный показатель их знаний составляет 45 процентов. Иными словами, почти половина наших школьников обладают высоким качеством знаний. Для примера и сравнения. Такой же показатель, например, во Львове составляет 42 процента, в Киеве 40-41, в Харькове он традиционно выше, но не переходит «планку» 50-ти процентов. То есть, мы реально можем говорить об уровне образования именно на уровне высоких областных стандартов.
Свидетельства о базовом общем среднем образовании получили 642 ученика, аттестаты о полном среднем образовании 604, награждены золотыми медалями 35 выпускников, серебряными — 15. Для выпускников школ с молдавским языком обучения обеспечена возможность сдать вступительные экзамены в вузы области на родном языке.
Много и плодотворно работают педагоги по выявлению талантов и направлению одаренных выпускников 9-11-х классов на обучение в Измаильский учебный комплекс «Колледж-университет Одесского национального университета имени. И. Мечникова. Таких ребят направлено туда двенадцать. В педагогический лицей и педучилище направлены по одному ученику, а пятьдесят выпускников получили направления в педагогические вузы разных степеней аккредитации.
В конце учебного года была проведена встреча выпускников школ и их родителей с представителями высших учебных заведений Одесской области. Сформирован банк данных выпускников национальных школ с молдавским языком обучения, которые поступают в вузы области межвузовскую приемную комиссию. Таких ребят у нас 31 человек.
В соответствии с приказом областного управления образования и науки, изданным в октябре прошлого года «О проведении первого-третьего этапов Всеукраинских ученических олимпиад по базовым дисциплинам», у нас были проведены олимпиады, в которых дети приняли просто-таки массовое участие. На первом этапе, в октябре прошлого года олимпиада в Рени и районе насчитывала более трех с половиной тысяч участников – абсолютное большинство всех школьников города и района. Показательно и то, что во второй этап перешли свыше тысячи учеников, а на самом ответственном третьем этапе, который определяет победителей в области, участников из Рени оказалось шестьдесят. Для города и района, одного из самых немногочисленных в области, это уже немало. Не говоря о результатах, с которыми вернулись домой эти шестьдесят мальчишек и девчонок. Они привезли с собой десять наград, заняв, соответственно, по итогам олимпиады в области, три вторых места, шесть третьих, одно четвертое. Что называется, результат красноречив.
Восемь учеников школ района приглашались к участию и в третьем главном областном туре интеллектуальных соревнований, в которых одним из победителей, завоевавших первое место, оказался Слава Шкрибляк, ученик 11 класса УВК-лицея г. Рени, а второе место заняла Ирина Шкрибляк – десятиклассница той же школы.
На базе УВК-лицея в рамках районного фестиваля молодежных объединений «Дорогу осилит идущий» состоялся второй районный интеллектуальный конкурс «Физикон-2004», в котором приняли участие свыше двухсот учеников города, района и республики Молдова (г. Кагул). 37 учеников УВК из Рени приняли участие во Всеукраинском конкурсе юных физиков «Левеня», который состоялся в апреле.
Вся эта, в сущности, скупая статистика, на первый взгляд, совершенно неброская, становится выразительной и многозначительной только в результате сравнений и сопоставлений. Оказывается, что эти сопоставления – в пользу Ренийских школьников.
Скажем так: можно ли сравнивать, например, возможности Измаила и Рени в том же образовательном процессе, или, еще больше – Ильичевска и Рени, Котовска и Рени? Понятно, такие сравнения некорректны. В тех (крупных по областным меркам) городах и собственных средств больше, и бюджетных дотаций побольше, а вот наш глубоко провинциальный район и город, по уровню общей подготовки, по интеллектуальному уровню, наконец, по уровню поступлений в вузы (в процентном соотношении) оказывается на самых передовых позициях, не уступая, а, во многом, превосходя своих соперников из тех же городов.
Причина такого явления – не в особом климате или «микроклимате», не в особой какой-то одаренности наших детей (все дети талантливы и прекрасны), причина – в тех людях, которые стоят за этими процессами, кто ежедневно и незаметно трудится дома, в учительской, на уроках, в стенах внешкольных учреждений, в кружках, группах, в самодеятельных коллективах. Это – наши педагоги, наставники ребят, которых мы все хорошо знаем, любим, ценим и уважаем. Выделить кого-то из их числа, наверное, было бы и неправильно и некорректно. Те успехи, о которых мы с гордостью сегодня говорим, это общий вклад каждого учителя и наставника в общее дело. Все мы испытываем естественное чувство гордости за своих учеников, которые и принесли нам, педагогам те скупые цифры статистики, те свои ученические победы, самые дорогие для их педагогов!

Вне школы

В течении многих лет неизменной остается сеть внешкольных заведений образования. Это - Центр детского творчества; Станция юных техников; Станция юных натуралистов; Центр туризма и краеведения.
В ушедшем учебном году была расширена сеть внешкольных заведений на селе: РЦТК, СЮН, СЮТ в Орловке, Котловине и Плавнях. На районном уровне разработаны и утверждены Программа развития внешкольных заведений района до 2008 года, Программы развития краеведения на период до 2010 года. У нас функционируют 76 кружков, групп и других творческих объединений внешкольных учебных заведений, из них 8 — научно-технического направления, 14 — эколого-натуралистского, 11- туристического, краеведческого, 2 — физкультурно-спортивного, 37 — художественно-эстетического, 4 — другие.
Станция юных натуралистов, районный центр туризма и краеведения являются активными участниками экспедиций «Сто чудес Украины»; «Красота и боль Украины».
Районная станция натуралистов награждена грамотой областного управления образования и науки за лучший научно-исследовательский участок и теплицу, а также за Первое место в акции «Посади сад» и за активное участие в выставке «Щедрость родной земли».
Конкурс-защита научно-исследовательских работ учеников-членов Малой Академии Наук — одна из форм поиска одаренных ребят. В первую неделю декабря прошлого года была проведена районная конференция МАН, в работе которой (в 18-ти секциях) приняли участие 80 учеников.
Вот – еще один пример немногословной статистики, о которой говорилось выше. И столь же красноречив итог этой статистики. Впрочем, судите сами.
54 ученика заняли призовые места, их работы были представлены в феврале 2004 года на областную конференцию МАН. 12 учеников защищали честь района: Арабаджи Ирина (Котловина), Трифонова Даниела (Новосельское), Карагяур Евгений (Рени, СШ№ З), Клошка Светлана (Лиманское), Ялома Анастасия (УНВК, Рени), Левошко Наталия (УВК, Рени), Кирияк Надежда (Рени, СШ № 2), Котляренко Андрей, Згурская Любовь (УВК, СШ№ 2, Рени), Рябченко Анастасия (СШ № 2, Рени), Терзиогло Алексей, Хайновский Владимир (УВК, Рени).
Учреждениями образования были созданы условия для эстетичного и патриотического воспитания, физкультурно-спортивной работы, содержательного отдыха и досуга детей.
Одна из наших главных задач в плоскости воспитания, — формирование гражданина и личности. Поэтому, наверное, для каждого педагога главным являются те процессы в воспитании, которые направлены, в конечном итоге к духовному возрождению нации.
Здесь особое значение имеют формы и методы работы с детьми, выявление и поддержка талантливых детей.
Для знакомства учеников с историей и культурой нашего народа, воспитания любви к своей стране были организованы экскурсии по родному Рени, в Болград, Измаил, Одессу, Львов, Ивано-Франковск, Умань, Киев.
107 коллективов и исполнителей из школ района и ЦДТ приняли активное участие в областном туре фестиваля-конкурса «Таланты твои, Украина!». 16 сборников авторских стихотворений направлены в Союз писателей. На Гала-концерт в Одессу, который состоится в октябре нынешнего года, уже приглашены трио аккордеонистов из Лиманской школы, народный танцевальный ансамбль «Опинкуца» из Орловской.
В прошлом учебном году были проведены: спортивные мероприятия по программе областной спартакиады школьников; городские конкурсы «Хочу стать мэром», «Принцесса Детства»; выставка декоративно-прикладного искусства, технического творчества, начально-технического моделирования; соревнования по начально-техническому моделированию младших школьников; районный конкурс рефератов, посвященный 190-й годовщине со дня рождения Т. Г. Шевченко.
Пять лучших работ приняли участие в областном конкурсе рефератов, посвященных 190-й годовщине со дня рождения Т. Г. Шевченко. Ученики Мечиняну Христина (Орловка) и Буценко Евгений (СШ № 1, Рени) заняли третье место в этом конкурсе, Енчу Инна (СШ№ 4) была награждена грамотой за плодотворный труд.
Для организованного начала нового учебного года создана сеть общеобразовательных и внешкольных учебных заведений. Сформирован банк данных приема учеников в первые классы с украинским языком обучения (СШ№ № 2, З, УВК, г. Рени, УВК, Новосельское). Отделом образования утверждены учебные планы, изданы распоряжения районной госадминистрации «О подготовке материально-технической базы в заведениях образования района к работе в новом 2004-2005 учебном году и в осенне-зимний период», «О проведении учета детей и подростков в Ренийском районе». Обеспечивается подготовка помещений, материально-технической базы учебных заведений к новому учебному году.
Кстати, Завершена газификация городских детских дошкольных учреждений «Ягодка», «Почемучка», газифицированы СШ№ №2, 3, 5, Орловская и Плавненская школы. В прошлом году для Лиманской школы приобретен модуль отопительной системы для работы на жидком и газообразном топливе. До конца этого года в рамках районной Программы «Региональная инициатива 2002-2006 г.» планируется газифицировать Нагорненскую школу и УВК в Рени. Для газификации УВК г. Рени оплачена проектная документация, на проведение ремонтных работ.
Районным методическим кабинетом, администрациями школ практически уже все сделано для обеспечения учеников необходимыми учебниками и учебно-методической литературой. В течение минувшего учебного года, процент обеспеченности учебниками у нас составил в среднем 90.
Особая наша забота – неустроенные и обездоленные дети. Власть много делает для таких детей, для детей и из малообеспеченных семей. Это не только подарки к каждому учебному году, например, наборы канцелярских принадлежностей, которыми мы обеспечили сто ребят. Это и помощь в приобретении одежды, на усиленное питание, на оздоровление.
Отдел образования, служба по делам несовершеннолетних, районный центр социальных служб для молодежи поддерживают тесную связь с управлениями Пенсионного фонда, труда и социальной защиты населения для своевременного оформления пенсии по потере кормильца, пособия на детей, помощи малообеспеченным семьям. Детям, которые живут в таких семьях, и, в особенности, в так называемых, «неблагополучных» семьях, оказывается гуманитарная помощь обществом Красного Креста, собираются вещи в школах района, но этой помощи недостаточно.
Не хочется говорить о тех родителях, которых общество вынуждено лишать родительских прав. Но они есть и у нас. И ни один ребенок из такой, с позволения сказать, семьи, не остался вне поля зрения наших педагогов. Все эти дети оторваны от пагубного влияния взрослых и находятся сегодня на полном государственном обеспечении. Но есть и такие семьи, которым можно и надо помочь, не прибегая к крайним мерам. Для этого городу и району нужен кризисный центр, о котором мы уже давно говорим и на что пока нет средств.
Система образования — система целостная, с позитивными тенденциями развития, имеющая у нас, в Рени и в районе значительный потенциал. Все звенья образования (дошкольное, общеобразовательное, внешкольное) являются достаточно самодостаточными и в то же время неотъемлемыми составляющими региональной системы непрерывного образования.
О том, что она у нас действительно эффективна, говорят те самые результаты, о которых мы рассказали сегодня. Но обществу и нам с вами, всем и каждому, этого мало. И этого всегда будет мало, если мы хотим не останавливаться в своем развитии если мы по настоящему хотим видеть счастливыми наших детей…
Т. Ботика,
начальник отдела образования райгосадминистрации

  • Так называемая оранжевая революции вылилась в победу на выборах, одержанную, однако, со слабым перевесом, и становится ясно, насколько длинна тень прошлого. Но у каждого изменения есть следующий день. Если изменение сопровождалось насилием, следующий день обычно бывает зловещим; если оно было мирным — наступающий день будет, скорее, грязным[...]
  • Хотя земля под нашими ногами - одна из наиболее плодородных в мире, урожайность выращиваемой на ней пшеницы оставляет желать лучшего[...]