У продавцов отменный аппетит…

У продавцов отменный аппетит…

Практически каждый месяц областная инспекция по контролю цен и качеству товаров, как областное общество защиты прав потребителей подводят итоги очередных тотальных или выборочных проверок торговых предприятий и рынков. Статистика – вещь упрямая и свидетельствует она о весьма неутешительной картине. Количество товаров низкого качества и откровенных подделок, не уменьшается. Выясняется, что не идет на убыль и «классика»: обсчет и обман клиента. Теперь это имеет отношение даже к заведениям, которые выглядят по-европейски респектабельно и призывно – супер и гипермаркетам. В «Сельпо» действительно продуктов больше, они дешевле. Но это вовсе не всегда означает, что вы действительно сэкономите на покупках, особенно, впрок, на неделю. Какие же технологии обмана используют кассиры и как уберечь свой кошелек от подобных посягательств?
Первое, непременное и постоянное условие, проявлять бдительность и не зевать. Александр М. принес домой сумку продуктов из «Сельпо» и долго проверял чек, смутно подозревая, что его обсчитали на десятку. Действительно, оказалось, за буханку хлеба было пробито 12 гривень. Вернувшись в магазин, он нажаловался менеджеру, который посмотрел в компьютер и предположил: «вместо хлеба вам случайно пробили бутылку французского вина — видите, код батона от него отличается всего на одну цифру». Если бы Александру продали бутылку дорогого вина по цене хлеба, он, может, и не возражал бы, но почему-то в магазинах такого не бывает.
— Кассир отлично знает коды и набирает, в зависимости от ситуации, код более дорогого или дешевого товара, — рассказывает Ангелина Кривенко, управляющая одного из сетевых магазинов. — Если пробивает больше — обманывает покупателя. Если меньше — действует в сговоре с покупателем и обманывает магазин.
Чем длиннее чек, тем больше вероятность, что вас обсчитали.
Люди чаще всего обнаруживают, что их обманули, только дома. Да и то, если проверяют чек. Недавно, например, в тот же сетевой магазин поступила жалоба: покупательнице пробили…16 бутылок пива, которое она не брала, поскольку не употребляет. Деньги ей вернули, но проблема в том, что в гипермаркетах люди закупают продукты на неделю, чеки метровые, проверить, соответствует ли содержимое тележки пробитому на чеке, не отходя от кассы практически невозможно.
Обманывают покупателей не только кассиры. Завешивая кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовой подложкой, которая весит 8—10 г, продавцы отпускают вам эту подложку по цене деликатеса. Когда же товар фасуется централизованно, что практикуют многие сети, обманутыми оказываются практически все покупатели: мы платим за вес упаковки как за вес продукта. И так – повсеместно, за исключением, конечно, старушки-Европы.
Интересный случай, попавший в прессу, произошел, например, в Москве. В магазинах сети «Дикс» был выявлен обсчет, который произошел в результате того, что при централизованной расфасовке продуктов была использована более толстая пленка, чем положено. Как установила государственная торговая инспекция, при масштабах сети этих магазинов только за счет толщины пленки покупатель добровольно «дарит» сети до ста тысяч долларов ежемесячно. А ведь по норме и положению толщина пленки обязательно учитывается.
Но как бы ни старались наши инспекторы, работники обществ по защите прав потребителей и добровольцы, все жалобы покупателей на обсчеты или обвесы они проверить не могут.
Скажете, а зачем же продавцу обсчитывать покупателя, если он пробивает чек и воспользоваться деньгами не сможет? Вопрос резонный. И на него есть убедительный ответ. По данным специалистов, объем краж в супермаркетах составляет около трех процентов оборота. Суммы – гигантские при всей, казалось бы, незначительности процента. И что интересно: большую часть (до 60-ти процентов) краж совершают… сотрудники магазинов.
- Самый распространенный способ воровства, которым пользуются кассиры, — это обнуление позиций в чеке до того, как он выбит. Кассир объявляет покупателю сумму, дает сдачу, удаляет сведения о проданном товаре, а потом выносит его из магазина или употребляет на месте, — рассказывает Ангелина Кривенко. — Кстати, у продавцов отменный аппетит: они постоянно поедают булки, шоколадки, сосиски, глазированные сырки, запивая их соком или колой. Разумеется, за счет заведения — товар этот они попросту воруют.
Администрация магазинов подсчитывает ущерб по пустой упаковке, которую подбирает по всему торговому залу. Сумки продавцов проверяют, самих их даже обыскивают на выходе, за ними следят системы видеонаблюдения. Но засечь воров очень трудно, особенно если они действуют в сговоре с покупателями.
- Самое страшное, когда кассир работает с партнером, — продолжает Ангелина. — Схема такая: покупатель набирает полную тележку, а кассир пробивает одну шоколадку. Потом они делят добычу. Такую операцию преступники повторяют неоднократно, магазин несет потери, несравнимые с убытками из-за воровства покупателей.
Если директорам небольших магазинов прекрасно известно, магазинный или личный сырок кушает на обед персонал, и недостачу возмещает виновный, то в гипермаркетах «издержки производства» возмещаются за счет повышения цен. В итоге, опять же, страдают покупатели.
Что делать, чтобы вас не обсчитали? Ходите по торговому залу с калькулятором и складывайте цены купленных товаров. Если сумма не совпадет с пробитой — разбирайтесь не отходя от кассы, не обращая внимание на очередь. При взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид. Когда кассир называет сумму покупок, переспрашивайте: «Сколько-сколько?»… Второй ответ часто не совпадает с первым. Если есть сомнения, что вы переплатили, не стесняйтесь попросить пересчитать: теперь это в порядке вещей. Будьте особенно внимательны, покупая несколько товаров одного наименования: при введении кода вручную вероятность обсчета резко возрастает.
Наталья Барановская

  • Прошедшие теледебаты между основными кандидатами на пост президента Украины Виктором Ющенко и Виктором Януковичем не только впервые позволили услышать основные тезисы их программ, но и разрушили несколько устойчивых мифов, которые ходили по стране несколько последних месяцев[...]
  • Киевский хозяйственный суд признал недействительной лицензию ООО "Студия "1+1", удовлетворив иск компании "АИТИ", заявил член Нацсовета по телевидению и радио Виктор Лешик[...]