№7(53) 15 февраля 2002 года


Взорвали кафе, чтобы… торговать на рынке

Кафе "Авион" рядом с Одесским международным аэропортом взорвали 16 января двое офицеров запаса Вооруженных Сил Украины 1964 и 1965 г. р. Совместными усилиями работников милиции и СБУ 10 февраля в Одессе оба были задержаны. Об этом на пресс-конференции сообщил начальник Управления Министерства внутренних дел в Одесской области генерал-майор Юрий Ивушкин.
По его словам, в поисково-следственных мероприятиях участвовали 300 одесских и более 50 киевских сотрудников милиции и СБУ. Их действия координировали заместитель государственного секретаря МВД Украины Юрий Черкасов и начальник Главного управления угрозыска МВД Украины Владимир Евдокимов.
По словам Ю.Ивушкина, задержанные уже признались, что намеревались путем шантажа руководства одесской авиакомпании "выручить" средства на приобретение торгового контейнера на одесском оптовом рынке "Авангард". Для этого приобрели взрывное устройство, взрывчатку и 16 января предупредили по телефону администрацию аэропорта, что самолет "Одесса-Вена" заминирован, и если им не будет выплачен 1 млн. грн., то авиалайнер подорвут в воздухе. Однако взрывчатка на борту лайнера не была найдена и шантаж "не прошел".
Один из задержанных, уточнил В.Евдокимов, в совершенстве знал взрывное дело. Оба задержанных здоровы, не страдают расстройством психики, хотя психиатрическая экспертиза назначена. По словам В.Евдокимова, для раскрытия теракта работники правоохранительных сил обошли 22,5 тыс. одесских квартир. Вследствие контактов с жителями города и публикации фотороботов в милиции в конечном итоге раздался звонок одного из жителей, который содействовал задержанию подозреваемых.
Как сообщалось ранее, Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту взрыва, произошедшего 16 января в кафе "Авион" вблизи Одесского международного аэропорта, а также по факту анонимного сообщения о заложенном взрывном устройстве в помещении аэровокзала и в самолете "Австрийских авиалиний", вылетавшем по маршруту "Одесса-Вена".

Молдова отдает дорогу

Молдова передала Украине участок автомобильной дороги Одесса - Рени. Сегодня министр транспорта Молдовы Анатолий Купцов вручил министру транспорта Украины Валерию Пустовойтенко акт о передаче в собственность нашей страны автомобильной дороги Одесса - Рени в районе населенного пункта Паланка.
Во время встречи делегации Республики Молдова, во главе с министром транспорта этой страны с министром транспорта Украины по просьбе молдавской стороны, Валерий Пустовойтенко отметил, что это решение молдавской стороны будет содействовать налаживанию более тесных и взаимовыгодных контактов между обеими странами в отрасли транспорта, сообщает пресс-служба Министерства транспорта Украины.
В апреле нынешнего года двухсторонняя экспертная группа по дороге Одесса - Рени по обоюдному согласию отработает вопросы содержания двух мостовых переходов и порядок пересечения границы гражданами Украины и Молдовы.
Кроме того, в ходе встречи стороны обсудили ряд важных вопросов двухстороннего сотрудничества в отрасли транспорта. По просьбе министра транспорта Молдовы Украина рассмотрит вопрос об увеличении транзита по территории Украины автомобильных грузов из Молдовы, а также порядок прохождения гуманитарных грузов.
Участники переговоров также договорились отработать тарифную политику при железнодорожных перевозках, в частности, вопрос снижения ставок на железнодорожные перевозки черных металлов, угля, кокса и минеральных удобрений по территории Украины и Республики Молдова в направлении порта Рени.
Министр транспорта Молдовы по предложению Валерия Пустовойтенко рассмотрит возможность более эффективного использования мощностей Ренийского морского торгового порта.
СПРАВКА. Передача в собственность Украины участка автомобильной дороги Одесса Рени в районе населенного пункта Паланка предусмотрена дополнительным протоколом к Договору между Украиной и Республикой Молдова и Соглашением между Кабинетом Министров Украины и Правительством Молдовы о режиме использования участка автомобильной дороги Одесса - Рени.
Протяженность участка автодороги Одесса - Рени, которую передали на баланс администрации автомобильных дорог Одесской области, - 7,7 км.

В Европу - только с Россией

"Европейский выбор Украины созвучен позиции России - убежденного сторонника европейской интеграции". Об этом Президент Украины Леонид Кучма сказал в интервью российской газете.
Президент Украины напомнил, что в последнее время Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно говорил о европейском выборе России, поэтому "наш общий вклад в создание единой Европы - дальнейшее укрепление добрососедских отношений между странами". Несомненно, убежден Л. Кучма, этому будет способствовать и проведение года Украины в России, и года России в Украине.
Говоря о состоянии отношений между Украиной и Россией, Л. Кучма отметил, что "они приобретают именно те черты, которые должны быть присущи отношениям между двумя соседними государствами, соединенных огромным количеством тесно переплетенных исторических, культурных и хозяйственных связей. Это отношения стратегического партнерства, добрососедства, взаимовыгодного и заинтересованного сотрудничества. И Украина, и Россия готовы идти на разумные компромиссы ради достижения конкретного взаимовыгодного результата".
Кучма напомнил, что в прошлом году он 9 раз встречался с В. Путиным на высшем уровне, а это значит, считает Президент, что "идет совместный поиск решения проблем, конструктивный диалог". При этом, по словам Л. Кучмы, уделяется внимание не только вопросам двусторонних отношений, но и намечаются пути взаимодействия на международной арене, общего противостояния вызовам и угрозам современности".
Говоря о своем предстоящем визите в Россию, Президент Украины пояснил, что Тюменская область выбрана для первого визита в начавшемся году Украины в России по многим причинам. Как считает Президент, этот регион интересует Украину прежде всего потому, что более 90% российского газа и практически 2/3 всей российской нефти добывается именно там. Но, как заявил Л. Кучма, "мы смотрим на это не только с потребительской точки зрения. Украина может предложить взаимовыгодное сотрудничество, наладив поставку своих товаров и услуг для более эффективного освоения этих природных богатств и их реализации".
Как считает украинский Президент, нам важно создать благоприятный климат для работы, в чем заинтересованы и украинцы, и россияне. Необходимо "активизировать сотрудничество на межрегиональном уровне, в том числе в рамках производственной кооперации, возобновить технологические связи, задействовать потенциал украинских предприятий и институтов для развития геологоразведки, дать дополнительный стимул уже существующим двусторонним экономическим программам взаимного привлечения инвестиций", отметил Л. Кучма.
Он также напомнил, что в этом регионе проживает большая украинская диаспора, а также находится значительное количество временно работающих граждан Украины. Их волнует множество вопросов, прежде всего социальных решений, которые нужно искать вместе с российской стороной, сказал глава украинского государства.

Арестован заместитель начальника Управления налоговой милиции Житомирской ГНА

В Житомире разоблачена коррумпированная группа, в состав которой входят работники коммерческих структур нескольких областей (Житомирской, Киевской, Херсонской, Винницкой, Хмельницкой, республики Крым) и должностные лица Житомирской государственной налоговой администрации, сообщили источники в правоохранительных органах. Члены группы обвиняются в подделке документов, мошенничестве, злоупотреблении служебным положением и взяточничестве.
По делу проходит около 20 лиц. На сегодня арестовано шестеро человек, для четырех избрана предохранительная мера - подписка о невыезде. Принимаются меры относительно установления и задержания других участников группы.
Житомирская областная прокуратура подтвердила факт возбуждения ею уголовного дела. По информации прокуратуры, среди арестованных - заместитель начальника Управления налоговой милиции Житомирской ГНА.
По предварительным данным, члены преступной группировки подделывали документы, используя фальшивую печатку Симферопольской парфюмерной фабрики. Это давало им право на приобретение спирта без уплаты акцизного сбора. За взятки был получен этиловый спирт, раньше конфискованный отделом налоговой милиции г. Бердичева на общую сумму свыше 300 тысяч гривен.
Кроме того, должностные лица Житомирской государственной налоговой администрации подозреваются в том, что они помогали продавать конфискованные мясопродукты (куриные окорока, сало и др.). Для уценки делались заключения, что данные мясопродукты пригодны только для корма скоту. После этого мясо продавалось по рыночным ценам, а разница в оплате шла на взятки налоговикам. Таким образом, было реализовано свыше 10 тонн мяса.
Установлен также факт злоупотребления служебным положением чиновника на высокой должности Житомирской областной налоговой милиции. Он незаконно приобрел в одном из магазинов Житомира запчасти к иномарке на сумму до 1 млн. грн.
Во время обысков по месту проживания арестованных изъяты документы, которые подтверждают незаконную деятельность группировки. В частности, найдены фальшивые печатки, которые были спрятаны у двигателя машины и под собачьей конурой.
Расследование дела продолжается.
Оксана Рябчун

На Ющенко надевают
шапку Чорновола

Рухи считают, что они сделали Виктору Ющенко предложение, от которого он не сможет отказаться. По мнению НРУ и УНР, пост главы единого Руха - это и есть розовая мечта панукраиниста номер 1. Но у Виктора Андреевича, на это счет есть "особое мнение"…
Вновь воскресив тему собственного объединения, НРУ и УНР решили внести изюминку в эту новость не первой свежести (напомним, что объединение в торжественной обстановке было запланировано на День Соборности 22 января, а потом отложено "по техническим причинам"). И этой изюминкой, по их мнению, и должно стать явление руховца Ющенко.
Как сообщили Костенко и Удовенко, Рух должен возглавить молодой, перспективный и харизматический политик. Костенко при этом напомнил, что Ющенко предлагали возглавить объединенный Рух еще в мае прошлого года. Но тогда этот вопрос не был решен положительно, поскольку началось создание блока "Наша Украина". Теперь же, самое время вернуться к этому вопросу, и 16 февраля на альтернативной основе выбрать Ющенко лидером Руха. И повесить на него все проблемы и "терки" по поводу истинной правоверности и первородности в национал-демократическом лагере. А еще - конфликты между регионалами УНР и НРУ, из которых далеко не все охвачены жаждой объединения (это признал и сам Удовенко), а также прочие свои проблемы, которые так и не смогли решить сами.
Тема объединения НРУ и УНР с сарказмом комментируется в третьем элементе некогда единого Руха - бойковского НРУ(е). По словам одного из лидеров блока Бойко Георгия Филипчука, если бы Народный Рух Украины (лидер - Геннадий Удовенко) и Украинский Народный Рух (лидер - Юрий Костенко) провели, как и обещали 22 января объединительный съезд, то он превратился бы в бурное и некрасивое выяснение отношений между двумя партиями. Филипчук напомнил, что в проходной части избирательного списка блока Виктора Ющенко нашлось место всего лишь 15 членам НРУ и УНР. И, по его мнению, это обстоятельство стало бы источником неслабых трений между Рухами в случае проведения объединительного съезда двух партий.
Сам Ющенко пока по поводу видения себя во главе единого Руха не высказывался. Однако он много раз говорил о необходимости формировать свою единую партию и при этом никогда не указывал, что эта партия будет новым Рухом на основе подразделений Удовенко и Костенко. Наоборот, Ющенко постоянно говорил о необходимости максимально широкого объединения правоцентристских сил и не изъявлял чрезмерного желания залезать в руховскую раковину. Более того, он так и действовал, разбавляя "свідомих" национал-демократов столь же прагматичными бизнесменами. В противном случае возникает вопрос: зачем было водить свою коалицию полгода по предвыборной пустыне для того, чтобы опять вернуться в руховский Египет? По мнению большинства политологов, амбиции у Ющенко гораздо больше, чтобы претендовать лишь на лавры Чорновола и в прокрустовом ложе Руха им явно не уместиться.
Алексей Кордун, директор Международного института сравнительного анализа:
-- Для самого Ющенко в принятии этого решения много будет зависеть от результатов выборов. Ведь сегодня рейтинг самого Виктора Андреевича намного выше, чем даже рейтинг объединенного Руха. В случае, если благодаря своему имени Ющенко наберет 10% а то и больше, думаю, он будет иметь возможность выбирать среди многих партий.
Без сомнения, с точки зрения украинских национал-патриотов такой союз был лучшим результатом этих выборов. Во всяком случае, авторитет такой объединенной структуры, возглавленной Ющенко, был бы чрезвычайно высоким, во всяком случае некоторое время, пока бы они не начали опять ссориться и распадаться. Но экстраполируя поведение в прошлом Виктора Андреевича на подобные ситуации, я думаю, что он будет тянуть с ответом вплоть до конца выборов. Пока что он проходит в значительной степени как независимый незаангажированный политик, который объединяет силы национально-демократического направления. И сейчас разрушить этот имидж и отдать преимущество какой-то конкретной политической силе было бы неумно.
В пользу фигуры Ющенко на председателя Руха играет немало факторов. Во многом это диктуется как политическими амбициями руководителей обоих рухов, так и определенными проблемами межличностных отношений. Не учитывая, что они на людях демонстрируют взаимную приязнь, эти проблемы в них действительно существуют. Есть проблемы и в объединении на межорганизационном уровне. Думаю, что безболезненно этот процесс объединения не пройдет.
По моему мнению, он вообще маловероятный. Конечно, такая фигура, как Ющенко, могла бы объединить по принципу - ни вашим, ни нашим, то есть как третье постороннее лицо или третейский судья. Но здесь следует учитывать и особенности ведения избирательной кампании блоком Ющенко. Думаю, что такого объединения под эгидой Ющенко пока что не будет.
Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова:
- На мой взгляд, Ющенко отвергнет такие предложения. Ведь сегодня он является лидером блока "Наша Украина", который объединяет значительно больший круг партий. Именно в этом была изюминка этого проекта - чтобы непартийный лидер возглавил блок партий. Кроме того, он и так уже загнал себя в угол правоцентризма только Западной Украины. Если Ющенко возглавит Рух, он еще больше будет ассоциироваться с Западной Украиной, что не позволит ему стать общенациональным лидером.
Андрей Миселюк

Конец поручика Ржавского

Кавалерийской атаке лихого гусара Ржавского на регалии маршала "Нашей Украины" Ющенко положил конец внешне мирный человек г-н Рябец. Отказ ЦИКа пропустить блок Ржавского стал первой громкой победой в борьбе с клонами, которая ведется на партийных и мажоритарных фронтах.
С остальными клонами и двойниками вопрос решался попроще - их просто "просили" сменить название. В итоге блок "Радуга и "зеленые экологи" потерял экологически-зеленый хвост и стал чистым атмосферным явлением, то бишь "Радугой". Блок "Женщины за будущее детей" также предпочел сменить название, чем совсем исчезнуть с избирательной беговой дорожки. После решения Шевченковского суда Киева, который 5 февраля признал недействительным решение съезда блока в части его названия, появился блок Украинской партии и Всеукраинской партии межнационального взаимопонимания "Новый мир".
Тем не менее, вопрос с мажоритарной гвардией уже несуществующего блока Ржавского остается открытым. И их судьба в руках господина Рябца. Член ЦИК Ярослав Давидович объяснил, что блок "За Ющенко" создан с нарушением избирательного законодательства. И, поскольку он не приобрел статус субъекта избирательного процесса, он не может выдвигать кандидатов в народные депутаты. Отвечая на вопрос Ржавского о судьбе кандидатов от блока, зарегистрированных в одномандатных округах, глава ЦИК Михаил Рябец заявил, что "все другие вопросы также будут решаться Центризбкомом".
Сергей Макеев, Институт социологии:
- Исходя из логики предвыборной игры, можно было бы, наоборот, полагать, что существуют политические силы, которые заинтересованы в том, чтобы блок Ржавского был зарегистрирован и помочь ему в участии в избирательной кампании. Это делается и с целью попить крови Виктору Андреевичу, а заодно массово поэксплуатировать все еще высокий рейтинг личного доверия Ющенко. И такая задача могла вполне проговариваться определенными политическими субъектами. Поэтому мне не представляется, что решение о не регистрации блока Ржавского было политическим. Скорее всего, там все-таки были значительные отклонения от норм, установленных законом о выборах. В частности, это видно и по трем женским организациям. Одну, правда, заставили изменить название на более отдаленное от фаворита нынешней избирательной кампании, но, тем не менее, допустили к участию.
Роль клонов в нынешних выборах не надо переоценивать. На самом деле я убежден, что наш избиратель хорошо научился отличать естественно возникшие и развившиеся политические организмы и их клонированные дубликаты. Все эти коммунистические партии и рухи вряд ли могут рассчитывать на более чем 1% голосов избирателей. По крайней мере, об этом свидетельствуют все социологически опросы. Поэтому это проблема не столько избирателей, сколько этики, правил и норм поведения в нашем политикуме тех, кто претендует на звание политического деятеля.
Александр Вишняк, директор независимой фирмы "Ukrainian sociology service":
- Ситуацию с Ржавским нельзя считать решением ситуации с клонами, потому что клонирование имен существовало и будет существовать, хотя влияние от клонирования становится все меньше. Более того, от клона Ржавского выиграл только блок Ющенко. Ведь 2-3 недели информационной войны привели к росту и личного рейтинга Ющенко, и рейтинга блока. Не знаю, имеет отношение сам Ющенко к этому плану, или нет, но он единственный, кто выиграл в этой ситуации.
Со стороны ЦИК это было решение политическое, но обставленное как юридическое. У нас любое политическое решение может быть обставлено как правовое, потому что большинство блоков, партий и кандидатов юридически неграмотны. А законы о выборах очень запутанные. Тем более, так как демонстративно это делал Ржавский - здесь не нужно было долго искать нюансы. Во-первых, на съезде, который утверждал список и решение, не было представителя ЦИК, его пригласили не по тому адресу. Во-вторых, Ржавский арендовал зал в Доме учителя только на 2 часа, и съезд заканчивался на улице у памятника Грушевскому. И где-то по дороге потерялась одна партия, которая будто бы была на съезде, голосовала, но в бумагах, представленных ЦИК, ее нет. Поэтому я допускаю, что это делалось специально. Ржавский понимает, что все равно ему нужно сниматься, а на этом он себе сделал пиар - его сняли, но еще по будто-то политической мотивации.
На самом деле Ржавский у Ющенко ничего не забирал, Ющенко даже выиграл от его присутствия. А вот с женщинами, которых в лицо никто не видел, ситуация более сложная, она могла существенно повлиять на показатели одного из лидеров избирательной гонки - "Женщин за будущее". В этом случае прорежимный блок проигрывает. Мы имеем дело с тремя виртуальными партиями, поэтому перед электоратом они в равных условиях, хотя не в равных финансовых и административных условиях.
Вряд ли эти выборы выработают какое-нибудь предохранительное средство от клонов. Ситуация абсолютно бесконтрольная.
Тарас Чорновил, фракция "Реформы-конгресс":
- Это решение принято как раз не на политической основе, а на юридической. Политический вариант уже почти потерпел фиаско, поскольку Ржавский сумел найти еще одного Ющенко и формально ситуацию загладил. Так же - когда я собирался судиться с блоком Народный Рух Украины, они отыскали моего брата, который никогда не вспоминал, что он Чорновил, никогда не намекал, что будет заниматься политикой и даже не интересовался обстоятельствами гибели отца. Т.е. момент страхования случайными фамилиями спасает от юридической ответственности в политическом контексте.
В случае снятия блока Ржавского сыграли роль чисто формальные нарушения относительно проведения даты съездов. И это был единственный вариант. Все клоны настолько по-дружески были запущены в этой избирательной кампании, что я почти убежден: это решение исходило из одного центра. И этот центр, судя по всему, имел влияние и на ЦИК, и на органы правосудия. Поэтому блок Ржавского сняли вопреки политическим настроениям, которые начали доминировать в нашем государстве. И дело не в том, сколько процентов мог бы "откусить" Ржавский. Дело - в политической дезориентации, я бы сказал - деморализации избирателя. Ведь избиратель, когда идет на выборы, хочет почувствовать, что он принимает участие в реальном, позитивном, приемлемом для него процессе. Когда этот процесс превращается в клоунаду, очень многие люди просто не хотят идти на выборы. Я имею пример из своих довыборов, когда применялось также довольно много грязных технологий, и это отбило у людей желание просто идти на выборы. Я победил, но оппоненты добились одного - явка в моем округе была 25%. И это в Западной Украине, где наивысшая явка в стране. То же самое может произойти на этих выборах. По мажоритарным округам - это никакого значения не имеет. Но по пропорциональной составляющей, когда придет на участке голосовать меньшее количество людей, это очень отразится на результатах.
Михаил Ратушный, народный депутат, фракция УНР:
- Живя в состоянии перманентного абсурда, общество и государство не видят абсолютных вещей. Нужно было, чтобы приехала Пола Добрянска. Ржавский - человек, который не имеет никакого отношения к Ющенко. Что бы светило такому политику - уже не говорю об Америке или Европе - а даже в Польше или Чехии? Он бы был раз и навсегда отброшен на задворки политической жизни. А у нас это можно. Задействуются деньги, люди судятся. Т.е. либо Украина станет серьезной государственной, либо она все время будет маргинальный политической системой, где можно будет использовать такие варварские схемы.
С политической точки зрения все понятно - клонирование, использование, фактически - кража - имени Ющенко, это попытка по-воровски занять место в политике.
Это все характеризует политическую культуру общества, характеризует ее как абсолютно недоразвитую. В это уже не играют даже в Таджикистане.
А относительно дальнейшей политической карьеры Ржавского... Понимаете, одноразового пользования хорошего качества бывает только одна вещь. А политиков такого качества используют по несколько раз.
Александр Чорноволенко, фракция НРУ:
- Это - абсолютно нормальное правовое решение. Потому что политическая система не может приобретать очертаний абсурда. А когда создается блок только с единственной целью - отобрать голоса у другого блока, и это, в принципе, ни от кого не скрывается, то, очевидно, это лишает избирателей возможности сделать правильный выбор. Фактически, действия Ржавского были направлены на срыв избирательного процесса, на то, чтобы не дать людям засвидетельствовать свое волеизъявление.
С таким же успехом можно было "сделать" десятки партий, и тогда вся демократическая система будет разрушена. Т.е. Ржавского можно обвинить в попытке разрушить демократическую систему, т.е. в грубом нарушении Конституции. Поэтому действия ЦИК абсолютно правильны.
Андрей Миселюк

Такие сладкие
десять миллионов

Сейчас в Одесском порту стоит "Монарх" - судно, на борту которого находится 35 тысяч тонн сахара-сырца на сумму около 10 миллионов долларов, прибывшего по контракту на адрес ООО "Пульс".
Начатое еще 3 января Черноморской региональной таможней оформление груза до сих пор не закончено. Почему? Первое, что можно утверждать с уверенностью, - таможня в очередной раз начала "мероприятия" по отношению к горе-СП. А руку на "Пульсе" таможня держит с момента его появления в поле зрения.
Проводимое "мероприятие" вкратце можно описать так.
Все требования по предоставлению документов и уплате платежей выполнены. Товар проверен по количеству и качеству. На декларациях стоят штампы "Уплачено" и "Под таможенным контролем". Для окончания оформления остается внести декларации в реестр и заверить овальной номерной печатью инспектора таможни. До конца дня судно поставлено к причалу. Но…
Но вместо ожидаемой овальной печати таможня на следующий день потребовала произвести разгрузку судна (напомним, не много не мало -- 35000 тонн). А в соответствии с положениями законодательства таможенные органы могут требовать только фактической доставки груза в зону таможенного контроля, что в данном случае является постановкой судна к причалу.
К слову, отгружать сахар можно только в вагоны, что предусматривает немедленный вывоз товара, а вывоз товара за пределы зоны таможенного контроля возможен только после окончания его таможенного оформления.
Напрашивается вопрос: как можно произвести выгрузку по требованию таможни, если такая выгрузка возможна только после окончания таможенного оформления, в котором сама же таможня и отказывает? А талон отказа в таможенном оформлении ООО "Пульс" ожидает по сей день.
Решением суда от 14 января 2002 г. описанные выше действия таможни признаны незаконными. Суд, допустив немедленное исполнение решения, обязал таможню закончить оформление сахара-сырца. Как показывает практика, решения суда таможня исполнять никогда не торопится. И решение от 14.01.2002 г. - не исключение. Что там вспоминать положения Конституции об обязательности решений суда для всех, о том, что должностные лица должны действовать на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией. Ведь груз такой сладкий и проще составить протокол о нарушении "Пульсом" таможенных правил ("…співробітниками митниці було встановлено, що на підставі листа №*** УСБУ в Одеській області вищезазначена фірма-постачальник вантажу не зареєстрована в США…"), предусмотренных ст. 115 ТК и предписать, что сахар-сырец в количестве 35 тонн подлежит изъятию, да и быстренько возбудить уголовное дело "..по факту виявлення контрабандного переміщення…"
Реакцию фирмы поставщика - ГОЛДЕН ГРУП ЛТД. КО - комментировать довольно трудно. Да и как ей реагировать, если таможня сказала, что такой фирмы нет. Хотя сертификат, заверенный госсекретарем штата Арканзас Шэроном Пристом, свидетельствует об обратном: GOLDENT GROUP LTD.CO основана в соответствии с законами штата Арканзас 30.04.2001 г.
А время идет, груз стоит, убытки неумолимо растут. На сегодняшний день они уже достигают двух млн. грн. Ведь только пришвартовка судна обходится почти в 20 тыс. долларов, а на сегодняшний день их были вынуждены произвести две, да каждый день простоя груза обходится приблизительно в 40 тыс. грн. В какую сумму выльется описанный беспредел, трудно представить.
Незаконность действий таможни настолько очевидна, что поражает, с какой настойчивостью они продолжаются.
Жалоба с просьбой принять меры по прекращению дальнейшего нарушения Черноморской региональной таможней законодательства Украины направлена в Генеральную прокуратуру Украины.
Владимир Якименко

Россия защищает свои интересы,..
в отличие от Украины

Министерство по вопросам атомной энергии России подтвердило сообщение о повышении цен на ядерное топливо для украинских АЭС, а также на вывоз в Россию и утилизацию украинских ядерных отходов. Начиная с этого года российское ядерное топливо вырастет для Украины в цене на 10 процентов, а услуги по утилизации отходов - на 60 процентов.
В то же время, по словам руководителя управления общественных связей Минатома России Николая Шингарева, украинско-российские переговоры на эту тему продолжаются и стороны, надеется спикер Минатома России, найдут в конце концов компромиссное решение. Поэтому упомянутые им цифры не являются окончательными. "Нынешнее повышение цен - прибавил он - отображает тенденцию приближения их к мировому уровню. Но даже и новые цены ему еще не будут отвечать" - подытожил Николай Шингарев.
Напомним, что за покупное ядерное топливо для украинских АЭС "Энергоатом" рассчитывается преимущественно заемными ресурсами, взятыми у Ощадбанка. Его задолженность перед банком в 2001 году выросла минимум на 100 млн. гривен и перевалила за 300 млн. гривен.
По итогам 2001 года ГП "Энергорынок" оплатило "Энергоатому" около 57% произведенной им электроэнергии.
Анатолий Кинах, премьер-министр Украины:
-Документального подтверждения российской стороны мы пока не видели. Могу лишь сказать, что в условиях 2002 года Украина не будет искать альтернативных источников для закупки ядерного топлива.
Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических программ имени Александра Разумкова:
-Между партнерами часто возникают проблемы. Однако если один из них монопольный производитель товара, то для крупного потребителя, полностью от него зависящего, проблемы будут возникать регулярно. А мы на 100% зависим от поставок свежего топлива из России, переработка этого топлива тоже на 100% российская. Это монополия, которая хочет заработать.
Сегодня в России существуют как объективные, так и субъективные причины роста цен на свежее топливо и переработку отработанного. Из объективных можно выделить такие. Во-первых, это то, что в России дорожает производство отдельных составляющих ядерного топлива. Второе - растут расходы на экологию, на безопасность. В-третьих, Россия достраивает у себя 2 блока АЭС. Кроме того, за пять лет она намеревается построить у себя 4 новых атомных станции.
К субъективным причинам относится то, что Россия является монопольным поставщиком ядерного топлива и его монопольным переработчиком. А любая монополия стремится повысить цены и ей очень трудно противостоять. Во-вторых, бюджет России значительно зависит от продажи нефти. А после 11 сентября цены на мировом рынке упали примерно на 25%. То есть повышение цен в сфере ядерной энергетике может частично возместить убытки от падения цен на российскую нефть.
Кроме того, Украина очень долго пытается наладить выпуск ядерного топлива. Для этого было создано российско-казахско-украинское СП. Но никаких реальных сдвигов в этом направлении пока нет и ожидать топлива в ближайшие 3-4 года не приходиться. Это подтверждение той же монополии России в данной сфере. В России прошла смена руководства, верхнего звена топ-менеджмента в ядерной энергетике. А новая команда пытается показать свою значимость и предлагает такие решения добычи денег достаточно легким способом.
Я надеюсь, это не окончательное решение. Если такое решение будет принято, то Украина будет ежегодно переплачивать около 50 миллионов долларов. Это может привести к нарушению ритмичности поставок свежего топлива. Понятно, что будут задержки с перегрузкой топлива, пуском наших украинских блоков, проблемы для энергетики Украины. Также могут уменьшиться поступления на достройку двух блоков - Ровенской и Хмельницкой АЭС. В принципе можно еще бороться за отстаивание цен и может быть удастся договориться о меньшем повышении цен на свежее топливо.
Мы не застрахованы от подобных ситуаций в дальнейшем, пока не создадим рынок - как в газовой сфере, так и о поставках нефти, в ядерной энергетике. Если не будет конкурирующих поставщиков, мы будем постоянно страдать от ничем не аргументированного повышения цен. В принципе, у нас был совместный проект с американской фирмой "Вестингауз", где американцы изучали возможность поставки американского топлива. Но пока что присутствие этого проекта не ощущается в Украине. Это мог бы быть альтернативный вариант поставки ядерного топлива. Тогда можно было бы торговаться.
Юрий Самойленко, председатель парламентского комитета по вопросам экологической политики:
- Россия предприняла абсолютно прогнозированный шаг. Это связано с тем, что в мире проблема отработанного ядерного топлива не решена. А когда она не решена, когда территория государства загрязняется, значит, нужно за это платить.
Какие в этом направлении возможны шаги Украины? Искать возможности хранить на собственной территории? Насколько это целесообразно? Имея сибирские пространства - это можно себе позволить. А в густонаселенной Украине этого делать нельзя. Вы знаете, как были восприняты предложения по захоронению в соляных шахтах Донецкого региона. Или в Павлограде - когда мы попробовали разбирать там ракеты. Население Украины абсолютно не воспринимает возможности захоронения отходов на территории нашей страны. Это не только чернобыльский синдром, просто люди знают правду - какой вред может быть от этих захоронений.
Наши шаги возможны только в одном направлении - сокращать производство электроэнергии, сокращать количество ядерных реакторов, которые продуцируют все новые и новые радиоактивные отходы. А сами станции имеют соответствующие барьеры защиты и они могли бы на определенное время - на 50, 100 лет - служить теми объектами, где можно было бы хранить эти отходы. А если мы будем продуцировать новые и новые отходы, конечно, России нужно будет платить немалую цену.
Сергей Курыкин, министр Министерства экологии и природных ресурсов:
- Если смотреть с позиций интересов государства, то вынужден отметить, что Россия в очередной раз показала, что она действует в первую очередь в собственных национальных интересах. И мы должны бы учиться у России защищать свои национальные интересы.
Могут ли быть какие-то адекватные шаги со стороны Украины - с тем, чтобы как-то смягчить влияние этой российской акции на наши интересы? Об этом должны думать сейчас представители тех ведомств, которые непосредственно причастны к решению данных вопросов. Я считаю, что, в любом случае, в первую очередь мы должны занимать активную позицию, так или иначе искать какие-то альтернативы, а не просто принимать тот способ действий, который нам предлагается.
Михаил Павловский, народный депутат, фракция "Батькивщина":
- В Украине запланировано построить комплекс "Вектор" по переработке и хранению отработанного ядерного топлива. Но его строительство финансируется недостаточно. Поэтому решение России будет хорошим толчком, дабы ускорить это строительство. Более того, это будет толчком для того, чтобы использовать наработки, осуществляющиеся в моем институте - в "Киевской политехнике". Там уже разработаны роботы, которые умеют работать с радиоактивными отходами. "Вектор" строится в Чернобыльской зоне, его основная функция - переработка отработанных твелов.
В следующей ВР нужно ставить вопрос о создании отдельной программы обращения с радиоактивными отходами. Россия делает правильно - зачем им чужие радиоактивные отходы?
Европа, между прочим, тоже хранит у себя эти отходы. А Швеция решила проблему, расположив постоянное хранилище на дне Балтийского моря, в большой монолитной скале. В Украине также есть районы, которые - по своим технологическим характеристикам - позволяют размещать там отходы. Таким образом, нужно просто ускорить строительство на их территории.
Юрий Костенко, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам энергетического комплекса:
- Эта ситуация ярко свидетельствует, что монопольная зависимость - то ли от поставок энергетических носителей, то ли от обращения с отработанным ядерным топливом - всегда ведет к огромным экономическим потерям.
Еще в 93-м году была разработана комплексная программа создания отдельных элементов ядерно-топливного цикла в Украине, которая предусматривала строительство предприятия по производству ядерного топлива, а также строительство временных хранилищ для хранения отработанного ядерного топлива. Что бы позволяло 50 лет отработанные отходы безопасно содержать в специальных контейнерах. А за это время планировалось построить уже национальное хранилище для отработанных ядерных материалов. Потому что без этого мы не решим проблему по существу. Ведь известно, что после переработки твелов наиболее опасный сухой остаток все равно поступает на пожизненное хранение в Украину. Т.е., Украина будет дважды платить - при чем, выше мировых цен - за отношение к отработанному ядерному топливу.
Есть ли выход из ситуации? На площадке ЗАЭС уже построены контейнеры для хранения отработанного топлива, так называемые сухие хранилища, которые позволяют 40 лет это топливо безопасно удерживать в контейнерах. И все, что нужно Минтопливэнерго - эту технологию распространить на другие станции, и таким образом решить эту проблему. При соответствующем обеспечении, эту работу можно выполнить за несколько лет.
Игорь Маскалевич, экономический обозреватель еженедельника "Зеркало недели":
-Напомню, что с 2000 года Украина получает из России свежее ядерное топливо со скидкой в 28%, введенной благодаря тому, что Украина в том самом году перешла практически полностью на денежную форму расчета, сохранив небольшой бартерный процент. У "Энергоатома" топливная составляющая равняется 25-30% (0,3-0,4 цента за киловатт-час) из общего тарифа на уровне 1, 6 цента. В результате российских решений получаем 0,3 цента роста тарифа.
С другой стороны, в деньгах цена вопроса составляет 25-30 дополнительных миллионов долларов. Напомню, что кредиторская задолженность "Энергоатома" перед Ощадбанком сегодня доходит примерно до 60 млн. долларов. Кроме того, ГП "Энергорынок" задолжало "Энергоатому" 6,3 млрд. гривен, что эквивалентно 8-9 месяцам бесплатной работы. Поэтому сейчас компания запросто может попасть в кредитную пирамидку, когда старые кредиты будет гасить за счет новых.
Хотя думаю, что банкротство "Энергоатома" маловероятно, поскольку это является чисто политическим вопросом.
Что же касается повышения стоимости хранения отходов, то мы пока что платили около четверти от мировой цены - около 250 долларов вместо 1000 долларов. У нас еще большие перспективы.

Альтернативы нынешнему мэру нет -
так считает коллектив
АО "Ренийский мясокомбинат"

Выдвижение кандидатов в депутаты, пожалуй, самый ответственный этап в предвыборной кампании, поскольку он определяет претендентов на мандат народного доверия. За каждое место в местном органе власти изъявляют желание побороться по несколько жителей города, особенно заманчивой для многих является должность городского головы, который в соответствии с действующим законодательством, избирается всенародно. Многие коллективы избирателей решили выдвинуть на эту должность нынешнего мэра С.С. Колевича. Одними из первых провели собрание, на котором присутствовало более 50 человек, работники Акционерного общества "Ренийский мясокомбинат".
Директор комбината А.А. Усамов отметил, что лично он не видит альтернативы сегодняшнему голове.
-Не знаю такого другого человека, который так искренне и с такой энергией отстаивал бы интересы города и его жителей, - отметил он. - Все мы помним, каким был Рени четыре года назад. Будто разрушитель по нему прошелся: ни одной дороги без ухабов, выбоин. И вы помните, что, став городским головой, Сергей Степанович сразу, без раскачек взялся за решение этого вопроса. И если раньше со стороны Измаила въезд в город создавал о нем впечатление как о забытом и заброшенном, то сейчас не стыдно привозить в Рени гостей. Прямо с въезда, по которому, как правило, складывается первое и самое верное впечатление о городе, открывается ровная дорога, аккуратные бордюры, тротуары, зеленые насаждения, а вместо развалюх - парковая зона.
Те, кто впервые посещает Рени, отмечают его ухоженность, чистоту, порядок, делают сравнения не в пользу других районных центров. Приятно слышать их выводы о том, что в городе есть хозяин. Выступившие на собрании работники комбината, поддерживая кандидатуру С.С. Колевича для выдвижения вторично на должность городского головы, отмечали, что благоустройство проведено не только в центре, но и на окраинах. Никто из предшественников нынешнего мэра не сделал столько для жителей Балкан, улицы Крайней, которым уже и не верилось, что когда-нибудь будут ходить по твердым улицам, не утопая в грязи. Причем, делалось это на те же бюджетные средства, нехваткой которых оправдывалось раньше бездействие городской власти.
Участники собрания отметили огромный вклад городского головы в создание специальной экономической зоны. Он верит в будущее Рени и эта вера вдохновляет ренийцев, которые видят, что он не на словах, а на деле отвоевывает это будущее, заложив для него прочный фундамент.
-Нужно дать Сергею Степановичу завершить начатое дело, - говорили работники мясокомбината, единогласно проголосовавшие за выдвижение С.С. Колевича кандидатом на должность городского головы на второй срок.
Присутствовавший на собрании городской голова выступил перед избирателями с отчетом о своей работе в городском органе власти, о намеченных перспективах, ответил на вопросы избирателей.
Встретиться с ним, выразили желание избиратели многих городских трудовых коллективов. Принимая приглашения, он выступает с отчетами, рассказывая о проделанном, увлекает слушателей наметками на будущее. Он побывал уже в райбольнице, в городских школах. Так, в своем отчете перед учителями СШ № 3 С.С. Колевич отметил, что приступать к исполнению доверенных жителями города полномочий пришлось даже не с нуля, а с минуса, поскольку город имел огромные долги. В экономике города утвердился необратимый процесс падения, на главных транспортных предприятиях города - в порту и железной дороге началось разбазаривание, растаскивание основных средств. Эти предприятия оказались не нужными Украине, а город превратился в забытое Богом и высшей властью место.
Остановить этот процесс и повернуть ситуацию вспять было непросто. Но уже менее чем через 2 года с долгами было покончено. Сегодня, наоборот, городу должны.
В Рени, как в капле воды отражается экономическая ситуация всей Украины: реформы не идут, о них уже и не говорят, движение идет только назад. Но если невероятно трудно переломить ситуацию в масштабах всей страны, то на отдельно взятой территории это возможно. В этом убеждает опыт Китая, Сингапура, Кореи. Городским советом был взят курс на привлечение инвестиций, были приняты меры к тому, чтобы не допустить растаскивания, разграбления порта, а с помощью инвесторов заставить его вновь заработать. Но чтобы привлечь инвесторов, нужен был закон о специальной экономической зоне, дающий гарантии и льготы тем, кто согласен вкладывать средства в развитие производственной инфраструктуры.
Движение в этом направлении и определенная работа позволили остановить падение производства в порту. В прошлом году наметился его подъем, который необходимо закрепить и развить. Началась активная реализация четырех инвестиционных проектов. Благодаря информационному прорыву начало, которому положил приезд в г. Рени представителей 12 посольств, о СЭЗ "Рени", самом городе и его уникальных возможностях узнали и в ближнем и дальнем зарубежье. В результате появились серьезные инвесторы со своими предложениями. Нам нужны новейшие, экологически безопасные и чистые технологии. Международный Академический сенат, в который вошли ученые нескольких стран, осуществляет экспертизу предлагаемых проектов и отбирает лучшие для размещения на территории СЭЗ.
Говорят, что банки - это кровеносные сосуды рыночной экономики. То, что в Рени потянулись банки - яркое свидетельство наметившихся перемен, ибо банки первыми "чувствуют", где начало подъема и экономического роста. В будущем именно у нас планируется отрабатывать использование электронных денег, позволяющих проводить в несколько раз больше операций, чем обычные. На территории города совместно с территориями сел Долинское и Лиманское будет отрабатываться модель экономического полигона - социополиса для испытания экономических реформ, совершенствования административного и местного самоуправления, отработка трансграничного сотрудничества.
В городе множество проблем. Горсовет решал в первую очередь самые наболевшие и жизненно необходимые - благоустройство, газификация, совершенствование системы коммунального обслуживания. Но сегодня понятно, что городу просто необходима муниципальная милиция, нужны работники силовых структур и фискальных органов, которым были бы небезразличны интересы города.
Отвечая на вопросы избирателей, С.С. Колевич рассказал об утвержденных горисполкомом мероприятиях по газификации, озеленении города, о том, что планируется сделать по благоустройству дворов в многоэтажных домах. Заботой номер один для городской власти были и будут вопросы тепло и водоснабжения. Так, реформа отопления рассчитана на три этапа. Первый - это перевод котелен на газ, он уже позади. На втором этапе планируется закрытие котелен, которые 40 %тепла отдают улицам, теплотрассам, и установка крышных котелен в многоэтажных дома. Третий - это полный переход на индивидуальное отопление. Эти меры позволят значительно удешевить такое дорогое для многих тепло.
Избирателям небезразлично также, как решается вопрос с больницей водников. Когда министерство отказалось ее финансировать, было предложено передать в комму-нальную собственность области. Областной совет отказался принять на себя эту обузу. Отказ последовал и от районного совета. Городской совет на своей сессии дал согласие принять в свою собственность. И когда уже был подготовлен соответствующий пакет документов в Кабинет Министров, готовилась практическая передача, районный совет решает принять ее в свою собственность. Однако в соответствии с законом на это должно быть согласие коллектива больницы, а также ее первоначального собственника. Они же такого согласия не давали, напротив, порт выразил готовность ее содержать. Каким бы ни было окончательное решение этого вопроса, оно должно быть разумным, подчеркнул городской голова.
Вопросы следовали один за другим.
Они были заданы доброжелательно, без подвохе, желанием привлечь внимание городской власти к тому, что наболело, что требует немедленного решения. В целом отчет городского головы в теплой и дружеской обстановке и был полезен для обеих сторон.
Н. Стойловская

Украинское судостроение: тигр, который не прыгнул

Обладая мощным экспортным потенциалом и будучи крупным потребителем грузов, доставляемых морскими путями, Украина оказалась фактически вытеснена с рынка морских перевозок. Очень незначительная часть экспортных грузов, производимых на украинских предприятиях или следующих транзитом, обслуживается отечественным флотом.

На заре независимости все мы пребывали в состоянии эйфории: "Мы самые богатые! У нас черноземы! Запад нам поможет!", и так далее. Но прошедшие 10 лет показали, что, к сожалению, за все это время мы так и не смогли сполна распорядиться имеющимся геополитическим и экономическим потенциалом.
Я не задавался целью проанализировать в этой статье состояние всей нашей экономики и промышленности. Меня, как корабела, проработавшего около 30 лет на предприятиях Николаева, больше всего тревожит и удручает состояние именно судостроения. Ведь именно эта отрасль имела все шансы стать одним из локомотивов, способных вывести нашу страну в достойный ее потенциала фарватер. Но этого не произошло. Почему?
Не хочу никого винить за то, что случилось с нашим судостроением. У кризиса этой отрасли были как объективные, так и субъективные причины. Но я хочу акцентировать внимание на основной ошибке в стратегии развития украинского судостроения: это отсутствие стратегического подхода в вопросах формирования загрузки наших верфей, и переход к практике выполнения локальных, появляющихся от случая к случаю малых заказов. По сути, коллективы корабелов оказались "один на один" с жестокой реальностью мирового рынка, и были не в силах выдержать конкуренцию с ведущими судостроительными странами.
Результаты такого подхода закономерны: моральный и материальный износ основных средств производства и кадровая катастрофа. Да, мы должны быть благодарны частным фирмам, которые помогли выжить нашим квалифицированным корабелам, отправляя их строить суда на зарубежные верфи и заводы. Но сейчас настало время собирать, привлекать наших специалистов в Украину. Для того, чтобы строить наши собственные суда и готовить квалифицированную смену. Ведь человеческий фактор был и остается решающим в возрождении судостроения. Без этого возрождение такой сложной и требующей высокой квалификации отрасли просто невозможно.
Все последние попытки поддержать отрасль на плаву сводились к упрощенным рецептам - получить госдотацию для выживания или найти инвестора, который все решит за нас. Ни то, ни другое не может быть панацеей от всех бед.
Отечественным судостроительным заводам действительно нужны инвестиции и новые менеджеры, которые смогли бы превратить "лежащие заводы" в современные конкурентные предприятия. Примером тут может служить николаевский завод "Океан", который благодаря новым собственникам - голландской компании - возобновил стабильную работу.
Но - есть одно принципиальное замечание. Судостроение - это сложная, высокотехнологичная отрасль, которая не может и не должна использоваться по принципу "сырьевого придатка". И для того, чтобы сохранить свой статус высокотехнологичной отрасли, судостроению необходим государственный патронат, разумный протекционизм и наличие заказов на производство современных судов. Как решить эту сложную задачу?
Принципиально важно осознать одну простую истину: проблемы украинского судостроения просто невозможно рассматривать отдельно от проблем морских перевозок, осуществляемых украинскими судоходными компаниями. И по моему глубокому убеждению: именно в комплексном подходе "судостроение - морские перевозки" лежит возможность возродить стратегически важную и чрезвычайно прибыльную отрасль народного хозяйства.

Из варяг в греки
Украине повезло с географией. Исторически она находилась на границе двух миров, извлекала из этого выгоды и преимущества. И страдала от этого также - когда не могла себя защитить с моря! Мы всегда будем важнейшей транспортной развязкой Европы, мы всегда будем оставаться на пути "из варяг в греки". Поэтому было бы просто неразумно этим не воспользоваться.
В СССР одной из мощных составляющих нашего транспортного потенциала был торговый флот. Однако, сейчас, и это не секрет, численность судов национального флота падает, новые суда почти не строятся, старые продаются на металлолом, а относительно молодые до последнего времени "уходили" в оффшоры.
В тоже время сложилась парадоксальная ситуация - мы стали производить больше, а перевозить - меньше. Украина традиционно экспортирует в больших количествах продукцию черной металлургии и химической промышленности. Возрастают грузопотоки бокситов, удобрений, угля, зерна, техники и оборудования. В ближайшие годы появится необходимость доставки новых объемов нефти и нефтепродуктов с Каспийских месторождений.
В перспективе - рост торгового оборота с новыми, динамично развивающимися рынками стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, куда доставка грузов возможна только морским транспортом. И, к сожалению, мы вынуждены признать: на сегодня нас фактически вытеснили с емкого рынка морских перевозок.
По оценке некоторых специалистов наша страна ежегодно теряет от 0,8 до 1,1 млрд. долларов США из-за того, что наши экспортные грузы перевозят иностранные судоходные компании.
Даже перевозя часть от 40 млн. тонн экспортных грузов, произведенных на Украине, оборот украинского торгового флота будет достаточным как для кредитования под закупку судов, бывших в использовании, так и закладки новых судов на отечественных верфях. Но в настоящее время ни одна страна в мире не заинтересована в том, чтобы Украина располагала собственным конкурентоспособным флотом. "Вы только произведите, а мы вам все перевезем" - вот лозунг, под которым на сегодняшний день происходит "сотрудничество" с иностранными перевозчиками. Но самое главное, оплачивая транспортные услуги иностранным компаниям, мы развиваем флоты и экономику других стран, становясь, при этом, все более экономически зависимыми от них.
Да, существует европейская хартия, которая предоставляет всем странам ЕС равные права при осуществлении морских перевозок и исключает любую преференцию для своей страны. Но эти правила приняли страны - члены ЕС. Украина еще не состоит в этой организации, и ее участие в ней - дело далекой перспективы. Почему же тогда мы должны играть по правилам организации, в которой еще не состоим?
Страны ЕС располагают мощнейшим флотом и поэтому установили для "своих" "свои же" правила игры. Украина сегодня не может состязаться в перевозках морских грузов со странами, располагающими мощным флотом, в первую очередь потому, что у нас его практически нет.
Естественно, Украина не может не считаться с мнением стран ЕС. Но при этом необходимо отстаивать свои национальные интересы.
Выход есть, и состоит он в реализации "бинарного проекта" - комплексной программы возрождения судостроительной отрасли и на этой основе воссоздания собственного торгового флота.
Нет ничего "нерыночного" в государственном протекционизме в отношении стратегически важных отраслей. Критическая ситуация в судостроительной отрасли и судоходстве непосредственно касается сферы национальной безопасности. Ведь речь идет о двух конкурентных областях, которые определяют лицо государства на мировом рынке, о десятках тысяч рабочих мест, и в конечном итоге - о потенциально прибыльных сферах экономической деятельности, которые способны существенно увеличить поступление в бюджеты всех уровней в государстве.
Анализ практики мирового судостроения и судоходства свидетельствует о широком использовании абсолютным большинством судоходных государств протекционистских мероприятий относительно этих областей. Это в особенности актуально для Украины: без государственной поддержки и стимулирования, без обоснованного протекционизма судостроение и флот не смогут выйти из кризисного положения самостоятельно и будут обречены на гибель. А не имея развитого отечественного флота, практически невозможно превратить Украину в одну из ведущих транзитных держав Европы.
Сейчас уже любой предприниматель знает, что успешный бизнес должен быть системным и многоходовым. Пора этому научиться и государству. И решение проблемы возрождения судостроения и торгового флота необходимо решать в комплексе, на основе единого подхода. Речь идет об интегрированной национальной программе развития "Отечественное судостроение - восстановление отечественного торгового флота".
Эти идеи не новы и давно витают в воздухе. Об этом неоднократно говорили и в Минтрансе, и в Минпромполитике. Но, к сожалению, идеи и действия - разрознены, и действия - пока малоэффективны. Более того, совсем недавно Кабмин ликвидировал специальную межотраслевую комиссию по стабилизации судостроения, которая была создана по моей инициативе еще в период работы на посту правительственного секретаря.

Что делать?
Прежде всего, необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять Национальную программу "Отечественное судостроение - восстановление отечественного торгового флота".
В рамках этой программы должна быть обеспечена поддержка развития отечественных судоходных компаний, прежде всего - в части гарантированной квоты на перевозки экспортных грузов. В свое время СССР также широко применял резервирование внешнеторговых перевозок для своего флота, хотя специального законодательства по данному вопросу не существовало. В большинстве договоров с зарубежными государствами о торговом судоходстве предполагалось условие паритета по грузам и фрахту при перевозках между портами СССР и этих государств. Паритет по грузам и фрахту был обязательным условием при создании совместных линий с зарубежными государствами.
Второй компонент данной программы - создание рыночного механизма пополнения флота судами, производимыми на отечественных судостроительных предприятиях. Формирование Государственного судостроительного лизингового фонда, работающего с судоходными компаниями как заказчиками, с одной стороны, и привлечение к участию в данной программе пула (объединения) украинских банков в качестве кредиторов на основе долгосрочного кредитования с бюджетной компенсацией процентов по банковским кредитам, с другой, - вот два реальных и возможных механизма финансового обеспечения такой программы.
Понимаю, что подобное предложение может вызвать неоднозначную реакцию со стороны поборников вступления в ЕС. Но для них у нас есть вполне разумный аргумент - "за неделю" до принятия в члены ЕС, Украина откажется от всех "благ" предоставляемых как судостроению, так и украинским судоходным компаниям.
Наличие собственного флота - это подтверждение независимости государства. И в этом смысле собственный флот - институт государственности! Именно поэтому осуществление данной программы требует поддержки государства, которое должно установить "правила игры" и следить за их соблюдением.
На сегодняшний день серьезную работу в этом направлении проводит Российская Федерация, которая не желает ни с кем делить свой экспортный "пирог": ни со странами Балтии, ни с Украиной. Не сидит, сложа руки, и сопредельная Румыния.
Необходимо признать следующее - нас никто не будет ждать. Наоборот будут всячески стараться обогнать. Работать же будут только с тем, кто предложит лучшие условия для перевозки и обработки грузов. И это может стать одним из определяющих факторов, которые будут способствовать интеграции транспортной системы Украины.
Реализация программы "Отечественное судостроение - восстановление отечественного торгового флота" позволит решить следующие проблемы:
- обеспечение работы судостроительных и судоремонтных предприятий;
- увеличение налогооблагаемой базы и поступлений в бюджеты всех уровней;
- активизации работы банковской системы и страховых компаний региона;
- изменение качества работы всех задействованных предприятий (экспедиторских, бункеровочных, шип-чандлерских и т.д.)
- создание новых рабочих мест, снятие социальной напряженности в индустриальных центрах Причерноморья;
- сохранение и развитие кадрового потенциала морехозяйственного комплекса;
- последнее по порядку, но первостепенное по значимости - укрепление украинской государ-ственности.

Дорога в будущее и "точки роста"
Разработка и внедрение программы возрождения судостроения и флота предполагает последовательность, этапность. Первый этап может носить экспериментальный, проектный характер. Исторически наиболее мощной частью этой базы является Николаев. Я убежден, что именно этот центр отечественного кораблестроения должен стать местом проведения экономического эксперимента на основе базовых николаевских судостроительных предприятий, прежде всего - Черноморского судостроительного завода и "Завода 61 коммунара". Эти предприятия обладают большим потенциалом и опытом, и вместе с тем в настоящее время находятся в крайне сложном финансовом и производственном положении (отсутствие перспективных заказов, безработица и сокращение количества работающих, большие потери от простоя) и требуют соответствующей государственной поддержки. Эти предприятия имеют прекрасные рабочие коллективы, имеющие опыт сооружения самых сложных надводных кораблей и судов.
Внедрение эксперимента должно сопровождаться и разворачиванием серьезной маркетинговой работы, поскольку этого требует меняющаяся конъюнктура на мировом рынке судостроения. Современное коммерческое судостроение развивается в рамках четырех моделей судостроительных стратегий, которые условно можно назвать японской, корейской, китайской и скандинавской. Японские судостроители поставляют на рынок высококачественные суда по высоким ценам, корейцы строят суда не высшего, а хорошего качества по ценам ниже японских, китайские суда строятся с меньшими издержками по еще более низким ценам, а скандинавы выпускают специализированные высокотехнологичные суда (например, круизные лайнеры) по весьма высокой цене (и при этом процветают!).
При рассмотрении этих четырех стратегий возникает вопрос: а имеются ли у украинских судостроителей шансы на выживание в сложившихся трудных для них условиях? Можем ли мы найти свою нишу в мировом судостроении? Безусловно. Нашей страной накоплен уникальный опыт в судостроении, имеются богатые традиции и инфраструктура. Все это дает основания предположить, что со временем мы можем стать сильным игроком на рынке мирового судостроения. Однако, для эффективной маркетинговой политики в этой области необходимо создание специального научно-исследовательского института в рамках Национальной программы развития "Отечественное судостроение - восстановление отечественного торгового флота". Задачей этого органа было бы отслеживание и прогнозирование мировых тенденций в области кораблестроения, изучение рынка и поиск возможных партнеров для украинских судостроителей флота.

Комплекс мероприятий в рамках программы "Отечественное судостроение - восстановление торгового флота" создаст реальные предпосылки для превращения судостроения и морской транспортной области в новые "точки роста" украинской экономики. А Украина возродит свой торговый флот и судостроительную отрасль собственными силами, что будет иметь огромный не только материальный, но и моральный эффект.
Виктор Лисицкий, кандидат экономических наук

  • Итак, Верховный Суд Украины после шестичасового обсуждения, вынес свой вердикт, за которым последовали дальнейшие события. Все вроде бы объективно. Пять дней упорно работали, дотошно переворошили кучу материалов, состоящих из справок, актов, протоколов, фиксирующих реальные, а нередко и выдуманные отчеты о ходе избирательной кампании, допущенные нарушения и злоупотребления[...]
  • По данным международных организаций, на дне Черного моря, в районах Севастополя и Керчи покоятся около 10 миллионов бомб, снарядов, мин и других неразорвавшихся боеприпасов времен Второй мировой войны[...]