Секреты Шаолиня

Секреты Шаолиня

(Окончание. Начало в № 43).
С восточной стороны "Двора стел" - двор заросший бамбуком. Это место отдыха и медитации монахов. По периметру выставлено около 200 каменных изображений и стел с надписями знаменитых калиграфов, подаренных монастырю. Самый древний экспонат - стела эпохи Северной Вэй, времени основания Шаолиня в пятом веке н.э., высотой один метр. Здесь же знаменитое изображение Бодхидхармы, переправляющегося через Чханцзян (Янцзы) на стебле тростника.
Традиция предписывает Бодхидхарме мистическое умение облегчать свой вес - прообраз цигуна легкости. Вообще, символ "переправляющегося" очень популярен в буддизме, т.к. означает переход сознания с "берега" сансарного состояния сознания на "берег" просветления.
Зал Небесного Правителя - вход в ритуальный двор монастыря. При входе справа и слева вас встречают два огромных духа - это "алмазные воины", генералы Хэ и Хн. Так же, как и Вэйто, эти бодхисатвы несут энергию действия, защиты и очищения. С обратной стороны ворот - четыре Небесных Правителя. По буддийским представлениям Небесные Правители управляют четырьмя сторонами света, располагаясь на четырех сторонах центра мира - горы Сумеру. Им подчиняются целые воинства низших богов и духов.
Небесные Правители по мере освоения буддизмом различных регионов Азии меняли свое название и количество. Так, в Китае ими оказывались первые мифические императоры Поднебесной, обращенные в буддизм и хранящие теперь учения Просветленного.
Вообще сама структура монастыря должна была, как бы отражать структуру "мира небесного", в том виде, каким его представляют буддисты. Миры богов располагаются вертикально, а на земле все это находится на плоскости.
Самый главный зал, с ритуальной точки зрения, конечно же "Зал трех Будд". Это самый главный зал в Шаолине. Длина его 24,57 метра, ширина 20,5 метров, высота 19 метров. Имеет четверо ворот. Трое с фасада здания, одни сзади. Практически все главные ворота всех китайских построек ориентированы на юг. Зал сквозной, но в силу того что в нем часто проводятся службы, обычно сквозной проход здесь не разрешается.
Сразу напротив входа Вы видите три огромных золоченых изваяния Будд трех миров. Они также символизируют великих просветленных учителей прошлого, настоящего и будущего. Золоченые же троны высоко поднимают их над бренным миром, они умиротворенно погружены в себя и одновременно присутствуют в зале, как бы наполняя его огромным количеством чистой энергии. Суетные мысли и бесполезные раздумья замирают в их присутствии. Возбужденное сознание успокаивается. Аромат благовоний пропитывает стены зала.
Здесь же, перед алтарем, расположены предметы необходимые для ежедневного буддийского ритуала: слева большой барабан, справа огромная деревянная "Рыба" - пустотелый деревянный предмет круглой формы с изображением рыб, на ней отбивают ритм во время служб. Перед алтарем же на каменном полу есть подушки для медитаций и подставки для поклонов.
Обычная процедура общения верующих и посетителей монастыря с Буддой проходит так : сначала пришедший должен бросить в ящик перед алтарем какую-нибудь монету начиная с одного фэня и выше, затем взять тут же лежащие на столе у дежурного монаха курительные свечи и поставить в особый сосуд перед алтарем; или в большую курильницу на улице, прямо напротив ворот зала. Свечи должны тлеть, но ни в коем случае не гореть, также не принято задувать их. Затем, обращаясь к Будде, посетитель три раза опускается на колени, в поклоне касаясь лбом подставки, ладони при этом нужно повернуть вверх. Монах, присутствующий здесь, должен каждый поклон сопровождать ударом в медный сосуд. Долгий и глубокий звук от удара теряется в высоте зала, как бы донося до Будды нужды верующих.
Центральная фигура - Будда Шакьямуни, по обеим сторонам от него почтительно приветствуют Учителя два его лучших ученика, два первых патриарха буддизма - Мудрый старец Махакашьяна и бесконечно преданный учителю Ананда. Шакьямуни, являющийся для нас собственно основателем буддизма - Будда нашего мира по санскритски он называется Saha. Это мир страдания и обучения проходит здесь путем Терпения. Справа расположен Будда Яошиван (Лекарь) - он является в особом "хрустальном мире" Восточной страны. Считается, что он подобно лекарю излечивает болезни и страдания живых существ, обращающихся к нему, освобождает людей от гнета жестоких правителей, дает нуждающимся пищу, одежду и кров. Учение его ведет живые существа в Мир Удовлетворения и Светлой Радости. Слева от Шакьямуни - Будда Западного Рая Амитабха. Это, пожалуй, наиболее популярный Будда в Китае, считается, что поклоняющийся ему обретает новое рождение в Чистой Земле. Там живые существа достигают состояния Предельной Радости и Полного Блаженства.
Школа Цзинь Тху, основой практики которой, является культ Амитабхи, в настоящее время самая влиятельная в стране и самая многочисленная по числу адептов и сочувствующих. Путь к Освобождению от страданий здесь лежит через развитие Безграничной Веры и многократное произнесение имени Амитабхи.
Будды трех миров соотносятся также с Буддами трех времен - настоящего, прошлого и будущего. Особенностью "Зала Великих Героев" в Шаолине служит то, что три главных культовых фигуры Будд сопровождают два изваяния святых имеющих непосредственное отношение к самому монастырю. Это фигура Дамо (Бодхидхармы) на стебле тростника переправляющегося через реку (возле Лекаря) и рядом с Амитабхой - Дух боевых искусств Шаолиня Цзиньнало, держащий в руках шест-дубину. Расположены они здесь, в силу своей особой важности для Шаолиня. Дамо - собственно основатель учения Чань, легендарный буддийский патриарх и также основатель кунфу Шаолиня. Мистическая личность Цзиньнало - ван, считается скорее существом божественного, чем человеческого происхождения, воплощает в себе образ защитника Монастыря и несет энергию запредельного уровня боевых искусств, именно к нему чаще всего обращаются практикующие кунфу в Шаолине.
В правом нижнем углу зала, как бы скрываясь во тьме, под большим бронзовым колоколом Минской династии сидит "бодхисатва Подземного мира", покрытый желтой накидкой. По буддийским представлениям, милосердие Просветленных на сферы всех шести миров, и даже в аду дает возможность развития. По словам Шакьямуни "ад не пуст, и в нем присутствует возможность сострадания". Сострадательная мысль Будды создала бодхисатву подземных миров. Удары в большой колокол призывают его для спасения даже самых безнадежных и разочаровавшихся грешников.
Человек попадающий в Главный зал, не только знакомится с основными персоналиями буддийской мифологии, но и погружается в атмосферу тех времен , когда сам Будда, странствуя в окружении учеников и бодхисатв, читал свои проповеди. С обратной северной стороны Зала Героев находится , украшенная золотом, скульптура бодхисаттвы Гауньинь, чрезвычайно любимой и почитаемой в Китае. Гуань ши инь - дословно означает "тот, кто слышит все звуки мира", входит в четверку самых почитаемых великих бодхисаттв, обладает неограниченным милосердием, слышит и видит нужды всех страждущих и обращающихся к ней за помощью. Имеет также название "Гуань цзы цзай" - "самосущий" - указывает на неограниченную ничем мудрость и способность к неограниченным действиям, а также на способность неограниченного проявления милосердия. Сами службы проводятся ежедневно, летом в утреннее время в 10 ч, зимой в вечернее время, практически всегда в Главном Зале. На них должна собираться вся монашеская община, но допустимо и присутствие учеников со стороны (послушников), да и просто интересующихся. Во время службы монахи нараспев (как правило наизусть) произносят канонические тексты . Несмотря на то, что набор текстов является общим для всех школ и буддийских монастырей Китая, служба монахов Шаолиня имеет отличительную медитативную направленность. Также имеются произведения и трактаты, созданные в русле традиции Чань и поэтому особо почитаемые здесь.
В заключение хочется добавить, что, согласно уставу, разработанному знаменитым наставником Байчжаном, в чаньском монастыре "Зал Будды" вообще необязателен, также как и его изображение. Его обычно заменяет "Зал Дхармы", где монахи должны заниматься медитацией, именно этот зал и должен составлять сердце Чаньского монастыря. Интересно также, что на самых ранних скульптурных композициях индийского буддизма, фигура самого основателя Учения почти никогда не изображалась, ученики как бы группировались вокруг "пустого места", где должен был находиться Будда. Иногда вместо Будды изображался лишь след его стоп. В Китае, в первые века развития учения, изваяния Будды ставились, в основном, в тех монастырях, куда был открыт широкий доступ посетителей, и там где наибольшее внимание уделяли ритуально и обрядовой практике, или там где проводились заказные службы, по просьбе высоких сановников.
Часовые башни - две самых высоких постройки монастыря, высота их около 30 м, значительно превышают остальные сооружения. Глядя на монастырь с внешней стороны, крыши их заметно выделяются даже на фоне ступенчатых построек.
Перед входом в Колокольную Башню, на прочном каменном основании стоит живая легенда и свидетельство славной истории Шаолиня - знаменитая стела основателя Танской Династии императора Ли Шимина. Установлена в 728 г., в честь подвига 13 монахов Шаолиня, победивших мятежника Ван Шичуна и восстановивших на престоле законного наследника. После столь знаменательного события Шаолинь был объявлен, императорским декретом, Первым монастырем Поднебесной, ему были пожалованы богатые дары и тысячи цинов пахотных угодий, а также местным монахам (в отличие от всех других буддийских монастырей) разрешено было употребление в пищу мяса и вина, в силу суровости климатических условий (особенно зимой) и тяжести их тренировок (в лечебных и оздоровительных целях). Здесь же стела трех учений. Три самых влиятельных учения Поднебесной империи - это конфуцианство, даосизм и буддизм.
Цзин На Ло (Цзы На Ло), или, как его еще называют, Ло Ван - легендарная историческая личность. Согласно летописям монастыря Шаолинь, Цзин На Ло жил в Шаолине в 14 веке. Согласно истории, он занимал должность "присматривающего за огнем", проще говоря истопник.
В то неспокойное время по стране бродили разнообразные банды (численностью до нескольких сотен тысяч человек), являвшие собой как идеологические антиправительственные образования, так и совершенно криминальные. Одна из таких банд - "армия Красных повязок" - осадила Шаолинь. Осада продолжалась несколько дней, и когда силы монахов были уже на исходе, и осаждающие готовы были ворваться в монастырь, Цзин На Ло выхватив из печки горящую дубину, бросился прямо в гущу нападавших и, вращая горящей палкой, прогнал бандитов от стен монастыря. В легендах также говорится, что после того, как Цзиннало разогнал бандитов, он вдруг вытянулся вверх на несколько метров и в вихре исчез в небе. Тогда все поняли, что это был дух Киннары - небесного защитника.

  • При назначении подсудимым наказания, суд учитывает характер, обстоятельства, тяжесть, общественную опасность и последствия содеянного[...]
  • На шлаковый отвал Енакиевского металлургического завода они, как и многие другие, не имеющие средств на жизнь, пошли в поисках металлолома. С тяжелыми ожогами двадцатилетний Александр Смык, тридцатичетырехлетний Алексей Новодранов и тридцативосьмилетний Анатолий Кузьмин доставлены в центральную городскую больниц[...]