Вот почему сегодня к Рени такой интерес…

С чего начинается реформа? Что первично, а что вторично? Что лежит в основе? Как убеждает жизнь, в основе всегда - потребность что-то менять, первичен всегда - опыт, а начинается реформа там, где ее хотят. И не сверху, а снизу. Оттуда, откуда, как говорится, "ноги растут".
Жизнь сама убеждает в том, что это не требует доказательств. И наглядное тому свидетельство - предметный разговор, проходивший в конце прошлой недели в исполкоме городского совета. Разговор компетентный, конкретный, а потому многообещающий. Это была деловая встреча руководства и специалистов Академии жилищно-коммунального хозяйства Украины и руководства исполкома Ренийского горсовета. Тема - проблема реформирования всего жилищно-коммунального комплекса страны. Конкретика - на базе Рени и на основе уже имеющегося опыта местной власти нашего города, внедрение здесь, у нас, пилотного проекта комплексной реформы ЖКХ как модели для проведения реформы в других городах.

Увлекательно? Интересно? Перспективно? Да, да и да… Но "на ровном месте" такие события, вот так, вдруг и сразу, не происходят. Чтобы это случилось, сначала нужен был тот самый фундамент, та самая основа - смелость принять трудное и, как оказалось, единственно правильное решение.
Было это немногим больше двух лет назад, когда на город, что называется, "свалился" дополнительный груз: в коммунальную собственность исполком городского совета принял ведомственное жилье порта и железной дороги. В условиях, когда государство откровенно устранилось от финансирования жилищно-коммунального хозяйства, когда практически обанкротившиеся ведомства уже не могли содержать жилье, а финансы Рени, - города районного подчинения, - тем более этого не позволяли, взять на свою ответственность такой "увесистый" дополнительный груз было поступком отчаянным.
- Фактически государство проблему жилищно-коммунального сектора бросило на самотек и переложило заботы на плечи местного самоуправления, - говорит городской голова Сергей Колевич. - Но за этим "решением" ровным счетом ничего не было. Естественно, ни копейки средств. Как можно содержать эту сферу без средств, да еще и поддерживать ее? Абсурд! Оказывается, нет. Все-таки, и можно, и нужно это делать… Тогда, два года назад мы, по большому счету, начали у нас жилищную реформу. Начали с того, что приняли решение ликвидировать умирающие структуры ЖЭКов и домоуправлений.
- Многие тогда не понимали, - продолжает Сергей Степанович, - о чем идет речь. Многим казалось, что мы рушим основу основ. В самом деле: как это ликвидировать ЖЭКи, домоуправления, оставить без работы триста-четыреста человек. Но ведь никто не вникал тогда, а что делают эти триста-четыреста человек, которые днями, неделями, месяцами просто сидели в ожидании зарплаты, материалов, финансирования, - то есть в своей привычной обстановке: за тебя все решат, обо всем позаботятся, все профинансируют.
Вот эту раковую опухоль мэрия и удалила. Самым радикальным образом. По словам Сергея Колевича, как только 107 первых домов передали новым предприятиям, созданным по частной инициативе на месте бывших ЖЭКов, работа сразу оживилась. Начались ремонты подъездов, фасадов домов, ремонт и замена сгнивших и вышедших из строя коммуникационных сетей. То, чего раньше жильцы "добивались" (и безуспешно!) месяцами теперь потеряло значение проблемы. Нет, конечно, мы не хотим сказать, будто все в одночасье изменилось. Просто отныне порядка в доме нет никакой необходимости "добиваться" и клянчить, выстаивать очереди в ЖЭКах - тем более. Один частный предприниматель, один председатель объединения по эксплуатации домов, как оказалось, реагирует на жалобы, просьбы, заявления жильцов быстрее, эффективнее и надежнее, чем весь вчерашний бессмысленный аппарат ЖЭКа. Вряд ли сегодня надо кого-то убеждать, что это именно так.
Но это для нас ясно как божий день сегодня, и на основе личного опыта. А тогда? Сократить аппарат!? Ликвидировать ЖЭК!? Разве это выход? Выход, как известно, у нас всегда предлагался один и традиционный: повысить стоимость коммунальных услуг. От этого "универсального" средства исполком принципиально отказался. Вместо этого он поставил задачу экономии затрат и ресурсов. Так что решимость добиться поставленной цели тогда требовалась во всем. Но и результат оказался ожидаемым, прогнозируемым, тем, которым сегодня можно по праву гордиться. Жилищно-коммунальное хозяйство города развивается. Исчезли воровство, бесхозяйственность, абсурдные затраты. Не все, конечно, идет гладко, не все развивается устойчивыми темпами и так, как хотелось бы. К сожалению, абсурдных расходов, например, на обогрев жилья, на потери воды в "дырявых" сетях, текущих кранах и бачках и сегодня предостаточно…
- Общими усилиями, - продолжает наш разговор С.Колевич, - мы разрабатываем проект дальнейшего реформирования коммунального хозяйства, который будет осуществлен непосредственно Рени. Программа реформы будет подготовлена и обнародована у нас уже в мае. С ней сможет познакомиться любой житель города. Это - комплексная многоплановая программа, о частностях которой можно сказать уже сейчас. Прежде всего, речь идет об энергосбережении, о налаживании учета и контроля за расходом воды, тепла, газа. Здесь - существенный резерв снижения затрат. По-прежнему самой насущной проблемой остается переход на индивидуальное отопление. Что бы мы ни говорили, котельные продолжают наполовину греть улицы. По-прежнему порядка тридцати процентов населения не платят за тепло, а также задержка субсидий и льгот, и… загоняют в угол тепловиков. Известно, что за газ требуется не только стопроцентная оплата, но и предоплата. Как только у тепловиков накапливается долг свыше сорока тысяч гривень за газ, его подачу отключают. И люди должны понять: бесконечно продолжаться такое положение не может. Город не будет больше оплачивать долги за население и брать кредиты на эти цели. Это тот же абсурд. Обидно будет тем, кто заплатив, не получит тепла. Поэтому выход один - переход на индивидуальное отопление. А там, где этого по каким-то причинам сделать не смогут, не успеют, надо ставить и тепловые счетчики. Я хочу подчеркнуть, речь сегодня идет не только о рыночных отношениях или правах потребителя, но и об ответственности этого самого потребителя. Брать такую ответственность на себя исполком больше не будет. Надо, наконец, понять очевидную вещь: платишь за услуги - получаешь их, не платишь, - не получаешь. Другое дело, можно и нужно платить столько, сколько ты израсходовал. Опыт показывает, при установке счетчиков расхода воды, затраты снижаются, как минимум, вдвое, на столько же уменьшаются затраты на газ при переходе на индивидуальное отопление. В выигрыше остаются все, и город, и его конкретный житель.
Л.Василишин
На снимках: проректор Государственной академии ЖКХ, кандидат технических наук Лариса Середа и старший научный сотрудник ГАЖКХ, кандидат технических наук Сергей Требух в мэрии. Обсуждение проекта.
Главное в том, что исполком избрал единственно верный и правильный путь реформы.
Вот почему сегодня к Рени, уже в масштабах государства, проявился такой интерес. И речь идет о пилотном проекте, моделировании эксперимента по реформе для применения его в масштабах страны. Для Рени реформа давно перестала быть экспериментом. Здесь уже накоплен опыт. Но есть опыт, предложения и разработки и у Государственной академии ЖКХ.

Еще одна примета реформы. Как всегда, в начале весны, в городе объявлен месячник по озеленению и благоустройству. Мы уже писали о Программе "город-сад". В этом смысле нынешний год будет особенным. Исполком принял решение развернуть серьезную работу по благоустройству территорий во дворах всех домов: это разбивка клумб, установка "городков", детских площадок, других малых архитектурных форм, проведение освещения и установка скамеек. В общем-то каждый видит, как город хорошеет на наших глазах. Но если нам это нравится. Давайте и сами будем что-то делать.

  • Директор базирующегося в Киеве Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин — один из наиболее маститых украинских политологов. Проанализировав нынешнюю ситуацию в республике, эксперт пришел к выводу, что не позднее 19 декабря Украина получит нового президента[...]
  • Я думаю, что мы в принципе опоздали очень серьезно с реформой политической системы. Помните, лет пять назад было очень популярно мнение, что экономика определяет политику, что она первична, - а оказалось, что все же политическая структура первична. Реформа политической системы была запущена, и сейчас мы ощущаем последствия[...]