«Но между вами да не будет так…»

«Наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае.
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!»
Святитель Феофан (1815—1894),
Затворник Вышенский
***
«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри, и будут их ремонтировать, все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать.
И придет с Западной Украины со сладкими речами бес в человечьем лике и буде говорить о свободе большой и великой, и ликовании всенародном, и обольщением греховным обманет сих доверчивых чад наших, и великое разочарование в душах посеет, когда увидит народ обман и откроется ему лицо не человечье, а бесовское.
Тогда он вместе со своими единомышленными, с архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская…»
Батюшка при этих словах помолился обо всех заблудших и отступивших от правоверия, заплакал и сказал: «Нет, не призовет их Господь к покаянию. не спасутся, ибо не достойны милости Божия. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом Хранителем».
И Батюшка озарился светом неземным, окончив свою беседу словами: «Слыши и виждь» — так святое Евангелие гласит, — и добавил: — Будут глухи и слепы!».
Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского об Украине (1868—1950)
— Ваше Святейшество, исторически Киев — это колыбель православного христианства восточнославянских народов, апостольский город, «мать городов руських». Чем для Православия в целом является Киев нынешний?
— Мы не должны забывать о роли, которую Киев и Киевская Русь сыграли в истории России и всей Восточной Европы. Достаточно сказать, что для Русской Православной Церкви Киев является крещальной купелью. Трудно переоценить и то значение, которое имела в истории домонгольской Руси Киево-Печерская Лавра. Она стала источником монашества по всей Руси того времени, воспитала множество епископов и миссионеров, благодаря которым Русская Церковь значительно расширила свои пределы, в том числе на север и на восток. И после монголо-татарского нашествия Киев не переставал играть значительную роль в жизни всей нашей Церкви. Достаточно сказать, что именно отсюда, из Киево-Могилянской Академии, в Москву было приглашено множество ученых, которые внесли большой вклад в становление русской богословской науки. В настоящее время Киев, оставаясь связанным множеством нитей со всей Русской Православной Церковью, является важным духовным центром вселенского Православия. Киевские святыни и прежде всего Киево-Печерская Лавра привлекают множество православных паломников со всего мира.
— Какова точка зрения Московского Патриархата на нынешнюю Украинскую Автокефальную Православную Церковь и возможность диалога с нею? Признает ли МП ее канонический статус или нет? Некоторые богословы, считающие нынешнюю УАПЦ неканонической,  называют ее возрождением старой «самосвятской» УАПЦ, созданной в 1921 году. 
— Русская Православная Церковь не признает так называемую «Украинскую автокефальную православную церковь» в качестве канонической и не имеет с ней общения. Позицию нашей Церкви поддерживает вся полнота Вселенского Православия. Последний тому пример — отказ Блаженнейшего Патриарха Александрийского Петра признать в качестве канонического епископа Игоря Исиченко, который посетил недавно с частным визитом Египет и как простой паломник имел встречу с Александрийским Патриархом. Блаженнейший Петр, насколько нам известно, посоветовал Игорю Исиченко с покаянием вернуться в лоно Украинской Православной Церкви.
— Как Московский Патриархат относится к возможности дарования УПЦ автокефалии: в настоящем, в ближайшем будущем, в отдаленном будущем? Каковы мотивы такой позиции?
— Русская Православная Церковь, занимая ту или иную позицию, руководствуется прежде всего нуждами народа Божия. Украинский вопрос здесь не исключение. Если иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне Украинской Православной Церкви пожелают иметь автокефалию и будут единомысленны в таком желании, Русская Православная Церковь будет готова пойти навстречу воле народа Божия и его пастырей. Пока же изменения в настоящем статусе Украинской Православной Церкви могут привести лишь к новым разделениям, которые принесут дополнительные страдания и Церкви, и народу Украины в целом.
— Ощущается ли какая-нибудь уникальность Украины, украинской истории, украинской культуры, украинского Православия для православного мира в целом? В чем эта уникальность может заключаться?
— Безусловно, Украина является страной с чрезвычайно богатой историей и культурой. В качестве одного лишь примера можно привести уже упомянутую мною Киево-Могилянскую Академию — ведь она стала крупнейшим центром просвещения всей Восточной Европы! Именно Киеву обязана Русская Православная Церковь развитием своего богословского образования в XVIII веке. Да и после, вплоть до своего закрытия в годину лихолетья, Киевская Духовная Академия была одним из лучших богословских учебных заведений православного мира. Хорошо известна стойкость украинского народа в отстаивании Святого Православия перед лицом унии и католического прозелитизма, особенно в XVII веке. Эта же стойкость проявляется теперь перед лицом раскола, который остается в меньшинстве, несмотря на все давление светских сил.
— Некоторые украинские политические деятели заявляют, что УПЦ выступает против украинского языка и культуры, занимается русификацией и т. д. Насколько подобные претензии обоснованы? Как Московский Патриархат относится к проповедям, религиозному образованию и церковному книгоизданию на украинском языке?
— Русская Православная Церковь является, пожалуй, самой многонациональной в семье Поместных Православных Церквей. Она объемлет десятки народов, позволяя каждому находить свое место в Православии. Испокон веков наша Церковь старалась созидать такие условия, при которых каждый народ, входящий в нее, не испытывал бы ни чувства второстепенности, ни какой-либо ущемленности. С этой целью для различных народов на их родной язык переводилось Священное Писание и богослужебные книги. В священники и епископы им поставлялись и поставляются их единоплеменники. В этом Русская Церковь, не побоюсь сказать, превзошла другие Поместные Церкви. Совершенно нелепо звучат обвинения в том, что наша Церковь выступает против украинских языка и культуры. Мы за то, чтобы люди слушали и читали Слово Божие, богословствовали, учились на своем языке.
— Как украинским православным следует относиться к упрекам и обвинениям в адрес УПЦ со стороны некоторых политических сил (чаще всего — националистической ориентации), обвиняющих ее в «антинациональной политике», «имперской экспансии», отстаивании в Украине российских политических интересов?
— Церковь призвана отстаивать, прежде всего, церковные интересы, иначе она перерождается в политическую организацию и перестает быть той солью земли и тем светом миру, о которых говорит Христос (Мф. 5. 13—14). Церковь должна быть всем для всех, как говорит апостол Павел (1 Кор. 9. 22), чтобы никого не оттолкнуть по политическим соображениям. Это, безусловно, не означает, что Церковь должна быть беспринципной и безразличной к тем процессам, которые происходят в обществе. Однако она должна руководствоваться, прежде всего, евангельскими началами. Священноначалие Украинской Православной Церкви, как мне видится, старается придерживаться именно такой позиции.
— Какими, по Вашему мнению, должны быть отношения между Церковью и светской властью в современной России и Украине? Должна ли Церковь как-либо выражать свое отношение к важнейшим политическим событиям и процессам? Можно ли говорить о предпосылках симфонии Церкви и государства в наших странах?
— Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Поэтому Церковь настаивает на разделении сфер компетенции Церкви и власти, невмешательстве их во внутренние дела друг друга. Это, однако, не означает, что Церковь устраняется от участия в решении общественно значимых задач и не имеет права давать оценку действиям властей. Более того, Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства. Однако следует помнить, что такого рода взаимоотношения — это некий идеал, на практике подвергавшийся искажениям и нарушениям. Современные Россия и Украина являются светскими государствами, не связывающими себя какими-либо религиозными обязательствами. Поэтому полагаю, что говорить о полноценной симфонии Церкви и власти сегодня вряд ли возможно. Но мы можем и должны быть соработниками, партнерами ради блага людей. К таким отношениям между Церковью и государством я всегда призываю.
— Имеет ли Православие на сегодняшний день какие-либо геополитические предпочтения? Как православному человеку следует относиться к глобализации, к расширению НАТО и ЕС, к интеграции в рамках СНГ? Какова позиция Православной Церкви по поводу принятия в НАТО преимущественно православных Болгарии и Румынии?
— Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, христианский идеал поведения народа и правительства в сфере международных отношений заключается в «золотом правиле»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12).
— В последнее время, особенно после натовской агрессии против Югославии, в кругах православных интеллектуалов различных стран с преимущественно православным населением возрождается образ поствизантийской геокультурной общности — «православной ойкумены», «Византийского Содружества Наций» (по Димитрию Оболенскому), обсуждаются вопросы о наличии общих экономических, политических, геополитических и прочих интересов у православных народов. Скажите, как в этом обсуждении участвуют РПЦ и УПЦ? Актуален ли, по-Вашему, образ Православной Ойкумены для современной действительности (как в качестве абстрактного идеала, ориентира, так и в качестве конкретной модели политического развития)?
— Конечно, православным народам — народам единоверным и обычно близким по крови надо более активно стремиться к единству. Нужно всерьез осознать нашу многовековую общую историю, вспомнить наши жертвы, понесенные ради жизни и свободы друг друга, понять наши общие задачи в мире. Об этом говорит и Господь: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20. 25—26).
Впрочем, единение православных народов не должно быть направлено против кого-либо. Нет ничего проще «дружбы против». Но нам, как хранителям неповрежденной Христовой веры, нужно стремиться к миру и добру для всех, для «ближних и дальних», свидетельствуя свой благонамеренный, по-настоящему православный дух.
С патриархом Алексием Вторым беседовал Андрей Окара

  • В Крыму сейчас некоторое затишье перед «последним и решительным»… А ещё недавно вибрировали все — и стар, и млад. На собак и кошек цепляли бантики, чаще голубые, размахивали знамёнами разных баррикад и шарахались от апельсинов на прилавках[...]
  • Русские, украинские и болгарские преподаватели с этого учебного года будут обучать лондонских детей читать и писать по-английски. Об этом сообщает популярная британская газета "Ивнинг стандард"[...]