В
октябре отдел по вопросам обращений аппарата Верховной
Рады Украины получил в полтора раза больше писем,
предложений, заявлений и жалоб от граждан, чем в октябре
прошлого года. Это, в частности, связано с ростом
числа жалоб на недостатки в подготовке к зиме жилищно-коммунального
хозяйства, сообщает Информационное управление парламента.
Люди жаловались на несвоевременное подключение к системам
центрального отопления жилья, школ, детских садов,
в некоторых случаях - на плохое обеспечение твердым
топливом. Во многих обращениях люди выражали недовольство
работой правоохранительных органов. Ветераны и пенсионеры
протестовали против намерений правительства заменить
льготы предоставлением адресной помощи. Граждане также
высказывали свое отношение к работе президента, парламента
и правительства. Люди призывали народных избранников
не идти по пути конфронтации, а за столом переговоров
прийти к согласию по поводу изменений в политическом
устройстве государства, а также принять такой бюджет-2003,
который был бы социально ориентированным и обеспечил
экономический рост в Украине.
Секретариатами Союза лидеров местных и региональных
властей Украины и Украинской ассоциации местных и
региональных властей осуществлен анализ показателей
проекта Государственного бюджета Украины на 2003 год
относительно объема межбюджетных трансфертов в отношениях
с местными бюджетами, которые Кабинет министров Украины
подал в Верховную Раду Украины для рассмотрения в
втором чтении.
Второе чтение чрезвычайно важная стадия бюджетного
процесса, поскольку, в соответствии с нормами Бюджетного
кодекса Украины, ею завершается этап определения для
местных органов власти объема финансовых ресурсов
и выполнения делегированных государством полномочий.
Утвержденные объемы межбюджетных трансфертов и прочие
положения формирования местных бюджетов - обязательны
и не подлежат рассмотрению в третьем чтении. В недельный
срок после принятия закона о Государственном бюджете
Украины во втором чтении, местные государственные
органы и исполнительные органы соответствующих советов
начинают готовить проекты решений о соответствующих
местных бюджетах.
Правительство проигнорировало предложения Верховной
Рады Украины (постановление от 17 октября 2002 года
№ 183 "Об одобрении выводов и предложений к проекту
Закона Украины "О Государственном бюджете Украины
на 2003 год") относительно увеличения объема
ресурсов, которые закрепляются за местными бюджетами
для проведения гарантированных государством расходов.
Верховная Рада предлагала дополнительные ресурсы направить,
в первую очередь, на решение вопросов из повышения
заработной платы работникам социально-культурной сферы,
увеличение ресурсов на медикаменты и финансирование
капитальных вложений и т.п.. Эта позиция народных
депутатов Украины, является подтверждением понимания
необходимости улучшения ресурсного обеспечения местных
бюджетов, поскольку именно из них финансируются свыше
70 процентов социальных расходов. Эти же расходы являются
приоритетными в провозглашенных Президентом Украины
и правительством программных документах.
Кроме того, данная позиция высшего законодательного
органа свидетельствует о реальности предложений Ассоциации
и Союза лидеров Кабинету министров Украины, Верховной
Раде, Министерству финансов Украины относительно увеличения
финансовых ресурсов местных бюджетов в 2003 году и
усовершенствовании процесса их формирования и выполнения.
Нами предлагалось увеличить "чистый ресурс"
местных бюджетов против предусмотренного правительством
по проекту Государственного бюджета, представленного
на первое чтение, более чем на 1 млрд. гривень. Эти
средства должны были обеспечить минимальные нормы
предоставления населению социально-культурных услуг
и, в первую очередь, выплат из заработной платы, на
медикаменты, питание и т.п..
В этой, не простой ситуации, остается надежда, что
парламент и правительство в процессе рассмотрения
проекта бюджета комитетами Верховной Рады найдут согласия
в вопросе реального наполнения сводного бюджета Украины
и выделения части дополнительно изысканных средств
на финансовое обеспечение полномочий местных органов
власти.
Тем не менее, считаем очень своевременным и
полезным проведение местными органами власти в процессе
дальнейшего рассмотрения проекта Государственного
бюджета на 2003 год в центральных органах представительной
и исполнительной властей активных консультаций с народными
депутаты Украины относительно отстаивания интересов
местных бюджетов, а, значит, и своих избирателей.
Секретариатом также будут осуществляться разные формы
влияния на властные структуры, к компетенции которых
отнесен вопрос разработки и принятия Государственного
бюджета Украины.
Президентом Украинской ассоциации местных и региональных
властей В.Тихоновым по этому поводу в газете "Правительственный
курьер" опубликована статья от 8 ноября текущего
года.
Вячеслав Негода,
руководитель Секретариата
Украинской ассоциации местных и региональных властей.