Местный бюджет - 2003

В октябре отдел по вопросам обращений аппарата Верховной Рады Украины получил в полтора раза больше писем, предложений, заявлений и жалоб от граждан, чем в октябре прошлого года. Это, в частности, связано с ростом числа жалоб на недостатки в подготовке к зиме жилищно-коммунального хозяйства, сообщает Информационное управление парламента. Люди жаловались на несвоевременное подключение к системам центрального отопления жилья, школ, детских садов, в некоторых случаях - на плохое обеспечение твердым топливом. Во многих обращениях люди выражали недовольство работой правоохранительных органов. Ветераны и пенсионеры протестовали против намерений правительства заменить льготы предоставлением адресной помощи. Граждане также высказывали свое отношение к работе президента, парламента и правительства. Люди призывали народных избранников не идти по пути конфронтации, а за столом переговоров прийти к согласию по поводу изменений в политическом устройстве государства, а также принять такой бюджет-2003, который был бы социально ориентированным и обеспечил экономический рост в Украине.
Секретариатами Союза лидеров местных и региональных властей Украины и Украинской ассоциации местных и региональных властей осуществлен анализ показателей проекта Государственного бюджета Украины на 2003 год относительно объема межбюджетных трансфертов в отношениях с местными бюджетами, которые Кабинет министров Украины подал в Верховную Раду Украины для рассмотрения в втором чтении.

Второе чтение чрезвычайно важная стадия бюджетного процесса, поскольку, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Украины, ею завершается этап определения для местных органов власти объема финансовых ресурсов и выполнения делегированных государством полномочий. Утвержденные объемы межбюджетных трансфертов и прочие положения формирования местных бюджетов - обязательны и не подлежат рассмотрению в третьем чтении. В недельный срок после принятия закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении, местные государственные органы и исполнительные органы соответствующих советов начинают готовить проекты решений о соответствующих местных бюджетах.
Правительство проигнорировало предложения Верховной Рады Украины (постановление от 17 октября 2002 года № 183 "Об одобрении выводов и предложений к проекту Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2003 год") относительно увеличения объема ресурсов, которые закрепляются за местными бюджетами для проведения гарантированных государством расходов. Верховная Рада предлагала дополнительные ресурсы направить, в первую очередь, на решение вопросов из повышения заработной платы работникам социально-культурной сферы, увеличение ресурсов на медикаменты и финансирование капитальных вложений и т.п.. Эта позиция народных депутатов Украины, является подтверждением понимания необходимости улучшения ресурсного обеспечения местных бюджетов, поскольку именно из них финансируются свыше 70 процентов социальных расходов. Эти же расходы являются приоритетными в провозглашенных Президентом Украины и правительством программных документах.
Кроме того, данная позиция высшего законодательного органа свидетельствует о реальности предложений Ассоциации и Союза лидеров Кабинету министров Украины, Верховной Раде, Министерству финансов Украины относительно увеличения финансовых ресурсов местных бюджетов в 2003 году и усовершенствовании процесса их формирования и выполнения. Нами предлагалось увеличить "чистый ресурс" местных бюджетов против предусмотренного правительством по проекту Государственного бюджета, представленного на первое чтение, более чем на 1 млрд. гривень. Эти средства должны были обеспечить минимальные нормы предоставления населению социально-культурных услуг и, в первую очередь, выплат из заработной платы, на медикаменты, питание и т.п..
В этой, не простой ситуации, остается надежда, что парламент и правительство в процессе рассмотрения проекта бюджета комитетами Верховной Рады найдут согласия в вопросе реального наполнения сводного бюджета Украины и выделения части дополнительно изысканных средств на финансовое обеспечение полномочий местных органов власти.
Тем не менее, считаем очень своевременным и полезным проведение местными органами власти в процессе дальнейшего рассмотрения проекта Государственного бюджета на 2003 год в центральных органах представительной и исполнительной властей активных консультаций с народными депутаты Украины относительно отстаивания интересов местных бюджетов, а, значит, и своих избирателей.
Секретариатом также будут осуществляться разные формы влияния на властные структуры, к компетенции которых отнесен вопрос разработки и принятия Государственного бюджета Украины.
Президентом Украинской ассоциации местных и региональных властей В.Тихоновым по этому поводу в газете "Правительственный курьер" опубликована статья от 8 ноября текущего года.

Вячеслав Негода,
руководитель Секретариата
Украинской ассоциации местных и региональных властей.

  • Так называемая оранжевая революции вылилась в победу на выборах, одержанную, однако, со слабым перевесом, и становится ясно, насколько длинна тень прошлого. Но у каждого изменения есть следующий день. Если изменение сопровождалось насилием, следующий день обычно бывает зловещим; если оно было мирным — наступающий день будет, скорее, грязным[...]
  • На внутреннее потребление, намечено направить почти весь ожидаемый урожай - 33-35 млн. т. Хотя сдерживание вывоза может привести только к перенасыщению внутреннего рынка и падению цен, правительство и Минагрополитики вплоть до самого последнего времени отказывались признать возможность (и необходимость) экспорта зерна в текущем году[...]