В гражданском обществе Украины и ее местных громадах, существует динамизм, который я считаю беспрецедентным

Я часто говорил, что Украина сейчас имеет лучшую в своей истории возможность стать современным европейским государством. Я и сейчас верю, что так оно и есть, но считаю, что ныне на карту поставлено больше и ситуация более критическая, чем многие люди это себе представляют. Я считаю, что ключевым фактором, ключевым вопросом, от которого все зависит, являются внутренние действия Украины.
Координационная конференция Программы партнерства громад проводятся в Киеве ежегодно. На очередной конференции, посвященной проблеме строительства и развития городской инфраструктуры как важного компонента экономического развития выступление посла США в Украине Карлоса Паскуаля привлекло большое внимание общественности. Его выступление мы публикуем.
Одна вещь, о которой я все время говорю за время своего пребывания в Украине, это то, что наиболее увлекательные и динамичные события в Украине происходят на местном уровне. Они происходят на уровне, где люди преданны идее перемен и созданию лучшего общества для громад, в которых они живут.
Когда я думал над тем, каких проблем коснуться на этой конференции, а также над тем, какими специалистами вы располагаете во всех сферах местного самоуправления и развития громад, то пришел к выводу, что, наверное, самым полезным с моей стороны было бы в широкой политической перспективе сказать о некоторых событиях в Украине и месте, которое Украина занимает в более общем процессе политической эволюции Европы.
Думаю, что перспективы для Украины существуют. Думаю, что некоторые политические и геополитические неопределенности прошлого уже можно забыть. В частности тем, кто в прошлом боялся, что Россия будет возражать против европейской интеграции Украины. Множество из этих вопросов отпадают по мере того, как сама Россия развивает тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом. Но реализация указанных перспектив на интеграцию Украины зависит от самой Украины. История эволюции Европы и расширения НАТО в значительной мере зависит от основных начал демократии и рыночной экономики, а в последнее время - все больше и от того, насколько безопасно страны обращаются с технологиями и непростыми материалами, которыми они располагают.
Для примера, посмотрим на НАТО и историю его расширения. Главными заботами или ключевыми вопросами постоянно были проблемы политические или экономические. Для Испании это был вопрос преодоления фашизма. Для Турции и Греции - восстановление дружественных отношений. В Польше одним из ключевых вопросов было преодоление пережитков антисемитизма и занятие твердой позиции против него. Сегодня в странах Балтики мы видим, что ключевым фактором является утверждение такого законодательства, которое предоставляло бы достойные права российскому национальному меньшинству. В Румынии среди проблем, стоящих на повестке дня - антикоррупционные меры и прекращение торговли женщинами и детьми. Это - фундаментальные политические и экономические вопросы, а не только вопросы обороны или безопасности, с которыми люди обычно ассоциируют такие организации, как НАТО. Но успешность функционирования НАТО определяется тем, что это - институт общих ценностей. Общих ценностей демократии и рыночной экономики. А собственно военный альянс может действовать сообща только тогда, когда его члены обладают общей основой действий. Поэтому, возвращаясь к теме Украины и ее будущих взаимоотношений с НАТО и Европейским Союзом, следует сказать, что ключевыми вопросами тут будут выполнение Украиной ее законов, свобода печати, способ функционирования ее судебной системы, развитие гражданского общества.
Давайте немного остановимся на оценке современного состояния дел в некоторых, только что названных вопросах.
Первое - средства массовой информации. Действительно, чрезвычайным событием последнего времени стало то, что свыше 350 журналистов подписали манифест, где высказана их озабоченность относительно цензуры в Украине. Можно соглашаться или не соглашаться с их утверждениями, но это - чрезвычайное событие, когда так много журналистов встают и говорят, что они обеспокоены ущемлением их возможности сообщать новости так, как они их видят. Это заставляет задуматься над тем, что же происходит. Как минимум, тут важно способствовать диалогу между украинской властью и этими журналистами с тем, чтобы работа над подобными вопросами велась приемлемыми способами.
Другая проблема - это политическая неопределенность, которую мы наблюдаем сегодня в Украине. Реальность такова, что политические колебания происходят неделя за неделей, создают неопределенность в работе парламента, усложняют работу над важными законопроектами. Таким образом, политическая неуверенность по сути создает патовую ситуацию в Украинской политике, причем существует такая ситуация достаточно долгое время. Она возникла в период перед выборами, когда все готовились к выборам, она и дальше существовала, непосредственно после выборов, когда началось политическое перетягивание каната по поводу того, как будет структурирован парламент. А когда было избрано руководство парламента, эти споры мгновенно перешли в другую стадию - создания большинства.
И последнее: существует серьезная проблема распространения оружия. Все в этом зале знают о последних событиях. Соединенные Штаты признали аутентичной запись разговора, который состоялся между Президентом Кучмой и господином Малевым в июле 2000 года. В беседе говорилось о передаче военного оборудования "Кольчуга" (системе пассивного обнаружения) из Украины в Ирак. В конце беседы Президент высказал свое одобрение. Имела место эта продажа или нет, это серьезный вопрос, ибо он ставит руководителя государства в положение человека, заранее согласного на нарушение санкций ООН в отношении передачи военного оборудования стране, на которую Президент Соединенных Штатов указал как на наиболее серьезную угрозу международной безопасности. Поэтому неминуемо создается тяжелая ситуация в наших двусторонних отношениях.
Отдельно стоит вопрос, состоялась ли передача оружия действительно. В практическом смысле, этот вопрос еще более серьезен. Во-первых, с точки зрения безопасности американских и британских пилотов, которые патрулируют запрещенную для полетов зону Ирака. Во-вторых, потому, что это представляло бы собой нарушение санкций ООН и нарушения целой связки законов США. И первое, и второе вызвали бы необходимость в правовых санкциях.
Как быть в такой ситуации? Найти ответ непросто. Одно из главных для нас - не выпускать из поля зрения долгосрочную перспективу, а не только смотреть на сегодняшнюю проблему, и помнить, что более демократическая и ориентированная на рыночную экономику и интегрированная в Европу Украина - это в интересах Украины, в интересах Европы и в интересах Соединенных Штатов. Мы должны и дальше работать ради этой цели.
Но в то же время мы обязаны делать такие шаги, и обращаться к таким мерам (если это вообще возможно), которые позволили бы с уверенностью сказать, что такой передачи не было, а если она все-таки была, обратиться к скорректированным мерам.
Таким образом, одна из вещей, которые позволяют мне более позитивно смотреть в будущее - это возможность всматриваться в этот зал и получить шанс увидеть труд людей, собравшихся здесь.
В гражданском обществе Украины и ее местных громадах, существует динамизм, который я считаю беспрецедентным. Президент Буш как-то сказал, что одним из фундаментальных аспектов американской демократии является способность и желание громад заниматься самоуправлением. Когда громады неравнодушны к тому, как относится к ним власть, и какими являются условия для бизнеса вокруг, тогда такие громады делают власть подотчетной. А когда власть подотчетна, она может действовать успешно. Я верю в то, что в Украине этот процесс уже начался. Я вижу все больше и больше гражданских групп, которые работают в таких сферах, как развитие бизнеса и благотворительная деятельность, охрана окружающей среды и права человека, борьба против коррупции и средства массовой информации. Работая на местном уровне, они содействуют изменениям и позитивному развитию событий, и это дает людям возможность ощутить, что они могут реально влиять на свою собственную жизнь. Я также вижу все больше руководителей городов, которые прислушиваются к требованиям местных гражданских групп, и понимают, что, как местные политики, они должны реагировать именно на такие вещи, быть к ним чуткими. Я уже говорил многим из вас, что одной из наиболее сложных функций, по моему мнению, в управлении, является работа городского головы, работа на местном уровне, потому что вы действительно ближе всего к людям, именно вы непосредственно ощущаете их потребности, и когда вы не реагируете на эти потребности, то вы также непосредственно на себе ощущаете последствия этого. Поэтому такая работа является колоссальным вызовом, и я снимаю перед вами шляпу за то, как вы отвечаете на этот вызов каждый день.
Позвольте мне закончить на более оптимистической ноте, чем когда речь шла о трудностях. Я часто говорю. Что, когда смотришь на Украину, то легче прорицать какой будет эта страна через двадцать лет, чем через два года. И я думаю, что причина этого - в таланте ее народа, в ее природных ресурсах, высоком техническом потенциале, ее месте в Европе. Если свести все это воедино и поразмыслить о торговых, человеческих и геополитических возможностях Украины, непременно придешь к выводу, что будущее будет позитивным и Украина будет центральной частью новой, рождающейся ныне, Европы. Ключевым вопросом является: сейчас, когда Европа меняется, сделает ли Украина у себя дома все, что позволит ей не отставать от Европы в процессе перемен? 2002 год был трудным и, к сожалению, Украина не выдержала темпа. Одной из общих задач, которые стоят перед нами всеми нами, - вами, как личностями, которые являются активными политиками в собственной стране, нами, - как дипломатами, которые отстаивают конструктивные реформы, и гражданскими объединениями, которые действуют на местном уровне, - является понять позитивность движущих сил, действующих на местном уровне в Украине, и укреплять эти позитивные силы. Благодаря ним Украина будет изменяться, и продвигаться в европейском направлении.
По моему мнению, это дорого стоило Украине. Перед всеми политиками Украины возникает серьезный вопрос, над которым они должны задуматься. Не только борьба за власть вредит Украине. Именно в то время, когда в Европе происходят фундаментальные перемены, когда все западные соседи Украины активно добиваются членства в НАТО или Европейском Союзе, Украина оказалась в патовой ситуации.

  • Итак, Верховный Суд Украины после шестичасового обсуждения, вынес свой вердикт, за которым последовали дальнейшие события. Все вроде бы объективно. Пять дней упорно работали, дотошно переворошили кучу материалов, состоящих из справок, актов, протоколов, фиксирующих реальные, а нередко и выдуманные отчеты о ходе избирательной кампании, допущенные нарушения и злоупотребления[...]
  • По данным международных организаций, на дне Черного моря, в районах Севастополя и Керчи покоятся около 10 миллионов бомб, снарядов, мин и других неразорвавшихся боеприпасов времен Второй мировой войны[...]