№6(52) 8 февраля 2002 года


1+1 лишился лицензии

Киевский хозяйственный суд признал недействительной лицензию ООО "Студия "1+1", удовлетворив иск компании "АИТИ", заявил член Нацсовета по телевидению и радио Виктор Лешик. Он подтвердил, что такое решение действительно было принято Киевским хозяйственным судом, и у Нацсовета есть ксерокопия этого решения, однако, официально эти документы в Нацсовет пока не поступили.
Лешик сообщил, что в Киевский хозяйственный суд обратилась телекомпания "АИТИ" с иском к Нацсовету о признании недействительными документов на дополнительные часы вещания "Студии "1+1" на канале УТ-2. При этом сама "Студия "1+1" выступала в качестве третьей стороны.
Суд также обязал Нацсовет объявить конкурс на вещание в эти часы на УТ-2, и запретил "Студии "1+1" осуществлять вещание на этом канале. По мнению Лешика, "произошло что-то мало связанное с телевидением, радиовещанием и с юриспруденцией". "Одним росчерком пера одного судьи сделана попытка ликвидировать известную телекомпанию, в которую вложено $45 млн.", - подчеркнул член Нацсовета.
"Для нас не стало неожиданностью решение суда, поскольку нас предупреждали о возможном "заказном" рассмотрении этого иска еще до того, как дело было передано в судебное рассмотрение", - говорится в заявлении "Студии "1+1".
Хозяйственный суд Киева также не обратил внимания на поданные представителями прокуратуры Киева материалы проверки законности выдачи "Студии "1+1" лицензии на право вещания на канале УТ-2, которая проводилась прокуратурой в 2001 году и не выявила никаких нарушений законности при выдаче этой лицензии, отмечается в заявлении.
"Студия "1+1" выражает уверенность в том, что суд апелляционной инстанции вынесет по делу законное решение.

А смогут ли?

В первую неделю работы 9-й сессии Верховной Рады Украины третьего созыва, проектом расписания заседаний парламента предусмотрено предложить народным депутатам к рассмотрению около 70 законопроектов.
В четверг, 7 февраля, день принятия решений, депутаты, как предусматривает проект расписания парламентских заседаний, должны были определиться с более чем 40 вопросами. Среди них - рассмотрение в третьем чтении законопроекта о внесении изменений в статью 18 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетными и государственными целевыми фондами", во втором чтении - законопроектов о судоустройстве Украины; об электронных документах и электронном документообороте; об ипотеке; о негосударственном пенсионном обеспечении. Предусматривается также, что народные депутаты рассмотрят 14 законопроектов с предложениями Президента Украины.
В пятницу, 8 февраля, предусматривается рассмотрение 7 документов, в частности законопроектов о Регламенте Верховной Рады Украины; об основах государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности; о Красной книге Украины.
Проектом расписания парламентских заседаний также предусматривается, что 12 февраля, во вторник, в Верховной Раде Украины состоится День Правительства Украины, в ходе которого будет слушаться информация Кабинета Министров о выполнении Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы".
Всего же, до конца работы последней сессии Верховной Рады Украины третьего созыва включено около 400 законопроектов, из которых более 130 подготовлены для рассмотрения на пленарных заседаниях парламента.
Из документов, ожидающих решения девятой сессии парламента, 16 признаны Президентом и правительством как неотложные и первоочередные. В частности, народные депутаты должны определиться относительно проектов законов о внесении изменений: в некоторые законы Украины об обеспечении выполнения судебных решений; в законы: "Об индексации денежных доходов населения"; "О списании и реструктуризации задолженности по квартирной плате, за коммунальные услуги, потребленные природный газ и электроэнергию"; "О погашении задолженности по заработной плате и других видах денежных выплат"; "О рекламе". На рассмотрение парламента предлагаются также проекты законов с предложениями Президента: "Об обязательном проведении предвыборных теледебатов и радиодебатов в ходе избирательных кампаний по выборам Президента Украины и выборам народных депутатов Украины"; "Об инновационной деятельности"; "О международной технической помощи".
В ходе девятой сессии Верховная Рада планирует рассмотреть проекты законов о судоустройстве (во втором чтении); о центральных органах исполнительной власти; о политической оппозиции; о языках в Украине; о механизме возвращения капитала, вывезенного из Украины; о негосударственном пенсионном обеспечении; об ипотеке; об основных принципах энергетической политики Украины; об упорядочивании вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности; о Генеральной схеме планирования территории Украины; о Красной книге Украины; о статусе следователей; о Национальном бюро расследований Украины; о погашении не полученных гражданами до 1 июля 1998 года компенсационных сертификатов; проект постановления о моратории на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые гражданам Украины.
Комитетам Верховной Рады в ходе работы девятой сессии поручено подготовить и доработать более 200 законопроектов - с учетом альтернативных. Среди них, в частности, законопроекты: о Президенте Украины; о референдумах Автономной Республики Крым, местных референдумах и других формах непосредственного волеизъявления территориальной общины; об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании; о государственной поддержке развития высоких технологий в Украине; о приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине на период до 2005 года; о принципах национальных интересов Украины; о государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Неотложного рассмотрения также требует ряд законов, на которые наложено вето Президента. В частности, Закон "О порядке обращения в Конституционной Суд Украины по вопросам предоставления заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины", "О выполнении решений Европейского Суда по правам человека", "О всеукраинском референдуме".

Иск…против расследования

У политиков нынче горячая пора: выборы. Всем вдруг захотелось выглядеть красивыми и пушистыми - в глазах избирателей, естественно. Наиболее законопослушные герои наших публикаций для этой цели используют возможности судебной системы. Народный депутат Павел Рябикин и запорожский губернатор Алексей Кучеренко подали судебные иски против журналиста Олега Ельцова, широко известного в журналистских кругах и, в частности в электронных СМИ своими острыми и злободневными публикациями, журналистскими расследованиями.
Стремление истцов немедленно доказать свою "пушистость" не умерил даже тот факт, что Генпрокуратура занимается расследованием дела, касающегося сути их претензий. Желание истцов совпало с позицией судьи, ведущего дело. Хотя закон предполагал несколько иное развитие событий.
В соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом, в случае возбуждения уголовного дела по предмету иска в гражданском деле, рассмотрение последнего приостанавливается до окончания уголовного расследования. Наверняка, об этом не мог не знать юрист Рябикин. Тем не менее, подал иск с требованием опровержения сведений о нем, опубликованных на сайте. А именно: фирм в Швейцарии не имеет, с олигархами не водится, счетов их не обслуживает и преступных схем отмывания неправедных денежек не разрабатывает. Но Генпрокуратура, проводившая доследственную проверку фактов, приведенных в статье, в частности и о г-не Рябикине, посчитала необходимым возбудить дело о незаконном открытии валютных счетов.
Вот окончится следствие и тогда все встанет на свои места - по упомянутому гражданскому иску, в том числе. Об этом же говорит и УПК. Но представитель Рябикина утверждает, что предмет иска никак не связан с сутью уголовного дела: мол, опровергается не то, что у Рябикина есть счета в западных банках (об этом не писали), а то, что он обслуживает чужие банковские счета (об этом писали). Ну, насчет того - обслуживает или нет - этим занимается Генпрокуратура. Ведь совершенно очевидно, что в ходе следствия по открытию счетов за рубежом к г-ну Рябикину возникнут вопросы: а знал ли он, чьи счета обслуживает, а знал ли, что движение по ним носит противозаконный характер - с точки зрения родного украинского закона?
Мы отнюдь не предвосхищаем событий, но представьте на минуту: Генпрокуратура приходит к выводу: Рябикин знал, состоял в преступном сговоре, так сказать. Но это будет потом. А до этого вполне возможно, судья, который ведет гражданское дело по иску Рябикина к Ельцову, вынесет решение: не знал, чист кристально, пострадал от наветов. Некрасиво получиться может…
Но это будет потом - после выборов. А решение о "пушистости" истцу нужно сейчас. И вот судья, игнорируя ходатайство ответчика о приостановлении судебного разбирательства до завершения следствия по уголовному делу, выносит решение: будем рассматривать. Причем, события форсируются: ждать, когда необходимые запросы дойдут до прокуратуры по почте, нет мочи - представитель истца ясным соколом метнется в качестве нарочного в Генпрокуратуру с весточкой из суда.
Ответчик думал было сэкономить время и средства нашего самого справедливого суда (да и свои за одним) и ходатайствовал об объединении обоих исков - от Рябикина и Кучеренко - ведь по сути-то они одинаковы. Ан-нет, раздельно будем рассматривать. Логика прослеживается с трудом. Ну, разве что приходит на ум редкая по своей глубине мысль: ежели дела объединить, то тогда уж рассмотрение придется отложить точно: ведь предмет иска Кучеренко и статья, по которой прокуратура возбудила уголовное дело, совпадают едва ли не дословно. А этого никак нельзя: делать надо все спешно, чтобы аккурат к самым выборам протрубить о судебно заверенной чистоте претендента в народные избранники. Что еще раз подтверждает народную истину: спешка нужна при ловле блох и под выборы.

Армию надо сокращать

Исходя из нынешней геополитической ситуации, современных угроз и экономических возможностей государства необходимо сократить численность ВС Украины до 120 - 130 тыс. И при этом армия непременно должна иметь современные вооружения.
Об этом сказал в интервью "Дефенс-экспресс" руководитель Государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины Владимир Горбулин. По его словам, это задача сложная, но решаемая и в зависимости от финансирования она потребует от 8 до 10 лет. В.Горбулин сказал, что сейчас главным вопросом является наличие политической воли - по ликвидации такой беды как хроническое недофинансирование Вооруженных сил, по серьезному проведению сокращения армии и выравниванию создавшегося дисбаланса военного бюджета. На непосредственное содержание армии должно уходить не более 50-ти процентов выделяемых государством средств. К примеру, Литва уже достигла этого результата к 2002 году, отметил он.
По словам В.Горбулина, около 90-та процентов выделяемых государством средств армия просто проедает.
"Если мы не хотим потерять статус державы, способной предложить на мировой рынок новые высокотехнологические системы вооружений и сохранить военную науку вообще, не менее 20-25-ти процентов военного бюджета должно расходоваться на фундаментальные исследования, разработки новых вооружений и их закупки для потребностей армии, а также на проведению модернизации тех вооружений и техники, которые есть в ВСУ", отметил Председатель госкомиссии по вопросам ОПК.
В тоже время он сказал, что в Украине есть такие "действительно уникальные наработки по созданию новых видов оружия", что появись такое оружие в национальной армии, она бы могла выглядеть весьма пристойно даже на фоне лучших армий мира.

"Ножки Буша", разрешить, если…

Государственная ветеринарная инспекция Украины готова возобновить импорт мяса птицы из США, если производители дадут подтверждение тому, что в корм птице не добавлялись антибиотики и ее тушки не обрабатывались консервантами. Об этом на сегодняшнем брифинге в Министерстве аграрной политики Украины заявил глава Департамента ветеринарной медицины Украины Петр Вербицкий. По словам Вербицкого, Госдепартамент ветеринарной медицины запретил импорт мяса птицы из США исключительно из-за того, что производители добавляли в корм птице антибиотики, а готовые тушки обрабатывали препаратом "тринатрийфосфат", который, по сути, является консервантом, а это противоречит законодательству Украины. В то же время законодательство США позволяет использовать целую серию препаратов-антибиотиков в корм птице, а также обрабатывать мясо птицы дезинфицирующими средствами.
П.Вербицкий отметил, что 15-21 октября минувшего года специалисты Госдепартамента ветеринарной медицины побывали в США с целью проверки импортируемой продукции, и именно во время этого визита были обнаружены вышеназванные нарушения. Кроме того, украинские специалисты отметили, что ветеринарная служба США проверяет мясо птицы на остаточное присутствие антибиотиков. После чего 5 ноября посольству США в Украине сообщили, что с 10 ноября импорт мяса птицы будет временно приостановлен до выяснения обстоятельств.
П. Вербицкий отметил также, что этот запрет никак не связан с санкциями США против Украины относительно закона о компакт-дисках.

Лоза - Рогоза?

Презентация книги о Юлии Тимошенко "Невыполненный заказ" расставила все точки над "і" во взаимоотношениях автора этого воистину заказного "шедевра" и создателя "Буржуя" Юрия Рогозы. А, кроме того, презентатору-координатору проекта господину Окаре пришлось раскрыть и имена следующих "заказанных" политиков. Эти обреченные на вскрытие пером как топором - Ющенко и Медведчук.
Содержание книги "Невыполненный заказ" стало известно задолго до официальной презентации, которая и состоялась в прошлую пятницу в киевском клубе "Бабуин". Поэтому пересказывать подробно топорный сюжет, особого смысла нет. Разве что вкратце напомнить. Один олигарх (таинственный и могущественный мистер Х) заказывает некоему Ричарду Лозе разоблачительную книгу о другом своем коллеге по цеху (читай - Юлии Тимошенко). Мистер Ричард, у которого не хватило львиности в сердце для того, чтобы подписать книгу своим именем ("фамилию свою на обложке не напишу, потому что забоюсь"), за большие деньги соглашается "размазать" Тимошенко.
Но в процессе работы с "материалом" происходит чудо и "киллер" искренне проникается уважением и теплотой к Юлии. Цитата из "заказа": "Слишком много тепла и веры в свой народ влила она, эта хрупкая и воистину сильная женщина в мою душу, слишком уж другим стал я после встречи с ней". Во время многочасовых разговоров (притом, что на пресс-конференциях Тимошенко практически всегда сводит общение с прессой до минимума и летит по делам) он даже научился читать по "глазам цвета спелого каштана" ее мысли. Мысли о том, что "Украина - это огромная страна, когда-то золотая, а теперь угрюмо-поруганная и почти потерявшая веру, стонущая от нищеты - без денег, без тепла, без света". И т.д. и т.п. - подобного стиля почти на 100 страниц. В итоге, Ричард пишет лубочный опус o Тимошенко - хрупкой женщине, заботливой матери, любящей жене, перспективном бизнесмене и (по любому!) - будущем президенте.
Если кого заинтересует подробнее это творение мистера Ричарда - тот сможет вскоре с ним познакомиться, поскольку мистер координатор Окара припугнул Украину 500-тысячным тиражом такого сочинения. Публику же на презентации интересовало не столько содержание книги, сколько имя автора и заказчика, силы, которые стоят за изданием книги (издать 100-страничную брошюру на хорошей бумаге тиражом в 500 тысяч - забава не дешевая). К чести организаторов презентации, они держались умницами. И не назвали менее известным, чем автор книги, журналистам ни одного имени, не выдали ни одной спонсорской структуры и не обнародовали ни одной суммы.
И это несмотря на то, что данные из г-на Окары выбивал сам "политолог и экономист" Олег Соскин, который по его собственному признанию "мочил" и более именитых. Но не тут-то было. Господин Окара оказался орешком покрепче, и хотя Соскин требовал от него показать паспорт и назвать место жительство, Окара отбивался как лев.
Плохо то шоу, которое не оканчивается скандалом. И этот маленький скандал и устроил господин Соскин, крича: "Кто ты есть, гражданин какой страны? Кто тебя послал - ФСБ?" Еще он ругал "кацапскую мову" Окары и кричал, что Окара не на тех напал.
Из того немногого, что, по своему желанию, сказал координатор Окара, следует, что книгой о Тимошенко поток "заказов" не ограничится. Готовятся к выходу книги о Ющенко, Андрее Шевченко, Медведчуке, и Яне Клочковой. Причем, две последние написал также г-н Лоза. Не было никакой возможности удержаться от того, чтобы не узнать мнение самого г-на Окары о книгах, которые, по его мнению "на волне выборов будут самым успешным коммерческим проектом в Украине".
Так кто же автор? Оказывается, это - коммерческая тайна. В разряд коммерческой тайны попали также размеры гонорара господина Лозы за первый шедевр, спонсоры издания, происхождение самого господина Окары и… настоящий автор, который был анонсирован на презентацию, но не пришел. Г-н Окара заявил, что "Юрий Рогоза и Ричард Лоза" - это не одно и то же лицо. Хотя он и не видел лично Рогозу. Более того, он возмутился, что его коллега-организатор сказал, что Ричард Лоза - это псевдоним и высказался в том смысле, что это, мол, и есть имя. Однако же послесловие автора в книге подписано "Ю.Р". Кроме того, в книге есть еще несколько интересных и странных вещей. Например, вычурное и не очень, мягко говоря, распространенное в Украине обращение "пани Юля" (тогда уж пани Юлия). Или название "Фронт национального спасения" вместо "Форум национального спасения". Похоже, автор явно не в курсе событий украинской политики последнего года, хотя он "не норвежец и не узбек".
Так кто же он, мистер Р.Л. или Ю.Р. - "известный журналист, телеведущий и писатель, автор популярнейших телепрограмм и телесериалов, чье творчество знают не только в Украине, но и далеко за ее пределами"? Может быть, господин Рябец займется, снимет покрывало тайны с этого лица? А то ведь до агитационной кампании оставалась еще неделя, а тут 500-тысячным тиражом книги прут о лидере одного из блоков.
Впрочем, еще вопрос - такой уж дурной вкус у нашего народа, чтобы принять это чтиво и поверить тому, что написано. И, возможно, г-н Окара был прав, сказав, что написанное еще сыграет скорее против Тимошенко, чем за нее…

Несогласных - на улицу!

В Запорожье могут закрыть единственную оппозиционную телекомпанию. Независимая запорожская телекомпания "Хортица" в эфире 10 лет. Как стало известно от представителя национального совета по телевидению и радиовещанию в Запорожской области Владимира Кучугурного, похоже 11 день рождения ей не светит.
В прошлый четверг, по его словам, нацсовет должен был рассмотреть вопрос прекращения вещания "Хортицы". Основания - неоднократные жалобы властей. Решение не было принято по счастливой случайности. На заседание явились не все члены нацсовета. Вопрос перенесли на следующее заседание.
Власть обвиняет журналистов "Хортицы" в предвзятости, необъективности, накале противостояния с властью населения. Журналистский коллектив расценивает происходящее, как очередную попытку задушить свободу слова. По словам директора "Хортицы" Олега Мухина, телекомпания всегда находилась в конструктивной оппозиции к власти. Однако, давление усилилось накануне избирательной компании. Из Запорожья неоднократно "жаловались" в нацсовет с просьбой провести анализ законности функционирования телеканала. В ходе проверки представители совета нарушений не обнаружили. После этого - обращения в прокуратуру, налоговую, антимонопольный комитет, КРУ. Перечисленные инстанции так же не нашли ничего антизаконного. Единственный повод, на который ссылается власть - просроченный срок лицензии. Однако, документы поданы в срок, а то, что нацсовет не успел, - не вина журналистов "Хортицы".
Вина - в другом.Телекомпания занимала активную позицию в отстаивании интересов ОАО "Запрожкокс". Как известно, предприятие, при явном содействии губернатора Евгения Карташова, хотели обанкротить и объединить с "Запорожсталью".
Коллектив телекомпании "Хортица" забил тревогу. На днях планируется пикет возле стен облгосадминистрации. В адрес телекомпании уже пришли тысячи писем от общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан. Все они обещали поддержать коллектив "Хортицы", принять участие в акции протеста. В адрес нацсовета направлены десятки обращений от возмущенных развитием ситуации представителей политических сил, трудовых коллективов, предпринимателей.

Покупайте, пока не поздно

Наличие на внутреннем рынке большого количества зерна - урожай зерновых в 2001 году составил более 41 млн. тонн - принесло аграриям проблемы с его сбытом, в частности, снижение цен по сравнению с ценами 2000 года приблизительно вдвое. Однако, помимо негативного воздействия на рынок, в перспективе наличие избытка зерна может сыграть и позитивную роль. Дело в том, что, по мнению ряда экспертов, прогнозы на урожай зерновых в 2002 году вряд ли можно считать оптимистическими.
Как сказал министр аграрной политики Украины Иван Кириленко, в текущем году урожай продовольственного зерна будет значительно меньше из-за погодных условий прошлогодней осени, которые не способствовали качественному урожаю в 2002 году озимой пшеницы, составляющей основу продовольственного зерна. С начала июля прошлого года на большей части территории Украины (особенно на юге и юго-востоке страны, где было собрано около 22 млн. тонн зерна) до начала ноября практически не было дождя. Это привело к тому, что на 2 млн. гектаров озимые посевы совсем не взошли, поскольку посеянное зерно длительное время пролежало в сухой земле. Еще на 2 млн. га взошел так называемый "рябчик", т. е. всходы на данной площади были очень редкие и слабые, что, разумеется, также не будет способствовать высокому урожаю. Если учесть, что всего озимой пшеницей в прошлом году было засеяно около 8,5 млн. га (в 2000 году - 8,8 млн. га), то несложные подсчеты покажут, что около трети данных посевов можно считать погибшими. Правда, по данным зерновых трейдеров, подобную ситуацию вряд ли можно назвать катастрофой, поскольку в большей или меньшей мере она повторяется каждый год. Так, в прошлом - урожайном - году пересеивать пришлось 15-20 процентов площадей озимых.
И все-таки И.Кириленко считает: при том, что пока слишком рано прогнозировать объемы будущего урожая зерновых в целом, количество продовольственной пшеницы урожая 2002 года будет меньше, чем в 2001-м. При этом, по его словам, общий вал зерна может быть и на уровне урожая прошлого года, но за счет других культур, а именно - непродовольственного зерна.
Учитывая это, а также то, что подряд два урожайных года на зерно бывают редко, по мнению И.Кириленко, мэры городов, руководители хлебопекарен, хлебозаготовительных, кондитерских, спиртовых и других предприятий, имеющих отношение к использованию продовольственного зерна, должны закупать его сегодня по более низким ценам - до 500 грн. за тонну, поскольку через некоторое время цена на него поднимется.
По данным Министерства агрополитики и Национальной ассоциации бирж Украины, с начала ноября прошлого года цены на внутреннем зерновом рынке хотя и незначительно, но начали расти. Так, к середине января 2002 года, по сравнению с ноябрем прошлого, их рост составил около 10-ти процентов. На сегодняшний день биржевые цены на продовольственную пшеницу 3-го класса составляют около 500 грн. за тонну, на пшеницу 4-го класса - около 430 грн. Цены внебиржевого рынка несколько ниже. Отметим, что подобные темпы роста внутренних цен на зерно значительно ниже тех, которые ожидали и прогнозировали в Министерстве агрополитики в начале прошлогодней осени.
Уверенность министра аграрной политики в том, что производителям продовольственной продукции необходимо сегодня скупать зерно на внутреннем рынке по относительно низким ценам, обусловлена также прогнозированной сезонной активизацией закупок зерна. Т. е. рост цен на зерно на внешнем рынке, начиная со второй половины зимы, "потянет" вверх и внутренние цены.
Кроме того, рост внутренних цен может стимулировать увеличение экспорта зерна из Украины. Европейская комиссия в ноябре прошлого года снизила импортную пошлину на пшеницу для экспортеров из Восточной Европы. Это связано с потребностью на западноевропейском рынке около 1,5 млн. тонн экспортного зерна.
Как считает вице-премьер-министр Украины Леонид Козаченко, в связи с этим Украина, как самый крупный экспортер зерна в Восточной Европе, сможет поставить в страны ЕС в этом сезоне более 500 тыс. тонн зерна. По мнению же зерновых трейдеров, объем экспорта украинской пшеницы в Западную Европу может составить еще больше - 1-1,5 млн. тонн.
Однако даже в этом случае, ограниченный низкой пропускной возможностью украинского портово-элеваторного хозяйства (около 7 млн. тонн зерна в год), экспорт зерновых не увеличится настолько, чтобы ощутимо влиять на изменение пропорций предложения и спроса на внутреннем рынке до поступления зерна урожая 2002 г.
По состоянию на декабрь 2001 г., на внутреннем рынке было в наличии около 6 млн. тонн "лишнего" зерна. При этом в декабре фактически было экспортировано более 2 млн. тонн зерна и подписано экспортных договоров на поставку еще около 4,5 млн. тонн. Т. е. так называемый экспортный лимит Украина практически исчерпала. Сложившаяся ситуация показывает, что существенное увеличение экспорта зерновых из Украины вряд ли возможно. А ожидаемое увеличение экспорта зерна за счет увеличения его поставок в Западную Европу не сможет кардинально понизить высокий уровень предложения зерна на внутреннем рынке.
Можно предположить, что призывы руководства Министерства агрополитики активизировать закупки зерна из-за возможного неурожая продовольственного зерна в следующем году являются скорее своеобразным маркетинговым приемом, дабы активизировать деятельность внутреннего рынка.
О.Хомич

Качели вверх, качели вниз…

Хаотические прыжки и скачки курса доллара заставляют добропорядочных украинских бюргеров, предпочитающих свои скромные сбережения хранить в американской "зелени", хвататься за сердце и лихорадочно искать ответ на вопрос: "Что день грядущий гривне готовит?".
По мнению экономистов, сейчас начала действовать тенденция определенного ослабления национальной валюты. Во-первых, введенные санкции с американской стороны отразятся на внешних операциях. Во-вторых, есть проблемы с выполнением государственного бюджета и обеспечением всех тех обязательств, которые взяли на себя депутаты в связи с его принятием: бюджет перегружен социальными финансовыми обещаниями, а реальные доходы пока более, чем сомнительны. И эти потери уже отражаются на стабильности нашей валюты и ведут к инфляции гривни.
Тенденцию разрыва между расходами госбюджета и поступлениями в него подтвердил министр финансов Украины Игорь Юшко: по состоянию на 23 января 2002 года в общий фонд государственного бюджета поступило 1,5 млрд. грн., что составляет 58,1 процента от плановых поступлений за январь. План доходов госбюджета выполнен на 65,4 процента от месячного плана и составляет 1,2 млрд. грн.
Кроме того, как отмечает политолог Виктория Подгорная, предвыборная кампания отнюдь не способствует росту деловой активности в Украине, и сейчас в экономике уже начался тяжелый экономический период. По ее мнению, замирание деловой активности вызвано ожиданием избирательного результата и продлится до окончания выборов.
Нынешние скачки курса вызваны ростом спроса на доллары - как со стороны компаний, так и со стороны физических лиц. Это связано с тем, что в прошлом году продолжительное время происходило укрепление курса гривны. Гривна росла, и поэтому спрос на доллары со стороны компаний, у которых были валютные обязательства, откладывался. Все ждали момента, когда гривну попустят. А сейчас как раз момент ожидания выборов, есть определенное ощущение нестабильности. Кроме того, некоторые эксперты считают, что у нас бюджет не совсем реален.
На доллар влияют и прогнозные ожидания относительно ухудшения конъюнктуры на мировых рынках, вследствие которой наше сальдо внешней торговли станет негативным, т.е. нам потребуются доллары для того, чтобы покрывать этот дефицит.
Позицию Нацбанка также можно понять, на него влияет целый ряд факторов, например, сильное лобби экспортеров. Весь прошлый год в ходе укрепления гривни они не могли получать средств, которые могли бы зарабатывать при условиях девальвации. Очевидно, в определенной мере, нынешняя разумная девальвация сыграет позитивную роль для экономики.
В бюджете запланирован курс 5,7. Правда, на ситуацию с долларом будут влиять политические события. Ведь курс - это очень тонкая и эмоциональная вещь. Если всем начнет казаться, что девальвация должна происходить, это может само по себе спровоцировать срыв курса. Но в общем НБУ имеет достаточно рычагов для того, чтобы сдержать плановый курс. Единственный вопрос - целесообразно ли расходовать валютные резервы на удержание этого курса? Пока что можно говорить о какой-то плавной девальвации в разумных пределах, и если будет превышен курс 5,7, то, во всяком случае, это будет незначительное превышение. Но на курс и дальше будет влиять очень много факторов - и выполнение бюджета, и политическое настроение, и конъюнктура на мировых рынках.
Что касается динамики курса доллара, ситуация достаточно противоречивая. Обычно перед Новым годом курс доллара падает, потому что на рынок выбрасываются значительные суммы для осуществления платежей. Предприятия конвертируют валюту в гривню для того, чтобы рассчитаться по налогам, население тратит колоссальные деньги на подарки, вытаскивая и реализуя свои долларовые резервы. Поэтому то, что произошло после Нового года - рост курса доллара и падение гривни - это закономерно. Но сработали и кое-какие неблагоприятные ожидания.
Во-первых, серьезно сокращаются объемы внешней торговли. Это связано с тем, что во взаимной торговле с Россией введена европейская система изымания налога на добавленную стоимость: теперь обе стороны изымают эти налоги. Во-вторых, Россия ограничила импорт кое-каких украинских товаров - а Украина начинает отвечать тем же самым России. В частности, началось антидемпинговое расследование по российским "Жигулям". И эти признаки торговой войны могут привести к сокращению взаимного товарооборота.
Потом - длительная борьба вокруг защиты интеллектуальной собственности, производства компакт-дисков, которая закончилась введением санкций против Украины. Это означает, что Украина понесет значительные потери при экспорте металла в США. И кроме металла в перечне - около двадцати наименований товаров. Очевидно, это приведет к дальнейшему сокращению поступлений валюты. Не исключено, что те или иные санкции будут вводиться и европейскими странами, а это также послужит тормозом для наращивания объемов внешней торговли и дополнительного притока валюты. Наконец, в этом году, со второго полугодия цена российского газа поднимается с 50 до 67 долларов. Конечно, это скажется на себестоимости всей украинской продукции и приведет к девальвации гривни, негативно повлияет на внешнюю торговлю, потому что это вызовет подорожание традиционных товаров украинского экспорта. Прежде всего, металлопродукции и товаров химической промышленности. Эти ожидания для гривни негативны. Поэтому гривня будет падать, а доллар - расти.
Чуть перекрывает эту тенденцию увеличение объемов производства, что способствует укреплению национальной валюты. Позитивным фактором для гривни на ближайшую перспективу, 2-3 месяца является избирательная кампания. Потому что она сопровождается возвратом довольно значительных денежных сумм в валюте из-за границы, из офшоров. Идет выброс наличной валюты, который исчисляется сотнями миллионов долларов. На протяжении 2-3 месяцев это будет препятствовать значительному падению курса национальной валюты. А в целом, удержать курс гривни не удастся, и до конца года он понизится. Хотя и не катастрофически. До уровня 5,6-5,7.
Вообще же нет причин для каких-то чрезмерных переживаний, потому что изменение курса составило за несколько недель 2 копейки за доллар, если говорить об официальном курсе. Другое дело, что наличный курс изменился заметнее. Если смотреть на тенденцию курса прошлого года, он немного был ниже, чем официальный курс, т.е. наличный курс шел несколько впереди тенденции. А как только тенденция повернулась в сторону девальвации, наличный курс перескочил наверх. Теперь он опять идет впереди тенденции, но уже девальвационной тенденции. Это перепрыгивание, случившееся на днях, и составило этих 10 копеек разницы.

Пора бы разуму набраться…

В нормальных государствах, которые хотят существовать долго и счастливо, которые созданы и работают на благо своих народов, законы фиксируют сложившуюся ситуацию. Они призваны не изменять общество, а упорядочивать и регулировать отношения внутри него. Так, по крайней мере, происходит в Европе, где многие вещи, вокруг которых разбиваются в междоусобицах лучшие политические лбы Украины вообще не закреплены законодательно.
Например, общепризнанный образец демократии - Великобритания - одна из старейших конституционных монархий Европы вообще не имеет Конституции и по факту полномочия британского монарха ограничены лишь разрозненными парламентскими актами, а в большей мере традицией.
Украина, как известно, всеми силами стремится в Европу. Правда, разные политические силы стремятся по-разному. Так называемые, центристы считают, что надо вначале соответствующим образом реорганизовать экономику, принять и привить на украинской почве европейские нормы политической жизни и тогда особых трудностей в деле присоединения к европейским структурам не предвидится. Со своей стороны, национал-демократы, не сомневаясь в мессианской роли государства Украина, и подозревая, что внешнеполитические проблемы возникают из-за того, что руководители государства произносят неправильные заклинания, пытаются найти единственно верную очерёдность вхождения в Европу. Ещё не так давно бывший депутат и министр Заяц считал, что главное подать заявку о вступлении в НАТО, а остальное само собой приложится. Со своей стороны, бывший министр иностранных дел Тарасюк предполагал, что в первую очередь надо вступать в ЕС, а тогда уж НАТО никуда не денется (нас, правда, не ждали ни там, ни там).
Но постепенно здравый смысл берёт верх. Вот уже почти позабыв о ЕС и НАТО, и практически не реагируя на намерение последнего в очередной раз расширяться без Украины, мы пытаемся присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО), что значительно реальнее.
Тем не менее, стремление вступить в "семью цивилизованных народов" не отбрасывается, а только откладывается, а потому повторим, что европейцы признают кровное родство не с теми, у кого самая развитая экономика (хоть этот показатель и важен), а с теми, у кого цивилизованное законодательство. Десять лет упорной законотворческой работы Верховной Рады приблизили наше законодательное поле к европейским стандартам. Земельный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы, Конституция страны и многие другие законодательные акты признаны международными экспертами отвечающими цивилизованным нормам.
Осталась единственная проблема, доставшаяся нам в наследство от эйфории первых лет независимости, когда популярным был влачащий ныне жалкое существование Рух, национал-демократы ещё не создали многих десятков партий не отличающихся ничем, кроме названия, а население ещё верило в их способность вывести страну из постсоветского кризиса и поддерживало практически все их начинания, даже не самые мудрые.
Тогда-то и родились нормы действующего закона, регулирующего отношения в языковой сфере. Национал-демократы, принадлежат в значительной своей массе к украинской интеллигенции - причём, интеллигенции пишущей лукаво - объяснили народу, что украинский язык должен получить преимущества не как язык титульной нации, а поскольку он, якобы, угнетался все годы советской властью и теперь ему надо несколько лет не совсем равноправной конкуренции, чтобы восстановить свои позиции. Есть подозрение, что сфера применения русского языка сужалась тогдашними демагогами национал-демократии умышленно, чтобы убрать более квалифицированных конкурентов на научном, писательском, и так далее поприще, которые писали свои труды по-русски.
Таким образом, в стране, около половины населения которой считало русский родным языком, треть и вовсе составляли этнические русские, а литературными украинскими языками (как полтавским его диалектом, так и западенским) владела жалкая кучка получивших специфическое образование и воспитание людей, этот самый русский оказался персоной нон грата в государственных учреждениях, школах и ВУЗах. Интересно, что, так как украиноговорящих специалистов высокого класса в стране почти не было, то в нарушение всех законодательных норм, русский язык до сих пор продолжает господствовать в общественной жизни и даже из бюрократических учреждений его окончательно вытеснить не удалось.
Не знаю этим ли руководствовались многие центристские партии, когда предложили привести законодательство в соответствие с реальной ситуацией, а не с розовыми снами Ющенко, Драча и компании, а также с нормами принятыми в Европе, куда национал-демократы так стремятся, и принять новый закон о языках, который признал бы за русским статус официального и позволил бы пользоваться им в государственных учреждениях по крайней мере тех регионов, где подавляющее большинство населения другого языка и не знает.
Заметим, что советская власть признавала за украинцами и другими национальными меньшинствами в СССР право на применение собственного языка не только в быту но и в судах, государственных учреждениях, школах и т.д., причём во многих случаях не только на территории их компактного расселения, но и за её пределами, и надо сказать, создавала условия для развития национальных языков и культур.
Демократы украинского национального разлива мыслят по-другому. Они даже не дают себе труда скрывать, что в случае относительно свободной конкуренции русский быстро вытеснит остатки украинского из значительной части регионов. Естественно, что законопроекты, закрепляющие реальный общественный статус русского языка, им не подошёл, а его авторы были подвергнуты шельмованию в прессе. По этой же причине в своё время был поднят дикий вой вокруг ратификации европейской Хартии о языках национальных меньшинств, когда вдруг выяснилось, что данная европейская норма не подходит Украине именно потому, что признаёт определённые права за русским языком.
Фактически, судьба данного закона зависит от состава будущего парламента. Если в его составе будут преобладать те, кто никак не может расстаться с партизанскими привычками, приобретёнными в УПА, которая бы по современной международной терминологии называлась бы террористической организацией и незаконным вооружённым формированием, то закон провалят. Русский язык от этого вряд ли существенно пострадает, мы уже обращали внимание, что, несмотря на все национал-патриотические старания он продолжает оставаться основным для большей половины населения Украины.
Пострадает демократическая вывеска, обращенная к Европе, где уже давно не могут понять, почему швейцарский патриот может считать родным языком немецкий, французский или итальянский, а русскоговорящий украинец обязательно является "предателем собственного народа".
В очередной раз пострадают украинско-российские отношения, которые крайне важны для нашего государства в условиях экономического застоя в большинстве развитых европейских государств и США, когда российский рынок становится, чуть ли не единственной отдушиной для украинской экономики. Пострадает и внутриукраинская стабильность.
Приднестровский конфликт, в ходе которого две стороны Днестра пошли друг на друга с оружием в руках и пролилась кровь начался не в последнюю очередь из-за отказа молдавских националистов учитывать законные интересы немолдавского населения, в том числе и в языковой сфере.
И ведь за десять лет уже можно было понять, что административными методами население невозможно заставить читать труды современных украинских писателей и учиться по учебникам современных украинских учёных, если единственным их достоинством является национальный язык. Если же они конкурентоспособны на мировом интеллектуальном рынке, то язык будут учить и в Африке.
Бог в помощь!
Ростислав Ищенко

В Черкассах - просто беда!

Кабинет Министров не может помочь Черкассам в ликвидации аварии на коллекторе. В конце декабря прорвало основную трубу, а через три недели не выдержал канализационный колодец. Уже больше месяца над 300-тысячным городом висит угроза полного отключения от водоснабжения. На ликвидацию последствий аварий брошены все силы, но средств и ресурсов не хватает.
По подсчетам специалистов, ликвидация последствий декабрьского порыва может обойтись в полтора-два миллиона гривень, восстановление колодца будет стоить более 800 тысяч гривень. Таких денег нет ни в городском, ни в областном бюджетах. В трудную минуту на помощь Черкассам пришел Киев - столичный мэр Александр Омельченко перечислил на финансирование работ 200 тысяч гривень.
Как сообщили в Черкасском горисполкоме, столица откликнулась на просьбу о помощи мгновенно - после встречи первого заместителя черкасского мэра Владимира Космины с Александром Омельченко. В мэрии заверяют, что все эти средства до копейки пойдут на ликвидацию аварии. Для изучения ситуации в Черкассы приехали и представители центральных органов власти, в том числе начальник Государственной инспекции гражданской обороны и техногенной безопасности МЧС генерал-майор Александр Евдин, представители Госстроя и Министерства экоресурсов. Однако помощь со стороны правительства пока выглядит проблематичной по причине отсутствия у черкасщан необходимых документов, в которых было бы четко обозначено, что, кем и на какие средства уже сделано, что еще необходимо сделать и сколько денег на это нужно. Не утвержден до сих пор даже план-график работ. В мэрии говорят, что такую документацию не успели подготовить из-за авральной спешки, но без нее невозможно просить помощи у Кабмина. Кроме того, по словам А.Евдина, городские и областные власти "должны были знать об аварийном состоянии коллектора и заложить средства на его ремонт и модернизацию в соответствующие бюджеты". Увы, этого не было сделано. Тем не менее, киевская делегация передаст в Кабмин предложения черкасщан и, возможно, какие-то средства все же будут выделены.
А пока деньги на ремонт разваливающегося коллектора собирают всем миром. Генеральный директор ЗАО "Юрия" (городской молокозавод) Анатолий Волошин выступил по местному телевидению с призывом к бизнесменам Черкасс оказать посильную помощь в решении возникшей проблемы. ЗАО "Юрия", по словам А.Волошина, уже перечислила "первый транш" на ликвидацию аварии, помогает решать вопросы питания людей, работающих на коллекторе, а также предоставила помощь техникой. Если этому примеру последуют другие черкасские предприятия и фирмы, то, возможно, удастся обойтись и без помощи правительства. Но только на этот раз. Как решать проблему всей черкасской канализационной системы, которая может выйти из строя в любой момент - не знает никто.

"Папа" всех перессорил

Скандал с международным розыском Виктора Авдышева, - в прошлом известного на Украине спортсмена, общественного деятеля и теневого хозяина Киева, - разрастается как снежный ком. В разное время он попадал под стражу на Украине, в Азербайджане и России, однако за решеткой он нигде не задержался. В результате теперь спецслужбы трех стран окончательно запутались в том, что с Авдышевым делать: в Киеве считают, что он должен сидеть в тюрьме, в Баку уверены, что свое спортсмен отмотал. Российские МВД и суды по поводу Авдышева тоже никак не могут договориться. Милиционеры по просьбе украинцев его арестовывают, а судьи по просьбе уже азербайджанцев отпускают.
Покинув борцовский ковер в начале 90-х, Виктор Авдышев перешел на тренерскую работу (некоторые его воспитанники даже занимали призовые места на Олимпиадах) и занял посты президентов киевских баскетбольного клуба "ЦСКА-Рико" и спортклуба "Меркурий". Практических на всех крупных общественно-спортивных мероприятиях Авдышев был главным героем. Украинские же спецслужбы утверждали, что спортсмен известен под кличкой Авдей и является лидером самой могущественной в Киеве ассирийской преступной группировки. Как установили следователи, Авдей со своей бригадой обложил данью большинство крупных бизнесменов, заставляя их называть себя папой. Ежемесячно каждый коммерсант должен был платить Авдышеву от 10 до 100 тысяч долларов. Несогласных Авдей пугал своим авторитетом на Украине, а если и это не помогало, избивал на городском стадионе.
Арестовали Авдея и его команду в 1995 году, потом в Киеве состоялся суд. За неделю до приговора он уговорил судью отпустить его на похороны матери и по поддельному паспорту сбежал в Азербайджан. Тогда Авдышева заочно приговорили к четырем годам и объявили в международный розыск. В 1999 году Авдея поймали в Баку, но местные власти отказались отдавать его украинцам. Объяснили это тем, что первый советский паспорт Авдышев получил в Азербайджане, и на этом основании власти республики признали его своим гражданином.
Прошлым летом Авдышев вместе с подопечными азербайджанскими борцами отправился на сборы в российские Минводы, но неподалеку от Пятигорска его задержали уже российские милиционеры. Выяснив, что борец числится в международном розыске за Украиной, его препроводили в СИЗО. Однако когда из Киева пришли необходимые для экстрадиции материалы, в изоляторе Авдышева не оказалось. Выяснилось, что судья пятигорского суда Нина Журба приняла решение отпустить Авдея на свободу, после чего он исчез.
Постепенно скандал добрался до верхов МВД РФ, где написали запрос на имя зампредседателя Верховного суда Анатолия Меркушева с просьбой дать оценку действиям Нины Журбы. На днях поступил ответ, который не только не внес ясности во всю эту историю, но и оказался несколько комичным. Как сообщил Анатолий Меркушев, оказывается, Авдышев уже отсидел все ему положенное, что, по мнению зампреда ВС, составляет... чуть более одного месяца.
История в изложении судьи выглядит таким образом. Когда в 1999 году Авдея задержали власти Баку, Украине его выдавать отказались, но решили примерно наказать своими силами. Правда, правосудие по-азербайджански оказалось своеобразным. Местный суд приговорил Авдышева за использование поддельного паспорта к году тюрьмы, к которому прибавил еще почему-то только два года от срока, определенного спортсмену приговором в Киеве. При этом уведомить власти Украины о том, что отбывать свой "киевский" срок Авдей будет в Азербайджане, Баку забыл. Да и понятие "отсидка" там трактуют иначе, чем в других странах: приговорив Авдышева к трем годам, суд тут же отправил спортсмена на принудительное лечение в психбольницу. А уже через месяц врачи объявили о его чудесном выздоровлении и отпустили на свободу. Таким образом, власти Азербайджана (а следом за ними и Верховный суд России) сочли, что теперь спортсмен чист перед законом. На Украине же по-прежнему уверены, что Авдей должен отсидеть положенное, и очень недовольны, что Россия его отпустила. Снимать Авдышева с международного розыска спецслужбы Киева тоже пока не собираются. А руководство российского МВД уже направило протест председателю Высшей квалификационной коллегии судей Валентину Кузнецову.
А.Шварев

Военные выиграли в суде

Новосибирский гарнизонный военный суд удовлетворил иск более 800 военнослужащих и обязал командование выплатить им за участие в военной операции боевые в размере более 38 миллионов рублей. Сформированная на базе Севастопольского мотострелкового полка Сибирского военного округа батальонная тактическая группа выполняла задачи в составе Объединенной группировки войск в районе Дарго с мая по ноябрь 2001 года.
Офицеры и контрактники смогли представить необходимые для разбирательства документы по их фактическому участию в боевых действиях, и судья военного суда Александр Лебедев принял решение в их пользу. Боевые выплаты военнослужащим суд обязал произвести командование Севастопольского мотострелкового полка, на базе которого была сформирована батальонная тактическая группа.

Будет платить государство

С 29 января вступило в силу постановление Кабинета министров Украины, согласно которому оплата населением электроэнергии, природного газа, услуг связи, водо- и теплоснабжения будет осуществляться по льготным тарифам. Компенсироваться льготы будут из средств, полученных за транзит природного газа по территории Украины и рентной платы за газ собственной добычи.
В частности, определено, что Госказначейство перечисляет средства, поступившие в общий фонд госбюджета (субвенции) в счет оплаты за транзит природного газа по территории Украины и рентной платы за газ собственной добычи, на счета областных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым и городских бюджетов Киева и Севастополя.
Они, в свою очередь, распределяют средства между бюджетами районов и городов. При этом областные госадминистрации (при согласии местных органов исполнительной власти) могут принять решение о централизованном перечислении субвенции и распределить ее пропорционально видам услуг.
Поступившие средства предусматривается направить на счета поставщиков ресурсов (товаров и услуг).
Как сообщалось ранее, премьер-министр России Михаил Касьянов 26 декабря 2001 года подписал проект украинско-российского межправительственного протокола об объемах и условиях транзита газа по территории Украины в 2002 году.
Согласно этому документу российская сторона гарантирует подачу через "Газпром" 124,5 млрд. кубометров газа для транзита по территории Украины, в том числе 106,8 млрд. кубометров - в европейские страны. При этом Россия гарантировала проведение расчетов "Газпромом" за оказанные услуги по транзиту передачей "Нафтогазу Украины" 26 млрд. кубометров природного газа для обеспечения баланса газа Украины, а оставшуюся сумму - денежными средствами, исходя из ставки платы за транзит в размере $1,09375 на 100 км.
Рентная палата за природный газ, которую нефтегазодобывающие предприятия платят в госбюджет Украины, в 2002 году осталась на прежнем уровне - 28,9 грн. за 1000 кубометров. Добыча природного и нефтяного газа в Украине в 2001 году увеличилась на 1,6% по сравнению с 2000 годом - с 18,051 млрд. кубометров до 18,348 млрд. кубометров.

Румыния переключается на Молдову?

Двухдневный визит в Румынию премьер-министра Украины Анатолия Кинаха 29-30 января этого года по своим итогам выглядит вполне в духе заявлений министра иностранных дел этой страны Мирчи Джеоане, сделанных им в ноябре прошлого года в Украине. Тогда Джеоане заявил, что Бухарест готов предложить Киеву "украинско-румынские отношения ради Европы".
Джеоане предлагает развивать двухсторонние отношения по трем основным направлениям: политическому взаимодействию и совместным шагам по интеграции в европейские структуры, торгово-экономическим связям и согласованной борьбе с международным терроризмом. Румыния, сказал ее министр, скоро станет членом НАТО и ЕС, а посему готова быть мостом для интеграции в европейские структуры для всех стран Восточной Европы, и особенно Украины.
И поскольку два месяца назад Джеоане в Киеве ничего не подписывал, а тема борьбы с терроризмом за это время несколько поблекла, то Кинаху в Бухаресте пришлось "напрягаться" в решении остальных вопросов в двухсторонних отношениях. Их немало, но кое-что обнадеживающее в их решении появилось.
В ходе визита были подписаны договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским делам. Вместе со своим румынским коллегой Адрианом Настасе Кинах принял участие во втором заседании Украинско-румынского консультативного совета по вопросам торгово-экономического сотрудничества, созданного еще в 1994 году, но, по сути, не работавшего.
По итогам заседания был подписан протокол по двухсторонней торговле и сотрудничеству в горно-металлургической и топливно-энергетической отраслях. Протокол предусматривает поэтапное упрощение таможенных правил и согласование налогового законодательства двух стран. Стороны также договорились провести "неделю Украины в Румынии" и "неделю Румынии в Украине". Кинах открыл украинско-румынский бизнес-форум, а в марте этого года в Румынию отправится украинская делегация деловых кругов.
Не менее плодотворными, по крайней мере, на словах, выглядят и итоги переговоров Кинаха с президентом Румынии Ионом Илиеску. Последний предложил Украине помощь в транспортировке ее и чужих нефти и газа в Европу и пообещал привлечь к этому делу "больше стран региона". А товарооборот между двумя странами за прошлый год в 360 млн долларов, в сравнении с предыдущим годом увеличившийся на 25%, Илиеску все равно назвал "скромным результатом", который не соответствует потенциалу двух государств.
Наметились определенные подвижки и в решении самой главной проблемы в украинско-румынских отношениях - пограничного конфликта, связанного с разграничением морского шельфа в Черном море возле острова Змеиный.
Суть этой проблемы сводится к тому, что Румыния не хочет признавать Змеиный полноценным островом и в соответствии с этим определять границы морского шельфа, отходящего украинской стороне, так как, по мнению румынских геологов, там находятся богатые залежи нефти и газа. Поэтому Бухарест считает Змеиный скалой и значительно уменьшает размеры украинского шельфа. Киев, в свою очередь, разумеется, пытается всеми силами придать доставшемуся Украине по решению Парижского договора 1947 года Змеиному вид обитаемого острова и не хочет уступать территорию, ибо тоже претендует на полезные ископаемые.
Эту проблему не удалось решить в 1997 году, когда Румыния подписала "большой договор" о дружбе и сотрудничестве с Украиной. Бухарест тогда надеялся на скорое вступление в НАТО в так называемой первой волне и потому стремился уладить все приграничные проблемы с соседями, что является необходимым условием присутствия в альянсе. Стороны договорились тогда вынести проблему Змеиного за рамки договора и решить ее за два года по отдельной процедуре, а если не получится, обратиться в Международный суд в Гааге.
С тех пор стороны провели 11 раундов переговоров, но к согласованному решению не пришли, ибо Румыния, "пролетев" с НАТО, ужесточила свою позицию. Однако во время встречи в Бухаресте Кинах и Илиеску договорились провести 12-й раунд переговоров по Змеиному в феврале этого года в Румынии, повысить статус координаторов на этих переговорах до уровня замминистров иностранных дел и решить проблему до визита румынского президента в Киев. Визит этот запланирован ориентировочно на апрель-май текущего года.
Новой проблемой для Румынии стало положение румынской диаспоры в соседних государствах.
Еще во время визита в Киев Мирча Джеоане в разговоре с президентом Леонидом Кучмой выразил обеспокоенность судьбой украинских румын в Черновицкой области и попросил в преддверии намечающейся в Украине всеобщей переписи населения не препятствовать им называться "румынами, а не молдаванами".
Украина отбила этот "наскок" статистикой о 99 школах с румынским языком преподавания, 20 газетах и журналах на румынском языке и румыноязычных отделениях в вузах, а также тем, что попросила прояснить, как же обеспечиваются в Румынии права тамошних украинцев. Джеоане дипломатично ушел от ответа на щекотливые вопросы и не стал распространяться о проводимой его страной политике "создания единого румынского пространства".
Сейчас объектами подобных нападок со стороны Румынии, похоже, становятся "братская и единоутробная" Молдова и политика ее нового президента Владимира Воронина. Новое молдавское руководство напрочь отказалось от курса на объединение с Румынией, который проповедовали и отстаивали некоторые националистические и прорумынские силы в Молдове, и заявило о сближении с Россией и СНГ. Во всяком случае, Воронин инициировал возобновление преподавания русского языка в молдавских школах и параллельно, как и надлежит лидеру независимого государства, занял жесткую позицию в вопросе территориальной целостности своей страны на переговорах с лидерами непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
Это вызвало откровенное недовольство националистических "объединителей" как в Кишиневе, так и в Бухаресте. В столице Молдовы не прекращаются митинги протеста против "пророссийской" политики Воронина. Националисты из Христианско-демократической народной партии Молдовы сравнивают своего президента с белорусским Лукашенко, а в руки митингующих сторонников вложили далеко не безобидные лозунги типа: "Румыны, к оружию!" или "Долой русских!".
Официальный Бухарест, разумеется, тоже не остался в стороне, так как не может не считаться с мнением довольно влиятельных политических кругов внутри страны, которые не признают Молдову самостоятельным государством, а молдаван - отдельной нацией. Националистически настроенные СМИ Румынии вновь активно заговорили о "руке Москвы", о "мировом антирумынском заговоре", о необходимости "раз и навсегда" покончить с последствиями пакта Молотова- Риббентропа от 23 августа 1939 года и т. д. И президент Илиеску заявил, что его страна всеми способами будет отстаивать для своих соотечественников "право на румынскую самоидентификацию", где бы они ни находились.
Что из этого получится, не берется прогнозировать никто. Однако, по мнению украинских специалистов, даже если националистическая антимолдавская риторика румынского политического бомонда - это просто очередное выпускание пара, то все равно у Киева появляется реальный шанс урегулировать последний серьезный приграничный конфликт.
После Румынии Украине останется только урегулировать с Россией вопрос разграничения Керченского пролива и шельфа Азовского моря и подписать соответствующий договор. Президенты двух стран не только дали добро на подготовку такого документа, но и обязали своих дипломатов сделать это в кратчайшие сроки.
Полтавский Владимир

Ограничений энергоснабжения не будет

Говорят, люди ко всему привыкают. И это действительно так. Например, отключениями электроэнергии в наших домах в осенне-зимний период никого не удивишь. Привыкнуть к ним можно, но смириться никак нельзя. Если энергопоставщикам они выгодны, то для нас потребителей, чреваты серьезными потерями как материального, так и морального плана. Ведь вследствие отключений и связанных с ними перепадов напряжения в сети выходят из строя бытовые электроприборы. Те, кто отапливается электроэнергией, заболевают от переохлаждения в своих квартирах и вынуждены тратить немалые средства на дорогостоящие лекарства.
А как подсчитать размеры морального ущерба? Отрицательные эмоции, которые вызывают отключения, оборачиваются невосполнимыми потерями нервных клеток. Часы, проведенные в темноте длинными зимними вечерами люди вычеркивают из своих жизней, поскольку не могут жить полноценной жизнью, заниматься важным для себя делом.
Нас многие годы убеждали в том, что отключения просто необходимы из-за нехватки топлива, из-за непосильной нагрузки на энергосистему, а также из-за того, чтобы проучить злостных неплательщиков. Однако на деле оказывается, что основные задолжники за электроэнергию - это предприятия, организации бюджетной сферы, а наказанными отключениями оказывается население, которое в подавляющем большинстве исправно расплачивается за потребленную энергию. Распоряжением Кабинета Министров от 19.12.2001 года № 590-р "Об упорядочении электроснабжения" запрещено отключение населенных пунктов. Однако, несмотря на это в декабре прошлого года отключения на территории Рени продолжались. Поэтому исполком горсовета направил в администрацию Президента Украины, Кабинет Министров, Национальный совет безопасности и Антимонопольный Комитет телеграммы с обращением о том, что в г. Рени нарушаются права потребителей электроэнергии и о том, что, несмотря на вышеуказанное распоряжение, продолжается ограничение электроснабжения. В ответ на эти телеграммы горисполком получил ответ Государственного департамента электроэнергетики Украины за подписью его директора Б.Я. Дацишина следующего содержания:
"За дорученням Глави адміністрації Президента України Мінпаливенерго розглянуло Ваше звернення стосовно обмеження електропостачання у грудні минулого року і повідомляє.
На виконання вимог розпорядження Кабінету Міністрів України від 19.12.2001 року № 590-р "Про впорядкування електропостачання" Мінпаливенерго зобов'язало енергопостачальні компанії вжити відповідних заходів щодо безумовного дотримання встановлених граничних величин електроспоживання, в першу чергу за рахунок відключення від джерел живлення споживачів-боржників, забезпечити повну та своєчасну оплату за спожиту електроенергію, а також заборонило відключення ліній живлення населених пунктів при застосуванні заходів з регулювання встановлених режимів електроспоживання, крім випадків ліквідації аварійних умов роботи в ОЕС України.
Прийняття цього розпорядження та поліпшення паливно-енергетичного балансу сприяло сталому забезпеченню постачання електричної енергії населеним пунктам та споживачам, які своєчасно оплачують за спожиту енергію.
Щодо відключення електричної енергії у населення м. Рені, то за інформацією Ізмаїльських електричних мереж ЕК "Одесаобленерго" в грудні 2001 року мали місце аварійні відключення, що були пов'язані з пошкодженням повітряних ліній та перевантаженням електрообладнання на підстанціях. Також енергопостачальна компанія систематично проводила відключення побутових споживачів-боржників.
Для вивчення стану справ з електропостачання споживачів Одеської області Мінпаливенерго 09.01.2002 року направило комісію для перевірки роботи ЕК "Одесаобленерго". Комісія підтвердила інформацію Ізмаїльських електричних мереж про відключення у розподільчих мережах для виконання ремонтних робіт. Також були зроблені висновки про необхідність активізувати адресну роботу з припинення безоплатного відпуску електроенергії споживачам-боржникам, розкрадачам електроенергії та порушникам встановлених режимів її споживання".

Цель одна -
и действовать надо сообща

Сегодня в выступлениях ответственных политиков очень правильно ставится вопрос о том, чтобы перед выборами все партии, депутаты, претендующие на переизбрание на следующий срок - будь то в Верховную Раду или в местные советы - нашли время для отчета о своей деятельности, о реализации наказов избирателей: выполнены ли их программы, обещания, которые так щедро давались избирателям.
Прошло четыре года. И что за этот период сделано - вопрос непраздный.
Если говорить о городе в целом - сделано немало. Одно только перечисление проведенных работ и мероприятий заняло бы не одну страницу.
Прежде всего избиратели целых микрорайонов удовлетворены тем, что в свои квартиры получили газ - такое бытовое благо, о котором только мечталось.
Намного улучшилась подача тепла - температура в многоэтажных домах - югославских и железнодорожных - наконец-то стала оптимальной. Как известно жильцы отреагировали активной оплатой, начали погашать накопившуюся задолженность. "За что платить - за холодные батареи?" - таких вопросов резко поубавилось.
Очевидны улучшения по благоустройству, водоснабжению и т.д.
Все это стало возможным благодаря тому, что на протяжении четырех лет - из года в год - горсовет, его исполком, городской голова постоянно искали источник пополнения бюджета - финансирования городской социально-экономической программы.
На последней сессии городского совета 30 января, принят бюджет на текущий год. Конечно, для решения многих неотложных проблем этих денег явно недостаточно. И, тем не менее, по сравнению с 1998 годом - первым годом после выборов - бюджет возрос почти в четыре раза. Это вселяет оптимизм на будущее. Особенно тем депутатам, которые избраны на так называемых "окраинных" округах - "магале", "балканах", других улиц и переулков, куда еще не дошло благоустройство, ставшее явью городского центра.
Поэтому считаю, что вновь избранному депутатскому корпусу, горисполкому, мэру года надо взяться за решение этой проблемы - приведения в порядок улиц, удаленных от центра. Это коснется твердого дорожного покрытия, газификации частного сектора, как недавно еще назывались дома индивидуальных владельцев.
Поднимались ли эти вопросы на сессиях горсовета? Разумеется, поднимались, да, как говорится, руки не доходили - просто не было средств, во-первых, а во-вторых, невозможно было начинать наводить чистоту и порядок без улучшения положения в центре. Хотя с мусорными свалками надо было бороться повсеместно. По многочленным просьбам ренийцев, живущих за балкой Баланешты исполком изыскал средства на ремонт старых и сооружение новых мостов. По весне проводилось грейдирование улиц, где нет твердого дорожного покрытия.
Говорят, истина познается в сравнении. Мне лично приходилось бывать в разных районных центрах области. И могу сказать: сравнение далеко не в пользу тех "малых городов". К примеру, в Татарбунарах о газификации только слышали, дома сплошь на печном отоплении. Дороги разбиты - ремонтировать не за что. На "грунтовых" улицах жители, как они сетуют, исстари "месят грязь". Ждут - пождут хозяйственных усилий. Отчего это зависит? От отцов города в первую очередь. И от совета, на который они опираются и вместе с которым призваны решать социальные проблемы.
При встречах со своими избирателями у меня сложилась еще может быть одна из самых горестных картин нашего нынешнего положения. Это безработица. Отсюда обнищание. Здесь самый большой процент малоимущих. Говоришь с женщинами, мужчинами о наведении порядка на улице, а у них - одни просьбы: "Ой, детка, мне бы на отопление да лекарства хочь трошкы грошей".
Эти проблемы взывают к нам, депутатам, городскому голове - действовать еще энергичнее относительно социального планирования занятости населения. Мэру еще настойчивей активизировать работу по привлечению инвесторов по проектам СЭЗ "Рени", предприятия которых помогут решить задачи по трудоустройству, открытию рабочих мест. Другого пути нет - рабочие места с неба не упадут.
О первостепенной значимости этого вопроса говорит и тот факт, что на последней сессии городского совета с докладом "О программе социально-экономического и культурного развития г. Рени на 2002 год" выступил городской голова С.С. Колевич.
Обсуждение доклада, естественно, не могло не затронуть вопрос о преемственности - кто будет выполнять данную программу.
Я считаю, что многие депутаты последнего созыва достойно боролись за интересы своих избирателей. Непреодолимые причины были только сугубо объективными. Ни одно решение не прошло без обсуждения. "Спящих" не было. Компетентность депутатского корпуса намного выше советов прежних созывов. Этот факт связываю с двумя причинами. Во-первых, избиратели послали в совет достойных людей, а во-вторых, избрали энергичного и компетентного городского голову Сергея Степановича Колевича. И он, и депутаты приобрели бесценный опыт работы в городском органе власти, в решении бюджетных и социальных проблем. Только конструктивный подход мог принести реальный результат.
Послушным "одобрямсом" этого не добиться. Мэр спокойно выслушивал точку зрения, предложения, замечания депутатов и только тогда вопрос ставился на голосование. Так что решения были коллегиальными. Жизнь ведь нас научила, что хуже нет положения, когда собрание выражает слепое согласие. Пришло это и городскому голове: потому не считался со временем, чтобы разъяснить любой спорный вопрос - будь то на сессии, или на заседании постоянных комиссий, или лично с депутатами.
Из сказанного сам собой вытекает вывод: продолжать начатое, развивать успех надо нынешнему депутатскому корпусу и городскому голове.
И призываю избирателей отдать свои голоса за тех, кого они уже знают по делам и уважают за проявленную заботу о жителях города и отдельных округов.
Убежден, что ни народному депутату Верховной Рады Юрию Борисовичу Круку, ни городскому голове Сергею Степановичу Колевичу в предстоящих выборах альтернативы нет.
Никто лучше, чем они не продолжит с инициативностью и самоотдачей решать масштабные и насущные вопросы региона и города.
В связи с этим, считаю нужным высказать пожелания городскому голове: те глобальные цели, которые поставлены Законом о СЭЗ "Рени", требуют постоянного внимания к укреплению взаимодействия властей.
Консолидация усилий - вот что объединяет как государственный, так и местный подход к реализации намеченных программ и инвестиционных проектов. Цель одна, и действовать надо сообща.
Виктор Ежов, депутат горсовета,
член совета ассоциации предпринимателей
Ренийского района

"…Да, были люди в наше время…"

Сто пятьдесят лет тому назад, 8 февраля 1852 года в семье военного, в Санкт-Петербурге родился человек, с именем которого связана, давшая ему широкую известность, литературная деятельность. Имя этого человека Николай Георгиевич Михайловский, которого со школьной скамьи мы больше знаем как Гарина-Михайловского. С Одессой и нашим краем этого человека связывали не только детские и юношеские годы, проведенные в Южной Пальмире. Наверное, менее известна та часть его биографии, в которой этот человек проявился как незаурядный организатор, талантливый инженер.

После отмены крепостного права в 1861 год начался бурный рост промышленности и сельского хозяйства, что потребовало значительного развития транспортных связей как внутри страны, так и с соседними государствами. Сама жизнь, экономические и политические условия диктовали необходимость строительства железных дорог.
В 1862 году учредители Киевско-Одесской железной дороги ходатайствуют о разрешении им образовать акционерную компанию для строительства дороги Одесса-Киев с ветвью к Днестру у Поркан.
Строительство дороги началось в мае 1963 года и 4 декабря 1865 года Одесская дорога начала отсчет своей деятельности.
В январе 1871 года было закончено сооружение моста через Днестр, о чем "Бессарабские ведомости" 30 января 1871 года писали: "Днестровский мост, связывающий Бессарабию с Херсонской и Одесской губерниями, соединил Одесскую железную дорогу с Кишиневской, которая скоро откроется для движения поездов…".
В1872 году по распоряжению Министра путей сообщения графа А.П.Бобринского, были произведены изыскания для железнодорожной ветки от границ Молдавии у Болграда до Бендер, о чем минист докладывал Государю, называя эту дорогу как "одну из нужнейших". Но вопрос был оставлен "без движения".
И только последняя русско-турецкая война заставила Россию срочно строить новую линию от Бендер до Рени и далее - к Галацу.
В начале кампании 1877 года император Александр П-й признал строительство дороги от Бендер до Галаца "не терпящим ни малейшего отлагательства".
11 июня 1877 года военный министр, генерал-адъютант Милютин направил письмо министру путей сообщений, в котором излагалось "Высочайшее повеление немедленной постройки железной дороги от Бендер до Галаца". Вместе с письмом направлялся предварительный договор со Статским советником Поляковым и компанией на сооружение дороги.
Обращаясь к министру путей сообщений Милютин просил его "…о результатах совещания своего с министром финансов сообщить по телеграфу для доклада Его Величеству".
Окончательно договор с Поляковым, утвержденный Главнокомандующим действующей армией, был утвержден в том же 1877 году в Чаут-Мегали.
Работы велись военным ведомством и предпринимателем Поляковым одновременно со стороны Бендер и со стороны Рени (по данным материалов ЦГИА СССР).
О темпах строительства факты говорят сами за себя. Дорогу начали сооружать 27 июля 1877 года, а закончили строительство… 4 ноября 1877 года. Уже 7 ноября 1877 года прошел первый поезд от Бендер до Галаца. Дорога, длиною 285,4 версты главных путей, да 32-е версты запасных путей вместе со строительством необходимых для движения поездов обустройств, в том числе, вокзалов, была сооружена, как легко подсчитать, всего-то за три месяца и двенадцать дней!..
Самый сложный участок дороги от Галаца до Траянова Вала (нынешний Болград) строился именно под руководством Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.
О ходе строительства дороги от Бендер до Галаца будущий известный писатель напишет в своей автобиографической повести "Инженеры". В этот период он жил и работал на станции Рени.

…В рукописном отделе Пушкинского дома Санкт-Петербурга хранятся письма, отправленные из Рени в Минск, дочери Минского губернатора Надежде, которая впоследствии стала женой писателя.
В поисках этих материалов автор этой статьи вел личную переписку с научным сотрудником Пушкинского дома И.М.Юдиной, автором монографии "Н.Г.Гарин-Михайловский.Жизнь и литературно-общественная деятельность.
Полученные материалы послужили основанием для открытия мемориальной доски А.Н.Гарину-Михайловскому на железнодорожном вокзале станции Рени.
Под влиянием либерально-народнических идей социального реформаторства, Гарин-Михайловский отправляется в Самарскую губернию и там, в своем имении Гундуровке, в течении трех лет занимается сельским хозяйством, пытаясь улучшить положение крестьян и доказать жизненность "общинного быта". Этот опыт, окончившийся неудачей, он описал в первых своих очерках "Несколько лет в деревне".
В 1886-89 годах Гарин-Михайловский - снова инженер, участвует в строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги. Борьба с бюрократическими "верхами" за наиболее выгодный вариант линии будущей дороги стала темой первого рассказа "Вариант", опубликованного лишь после смерти писателя.
После проведенных летом 1891 года изысканий Великой Сибирской дороги, Гарин-Михайловский принимает участие в разработке ее проекта. Позднее, в середине 90-х годов, он занимается изысканиями и строительством железных дорог в Самарской губернии
В 1892 году Гарин-Михайловский начал издавать журнал "Русское богатство", объединивший близких к народникам писателей. В этом журнале он впервые выступил в качеств автор. В первой же книжке "Русского богатства" начала печататься его повесть "Детство Тёмы", принесшая автору всеобщее признание. Затем появляются повести "Гимназисты", "Студенты". Но в 1897 году писатель резко порывает с народниками и уходит из журнала.
Общественно-литературная деятельность Гарина-Михайловского начала 900-х годов связана с нарастанием революционного подъёма в стране. Он укрывает в Гундуровке преследуемых правительством "неблагонадежных", прячет у себя запрещенную литературу, подписывает протест группы писателей в связи с разгромом студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года.
В 1903-904 годах Гарин -Михайловский - снова на железной дороге. Занимается изысканиями и проектированием Крымской южнобережной электрической железной дорог. Работая в Крыму. Весной 1903 года, он сближается с писателями А.И.Куприным, А.П.Чеховым, С.Я.Елпатьевским.
Умер Н.Г.Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.
…С Гариным-Михайловским началась история Бессарабской ветви наших железных дорог. Но за сто двадцать пять лет ее существования в ней много славных страниц истории. И наше повествование на этом не закончится. Сегодня мы публикуем уникальные архивные снимки% портрет самого Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, титульный лист "Военная дорога" - об окончании строительства Бендеро-Галацкой железной дороги, Разрешение "по Высочайшему Государя Императора повелению…", вокзал станции Рени постройки 1877 года, паровозное депо станции Рени, постройки того же года, мост на реке Прут, сфотографированный сверху.

Закончив в Одессе классическую гимназию, Николай уезжает в Петербург и поступает в университет на юридический факультет. Но через год, в 1871 году, переходит в институт путей сообщения, который и заканчивает пять лет спустя. Уже в 1877 году Гарин-Михайловский работает на строительстве шоссе в районе г.Баргас (Болгария), на строительстве железной дороги Бендеры-Галац в Бессарабии. Именно этой дороге в ноябре нынешнего года исполняется 125 лет…
Андрей Бацура

  • На всем протяжении кампании я выступал за прагматический курс для экономического будущего Украины, такой, который не закрывается ни от кого и ищет коммерческих партнеров повсюду, от Израиля до Соединенных Штатов Америки. Я считаю, что укрепление связей с Европой — и в дальнейшем вступление в Европейский Союз — неизбежны и желательны[...]
  • Всего лишь около полутора тысяч украинских школ будет компьютеризировано в этом году, - сообщают официальные источники. И врут[...]