№26 (10 августа 2001 года)


Сибирская язва - как средство

Не испугались лозунга-то. А ведь именно так и захотелось крикнуть, прочитав в электронной почте сообщение об аресте в Киеве торговцев мясом животных, зараженных сибирской язвой. Ну, мы народ ко всему привычный: не удивишь нас чернобыльскими грибочками, колбаской с крысятинкой, молочком с тяжелыми металлами, творожком с тестом. Но, оказывается, есть еще чем удивлять нас народным умельцам! Недаром говорят, голь на выдумки хитра! Поэтому, хоть наивному памфлету такое несвойственно, не могу не привести полностью информационное сообщение о таком чуде, как торговля зараженным мясом."Правоохранительные органы Украины в пятницу задержали несколько людей, торговавших на одном из киевских рынков мясом, зараженным сибирской язвой - инфекционным заболеванием, смертельным для животных и опасным для человека. О задержании злоумышленников сообщил мэр Киева Александр Омельченко, заявивший, что зараженная сибирской язвой конина была привезена из Яготинского района Киевской области, где на одной из ферм в конце прошлого месяца зарегистрирована серьезная вспышка этого заболевания. По словам Омельченко, зараженное мясо, которое пытались продать задержанные, получено от забоя двух лошадей, в начале августа украденных с пораженной сибирской язвой фермы. Мэр призвал тех жителей Киева, кто купил мясо утром в пятницу на рынке Лесной, не употреблять его в пищу и поручил киевской милиции навести порядок на продуктовых рынках столицы. По информации Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, по состоянию на утро пятницы, число заболевших кожной формой сибирской язвы работников фермы не изменилось и составляет шесть человек. За время эпидемии, на ферме от инфекции погибло около 40 лошадей и коров. Сейчас никто не может предсказать, куда попадет мясо зараженных животных, принадлежавших частникам. Хозяева утверждают, что продали туши коней незнакомым людям, причем, чтобы поскорее сбыть эту опасную продукцию, они снизили цену до 50 копеек за килограмм. Милиционер, который и задержал продавцов рассказывает: "Они зарезали того коня. За мясо продавец выручил 150 гривен. Вот во столько он оценил жизнь других людей. Два человека, помогавшие селянам разделывать туши лошадей, павших от сибирской язвы, заразились. Всего в инфекционное отделение районной больницы поступили 8 человек. Среди них - зоотехники фермы Червонной, где и началась эпидемия". Врач-ветеринар объясняет: "Они занимались вскрытием этих животных и в этот момент заразились. Хотя есть случаи, когда непонятно, откуда заразился человек. По всей видимости, при укусах насекомых тоже есть такой случай. Но, в основном, при разделке туш больных животных". Состояние больных медики оценивают как стабильное. В отделении установлен строжайший карантин. За последние два дня новых случаев заражения сибирской язвой в Киевской области не наблюдались. Однако необходимо выждать еще 2 недели, чтобы наверняка говорить о прекращении распространения болезни. А пока местные животноводы ходят на работу на свою ферму, как на секретный объект: сквозь милицейские кордоны по дороге, засыпанной едкой каустической содой. Все бы ничего, только подошвы у сапог сгорают в считанные часы".
Голь на выдумки хитра. Вот в том-то и беда наша, что голь. Очень уж я сомневаюсь, чтобы в здоровом обществе, где каждый получает по труду, а не столько, чтобы не сдохнуть с голоду, такое было бы возможно. И купиться на ничтожную дешевизну товара - тоже. Где-нибудь в Германии или Австрии покупатель бы сразу вызвал полицию. И мэру вряд ли в спешном порядке пришлось усредствовать, чтобы навести порядок на рынках. А то, что милиционер сокрушается, во сколько гривень оценили человеческие жизни торговцы, то это как раз и есть самая что ни на есть реальность нашего бытия и показатель нравственности общества. И еще одно, что кажется мне совершенно очевидным. Если то, что произошло, так легко было сделать в столице, каково же нам, покупателям, на наших областных и еще более провинциальных рынках!?
Вот так и живем, по старой привычке: "Бог не выдаст, свинья не съест…".
Виктор Майстренко.

Политическое "хуторянство" или на месте виднее как тратить

Николай Янович Азаров - глава Налоговой администрации Украины, уроженец Донбасса, бывший горный инженер, руководитель НИИ и бывший народный депутат Украины, возглавлявший бюджетный комитет ВР. Он является фактическим создателем мощной налоговой системы Украины - со структурами от низовых, в каждом районе, до центральной, со своей милицией, своими учебными заведениями и даже СМИ. На прошлой неделе он побівал у себя на родине, в Донбассе. И естественно, местніх журналистов прежде всего интересовало то, что руководитель ГНАУ сейчас активно занимается еще и партийным строительством. Возглавил Партию Регионов, имеющую серьезную поддержку в Донбассе.

- Как возникла идея создания Партии Регионов, кто Вам ее предложил? Или это было Ваше предложение? Кому?
- Я бы сказал, что идея создания такой партии витала в воздухе. Десять лет государственной независимости Украины красноречиво продемонстрировали, что развитие нашего государства, темпы его превращения в государство европейского типа не в последнюю очередь сдерживаются неестественной политической структурированностью высшей законодательной власти, а также отсутствием достаточных условий и возможностей для полного выявления и реализации потенциала регионов. Что я имею в виду? Во-первых, то, что наличие в стране более 130 политических партий - это явная преграда к формированию по-настоящему действенной власти - как ее законодательной ветви, так и исполнительной. Это политическое "хуторянство", искусственно навязанное обществу отдельными излишне амбициозными политиками и политико-экономическими группами и "кружками", уже немало навредило стране. Мы потеряли массу времени и возможностей для развития, утонув в политической болтовне, в постоянной войне компроматов, в выяснении межгрупповых, межпартийных и межличностных отношений.
Если мы не сведем количество политических партий к пяти-шести, не создадим мощную политическую структуру парламента в виде стабильного и сплоченного центристского большинства и не менее стабильной, ясно очерченной оппозиции - справа и слева, - мы обречены все следующее десятилетие барахтаться в той же трясине. За это время Украина прочно осядет на периферии общемировых процессов. Во-вторых, утвердившееся в стране соотношение полномочий центра и регионов, порядок формирования их финансовых возможностей не только не соответствует современному оптимуму, принятому в развитых странах с устоявшейся демократией, но и экономическому потенциалу регионов, их социальным, экологическим и прочим особенностям. Это соотношение досталось нам со времен СССР, когда, как говорилось в те времена, "все вопросы решались в Кремле". Вот и выходит, что у центра, как правило, руки не доходят до решения проблем, волнующих людей на местах, а местные власти сделать ничего не могут, потому что связаны по рукам и ногам недостатком полномочий и ограниченностью в финансовых средствах. Однако если мы уж стали на путь построения демократического общества и рыночной экономики, это положение надо менять. Иначе у нас никогда в полную силу не заработает местное самоуправление, не проявится местная инициатива, не будут эффективно задействованы местные ресурсы. В итоге проиграет вся страна, и каждая украинская семья в отдельности.
Вот почему сегодня нужно усиливать региональное представительство в центре, добиваться расширения полномочий региональных властных структур, пересмотреть порядок формирования госбюджета с тем, чтобы он верстался снизу-вверх, начиная от бюджета семьи, села, районного центра. При этом важно добиться, чтобы большая часть собранных средств оставалась в регионе. На месте виднее, на что и каким образом нужно потратить эти деньги. Тогда и толку от работы государственных органов будет больше, и люди наконец почувствуют, что государство - в лице местных властей - по-настоящему беспокоится о них, об их благополучии.
Да и обнаружить факты нецелевого, незаконного использования или даже разворовывания народных средств в таких условиях будет легче. Понятно, что в кругу политиков, близких мне по духу, в беседах с руководителями региональных администраций и органов самоуправления, в ходе встреч с предпринимателями, учеными, многими авторитетными людьми страны, эти проблемы активно обсуждались. В результате такого обсуждения у меня и выкристаллизовалось убеждение, что надо создавать партию, способную, с одной стороны, выступить инициатором консолидационного процесса в отечественном политикуме, а с другой - эффективно отстаивать на общегосударственном уровне интересы регионов. Эта идея нашла отклик и, как вы знаете, в конце прошлого года четыре политические партии впервые в истории Украины приняли решение объединиться в одной партийной структуре, а в марте нынешнего года реализовали это решение. Так и появилась Партия Регионов. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, можно смело отвечать, что идею создания Партии Регионов подсказали нам само время и осознанная мной и моими коллегами по партии историческая необходимость.
- Почему Вы поддержали создание новой партии, ведь в Украине есть немало партий, проповедующих региональную политику?
Ну, во-первых, я не "поддержал создание новой партии", а принимал в нем активное участие - это, согласитесь, разные вещи. Во-вторых, хочу напомнить, что между "проповедью" во имя чего-либо и конкретным делом, направленным на достижение этого чего-либо, - целая пропасть. Так вот, мы не только декларируем себя как партию, защищающую интересы регионов. В отличие от других партий, в программах которых также содержатся подобные декларации, мы знаем, что и в какой последовательности нужно сделать, чтобы добиться желаемого результата, обладаем программой конкретных действий и достаточным ресурсом, чтобы ее осуществить. Кстати, именно это обстоятельство будет привлекать - и уже привлекает! - к блокированию с нами партий с родственной идеологией, схожими программными установками.
- И все же в чем отличие этой партии от других украинских партий?
Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Но для уточнения могу повторить: мы - партия прагматиков, партия конкретных дел. Мы решительно отрицаем политиканство и предлагаем обществу комплекс конкретных решений, с помощью которых можно существенно и уже в обозримом будущем улучшить ситуацию в отечественной экономике, поднять уровень благосостояния наших граждан. Сколько времени прошло с момента учредительного съезда Партии Регионов, три месяца? Ну, три с небольшим... Но даже этого непродолжительного времени хватило, чтобы наши фракции в парламенте с помощью привлеченных специалистов разработали несколько очень важных законопроектов. Один из них, к примеру, предусматривает поэтапное снижение налогового давления на все виды бизнеса и доходы граждан. А мелкого предпринимателя мы вообще предлагаем лет на пять освободить от уплаты налогов, чтобы дать ему возможность утвердиться на рынке, реинвестировать заработанное в дело, развить свой бизнес. Убежден, что вместе с разрабатываемыми нами законопроектами по пенсионной реформе эти предложения в случае их реализации станут основой для ощутимого роста количества рабочих мест в стране, увеличения покупательской способности населения.
- Что Вас связывает с Донбассом - прошлое, оставшиеся дружеские и семейные связи или что-то другое?
В вашем вопросе уже содержится ответ. Человек, чье трудовое становление, чья молодость и вступление в период зрелости проходили в Донбассе, никогда не сможет вычеркнуть из сердца этот край, его людей. Несмотря на то, что я родился и вырос в Калуге, Донбасс стал для меня моей второй малой родиной. И этим все сказано.
- Вы сумели создать из налоговых органов всесильную систему. Как Вы думаете, этот опыт Вам пригодится в партийной работе или, наоборот, станет помехой?
Я не стал бы преувеличивать, называя органы ГНАУ всесильными. Это далеко не так. Да в нормальном демократическом государстве и не должно быть всесильных властных структур. Всесильным должен быть Закон - как выражение воли общества, воплощение его силы и способности к самоорганизации. Но если вы имеете в виду, что на фоне ряда других государственных органов налоговая служба работает с заметной эффективностью, что у нас, в структурах ГНАУ, больше порядка и ответственности, то не вижу ничего плохого в том, чтобы этими качествами отличалась и возглавляемая мною Партия Регионов. Я в недавнем прошлом ученый, привык мыслить и действовать системно, исходя из объективной оценки реалий. Поэтому не вижу причин, по которым мой управленческий опыт, накопленный за последние 20 лет на различных руководящих должностях - в том числе и на посту главы ГНАУ, не мог бы быть использован в партии. И буду рад, если это пойдет партии на пользу.
- Ваше имя для Партии Регионов - это залог победы? А не получится ли так, что нелюбовь к налоговикам (ни в одной стране налоговый инспектор не является народным любимцем) негативно повлияет на авторитет партии?
Что есть - то есть. Принадлежность к налоговой службе у нас в стране популярности человеку не прибавит. Как, впрочем, и во многих других государствах мира. Тем не менее, в большинстве стран нелюбовь к налоговику прекрасно уживается с пониманием налогоплательщиков, что налоги все же платить надо, без этого государству не жить. И это понимание надо культивировать у себя и нам, гражданам Украины. Ведь то, что важно для развитых государств, для нашего, с его огромной, доставшейся со времен Советского Союза и пока нереформированной социальной сферой, финансирующейся из бюджета (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и т. д.), - важнее многократно. А исходя из этого понимания, глядишь, и имидж налоговика изменится. Не думаю, что моя принадлежность к ГНАУ так уж сильно повлияет на имидж партии. Однако не исключаю, что кое-кому из политических оппонентов покажется привлекательной идея поиграть на эмоциях избирателей, потеснее связать известное отношение к налоговикам в определенных кругах нашего общества и Партию Регионов. Но я не думаю, что эти действия могут быть хоть сколько-нибудь эффективными. Полагаю, что куда более интересными для избирателя в период предвыборной кампании покажутся наши программные документы, наши планы и сведения об уже проделанной партией работе, наконец, персональный состав кандидатов в депутаты с партбилетами Партии Регионов.
- Вы возглавляете партию, следовательно определяете и стратегию, и тактику ее деятельности. Логично было бы начать с широкой рекламной кампании, так сказать, с агитации, а потом уже вербовать в члены партии. В провинции все происходит наоборот. Почему? Почему Партия Регионов еще слабо пропагандирует себя? И Вы рассчитываете пройти в Верховную Раду будущего созыва?
Да, мы рассчитываем на успех в выборах 2002 года. И сделаем все необходимое для достижения намеченной цели. В остальном же, я думаю, следует уточнить: хотя я действительно являюсь председателем партии, было бы неправильно считать, что я единолично определяю стратегию и тактику ее деятельности. Есть съезд партии, ее политсовет, аппарат партии, которые всем этим занимаются, есть, наконец, организации на местах, которые применительно к местным условиям сами выстраивают свою стратегию и тактику - в рамках стратегии и тактики общепартийной. Что касается рекламы, то напомню, что Партия Регионов еще очень молода. Несмотря на то, что ее организации довольно быстро сформировались во всех областях Украины, в тысячах городов и сел, что в ее рядах сегодня более 180 тысяч, период создания организационной структуры партии пока не завершен. Так что сейчас все усилия идут на это. Однако, думаю, что уже в начале сентября ситуация изменится. И мы еще уделим агитации и пропаганде должное внимание.

Черная дыра или футбол по-киевски

Не торопись, дорогой читатель. Речь пойдет не о провалах нашего отечественного футбола вообще, или киевского "Динамо", в частности. Речь, к сожалению, о событиях, которые становятся в нашей жизни уже обыденными. В то же время, отдельные из них, угрожают последствиями, несравнимыми с поражениями на футбольном поле, а по-настоящему опасными. Иногда, без преувеличения, опасными для нашей жизни и для нашего здоровья.
Отдельно взятый случай, в отдельно взятом городе страны, с отдельно взятым учреждением оказывается настолько характерен для нынешнего состояния (чуть не сказал противостояния! -Л.В.) отношений между обществом и государством, что рассматривать его следует далеко не как Случай, а уже как Явление. Характерное для нашего времени. Не проходящее с течением его. Не убывающее, а нарастающее, подобно раковой опухоли, распространяющей метастазы по всему организму, если, конечно, этот организм не лечат.
Это явление - безразличие, равнодушие. Иногда - граничащие с преступлением. Иногда - скрывающие внутри себя не менее преступные интересы, корысть. Но чаще всего стоят за всем этим не корысть, не какие-либо "объективные" мотивы, которые хоть как-то понять можно, а то, что можно назвать отсутствием в необходимости мышления. Это происходит на том уровне, где необходимо государственное мышление. А нет никакого. Именно на том самом уровне. И, наверное, не может быть до тех пор, пока решения принимаются так как они принимаются, без понимания предмета, видения результата, знания дела и озабоченности этим делом, а не состоянием собственного кресла. Потом вносятся поправки и дополнения. Потом, если случится беда, ищут виновных. Потом отменяют или корректируют. Но никогда не делают сразу так как надо. Потому что Как надо не знает никто. Зато Все знают Кто виноват и Что делать потом, когда гром грянет…
…В красивом городе Рени, на живописном берегу Дуная, там где когда-то бурлил жизнью известный на весь Союз стратегический и мощнейший порт, построили больницу. С красотой и размахом, эстетикой нового времени, комфортом и "начинкой" под стать возможностям действительно крупнейшего европейского порта на Дунае, под стать чувству гордости людей за свою страну, науку, специалистов, достижения в области медицины.
Пусть не обидятся другие, но этот красавец-комплекс с его оборудованием, персоналом и возможностями, - не чета многим даже современным нашим центральным районным больницам, да и некоторым областным. Он вполне, хотя и соизмеримо, может соперничать с элитарными медицинскими учреждениями.
Впрочем, оно ведь так и было не в столь уж отдаленные времена! Десятки, сотни случаев спасения моряков иностранных судов, запрашивавших о помощи, - только один из эпизодов деятельности медиков этой больницы. А, так называемая, "плановая", - обычная и повседневная работа с пациентами города и порта! А эндоскопические операции (хирургия без скальпеля), а диагностика по высшему разряду на самом современном отечественном и зарубежном оборудовании, или обычные, но сложнейшие операции, комплексные исследования, система реабилитации!… Все это было, было, было… К счастью, и сейчас пока еще есть.
Пока еще… Потому что дальше начинаются вопросы. Их много, а все - без ответов. И то, что люди сегодня еще имеют, чем еще пытаются гордиться, и что еще пытаются сохранить, может в одночасье провалиться, как в черную дыру, в те самые безразличие и равнодушие, выбраться откуда будет уже невозможно.
По достаточно мягкому выражению главного врача Николая Васильевича Семчишина, коллектив больницы "попал в юридическую коллизию и патовую ситуацию" Больница уже никем не финансируется, никому не подведомственна, ни перед кем не должна отчитываться. Только вот с врачей никто не снимал ни ответственности за результаты работы ни требований самой работы. Ни с них, ни с санитарок, ни с медсестер никто не снимал обязанностей лечить и выхаживать больных, заботиться о здоровье стариков и детей, проводить исследования, делать, если потребуется, операции, - одним словом, денно и нощно исполнять свой профессиональный долг.
Да вот незадачка! Долгом теперь это назвать у меня как-то язык не поворачивается. Споткнулся на этом слове и подумалось, что теперь называть это следовало бы профессиональной благотворительностью. Добровольной и вынужденной одновременно. Потому что, знаете сколько больница живет и функционирует (а это действительно так!) без финансирования? С конца прошлого года!
В соответствии с Законом о Госбюджете Украины на 2000-й год больница была непосредственно переподчинена Министерству здравоохранения Украины. Это было естественно и логично для вчерашней больницы "водников", которую ни порт, ни морские ведомства финансировать давно не могли. Но оказалось, что переход под крыло Минздрава оказался медвежьей услугой самого государства. Как только чиновники поняли, что им на самом деле придется решать не свои собственные проблемы, Минздрав, подобно кукушке, решил поменять родные крылышки на чужие. Чиновники прибегли к испытанному средству - игре в "отфутболивание", которая так хорошо всем нам знакома, еще с доисторических времен.
Не изучив сути проблемы, состояния дела, не удосужившись хотя бы познакомиться с руководством больницы, города, района, Минздрав просто переадресовал дитя на "местные органы власти".
Понятия "местные" у нас достаточно широкое. О "местных" можно говорить, подразумевая и город, и район, и область, хотя в буквальном смысле, местные органы власти это, прежде всего базовые советы - сельский, поселковый, городской. Но о городе в волюнтаристском решении Минздрава речи и не было. "Сбросили" на район, проинформировали область и на этом успокоились.
Хотя Ренийский районный совет своего согласия принять больницу в собственность не дал, министерство на это отреагировало предельно просто и с иезуитским хладнокровием: коллектив с финансирования по линии Минздрава был снят. А юридически сделали вид, что полномочия, якобы, "переданы на места".
В известном смысле оно так и было. В областном бюджете финансирование больницы и на прошлый год и на текущий год предусматривалось. Но коллектив на самом деле "завис". Если не решен вопрос с собственностью (а он не решен до сих пор), зачем платить?
По словам Николая Васильевича понять логику таких действий уже на уровне области здравый смысл просто отказывается. С одной стороны от медицинского учреждения требовать все "по полной программе", с другой - всячески препятствовать окончательному решению вопроса о передаче больницы в собственность города, с третьей - любыми путями уклониться от финансирования, реально предусмотренного реально работающему коллективу!
К 26 июля этого года коллектив больницы Добился получения средств, но только за четыре (!) месяца и только (!) по фонду заработной платы! Я не случайно написал с большой буквы "добился". Потому что каких трудов это стоило, знают, пожалуй, лишь в самом коллективе больницы и в исполкоме городского совета. Пришлось поднимать на ноги всех: общественность, депутатов, мэра, районные власти.
Ну, скажите на милость, зачем это и врачу, и руководителю со стажем Николаю Семчишину, зачем это все его коллегам? Что это за идиотская ситуация, когда приходится доказывать очевидные вещи и настаивать на том, что людям дано, как говорится, изначально, по самому факту их профессии, работы и естественного положения в обществе!
Доказывать приходится. Потому что у нас не было и нет прозрачности в финансовых потоках сверху донизу, у нас не было и нет полной ясности в разграничении полномочий и собственности по той же вертикали, потому что воля начальника по-прежнему остается у нас единственно верным и единственно мудрым решением, и, наконец, потому что когда можно ничего не делать и за это никто ответственности нести не будет, то лучше ничего и не делать. Во всяком случае так безопаснее. И, что самое интересное, именно такой и является, так сказать, позиция Министерства здравоохранения, спущенная, словно директива, на наш одесский, областной, весьма своеобразный (в отличие от других регионов уровень).
Да бросьте! Я ни на что не намекаю. А просто хочу задать два вопроса госпоже заведующей областным отделом здравоохранения В.Е.Лосевой. Первый простой: неужто предусмотренные в бюджете деньги на содержание больницы водников в Рени, предусмотрены совсем не для нее? Второй - сложнее: если у вас цель сделать из больницы музей современной медицины с гостиничным комплексом, - скажите об этом прямо. А если у вас другие планы, - поделитесь. Но только поделитесь со всеми нашими читателями, а не лично один - на - один с председателем Ренийского районного совета Иваном Георгиевичем Каравасили. Потому что то, о чем вы с ним говорили за три дня до начала работы сессии областного Совета только вам двоим и известно. А вот нам известно совершенно другое. Больницу планировалось передать в собственность области с финансированием из областного бюджета. И этот вопрос должен был рассматриваться как на сессии областного совета, так и на сессии районного. Только за те три дня до начала работы сессии, после состоявшейся известной беседы, вопрос о судьбе больницы был просто снят с повестки дня. Будто и не было проблемы. Когда же главный врач обратился в облздравотдел и потребовал объяснений, ответ он получил вполне в стиле вежливого министерского хамства. "Это ваши проблемы".
…Они действительно наши. И эти, и другие, подобные им, похожие на них проблемы. Это проблемы нашего выбора, когда мы позволяем чинушам и бюрократам командовать нами, когда мы униженно, по закоренелой привычке, приходим в кабинеты, где сидят "слуги народа", считающие нас своими слугами, а мы всячески угождая им, только утверждаем их уверенность в том, что это так и есть на самом деле. Гнусная вертикаль-то у нас получается: если безразличие и равнодушие наверху, это - как директива до последней точки исполнительной власти. И ведь злого умысла, уверяю вас, может и не быть. Потому что нет того самого, - умысла, а, если быть точнее, мысли.
А ведь есть мысли. И здравые. И предложения. Только их почему-то не слышат. Либо не хотят слышать. Ведь городской совет Рени давно и настойчиво выступает с предложением решить вопрос с собственностью в пользу города, частично взять на себя финансирование с тем, чтобы в течение нескольких лет полностью взять на свои городские плечи заботу об этом лечебном учреждении. Схема продумана, просчитана. Состояние больницы, ее потребности в финансах, материально-техническом снабжении, - все это предметно изучено на уровне города. Заметьте, никому другому позаботиться об этом и в голову не пришло! Но город-то все еще районного подчинения. И есть решения, которые город принять не в силах по закону, по существующей сегодня той самой полусгнившей вертикали, которая, ох, как живуча, может быть именно потому, что мешает жить всем остальным. И что? Обращения городского совета в те же инстанции остаются без ответа.
…Ей, богу, господин Министр здравоохранения и ваша подчиненная на уровне одесской области! У меня к Вам предложение переименовать ваше ведомство, ну, скажем, в Министерство по борьбе со здоровьем трудящихся, а облздравотдел, например, переименовать в "облздравпогиб" и тогда, вы знаете, все станет на свои места, и жалобы исчезнут навсегда, потому что как же можно жаловаться на тех, кто непосредственно, и, что самое главное, плодотворно занимается порученным ему делом.
Вот ведь какие мысли иногда возникают… Так ведь есть отчего!
…Когда мы расставались с Николаем Васильевичем, покидая этот по-настоящему уникальный комплекс, мне запали в душу его слова, сказанные напоследок:
- Знаете, хорошую медицину можно делать и в палатке, а погубить медицину можно и во мраморных дворцах.
Добавить к этому нечего.
Лев Василичин, "Чп"

Запечатленная красота

...Захожу к Саше запросто, потому что знаю давно. В уютном домике всего две комнаты, пахнет краской.
Александр Кокалко - свободный художник. Талантливый и увлеченный. Хотя стал таковым лишь на сороковом году жизни. А до этого он закончил... Одесское музыкальное училище по классу гобоя.
Играет на пианино, флейте. Был преподавателем музыкальной школы. Недолго даже был в "команде Бербека".
Талант художника спал где-то в левом или правом полушарии и, вдруг, проснулся. Саша взял краски, кисть и сам, без наставников и учителей, стал писать.
За восемь лет создал более двухсот (!) работ. Несколько персональных выставок в Рени, Болграде, Измаиле и в Румынии прошли с большим, настоящим успехом.
На его вернисажах присутствовали именитые художники. А пишет он, в основном, пейзажи и историю города Рени.
...Давно нет ветхих домиков под соломенной крышей, нет пожарной башни в центре города, - они живут и хранятся на ярких красочных полотнах...
Мэтр измаильских художников Иван Шишман, сказал, что у Кокалко есть шедевры, достойные пполнить коллекцию европейской живописи.
Саша не только пишет картины. Он еще и мастер на все руки.
Например, камин, а это вещь сложная, кладется по чертежам, Саша сложил сам. Книжные полки, сделанные его руками, расписаны библейскими сюжетами. А в уютном дворике - оригинальные столики и скамейки.
Для друзей он обязательно сыграет на флейте или на барабане - в зависимости от настроения.
Вот такие увлеченные люди живут в нашем городе.
Текст и фото Юрия Кузнецова.

Ветер дует в его паруса!

Знаете ли вы кто такие байкеры? Может быть, это те, которые рассказывают всякие "байки?" Я, например, не знал до тех пор, пока не познакомился с Игорем Петровым, единственным в нашем городе байкером.
Крепкий здоровяк, метр девяносто ростом, выглядит эффектно. Похож он чем-то на деревенского кузнеца: слегка седеющая борода и крепкие руки, а нервы - железные.
Служил в Грузии и потому полюбил горы, море и вообще природу.
Почти все водители любят свою технику, а у Игоря эта любовь доходила до фанатизма. На огромном КРАЗе-самосвале он исколесил весь Тюменский север и все побережье Черного моря. Вернулся домой и увлекся парусным спортом. Много тренировался. С солидными гантелями, толкал нелегкое ядро.В 1998 году команда ренийцев, в которой был и Игорь, на крейсерской яхте "Дунай" заняла второе место в соревнованиях чемпионата Украины. Капитаном яхты был Михаил Колиогло. На следующий год Игорь Петров уже был главным судьей соревнований. Параллельно с морем, как и прежде, его манит гладь асфальта. Купив старенький мотоцикл, Игорь полностью разобрал его, переделал, добавив что-то свое и получился байкерский оригинальный мотоцикл.
Неожиданно пришла мысль о поездке на большое расстояние. Без предварительной тренировки он сказал себе "вперед!" и помчался в Сочи. 1800 километров в один конец, да еще в одиночку - это непросто. Ехал вдоль моря, вспоминая парусные гонки и наслаждаясь морским воздухом. Его любимая музыка - это шум моря и ровный рокот двигателя.
В Сочи прибыл поздно ночью, а через неделю собрался в обратный путь. От города уже отъехал километров сорок, как, вдруг, его остановили. Байкеры! Их было двадцать восемь человек.
Есть мотоциклисты-рокеры, которые с огромной скоростью, сняв глушители, носятся по городам ночью, иногда не совсем трезвыми. Эти не в счет. Байкеры, внешне немного похожие на хиппи, этого никогда не делают. Часто это вполне солидные люди, всегда - работяги, увлеченные мотоспортом.
Впереди колонны байкеров был дед Арсений, которому исполнилось к тому времени 72 года. Белая борода до пояса заплетена в две косички. Сзади тоже две косы. Небольшого роста, весом не больше пятидесяти килограмм, дед дал команду всем остановиться.
- Откуда ты, сынок, и куда путь держишь? - спросил просто.
Остальные окружили Игоря со всех сторон, внимательно разглядывая, а здоровенный детина, под два метра ростом, воскликнул6
-Ребята! У нас гость из Украины, с одесским номером!..
Это были россияне из Подмосковья, которые ехали на всероссийский байк-шоу.
Чем-то Игорь понравился всей этой компании и, замыкая колонну, он с ними вернулся в Сочи, уже в составе команды байкеров из города Железнодорожный.
Расположились на стадионе. Байкеры - народ общительный и дружный. Они объединяются в группы, создавая небольшие комунны. Специалисты - от каменщика до компьютерщика. Работают несклько месяцев, нанимаясь на любую работу, а заработанными деньгами делятся. Распределяет дед Арсений. Часть идет на ремонт мотоциклов, покупку запчастей, другая - на путешествия, обувь и прочее. …На следующий день на Сочинском стадионе были показательные соревнования мотоциклистов. Каскадеры "летали" через горящие костры и машины… Так наш Игорь познакомился с байкерами воочию, о которых раньше много читал. Влиться в веселую компанию байкеров ему было нетрудно, потому что играет на гитаре и поет, любит музыку, море и горы, а работает Игорь Петров столяром в шестой школе нашего города.
Любит дерево, особенно, орех Сейчас он делает мачту для серфинга собственного производства.
Ветер дует в его паруса!
Текст и фото
Юрия Кузнецова.

Деньги - на бочку!

В конце июля на заседании правительственного Комитета экономического развития был рассмотрен проект Постановления "Об утверждении Порядка компенсации вреда, нанесенного юридическим и физическим лицам незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, налоговыми и таможенными органами". Документ, который содержит реальный механизм, позволяющий компенсировать вред, нанесенный физическим и юридическим лицам государственными служащими, чиновники отправили на доработку.

Минфин во исполнение Закона "О государственном бюджете Украины на 2001 год" подготовил проект Постановления "Об утверждении Порядка компенсации вреда, нанесенного юридическим и физическим лицам незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, налоговыми и таможенными органами". Документ предусматривает регулярные отчеты руководителей органов государственной власти перед правительством о проделках своих подчиненных. Причем убытки от этих проделок будут квалифицироваться как "ущерб, нанесенный Государственному бюджету Украины". Эта формулировка может заставить чиновников сто раз подумать, прежде чем заняться вредительством. Авторы проекта Постановления попытались также изобрести механизм, позволяющий юридическим и физическим лицам получить материальную компенсацию за обиды, причиненные чиновниками. Такого в украинском законодательстве еще не было. Потому что действующий ныне Закон "О порядке компенсации вреда, нанесенного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" хоть и предусматривает выплаты компенсаций за счет Госбюджета, но умалчивает, как именно. Однако, достойная всяческих похвал попытка Минфина провалилась. Пока.
Закон о Бюджете-2001 предусматривает, что бальзам на раны обиженных должен проливаться из Госбюджета Госказначейством за счет средств на содержание обидчиков. Вроде бы все ясно. Проект Постановления в эту ясность напустил туману. Так, его п.4 гласит, что Госказначейство ежеквартально должно предоставлять Минфину общую сумму компенсаций, после чего Минфин будет подавать в Кабмин проект постановления о выделении средств из... Резервного фонда. И лишь после решения о выделении денег из Резервного фонда с подачи Минфина в смету провинившегося органа будут внесены изменения. Предполагается, что статья содержания обидчика оскудеет на сумму компенсаций. "Чертовски запутанная история", - сказал бы в такой ситуации Шерлок Холмс. Ведь даже без пресловутого метода дедукции совершенно очевидно, что Резервный фонд во всей этой цепочке лишний. Его функции давно законодательно определены и к выплатам компенсаций никакого отношения не имеют. Но главный вопрос все же в деньгах. Вице-премьер Василий Роговой, возглавлявший совещание правительственного Комитета экономического развития, напрямую обратился к заседающим с вопросом: "А хватит ли в Резервном фонде денег, чтобы "покрыть" предполагаемые компенсации?" Вопрос остался без ответа. Это и решило судьбу Постановления - проект был отправлен на доработку. Впрочем, в документе, действительно, есть что дорабатывать. Так, согласно п.7 проекта Постановления, "если на протяжении трех месяцев юридическое или физическое лицо не затребовало средства, выделенных на возмещение нанесенного ему вреда, эти средства возвращаются на счет Госказначейства". Тогда как Законом о Бюджете-2001 (в соответствии с которым разработано Постановление) временные рамки получения компенсаций не определены. Да и мало ли какие причины могут помешать предпринимателю потребовать компенсацию в оговоренные в проекте сроки? Отправленный на доработку документ должен быть рассмотрен на очередном заседании правительственного Комитета экономического развития, которое запланировано на август. Будем надеяться, что к этому времени все его "недолiки" будут устранены. Ведь принятие такого Постановления крайне важно и для предпринимателей (они, наконец, смогут получать свои деньги), и для чиновников (может, перестанут зарываться). Его важности не уменьшает даже то обстоятельство, что, вступив в силу (в случае принятия), оно может тут же и утратить ее, если в Бюджете-2002 затраты на компенсации не будут предусмотрены. Однако, если предприниматели будут тесно взаимодействовать со своими депутатами, этого не произойдет. Так что, взаимодействуйте!
Дмитрий ЛЯПИН, вице-президент Института конкурентного общества: отдельные нормы проекта Постановления не соответствуют законодательству. Необходимо пересмотреть механизм покрытия затрат на компенсацию причиненного вреда исходя из того, что источником таких затрат в госбюджете должны быть средства, предназначенные на содержание судов, Генпрокуратуры, СБУ, МВД, ГНАУ, Гостаможслужбы, а также других центральных органов исполнительной власти, незаконными действиями сотрудников которых был нанесен вред физическим и юридическим лицам. Кроме того, необходимо предусмотреть, что юридические и физические лица могут обращаться за получением компенсации причиненного им вреда на протяжении любого срока, поскольку Закон о бюджете-2001 их в сроках не ограничивает.

Победа на "чужой" территории

ГНАУ согласилась с предложениями УСПП. Несколько противоречий между налоговиками и предпринимателями будет ликвидировано. Эксперты рабочей группы УСПП и Конфедерации работодателей с одной стороны, а ГНАУ - с другой обсуждали ситуации, когда нормативные акты ГНАУ противоречат действующему законодательству, а иногда и друг другу. По большинству вопросов налоговики согласились с аргументами предпринимателей. Впервые за полтора года своего существования рабочая группа заседала не в УСПП, а в ГНАУ - в зале для приема иностранных правительственных делегаций. Ожидалось даже присутствие Николая Азарова (правда, он так и не появился). Диалог нельзя было назвать равным - спорные вопросы решались в пользу предпринимателей. И, очевидно, неслучайно первый вице-президент УСПП Владимир Щелкунов в самом начале напомнил собравшимся, что Анатолий Кинах после избрания премьером сохранил за собой пост президента УСПП

На чужой территории эксперты УСПП чувствовали себя хозяевами. Это они готовили материалы к заседанию. Они же подготовили и проект итогового протокола. Налоговики выглядели менее подготовленными. Нормативные акты они цитировали по памяти и не всегда корректно. Свои варианты решения спорных вопросов были у них не всегда. Тем самым они много теряли не только в глазах оппонентов, но и в глазах собственного начальства. "Общественные защитники" отстаивали интересы налогоплательщиков жестко и эмоционально. Даже председательствовавший на заседании вице-президент УСПП Николай Онищук вынужден был то и дело призывать "своих" успокоиться. Конфликты обсуждались разные: и "классовые" - налоговики против предпринимателей и "локальные" - конкретного предприятия с конкретной налоговой.
Долги сельхозпроизводителям и переработчикам списали Законом "О списании задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам) плательщиков налогов в связи с реформированием сельскохозяйственных предприятий". Налоговая своим Приказом №225 от 28.04.2000 г. определила порядок этого списания. Но затем этот порядок Приказом ГНАУ №104 от 14.03.01 г. был изменен - налоговая лишила предприятия возможности списания долгов по сборам в Госиннофонд и по отчислениям на ремонт и содержание автодорог. (По этим сборам налоговыми органами не ведутся карточки счетов налогоплательщиков). Законом же списывалась задолженность по всем налогам и сборам перед бюджетами всех уровней независимо от того, ведутся карточки или нет. Здесь налоговая признала, что была не права. Кроме того, Законом списывалась задолженность, возникшая на 1 мая 2000 года, а Приказ налоговой позволял списать лишь задолженность, не оплаченную на день принятия решения о списании. Но местные налоговые часто затягивают принятие решений о списании, и предприятия частично погашают фактически уже списанную задолженность. Налоговая признавала несоответствия, но механизма возврата недосписанной задолженности - нет. Было решено разработать такой механизм вместе с Минфином в течение 21 дня после заседания рабочей группы. принятия Закона "О порядке погашения..." Поэтому часть налоговых долгов продолжает числиться за ними. Из-за этого заводы не могут быть взяты кредиторами за долги как целостные имущественные комплексы - бюджет имеет приоритет при ликвидации. Единственное, что остается в такой ситуации - это резать заводы на "куски". Достигнутая же между УСПП и налоговиками договоренность позволит избежать этого.
12 ноября 1999 года ГНАУ письмом №16887/7/16-1218 предписала взимать НДС с операций по передаче земли под объектами недвижимости. Аргументы простые: если есть продажа - значит должен быть и НДС. Но подзабыли чиновники, что Закон об НДС освобождает от уплаты. Эти вопросы стали принципиальными неслучайно. Многие сельхозпереработчики (прежде всего - сахарные заводы) обанкротились. Ситуация интересная: земля законодательно товаром не является, а налог платить надо. Это сверх того, что владельцы земли будут платить еще и общегосударственный земельный налог. В результате, предприятия выкупают землю у государства неохотно, и доходы бюджета только снижаются. Здесь эксперты полностью согласились друг с другом, и ГНАУ обещала отозвать свое письмо - до тех пор, пока депутаты не определятся с Земельным кодексом.
Харьковский ликероводочный завод частично погасил акциз зачетом. Многие в этом году "закрывали" акциз и НДС по постановлению №2215. Местная налоговая подписала зачетные протоколы, а акцизные марки предприятию не выдала - мол, марки выдаются только в случае оплаты акциза деньгами. Хотя ни в одном нормативном акте не сказано, в какой именно форме должен быть оплачен акциз. В результате, половина продукции завода осела на складах мертвым грузом. УСПП настаивал на том, чтобы акцизные марки предприятию выдали, а протоколы зачетов, ликвидированные налоговой в одностороннем порядке, - восстановить. Налоговики не соглашались. Григорий Синица, заместитель начальника Главного управления акцизного сбора, просто кипел от ненависти к тем, кто "закрывает" налоги зачетами. Но если признать незаконными эти зачеты, то нужно аннулировать все зачеты, которые прошли в этом году (в том числе и по НДС). Аргументов, основанных на Законе, у налоговой не было. И глава налоговой части рабочей группы - зампред ГНАУ Алексей Шитря - резюмировал: если нет своего решения проблемы, нужно соглашаться с тем вариантом, который предложен. И пришлось налоговой признать свою ошибку. Хотя признать незаконной аннулирование некоторых зачетных протоколов местной налоговой не решились - дали задание "разобраться еще раз". Ни для кого не секрет, как обычно проходят эти "разборки". На решение вопросов, по которым согласие было достигнуто, стороны отвели 15 дней. Что из этого выйдет - посмотрим, но уже сейчас ясно, что у предпринимателей появился шанс настоять на своем (хотя бы в тех случаях, когда налоговая откровенно не права). Первый вице-президент УСПП Владимир Щелкунов сказал, что его организация готова отстаивать интересы своих членов, "а также всех предприятий, которые разделяют ее взгляды". То есть каждый может, по крайней мере, хотя бы попытаться.

На верхнем регистре

На верхнем регистре может сыграть предприниматель, если у него возникли проблемы с регистрацией предприятия. Читайте, что можно сделать. 5 августа исполнилось три месяца со времени вступления в силу нового Положения "О контроле за соблюдением порядка проведения госрегистрации субъектов предпринимательской деятельности органами госрегистрации". Трехмесячный опыт работы документа показал: на чиновников, тянущих резину с регистрацией, перерегистрацией или отменой регистрации вашей фирмы, господа предприниматели, есть управа. Поскольку контроль за регистраторами возложен на Госкомпредпринимательства. Конечно, от откровенного беззакония, скажем, со стороны налоговой милиции, которая препятствует регистрации фирмы, никакой Комитет вас не спасет. Но когда совершенно необоснованно препятствуют регистрации исполкомы местных советов, - предлагаемым нами вариантом помощи воспользоваться стоит.

Сейчас процедура государственной регистрации субъектов предпринимательства регулируется всего двумя нормативно-правовыми актами. Однако и малое количество "нормативки" не спасает бизнесменов от головной боли. Беде мог бы помочь Закон о госрегистрации, проект которого уже более полугода пылится в Верховной Раде и еще ни разу не был включен в повестку дня. Тем не менее, и сейчас управу на чиновника, который препятствует вашей регистрации, найти можно, обратившись, например, в Госкомпредпринимательства. Повторимся: от всех болезней нашей системы регистрации включающей, конечно же, и откровенный беспредел, никакой Комитет вас не спасет. Но обоснованную жалобу там рассмотрят и, если возникнет необходимость, подключат к разбирательству, скажем, прокуратуру. А это, согласитесь, не то же самое, что требовать чего-то от чиновника в одиночку. Так что, если вам совершенно необоснованно препятствуют в регистрации исполкомы местных советов, - предлагаемым нами вариантом помощи воспользоваться стоит.
По словам руководителя главного управления контроля реформирования процессов легализации субъектов хозяйственной деятельности Госкомпредпринимательства Ольги Апатенко, новое Положение отличается от прежнего максимальной конкретизацией и детализацией каждого звена проверки. Госкомпредпринимательства имеет право проверять орган регистрации планово (не чаще одного раза в год) и внепланово. Причем, обратите внимание: среди оснований для внеплановой проверки значатся обращения субъектов. То есть ваши, господа предприниматели, обращения. Так что не стесняйтесь - обращайтесь! Тем более что, по словам г-жи Апатенко, все предпринимательские жалобы на неправомерные действия чиновников в ходе проверок подтверждаются.. И тогда специальная комиссия Госкома предписывает органу регистрации нарушения устранить. Ежели орган предложение Комитета проигнорирует, за дело возьмутся прокуратура или суд, куда проверяющие могут обратиться. Правда, без установленной на законодательном уровне чиновничьей ответственности за всевозможные нарушения такие проверки не могут решить проблему в целом. Это понимают в Госкомпредпринимательства и уже начали готовить соответствующие предложения к проекту Закона о регистрации в надежде включить их в текст..
На что ссылаться, куда обращаться: Закон Украины "О предпринимательстве" №698 от 7 февраля 1991 года. Постановление Кабмина "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" №740 от 25 мая 1998 года.(См., например, в Интернете: www.rada.kiev.ua) "Госрегистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной, районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по месту нахождения или месту проживания субъекта..." Из Постановления Кабмина № 740 от 25 мая 1998 года "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" ). Непосредственно обращаться: Киев (8044) 246-86-47 - Александра КУЖЕЛЬ, председатель Госкомпредпринимательства. 226-32-73 - Сергей ТРЕТЬЯКОВ, заместитель председателя Госкомпредпринимательства.

Мойдодыры

На головы украинских предпринимателей свалилась новая "чума" - стали проявлять активность не вполне законные спецподразделения ГНАУ по борьбе с "отмыванием"

Любопытное послание получила недавно одна из харьковских фирм. На бланке Государственной налоговой администрации за подписью замначальника "Управления по борьбе с сокрытием доходов от налогообложения и отмыванием доходов, полученных незаконным путем" предпринимателю предписывали невиданную прежде форму сотрудничества с фискалами. "...Доводим до Вашего сведения, что ООО "ХХХ" носит признаки фиктивности, и все хозяйственные операции с данным предприятием следует проводить только при участии работника Управления по борьбе с сокрытием доходов от налогообложения и отмыванием доходов, полученных незаконным путем УНМ ГНА в Харьковской области". "Бизнес" неоднократно писал о законотворческих инициативах властей по введению уголовной ответственности за "отмывание" неправедно нажитых капиталов. Параллельно эти самые власти, видимо, страдающие раздвоением личности, штамповали проекты амнистирования теневых средств. В итоге об амнистии благополучно забыли, а новый Уголовный кодекс, предусматривающий ответственность за "отмывание", вступит в силу с 1 сентября. Тем не менее,мудрые отцы налоговых органов подсуетились заранее, и "антиотмывочные" подразделения начали действовать в составе налоговой аж с прошлого года. До поры они не слишком афишировали свою деятельность: видно, накапливали информацию и наращивали мускулы. ...20 ноября прошлого года на пресс-конференции в ГНАУ первый заместитель председателя ГНАУ, начальник налоговой милиции Украины, генерал Виктор Жвалюк впервые всенародно объявил о новых "вооруженных силах". Налоговик отметил, что налоговая милиция уже давно и плодотворно подвизается на ниве теневых доходов. В 2000 году по актам проверок, уголовным и административным делам взыскано 3,3 млрд грн. Цифры, конечно, впечатляющие. Но эта статистика не учитывает, сколько актов впоследствии было признано судом недействительными, сколько уголовных дел дошло до суда и прочее. Виктор Жвалюк сообщил, что налоговой милицией и по ее материалам возбуждено почти 10 тыс. уголовных дел за уклонение от уплаты налогов и сокрытие валютной выручки (опять же, отсутствует статистика о количестве дел, доведенных до суда). Вся эта цифирь в устах генерала должна была проиллюстрировать необходимость создания новых подразделений. Какая именно часть добычи налоговиков приходится на их долю, неизвестно, как неизвестно и то, где грань между "уклонением от уплаты налогов" и "сокрытием доходов". Вероятнее всего, разницы никакой нет, а специальные подразделения есть. И кое-какие достижения у них тоже уже есть.
Создание новой структуры налоговики приурочили к Указу Президента от 22 июня 2000 №813 "О дополнительных мерах по усилению борьбы с сокрытием не обложенных налогами доходов, а также отмыванием доходов, полученных незаконным путем". Спецподрозделения были созданы с размахом: на республиканском и региональном уровнях, а также в семи крупнейших городах Украины.
Такого понятия, как "фиктивная фирма", в отечественном законодательстве нет. Точно так же, как нет и понятия "обналичка". Это все пока лишь ненормативная лексика налоговиков. Кстати, около года в налоговых кабинетах пылится специальный законопроект, посвященный определению понятий. В ноябре прошлого года генерал Жвалюк был уверен, что проект пройдет через парламент до 2001 года, но этого не произошло. Называется законопроект "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Появление нового закона чревато, увы, не только изменением лексики. Напомним, что уже довольно давно парламентарии и общественные деятели носятся с проектами законов (некоторые из них, кстати, одобрены ГНАУ) о легализации теневых доходов. Все проекты на эту тему запрещают легализацию "грязных" денег, полученных преступным путем (работорговля, наркобизнес, торговля оружием и т.д.). Не исключено, что налоговики попытаются произвести подмену терминов и включить в понятие "грязных денег" недоплаченные налоги. Собственно, они уже это делают. В то время как вышеупомянутый Указ Президента гласит: "...принимать меры по привлечению к налогообложению средств, которые находятся в нелегальном обороте и не имеют преступного происхождения". Между прочим, новые специальные подразделения как раз и были созданы под этот закон, которого пока нет. Получилась довольно странная ситуация: активно работающие подразделения работают в правовом вакууме. Они призваны бороться с тем, чего де-юре нет (с так называемыми "фиктивными" фирмами). И самое странное, что они с этими призраками борются. Чтобы сделать призраки более осязаемыми, в недрах ГНАУ появилось письмо о признаках "фиктивности" предприятий. Что в письме, мы можем только догадываться, так как оно - тайна за семью печатями.Начальник пресс-службы налоговой милиции Украины Алексей Вознюк, отвечая на вопрос о признаках "фиктивности", сказал, что "фиктивная" фирма - это та, которая зарегистрирована с помощью подложного или украденного паспорта, паспорта, принадлежащег о душевнобольному или заключенному. Что ж, логично...
Думается, харьковские налоговики как раз вычислили ООО, принадлежащее душевнобольному, и решили повеселиться, присутствуя при заключении с ним сделок. А если серьезно, то раз "фиктивных" фирм в законе нет, то их признаки можно подобрать произвольно, по вкусу... Чем многие и занимаются.
Внимание налоговиков к вашей фирме может быть привлечено частотой и размерами платежей, несвойственными для предыдущих периодов, "стуком" друзей-конкурентов, контактами с уже попавшими в поле зрения фискалов организациями. Но вернемся к письму. К сожалению, в документе не указано, какие именно признаки "фиктивности" бдительные налоговые милиционеры узрели в упомянутой ими фирме. Ясно лишь, что предприятие явно "на крючке" у налоговиков. А это, в свою очередь, означает, что на фирму, равно как и на ее партнеров, в любой момент может обрушиться шквал проверок с неизменными атрибутами в виде изъятия документов и ТМЦ. Вполне логично предположить, что если все контрагенты, заказчики и стратегические партнеры фирмы "ХХХ" получили такие письма, они, во избежание милицейского внимания, попросту прекратят все отношения с этим предприятием. Такой поворот событий вполне может нанести серьезный ущерб работе предприятия. А это уже повод для обращения в суд с иском о возмещении ущерба, нанесенного деловой репутации фирмы, и компенсации неполученной прибыли. Другими словами, уважающее себя юридическое лицо вполне может воспринять формулировку "признаки фиктивности" как личное оскорбление: пока это не доказано судом, никто не может назвать вашу фирму "фиктивной" .
Инна БОГОСЛОВСКАЯ, депутат Верховной Рады:
- Подобное требование налоговых органов незаконно. Предприниматель, получивший подобное письмо, может прямо обращаться в суд. Обжалование незаконных действий налоговиков имеет все шансы на успех. Признаки "фиктивности" предприятий ни в каком законе не описаны. Это дает возможность налоговикам трактовать это понятие как угодно. Именно поэтому за судами в данном вопросе будет последнее слово.

Инвестиции в СЭЗ превысили $1 млрд.

К трехлетию со дня подписания Указа Президента Украины "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области", общая сумма инвестиций по утвержденным проектам превысила 1 млрд. долл. США , а точнее составила 1 млрд. 65 млн. долл. США или 5,8 млрд. грн. Все проекты связаны в основном с полной или частичной модернизацией 49 действующих предприятий и созданием 56 новых производств. По словам председателя Совета по вопросам СЭЗ, председателя облгосадминистрации В.Ф.Януковича, работа в Донецкой области СЭЗ и ТПР - это экономическая реформа в действии. А введение специального режима инвестирования не самоцель, а механизм экономического оздоровления региона.
Характерно, что сам инвестиционный процесс активно двинулся только в последнее. Очень много времени и усилий потребовалось не столько для того, чтобы убедить инвесторов в целесообразности и перспективности вложений, сколько для преодоления бюрократических процежур и определенного противодействия тех или иных сил, скорее заинтересованных в обескровливании предприятий, чем в их возрождении и выходу на новый уровень. Тем не менее, негативные тенденции преодолеть удалось. И теперь уже с уверенностью можно говорить о серьезном росте производства. Инвестиционные процессы активно развиваются в основном в базовых отраслях промышленности - 67 проектов на сумму 3,4 млрд.грн. (в металлургии - 13, угольной - 14, нефтеперерабатывающей - 1, химической - 22, машиностроении - 14, стройиндустрии - 3 проекта). В легкой и пищевой промышленности одобрено 38 проектов на 1141 млн.грн., в сельском хозяйстве - 10 на 122 млн. грн., в транспорте и связи - 15 на 974 млн. грн., в коммунальном хозяйстве - 4 на 158 млн.грн., здравоохранении - 1 проект на 7 млн.грн. Всего - 22 отрасли.
Из числа одобренных проектов - 64 с участием иностранных инвесторов, их капитал составляет 380,5 млн. долл. США или 35,7%. Значительные средства вкладывают в экономику области компании из Великобритании (67,1 млн.долл.США), Соединенных Штатов Америки (77,4), Германии (49,9), Нидерландов (37,0), Швейцарии (31,1), Австрии (29,5), Швеции (18,6 млн.долл.США), а также Италии, Сирии, Эстонии и других стран ( всего 22 - страны). В общей сложности по 62 проектам, стоимостью 2,2 млрд. грн. завершены строительно-монтажные работы и налажен выпуск продукции. Суммарный объем производства составил с момента ввода новых мощностей (объектов) в эксплуатацию почти 5 млрд. грн.
Номенклатура выпускаемой продукции по инвестпроектам достаточно обширна. С начала реализации проектов произведено 5,8 млн.т угля и продуктов обогащения; 783 тыс.т кокса; 390 тыс.т стали и проката; на 2 млн.грн. анкерных креплений; на 490 млн.грн. полистирола, карбамида, аммиачной селитры и другой химической продукции; на 795 млн.грн. товаров народного потребления, включая пищевые продукты и лекарственные препараты и т.д.
Продукция конкурентоспособна, 26% ее уходит на экспорт.
Достигнутый по области прирост промышленного производства почти на 60% обеспечен за счет выпуска продукции в рамках Закона о СЭЗ. Высокими темпами ведутся работы по проектам с участием иностранных инвесторов. Донецким металлургическим заводом, Мариупольским металлургическим комбинатом "Азовсталь" и Енакиевским металлургическим заводом привлечены на реконструкцию и модернизацию действующих цехов инвестиции из Великобритании, Австрии, Швейцарии в сумме 477 млн.грн. (86,7 млн.дол. США). В г.Макеевке функционирует новый завод "Карбо и крепь", производящий анкерные стержни и химические ампулы для крепления горных выработок. Производство организовано при участии немецкой компании "Карботех". Построенный при участии инвестиционного капитала американской компании "Каргилл" в сумме 203 млн.грн. (37 млн.дол. США) второй год успешно работает завод по производству подсолнечного масла. Введен в эксплуатацию элеватор, построенный на территории Волновахского района за счет инвестиций американской компании. На Совете по вопросам СЭЗ было одобрено 7 новых инвестиционных проектов на сумму около 209 млн. долл. США.
Крупный проект защитил на Совете металлургический комбинат "Азовсталь". Он выступит основным инвестором и заказчиком работ по строительству на территории СЭЗ "Азов" морского погрузочного комплекса. Как отметил финансовый директор ОАО "МК "Азовсталь" М. Очкас, стоимость инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация морского перегрузочного комплекса "Азовсталь" достигает 93,6 млн. долл. США. Также на Совете были одобрены к реализации инвестиционные проекты : ООО "Азовская нефтяная компания" (г.Мариуполь) - "Строительство и эксплуатация нефтеперерабатывающего завода на территории г. Мариуполя" - $ 63,7 млн. долл.; ОАО ГХК " Краснолиманская" (г.Красноармейск) - "Подготовка и отработка запасов уклонного поля пласта М24 строящегося блока шахты "Краснолиманская"- $37,3 млн. долл.; ООО "Исида" (г.Горловка) - "Реконструкция и модернизация коксохимического производства" -$ 5,9 млн. долл.; ЗАО "Горловский машиностроитель" - "Организация производства горно-шахтного оборудования" - $ 3,5 млн. долл.; ООО "Форте Украина" - (г.Артемовск) - "Организация производства по выпуску мебели" - $1,6 млн. долл.; ООО "Донбасс Импорт Экспорт Ко" (г.Донецк) - "Модернизация производства по переработке лома и отходов цветных металлов" - $ 1,04 млн.долл.

Наш корр.

  • Создание достаточной финансовой базы органов местного самоуправления и привлечение граждан Украины к непосредственному участию в решении местных проблем – таковы основные положения будущего указа будущего Президента Виктора Ющенко[...]
  • Украина станет первой страной в истории новой России, чествование которой продлится целый год[...]