Рождество - великий христианский праздник в воспоминание
рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднику Рождества
Христова предшествует сорокадневный Рождественский,
или Филиппов, пост. Канун, или день навечерия праздника,
проводится в строгом посту и называется сочельником
или сочевником, так как в этот вечер, по церковному
уставу, употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные
зерна, размоченные водой. Пост этот хранится до вечерней
звезды. Празднование Рождества Христова Церковью установлено
еще с IV в., в V в. написаны для этого праздника священные
песнопения. До 1917 в навечерии Рождества Христова
совершали Царские часы, на которых возглашалось многолетие
царю, и всему царствующему дому, и всем православным
христианам. Во время часов Церковь вспоминает различные
события и ветхозаветные пророчества, относящиеся к
рождению Христа. После полудня, кроме субботы и воскресенья,
совершается литургия Василия Великого. Всенощное бдение
начинается великим повечерием, на котором Церковь
выражает свою духовную радость пением пророчественной
песни: "Яко с нами Бог". В пределах предпразднества
и попразднества Рождества Христова заключается 12
дней. В православной Русской Церкви в праздник Рождества
Христова богослужение еще торжественней, так как после
литургии совершается в благодарственном молебном пении
воспоминание избавления от нашествия галлов и с ними
"дванадесяти язык" в 1812.
Русские люди верили, что в праздник Рождества Христова,
как важнейший и радостнейший день церковный, подобно
тому, как и на другие важнейшие праздники, играет
солнце. И самый день этот считался началом зимы. В
одном рукописном сборнике XVII ст. замечается: "Месяца
декемврия в 25 день еже по плоти Рождество Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается
зима". В Древней Руси существовала целая система
заключений и соображений, которая основана была главным
образом на том, в какой именно день недельный приходится
праздник Рождества Христова. Так, например, в одном
памятнике читаем: "Аще случится Рождество Христово
в неделю, будет зима растворенна, весна мокра, лето
сухо, осень ветренна, воем радование, ...плодов изобилие,
четвероногим множество, мед мног, - юным пагуба. Аще
случится Рождество Христово в понедельник, то зима
добра будет, весна и лето мокро" и т.д.
Важнейшим из обычаев, относящихся к празднику Рождества
Христова, был обряд славления, сохранившийся в XIX
в.; он состоял в хождении причтов по домам с молитвой
и пением. В праздник Рождества Христова, когда раздавался
благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным
синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя
в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой
к царице и другим членам царского семейства.
Миряне в праздник Рождества Христова имели обычай
посещать друг друга. Петр Великий сам с великою охотою
следовал этому обычаю и ходил к своим боярам и придворным.
Славильщиков дарили каким-либо подаянием. Так, даже
в позднее время, в царствование императрицы Екатерины
Второй, о Рождестве Христове давалась певчим дача,
известная под названием "славленной дачи".
В расходной книге Чудова монастыря на 1645 странице
записано, что "в праздник Рождества Христова
много роздано денег рождественским славильщикам, придворным
певчим и крестным дьякам".
В Южной Руси, на Украине. славлением в праздник Рождества
Христова особенно занимались школьники, которые при
этом имели обычай приветствовать хозяев дома латинскими
и греческими рацеями и виршами. В н. XVII в. к обряду
славления присоединено было ношение так называемого
вертепа, или ящика, в котором представлялись в лицах
события и обстоятельства рождения Иисуса Христа. Что
касается происхождения обряда славления, то можно
полагать, что он относится к глубокой древности христианской;
начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые
в свое время приносили еще византийскому императору
Константину Великому его певчие, распевая при этом
кондак Рождеству Христову: "Дева днесь Пресущественнаго
раждает". Нет сомнения, что основанием для этого
послужили некоторые обстоятельства рождения Иисуса
Христа и, как видно, именно весть о рождении Спасителя,
которую вифлеемские пастыри услышали от ангелов.
Но между благочестивыми обычаями старины были и такие,
которые носили на себе слишком заметный отпечаток
язычества. Некоторые из них сохранялись в нашем народе
еще в XIX в., например, так называемое, колядование.
В Стоглаве говорится, что на праздник Рождества Христова
сходятся "мужи и жены и девицы на нощное плещевание
и на бесчинный говор, и пр., и на многие богомерзкие
дела". Архимандрит Киево-Печерской лавры Гизель,
говоря о Коляде, также замечает, что "неции памяти
беса Коляды и доселе не перестают обновляти, наченше
от самого Рождества Христова, по вся святые дни собирающеся
на богомерзкие игралища, песни поют, и в них, аще
и о Рождестве Христовом вспоминают; но зде же беззаконно
и Коляду, ветхую прелесть диавольскую, много повторяюще,
присовокупляют".
В Номоканоне Афонской горы, напечатанном в Киеве в
1624, говорится о празднике Рождества Христова, что
и "ныне в одежду женскую мужие облачаются и жены
в мужскую, якоже в странах лятских зле обыкоша творити".
Как видно из приведенных свидетельств, в праздник
Рождества Христова наши предки совершали под именем
Коляды празднество, сохранившееся от языческих времен.
Это празднество посвящено было солнцу как самому могущественному
и благодетельному деятелю в природе. В декабре солнце
поворачивается на лето, и в этом-то постепенном возрастании
светоносной силы солнца наши предки видели его возрождение.
Поэтому в честь такого радостного события, совершившегося
на небе, русские люди жгли костры и особенно посвящали
этому делу ночи на Рождество Христово, на Новый год
и Крещение.