Как известно, наша мэрия входит в Ассоциацию
городов Украины. Но, очевидно, мало кому известно,
что движение местного самоуправления в Украине за
последние годы сформировало и ряд других общественных
организаций, важнейшая из которых - Союз лидеров местных
и региональных властей Украины, который формирует
сегодня будущее объединение этих лидеров в Национальный
Конгресс, который, по мнению его создателей, должен
обладать представительскими функциями и законодательной
инициативой. Это - веление времени, это - решение
задачи, продиктованное самой жизнью и необходимостью
дальнейшего реформирования нашего общества. Больше
года в состав Союза лидеров входит и городской голова
Рени Сергей Колевич. Сегодня он говорит о проблемах,
которые уже решаются в общественном движении лидеров
местных громад.
Это - самые животрепещущие вопросы нашей повседневной
жизни, - рассказывает Сергей Степанович. - Главная
проблема - бюджет. К сожалению, до сих пор приходится
говорить о нарушениях бюджетного кодекса в Украине
по отношению к так называемым "малым городам"
- городам районного подчинения. В местный бюджет,
согласно общим нормам, должно поступать сорок процентов
отчислений. Но это положение действует, хотя, и с
оговорками, только по отношению к городам, являющимися
областными центрами. На уровне города районного подчинения,
каким и является Рени, ничего не изменилось. По-прежнему
все решает район, по-прежнему, действует система "выравнивания".
И "довыравнивают" до того, что вместо сорока
процентов остается… пятнадцать.
Как свидетельствует практика, жизнь наших коллег в
других городах, - это происходит все время и повсеместно
в Украине. Другими словами, бюджетная политика по
отношению к таким городам сегодня не выдерживает никакой
критики. Налицо попросту нарушение бюджетного кодекса
и прав местного самоуправления. Тем более, это лишено
логики и здравого смысла, что прежними остаются требования
благоустраивать город, ремонтировать дороги, развивать
инфраструктуру, обеспечивать социальную защиту нуждающихся.
А кто на все эти цели выделил хоть копейку? И как
прикажете выполнять эти требования, когда местный
бюджет не пополняется, а урезается, когда выравниевание,
порой приводит к тому, что не хватает элементарного
и обязательного - даже на зарплату для служащим?!
В одиночку, муниципалитеты малых городов решить эту
проблему не могут, и никогда не смогут. Вот почему
мы и ставим вопрос в Союзе лидеров о полном и всеобъемлющем
представительстве интересов громад на уровне Администрации
Президента, Кабинета Министров, Верховной Рады. Фактически
такое представительство в рамках Союза лидеров уже
сформировано, ведь его состав составляет абсолютное
большинство (не менее 95-ти процентов) городов Украины.
И говоря о необходимости центра повернуться лицом
к проблемам малых городов мы уже в порядке законодательной
инициативы работаем над предложениями по внесению
изменений и дополнений в бюджетный кодекс, разрабатываются
предложения по новой редакции Закона Украины о местном
самоуправлении.
Старая редакция никого не устраивает. Мало того, что
закон практически не действует, в нем слабо и нечетко
проработаны статьи, слабо и неуверенно определены
полномочия. Закон фактически отражает постсоветское
состояние нашего общества, когда модель управления,
хотели законодатели того, или нет, была словно переписана
с устава КПСС, где главным принципом был пресловутый
демократический централизм, подразумевавший вертикаль
снизу-доверху, но никак не наоборот.
Надо все ставить с головы на ноги. Во всем мире вертикаль
власти формируется снизу - доверху. Формируется власть,
формируется экономика и благосостояние государства
не в мегаполисах и столицах, а на периферии и в провинции,
в малых городах, где и сосредоточена основная масса
производительных сил и производственных мощностей,
где действует малое предпринимательство, занимающее
львиную долю производства и услуг в секторе экономики
любого развитого государства. У нас же, как всегда,
все - наоборот. И то, что частное предпринимательство,
малые формы производства в нашей стране практически
отсутствуют, - это все тот же результат непродуманной
региональной политики центра, неграмотно и неэффективно
сформированной вертикали управления.
Исправить этот перекос, сделать ясной, логичной, понятной
и прозрачной систему управления, наполнения бюджета
и является сегодня главной задачей нашего Союза лидеров
местных и региональных властей Украины.
Подчеркну, мы не требуем приоритета, мы не требуем
каких-то особенных или особых условия для себя, мы
требуем только равных условий: чтобы в Рени бюджет
наполнялся по тем же принципам, по каким он наполняется
в Донецке или Черкассах, в Одессе или Кировограде.
Мы хотим, чтобы наши полномочия были четко определены
и грамотно выписаны. Мы хотим, наконец, чтобы была
понятной, последовательной, а главное, прогнозируемой
и предсказуемой политика центра по отношению к малым
городам. Поскольку этого до сих пор нет, Союз лидеров
и разрабатывает, если можно так выразиться, общие
"правила игры", суть которой предельно ясна.
Если у нас плохие законы - их надо менять. Если нет
нормативной базы или она недостаточно, ее нужно создавать
и изменять. Никто к нам не придет и не сделает этого
за нас. Нужно просто браться за эту работу и делать.
И еще надо понять одну простую вещь: интересы громады
должны стоять на первом месте, должны быть приоритетом
политики государстве и в целом, и в частностях. Потому
что государство, это не только Киев. Государство -
это Рени. Государство - это - вы, я, наши горожане
и сельчане, наши пенсионеры и дети. И громада, - это
весь наш народ, все мы, живущие в больших и малых
городах, в поселках и селах. То есть, совершенно конкретные
люди, нуждающиеся в том, чтобы государство, наконец,
стало защищать их совершенно конкретные интересы.
Будут учтены и защищены интересы громады - будет Украина
процветать. И никакого "велосипеда" изобретать
тут не надо. Не умеем сами, давайте учиться у Европы.
Другого пути у нас просто нет.