Создать базу решения местных проблем

Среди приоритетов развития Украины важнейшее место отводится решению проблемы административно-территориального устройства страны. Проблемы в этой сфере мешают осуществлять эффективную региональную политику, сдерживают развитие местной инициативы, тормозят развитие местного самоуправления. Второй год действует Комиссия по вопросам административно-территориального устройства как консультативно-совещательный орган при Президенте Украины. Серьезной наработкой рабочей группы Комиссии стала Концепция усовершенствования Административно-Территориального Устройства Украины, которую в ближайшее время правительство должно рассмотреть и утвердить на своем заседании. О Концепции сегодня говорит Государственный секретарь КМУ Владимир Яцуба.
В Концепции мы попытались проанализировать исходные данные: какие проблемы в этой сфере наиболее острые, определили основные подходы к их решению, правовые, организационные, финансовые основы проблемы. Административно-территориальное устройство в Украине за все годы независимости остается наименее законодательно урегулированным. Сегодня у нас четырехступенчатая иерархическая система организации единиц административно-территориального деления страны. Каждая единица наделена государством определенными полномочиями в сфере управления и исполняет определенные самоуправленческие функции. В этой системе есть много неточностей и противоречий. Так одни и те же территориальные единицы (города районного значения, сельские и поселковые советы) могут принадлежать как к третьему, так и к четвертому уровням иерархии. Отсутствие в административном устройстве Украины самого нижнего базового уровня и разнообразие административно-территориальных единиц третьего и четвертого уровней усложняют всю управленческую схему по горизонтали. Все это внесло путаницу в понятия "административно-территориальная единица" и "населенный пункт". Например, как понимать город областного и районного значения? Как административно-территориальную единицу, или как населенный пункт?

Вторая проблема. Действующее правовое поле государства не решает проблему специфических городских административно-территориальных образований, на территории которых действуют несколько самостоятельных административно-территориальных единиц, но которые не составляют единой территориальной громады. Прежде всего, это относится к Киеву и Севастополю, к 64-м городам областного значения, в состав которых входят еще 202-е административно-территориальные единицы с административными центрами, в которых созданы и действуют органы местного самоуправления, и которым, в свою очередь, подчинены 555 населенных пунктов разных видов. Большой проблемой остается и отсутствие четко определенных и картографически закрепленных границ административно-территориальных единиц на уровне областей, административных районов, городов и сельских советов.
В концепции учтены наиболее острые проблемы. Это: законодательная неурегулированность правового статуса административно-территориальных единиц, порядка решения вопросов в сфере административно-территориального устройства; несоответствие Конституции Украины и внутренняя противоречивость существующей многоуровневой системы административно-территориальных единиц; размещение во многих случаях, на территориях городов других городов, сел, поселков, как отдельных административно-территориальных единиц; сохранение, вопреки Конституции Украины среди административно-территориальных единиц таких их категорий, как поселок городского типа, сельсовет, а также поселковый совет и городской совет; несовершенство классификации городов, отсутствие четких критериев для образования районов, районов в городах, отнесение населенных пунктов к категории сел, поселков и городов; отсутствие во многих случаях на картографических материалах границ административно-территориальных единиц, не вынесение их "в натуру", определение значительной части границ, без учета местных природных, исторических и других факторов, перспектив развития регионов и населенных пунктов; чрезмерное дробление административно-территориальных единиц на нижнем уровне.
Усовершенствование всей этой системы должно быть согласовано с бюджетной, налоговой, земельной и судебной реформами. Мы обязаны учесть исторические, экономические, демографические, экологические, географические особенности территорий, их этнические и культурные традиции. Это создаст основы формирования финансово-экономической базы решения местных проблем. Кроме того, любым измнениям в этой сфере должно предшествовать открытое обсуждение предложений, а все решения должны быть обоснованными, понятными всем и приниматься прозрачно.
Все эти проблемы должны найти свое решение в будущем законе "Об административно-территориальном устройстве Украины". В нем будет закреплена трехуровневая система, осуществлена классификация городов, которая учла бы их социально-экономическое значение и роль в развитии соответствующих территорий.
В соответствии с Конституцией, мы должны решить проблему существования таких категорий, как поселок городского типа. Предполагается внести все существующие поселки к категории сел, а поселки городского типа к категории поселков. При этом, отнесенные к категории сел населенные пункты при предприятиях, железнодорожных станциях и т.п., которые соответствуют установленным критериям (в частности, по численности населения) в соответствии с законодательством, в индивидуальном порядке могут быть отнесены к категории поселков. Как я уже говорил, Конституцией Украины к системе ее административно-территориального устройства не отнесены сельсоветы, поселковые и городские советы. Поэтому особенное значение имеет законодательное определение порядка образования границ сел, поселков, городов и районов в городах. Надо обеспечить согласованность решения этого вопроса в законе, в бюджетном, налоговом, земельном законодательстве и законодательстве о местном самоуправлении, чтобы не допустить ухудшения финансовых условий обеспечения сельских и поселковых громад.
Укрупнение городов, сел и соответствующих территориальных громад может осуществляться, прежде всего, в процессе слияния указанных административно-территориальных единиц. Кроме того, следует учесть, что жители нескольких сел могут добровольно объединяться в сельскую громаду, избирать общий орган местного самоуправления и сельского голову.
Научное обеспечение проблемы авторы Концепции видят не только в проведении определенных исследований, теоретических наработок, но и в научном сопровождении пилотных проектов с целью изучения типовых проблем в сфере административно-территориального устройства, в разработке соответствующих моделей, механизмов и других предложений, включая альтернативные, которые бы стимулировали добровольное объединение усилий органов местного самоуправления.
Временные границы работы по усовершенствованию административно-территориальной системы определены, это - 2005-2010-й годы Но прежде нужно принять закон "Об административно-территориальном устройстве", другие нормативно-правовые акты, определить специальный уполномоченный центральный орган исполнительной власти, который бы регулировал эти процессы. Нужно осуществить пилотные исследовательские проекты и проанализировать их результаты. Это даст возможность учесть возможные ошибки и несогласованности, чтобы и не повторять их в дальнейшем.

  • За 10 лет президентства, Кучма не выполнил ни одного пункта своей предвыборной программы - ни развитие местного самоуправления, ни территориально-административная реформа, ни просто административная реформа, ни борьба с олигархами, ни решение языковой проблемы, ни вопросы социальной справедливости. Все проблемы так и остались нерешенными[...]
  • Президент Украины Леонид Кучма возвратил на повторное рассмотрение парламента Закон Украины "О списании и реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию"[...]