Когда свобода слова всем - во вред

Конец минувшей недели был омрачен трагедией в Москве и за развитием событий там, без преувеличения следил весь мир. Думается, большинство воспринимало эти события близко к сердцу, для большинства было и радостью и облегчением узнать о достойной развязке, хотя для многих она оказалась последней.
Незачем повторяться и рассказывать об этом. Но очень трудно, если внимательно следишь за новостями, отделаться от назойливой мысли о, мягко выражаясь, некрасивой роли СМИ в этих событиях.
О. Святая наивность! Такое впечатление, что журналисты даже не подозревают: их путанные, сбивчивые, противоречивые, часто надуманные репортажи могут видеть и слышать и заложники, и террористы. И на что это рассчитано? Помочь тем, у кого за спиной маячит смерть, или подразнить теряющего контроль противника?
Похоже, что больше всего авторов передач в эти дни интересовало нечто совсем другое. "Повод" показать себя на экране "в полный рост". Круглосуточные бдения журналистов на НТВ с Савиком Шустером и сменяющимися в кадре "обоймами" комментаторов разного ранга скорее тешили авторское самолюбие, чем реально пытались помочь людям, оказавшимся в беде. Оставалось впечатление досады, раздражение от бесконечной болтовни и какого-то патологического стремления журналистов смаковать подробности убийств, навязчиво демонстрировать на экране их детали.
Но если бы только это! Было и похуже. НТВ, ссылаясь на официального представителя оперативного штаба по освобождению заложников Сергея Игнатченко, например, сообщало о том, в ДК прорвало теплотрассу, а террористы расценивают это как подготовку спецслужб к штурму. И так далее, и тому подобное. Нетрудно догадаться, что о содержании своей информации, о возможных моральных (и физических тоже!) последствиях ее распространения здесь просто не переживают. Главное, - не снимать напряженности в эфире. А то, что тем самым, можно, например, оказаться на службе уже у террористов, предупреждая их о готовящейся опасности, что можно навредить заложникам, - это не берется в расчет. Потому что главное, - твой рейтинг на телеэкране
Еще примечательнее - поведение РИА "Новости". В течение первых суток оно распространяло одну за другой выдуманные информации "с места событий". Спустя некоторое время одну за другой информации опровергало, настойчиво производя следующие выдумки и так далее, и так далее, настойчиво демонстрируя только одно: собственную профессиональную непорядочность. И при этом звезды эфира совершенно забывали, что сегодня - не шоу, а главный герой - вовсе не репортер или телеведущий.
Совесть спала. И никого не заботило простое чувство тревоги, что никчемной болтовней, выдумками и бесконечным высасыванием из пальца подробностей как мнимых, так и действительных можно попросту спровоцировать террористов на непредсказуемые действия. Получается, что судьба заложников авторов такого рода "информационной ленты" вообще не волнует.
Потом, когда все было закончено, как это ни странно, не силовики, врачи, политики, деятели культуры, а именно журналисты оказались героями телеэкрана, с которого и не сходили. Во всяком случае, если кого-то в чем-то это может убедить, то только в полной моральной деградации нашей журналистики, с девятнадцатого века всегда отличавшейся сопереживанием и вниманием к простому человеку. Главным сегодня оказалось стремление любой ценой "жареную" информацию и оказаться первым, кто ее преподнесет.
Печально было услышать в эти дни и вопли о защите свободы слова, когда власти совершенно справедливо "перекрыли кислород" телеканалу "Московия" и радиостанции "Эхо Москвы". Потому что всякое эхо, хорошо звучит как отголосок события, но вовсе не как подленькое стремление во что бы то ни стало добыть "эксклюзив", заработав еще и "живую копейку".
Кстати, о копейке. Как сообщают многочисленные свидетели, во время проведения теракта, на прилегающих к дворцу культуры улицах несколько молодых людей, с хорошо знакомыми каждому москвичу бляхами парковщиков, пытались наладить сбор дани с припаркованных в окрестностях машин родственников заложников, журналистов, просто любопытствующих. Однако, после того, что некоторые "дельцов" откровенно и по-русски "получили в глаз", парковщики предпочли свернуть свою деятельность и ретироваться.
К сожалению, журналистам эта участь не грозила. А ведь их "деятельность" на том же месте, в тот же час была, скажем прямо, безобразнее.
Свобода слова, безусловно, завоевание демократии. Но и у свободы слова должно быть нравственное ограничение, выражающееся, подобное клятве Гиппократа у врачей, универсальным правилом: не навреди! И когда происходят трагические события, не репортажи нам необходимы, не журналистское мнение нам интересно. Оно здесь ни к чему. Нам нужно знать, что у нас есть эффективная власть, а для нее нужен информационный вакуум. Хотя бы для того, чтобы, во-первых, не информировать бандитов как им себя вести, а во-вторых, не мешать силовикам, рискующим жизнью ради жизни других, выполнять их святую работу…
К чести московских журналистов, только одна столичная газета "Утро" заявила о журналистской безнравственности в освещении этих событий, равно как и о том, что в таких условиях безнравственны и разговоры о свободе слова и информации.
И еще об одном. Террористы, захватившие здание Театрального центра на Дубровке, действовали не в одиночку. В Москве у них были помощники. Об этом заявил действующий офицер, специалист по антитеррору, принимавший участие во многих контртеррористических операциях, в том числе и во время нападения Салмана Радуева на дагестанский Кизляр. По понятным причинам не называется его имени. В частности, по его словам, одним из помощников террористов был работник правоохранительных органов. Все эти дни он обеспечивал боевиков информацией. В настоящее время пособник бандитов уже задержан и дает показания.

  • Дмитрий Выдрин вроде бы числится в штабе Януковича. При этом он ни с кем не координирует свою работу. Ортодоксальный политолог, каковым себя считает Дмитрий Игнатьевич, не разделяет подходов к избирательной кампании многочисленных политтехнологов штаба Януковича[...]
  • Уже в который раз политики, определенные политические блоки и их лидеры пытаются заработать псевдопопулярность на огульной критике власти, обвиняя, в том числе ГНА во вмешательстве в избирательный процесс. Непосредственно это относится к блоку Юлии Тимошенко, который обвиняет ГНАУ в давлении и блокировании работы дочернего литовского частного предприятия "Такі справи". Государственная налоговая администрация Украины категорически отрицает эти претензии в свой адрес[...]