Право на обман

Украинский телезритель недавно получил возможность познакомится с очередным скандальным "ток-шоу" "Окна" российского ТВ. Конфликтные, или, как их еще называют, "народные", шоу в этом сезоне оказались на пике популярности. На российском телерынке всего два производителя программ такого формата - Валерий Комиссаров и "Первый канал".
Вообще же эфир как российский, так и наш отечественный все больше и больше заполняется игровыми программами, естественно, ориентированы на расширение рамок самого дорого времени для рекламодателей. То есть, телевидение все больше и больше коммерциализуется в ущерб интеллектуального, познавательного и, если можно так выразиться. "человеческого" ТВ. Обман и в прямом и в переносном смыслах становится главным персонажем, ежедневно воздействующим на зрителя. И речь не только об актерах, участвующих во всех этих многочисленных шоу под "вывеской" реальных персонажей. Речь о том, что наше телевидение в целом, в самом широком смысле этого слова, перестало быть добрым, интеллектуальным и нравственным. Оно стало жестоким, беспринципным и подлым, на самом деле культивируя в человеке все низменное.

"Большая стирка" появилась в эфире летом прошлого года. Придумал ее гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст. На канале вспоминают, что работа шла тяжело, долго придумывали концепцию программы и решали, куда ее лучше поставить. Появлением "Стирки" Эрнсту удалось изменить рамки самого дорого эфирного времени для рекламодателей. Если раньше оно начиналось в 18.00, то с появлением "Большой стирки" - на час раньше, в 17.00.
"Большая стирка"- один из самых дорогостоящих проектов. Дороже только "Последний герой". Для дополнительного инвестирования в проект был приглашен телевизионный продюсерский центр "Новая компания". Его вложения через полгода после начала проекта составляли уже порядка миллион долларов. Производство каждой программы обходится его создателям в двадцать тысяч. Всего в "Стирке" три рекламных блока по четыре минуты. Стоимость одной минуты рекламы - 96 тысяч, скидки достигают 30-ти процентов. "Большая стирка" выходит 20 раз в месяц. Нетрудно посчитать, что ежемесячно она приносит доход в 11,6 миллионов долларов.
Над названием шоу тоже долго мучились. Сначала "Стирку" хотели назвать "Грязным бельем". "Представляете, - говорит руководитель Дирекции утреннего вещания "Первого канала" Лариса Кривцова, - звонят наши редакторы гостям: Здравствуйте, "Грязное белье".
После того, как с телеканала СТС ушла программа "Окна", замену ей предложили подготовить команде "Большой стирки". "Стирка" и "Куш" - разные шоу. "В "Куше" используется принципиально другой прием ток-шоу. Мы делаем пародию на ток-шоу", - говорит Лариса Кривцова.
Работа над "Большим кушем" начинается с приглашения главного героя. Ему предлагают устроить скандал. Вместе придумывают историю, часто основанную на реальных событиях. Потом профессиональнее режиссеры и сценаристы эту историю докручивают и додумывают. В театральном агентстве отбирают актеров. "На киностудиях, в рекламных агентствах есть огромные картотеки людей, готовых участвовать в шоу", - поясняет Кривцова.
Проще и беспринципно делает свои шоу Валерий Комиссаров. На телевидении говорят: "Если нужен рейтинг, а не уважение, - это к Комиссарову". Зато никто не отказывает создателю "народных" шоу в коммерческой успешности. Сейчас на телевидении выходят сразу несколько программ производства Валерия Комиссарова: "Семья", "Окна", "Что хочет женщина?", "Сказки о любви". Как только программа раскручивается, в печать выходит газета с одноименным названием. Успешен Комиссаров и во франчайзинговом бизнесе. Соки, масло, майонез выходят под маркой "Моя семья". Еще одна отрасль телевизионного бизнеса, которую собирается освоить Валерий Комиссаров, - сериалы, один из самых доходных форматов. Производство его передач на порядок дешевле шоу "Первого канала". Программу "Окна" СТС покупал за 7,5 тысяч долларов. Но Комиссаров потребовал увеличить цену и обеспечить предоплату на год вперед. На СТС это предложение назвали шантажом. Отказались и стали делать "Куш". Теперь "Окна" выходят на ТНТ три раза в день и серьезно поднимают рейтинг канала. Платят за них уже 20 тысяч.
На ТНТ, кстати, скоро появится еще одно конфликтное шоу, вести его будет "агент национальной безопасности" Михаил Пореченков. Свое авторство в программе "Окна" Валерий Комиссаров не признает, он даже убрал свою фамилию из титров. Объясняет тем, что проект слишком скандальный и может повредить его имиджу депутата и народного заступника.
Один из создателей шоу Комиссарова говорит, что "на каждой из программ задействованы десятки редакторов, каждый ищет героев сам: в основном бедных студентов из театральных училищ, в других случаях - через агентства, например, "Михайлов и партнеры", там есть целые картотеки людей для всяких роликов.
Появление актеров в шоу - закономерное явление. Они лучше справляются с поставленной задачей. А телезрителю, как правило, важен результат, а не средство. Правда, с популярностью шоу в нем иногда появляются и реальные люди, но - все с теми же выдуманными историями, поэтому и с плохой непрофессиональной игрой, что заметно зрителю иногда слишком очевидно. "Нам часто звонят, - продолжает Лариса Кривцова, - и говорят: ну про что вам надо рассказать? Я про все могу. А мы отвечаем: придумай себе историю, если уж тебе так надо, и приходи".

  • 19 декабря, в полночь на телеканале «Эра» выступил Григорий Омельченко с очередной страшилкой для взрослых, что кандидат на пост президента, за которого отдали свои голоса пол-страны, на самом деле – «засланный казак» от Москвы[...]
  • Уже в который раз политики, определенные политические блоки и их лидеры пытаются заработать псевдопопулярность на огульной критике власти, обвиняя, в том числе ГНА во вмешательстве в избирательный процесс. Непосредственно это относится к блоку Юлии Тимошенко, который обвиняет ГНАУ в давлении и блокировании работы дочернего литовского частного предприятия "Такі справи". Государственная налоговая администрация Украины категорически отрицает эти претензии в свой адрес[...]