В нашей стране о проблемах принято вспоминать "под
дату", то есть о Чернобыле говорят накануне 26
апреля, литературе - в канун очередного юбилея Тараса
Шевченко или Леси Украинки. О работе учителя все вспоминают
только накануне первого сентября или…Дня учителя.
Складывается впечатление, что все остальное время
педагоги получают достойную заработную плату, работают
в теплых классах и обучают детей по новейшим учебникам.
Но всем известно, что учитель - профессия плохо оплачиваемая,
не престижная и чуть ли не вредная. Такое убеждение
сложилось у многих наших граждан. А ведь во всем мире
эта работа считается весьма престижной и уважаемой,
как, например, положение в обществе юриста или врача.
Но ведь кто-то же должен учить и наших детей, кто-то
же должен воспитывать следующие поколения украинцев!
Правда, за годы независимости в Украине наконец-то
школы и ВУЗы постепенно получили необходимое количество
учебников, а сельские дети даже смогли увидеть как
выглядит компьютер. А накануне дня учителя министр
образования заявил, что сейчас государство полностью
рассчиталось со всеми долгами перед педагогами и вовремя
выплачивает заработную плату.
Казалось бы, есть повод радоваться: учебные заведения
наконец-то смогут дать детям необходимые знания. Но
все-таки радоваться нам преждевременно. И это особенно
чувствуешь в такие, вот, праздничные дни. Любому из
нас хорошо известно, что школы и ВУЗы Украины дают
все необходимые знания и прекрасно воспитывают, обучают
наших детей до тех пор, пока в этой среде еще работают
"фанатично-профессиональные" кадры, то есть
люди, которые живут своей профессией, которые работают
не ради денег, а ради детей. Но учителя стареют, а
выпускники педагогических институтов и университетов,
отработав в школе год-полтора, находят более престижную
работу.
И "престижными" к горькому нашему сожалению
становится даже работа… кассиром в супермаркете. А
что? Тот же вчерашний молодой учитель русского языка
и литературы или математики заработает в два-три раза
больше средней учительской зарплаты, которая сегодня
составляет примерно 230 гривень! Можно ли прожить
на эти деньги, обеспечить свою семью, да и попросту
купить себе новую одежду?! Учитель - это еще и публичная
профессия, которая требует не только знаний и умений,
но и (не постесняемся этого сказать) умения хорошо
одеваться, следить за собой, если хотите, респектабельно
и уверенно выглядеть. Учитель должен быть авторитетом
для ребенка во всем! А как тут прикажете выглядеть
на те самые двести тридцать! Вот вам и психологические
нагрузки, вот и вредность профессии, вот и постоянные
стрессы.
Тем не менее, работают. И работают с душой. С полной
отдачей, с полной нагрузкой и еще каким замечательным
результатом! Ведь, скажем, по Рени уровень успеваемости
в школах (то есть, знаний учеников, продемонстрированных
на экзаменах, в том числе и вступительных в вузы)
составляет почти пятьдесят процентов. И этот показатель
выше, чем в среднем по Украине.
Статистика в этом смысле - вещь самая убедительная
и самая наглядная. Но она же свидетельствует еще и
о другом. Наши педагогические кадры стареют. Молодое
пополнение, более динамичное и амбициозное, естественно
и увы стремится найти более престижную работу чем
в школе, более высоко оплачиваемую. Тем более, что,
скажем, в отличие от того же продавца, инженера, бухгалтера,
у преподавателя нет "нормированного рабочего
дня". То есть, отработав уроки или пары, педагог
идет домой не телевизор смотреть и книги читать, а
проверять контрольные работы, писать рабочие планы
и так далее…
…Наверное, было бы неправильно в дни праздника кого-то
выделять из огромного числа педагогов, которые трудятся
в наших городских школах и на селе. Но так случилось,
что в день праздника в Рени побывала представитель
штаб-квартиры американской миссии в Украине по гуманитарным
вопросам Элиз Хьюстон. Миссия как раз и занимается
проблемами образования в наших школах, в частности,
преподавания английского языка.
Элиз уже восемь лет работает в этой области, в том
числе, второй год - в нашей стране. Ее мнению об уровне
нашего образования в целом, и преподавания английского
языка, в частности, можно доверять. И, честно говоря,
я не ожидал от нее услышать иного ответа, чем прозвучавший:
- Я давно перестала удивляться, - говорит Элиз, -
вы - необыкновенный народ, если в таких трудных условиях
способны сохранять оптимизм и так профессионально
работать, как работают ваши педагоги. Уровень знаний
в ваших школах достоин самых высоких оценок. В том
числе, и преподавания языка. Я бы сказала, что в этом
у вас проблем нет. Что касается английского языка,
существует только одна проблема, но она - общая для
всех людей, изучающих иностранный - необходимость
языковой среды, общения с носителями языка. Вот эту
задачу и решают волонтеры нашей миссии, которые сейчас
ведут занятия по английскому языку в ваших школах.
Фото В.Кузнецова.