"Вы - необыкновенный народ…"

В нашей стране о проблемах принято вспоминать "под дату", то есть о Чернобыле говорят накануне 26 апреля, литературе - в канун очередного юбилея Тараса Шевченко или Леси Украинки. О работе учителя все вспоминают только накануне первого сентября или…Дня учителя. Складывается впечатление, что все остальное время педагоги получают достойную заработную плату, работают в теплых классах и обучают детей по новейшим учебникам.
Но всем известно, что учитель - профессия плохо оплачиваемая, не престижная и чуть ли не вредная. Такое убеждение сложилось у многих наших граждан. А ведь во всем мире эта работа считается весьма престижной и уважаемой, как, например, положение в обществе юриста или врача. Но ведь кто-то же должен учить и наших детей, кто-то же должен воспитывать следующие поколения украинцев!
Правда, за годы независимости в Украине наконец-то школы и ВУЗы постепенно получили необходимое количество учебников, а сельские дети даже смогли увидеть как выглядит компьютер. А накануне дня учителя министр образования заявил, что сейчас государство полностью рассчиталось со всеми долгами перед педагогами и вовремя выплачивает заработную плату.

Казалось бы, есть повод радоваться: учебные заведения наконец-то смогут дать детям необходимые знания. Но все-таки радоваться нам преждевременно. И это особенно чувствуешь в такие, вот, праздничные дни. Любому из нас хорошо известно, что школы и ВУЗы Украины дают все необходимые знания и прекрасно воспитывают, обучают наших детей до тех пор, пока в этой среде еще работают "фанатично-профессиональные" кадры, то есть люди, которые живут своей профессией, которые работают не ради денег, а ради детей. Но учителя стареют, а выпускники педагогических институтов и университетов, отработав в школе год-полтора, находят более престижную работу.
И "престижными" к горькому нашему сожалению становится даже работа… кассиром в супермаркете. А что? Тот же вчерашний молодой учитель русского языка и литературы или математики заработает в два-три раза больше средней учительской зарплаты, которая сегодня составляет примерно 230 гривень! Можно ли прожить на эти деньги, обеспечить свою семью, да и попросту купить себе новую одежду?! Учитель - это еще и публичная профессия, которая требует не только знаний и умений, но и (не постесняемся этого сказать) умения хорошо одеваться, следить за собой, если хотите, респектабельно и уверенно выглядеть. Учитель должен быть авторитетом для ребенка во всем! А как тут прикажете выглядеть на те самые двести тридцать! Вот вам и психологические нагрузки, вот и вредность профессии, вот и постоянные стрессы.
Тем не менее, работают. И работают с душой. С полной отдачей, с полной нагрузкой и еще каким замечательным результатом! Ведь, скажем, по Рени уровень успеваемости в школах (то есть, знаний учеников, продемонстрированных на экзаменах, в том числе и вступительных в вузы) составляет почти пятьдесят процентов. И этот показатель выше, чем в среднем по Украине.

Статистика в этом смысле - вещь самая убедительная и самая наглядная. Но она же свидетельствует еще и о другом. Наши педагогические кадры стареют. Молодое пополнение, более динамичное и амбициозное, естественно и увы стремится найти более престижную работу чем в школе, более высоко оплачиваемую. Тем более, что, скажем, в отличие от того же продавца, инженера, бухгалтера, у преподавателя нет "нормированного рабочего дня". То есть, отработав уроки или пары, педагог идет домой не телевизор смотреть и книги читать, а проверять контрольные работы, писать рабочие планы и так далее…
…Наверное, было бы неправильно в дни праздника кого-то выделять из огромного числа педагогов, которые трудятся в наших городских школах и на селе. Но так случилось, что в день праздника в Рени побывала представитель штаб-квартиры американской миссии в Украине по гуманитарным вопросам Элиз Хьюстон. Миссия как раз и занимается проблемами образования в наших школах, в частности, преподавания английского языка.
Элиз уже восемь лет работает в этой области, в том числе, второй год - в нашей стране. Ее мнению об уровне нашего образования в целом, и преподавания английского языка, в частности, можно доверять. И, честно говоря, я не ожидал от нее услышать иного ответа, чем прозвучавший:
- Я давно перестала удивляться, - говорит Элиз, - вы - необыкновенный народ, если в таких трудных условиях способны сохранять оптимизм и так профессионально работать, как работают ваши педагоги. Уровень знаний в ваших школах достоин самых высоких оценок. В том числе, и преподавания языка. Я бы сказала, что в этом у вас проблем нет. Что касается английского языка, существует только одна проблема, но она - общая для всех людей, изучающих иностранный - необходимость языковой среды, общения с носителями языка. Вот эту задачу и решают волонтеры нашей миссии, которые сейчас ведут занятия по английскому языку в ваших школах.
Фото В.Кузнецова.

  • Связь – это такая отрасль народного хозяйства, которая никогда не стоит на месте и никогда не достигнет своего совершенства. Кажется, что мы уже достигли «современного» уровня связи, но опять в мире изобретается что-то новое, к которому все мы вновь будем стремиться[...]
  • Мы все родились под одной звездой. К сожалению, или к счастью, - пятиконечной. Можно верить оккультистам, магам или священникам, утверждающим, что это знак "падшего Ангела - Люцифера", можно и не верить. Более просвещенные толкователи утверждают, что эта пентаграмма символизирует двойственность природы явлений и самого человека[...]