Накануне саммита стран СНГ в Кишиневе, Виктор
Черномырдин дал интервью журналистам, в котором затрагиваются
и проблемы развития нашего региона на Дунае, оживления
непосредственно и у нас инвестиционного климата связанного
с развитием специальной экономической зоны "Рени".
Тенденция прихода российского капитала в нашу экономику
сегодня нарастает, тем интереснее будет для нашего
читателя точка зрения Виктора Степановича Черномырдина,
хорошо осведомленного об инвестиционном климате в
Рени.
Энергетическая сфера традиционно является одним из
ключевых направлений сотрудничества между Россией
и Украиной. Ее значимость определяется как удельным
весом топливно-энергетических ресурсов в российском
товарном экспорте в Украину (более 60-ти процентов),
так и жизненной потребностью украинской экономики
в поставках топлива из России. Достаточно сказать,
что российский газ на треть обеспечивает потребности
Украины, российская нефть - наполовину, а российское
ядерное топливо - на все сто процентов. Кроме того,
Россия сегодня сохраняет лидирующие позиции на европейском
газовом рынке, является одним из крупнейших поставщиков
нефти на мировой рынок.
В последнее время наше взаимодействие в энергетической
сфере заметно активизировалось, и в первую очередь
это - доказательство того пристального внимания, которое
уделяет вопросам ТЭК руководство двух стран. Нам удалось
перейти от взаимных претензий в расчетах за российский
природный газ к конструктивному диалогу по всему спектру
газовой тематики. Наметились отчетливые контуры долгосрочного,
подлинно стратегического, сотрудничества двух государств
в газовой сфере. Подписан ряд межправительственных
соглашений и протоколов к ним, а также соответствующие
контракты. Отдельно хотелось бы остановиться на получившей
широкий резонанс петербургской инициативе президентов
Путина и Кучмы о стратегическом сотрудничестве в газовой
сфере, к которой затем присоединилась и Германия.
Сейчас эксперты двух стран работают над согласованием
соответствующего российско-украинского соглашения
о создании на паритетных началах консорциума по управлению
и развитию газотранспортной системы Украины.
Масштабы и значимость этого проекта поистине трудно
переоценить. Появление на энергетической карте Европы
российско-украинского газотранспортного консорциума,
к которому позднее планируется подключить ряд европейских
газовых компаний, призвано кардинально повысить уровень
общеевропейской энергетической безопасности, объединив
в стратегический треугольник интересы крупнейших производителя,
транзитера и потребителей природного газа.
С приходом на украинские НПЗ ведущих российских компаний,
таких как "Лукойл", "Тюменская нефтяная
компания", "Татнефть", резко возрос
объем инвестиций в отрасль, существенно увеличились
украинские показатели производства всех видов нефтепродуктов,
их экспорта за рубеж. Сегодня нет проблем загрузки
украинских нефтеперерабатывающих заводов, стабильно
растут их прибыли. Российскими нефтяными компаниями
в Украине созданы новые рабочие места как на НПЗ,
так и в стремительно растущей сети АЗС, улучшены социально-бытовые
условия сотрудников.
Традиционно сильно взаимодействие между нашими странами
в ядерной области. В рамках сотрудничества по достройке
энергоблоков Хмельницкой и Ровенской атомных электростанций
достигнута договоренность о предоставлении российской
стороной Украине технического кредита на эти цели
сроком на 6 лет с 3-летним льготным периодом.
Колоссальны перспективы двустороннего сотрудничества
в электроэнергетике. Конкретным шагом по реализации
преимуществ совместной работы российской и украинской
энергетических систем стал их переход на работу в
параллельном режиме с августа 2001 г. Сегодня будущее
- за реализацией совместных проектов по налаживанию
совместного экспорта электроэнергии в третьи страны.
Украина и Российская Федерация - стратегические партнеры.
Политика России на украинском направлении ориентирована
на налаживание равноправного, добрососедского и взаимовыгодного
сотрудничества. При этом Россия стремится наполнять
двусторонние отношения реальным, конкретным содержанием,
основанным на прагматизме и взаимном учете интересов.
Общая нестабильность и частые кризисы в двусторонней
торговле начала-середины 1990-х годов побудили Россию
и Украину всерьез задуматься над пересмотром концепции
экономических взаимоотношений, предпринять совместную
попытку выстроить сотрудничество на принципиально
новой, прагматичной и конструктивной основе. Принципиально
важно, что сегодня и в Украине, и в России существует
взаимопонимание относительно того, насколько важное
значение имеют двусторонние экономические и торговые
отношения для стабильного развития наших государств.
Одним из путей решения указанных проблем, как представляется,
должна стать активизация взаимодействия парламентариев
России и Украины с целью гармонизации законодательно-нормативной
базы двух государств и исключения возможности принятия
документов, нарушающих принципы двусторонних договоров
и соглашений в экономической области, сдерживающих
развитие взаимного сотрудничества и торговли. На этом
этапе крайне необходима действенная помощь предпринимателей
и промышленников, подготовка ими конкретных предложений
по разработке тех или иных правовых документов, соответствующих
реалиям сегодняшнего дня. Требуют дальнейшего согласования
на межправительственном уровне вопросы торгового режима
- снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение
административных процедур, усовершенствования таможенного
регулирования.
Расширению взаимной торговли между Россией и Украиной
будет способствовать создание совместных предприятий
в ключевых отраслях промышленности, развитие межрегионального
и приграничного сотрудничества, координация в области
взаимного инвестирования, выработка общих позиций
для совместного выступления на рынках третьих стран.
Еще одной проблемой является острый недостаток в информации
о нормативно-правовой базе, регламентирующей внешнеэкономическую
деятельность в обеих странах, о надежных деловых партнерах,
их коммерческих предложениях, о возможностях участия
в приватизации объектов хозяйствования. Все это существенно
сдерживает процессы образования и развития устойчивых
деловых связей. Эти вопросы возможно решать путем
создания единого межрегионального информационно-маркетингового
центра, с отделениями в Москве и Киеве. Такая работа
в Украине уже начата.
При поддержке Посольства и Торгпредства Российской
Федерации в Киеве создан Российско-Украинский Инвестиционно-Коммерческий
Центр. Его основные направления деятельности - проведение
работы, направленной на активное привлечение российских
инвестиций в различные сферы экономики Украины и украинских
инвестиций - в Российскую Федерацию; всемерное содействие
развитию межрегиональных торгово-экономических связей
между хозяйствующими субъектами малого, среднего и
крупного бизнеса Российской Федерации и Украины.
В число соучредителей Центра вошли авторитетные российские
и украинские предприятия и организации. Создается
сеть представительств и отделений Центра в регионах
Украины и Российской Федерации. Они будут осуществлять
подготовку инвестиционных предложений, привлекать
потенциальных инвесторов к реализации инвестиционных
проектов.
Как свидетельствуют предварительные расчеты, принести
ощутимые экономические преимущества и одновременно
снять большую часть проблем, накопившихся в торгово-экономических
отношениях России и Украины, могло бы полноформатное
участие последней в работе Евразийского экономического
сообщества (ЕврАзЭС), куда уже входят Белоруссия,
Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Действующие
в этом интеграционном объединении механизмы позволили
бы практически полностью преодолеть торговые барьеры
между Россией и Украиной.
В послании Президента Украины Верховной Раде "Европейский
выбор" большое внимание уделено оптимизации экономических
отношений с Российской Федерацией. В частности, отмечается,
что сегодня перед обеими странами встает общее задание
- "сосредоточить усилия на практической реализации
достигнутых договоренностей, вывести свое сотрудничество
на уровень действительно стратегического партнерства,
наполнить принятые политические документы конкретным
реальным смыслом". Но самое важное, пожалуй,
уже произошло - два братских государства пришли к
объективному пониманию, что на пути интеграции в мировое
экономическое сообщество нам не обойтись друг без
друга. Успешное развитие наших экономик во многом
будет зависеть от того, насколько успешно России и
Украине удастся задействовать потенциал двустороннего
взаимодействия. Остается лишь упорно работать над
тем, чтобы как можно быстрее и эффективнее трансформировать
политическую волю в реальные дела, не допуская старых
ошибок и опасных рецидивов в двусторонних экономических
отношениях.
Одним из ключевых направлений сотрудничества
является организация работы по активному привлечению
российских инвестиций в объекты экономики Украины
и украинских - в Россию, включая специальные экономические
зоны и территории приоритетного развития. Это направление
работы пока только еще в самом начале. По состоянию
на 1 июля 2002 г. объем прямых иностранных инвестиций
в Украину составил почти пять миллиардов долларов
США. Россия сегодня занимает лишь 5 место среди ведущих
стран-инвесторов (322 миллиона долларов или всего
7 процентов общего объема). Если говорить об украинских
инвестициях в Россию, то эта цифра составляет сегодня
составляет 79 миллионов долларов и представляет, в
основном, операции с недвижимостью. Инвестиционное
взаимодействие наших стран еще не стало заметным фактором,
влияющим на развитие взаимного товарообмена.
Потенциально выигрышным для дальнейшего развития сотрудничества
российских и украинских предприятий может оказаться
создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Проблема
в том, что в Украине отсутствует реально работающее
законодательство в области создания международных
ФПГ, что не позволяет осуществлять совместную работу
в налаживании устойчивых кооперационных связей в выпуске
необходимой сельскохозяйственной техники, в химической
промышленности, производстве удобрений, транспорте,
особенно с учетом наличия мощного украинского портового
хозяйства в бассейне Черного моря и на Дунае. Не работает
на деле и правовой механизм в области законодательства
о разделе продукции. Это приводит, в частности, к
тому, что российские компании иногда лишены возможности
участвовать в крупных инвестиционных проектах, представляющих
взаимный интерес.