Сегодня у нас - задание общее

Накануне саммита стран СНГ в Кишиневе, Виктор Черномырдин дал интервью журналистам, в котором затрагиваются и проблемы развития нашего региона на Дунае, оживления непосредственно и у нас инвестиционного климата связанного с развитием специальной экономической зоны "Рени". Тенденция прихода российского капитала в нашу экономику сегодня нарастает, тем интереснее будет для нашего читателя точка зрения Виктора Степановича Черномырдина, хорошо осведомленного об инвестиционном климате в Рени.
Энергетическая сфера традиционно является одним из ключевых направлений сотрудничества между Россией и Украиной. Ее значимость определяется как удельным весом топливно-энергетических ресурсов в российском товарном экспорте в Украину (более 60-ти процентов), так и жизненной потребностью украинской экономики в поставках топлива из России. Достаточно сказать, что российский газ на треть обеспечивает потребности Украины, российская нефть - наполовину, а российское ядерное топливо - на все сто процентов. Кроме того, Россия сегодня сохраняет лидирующие позиции на европейском газовом рынке, является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок.
В последнее время наше взаимодействие в энергетической сфере заметно активизировалось, и в первую очередь это - доказательство того пристального внимания, которое уделяет вопросам ТЭК руководство двух стран. Нам удалось перейти от взаимных претензий в расчетах за российский природный газ к конструктивному диалогу по всему спектру газовой тематики. Наметились отчетливые контуры долгосрочного, подлинно стратегического, сотрудничества двух государств в газовой сфере. Подписан ряд межправительственных соглашений и протоколов к ним, а также соответствующие контракты. Отдельно хотелось бы остановиться на получившей широкий резонанс петербургской инициативе президентов Путина и Кучмы о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере, к которой затем присоединилась и Германия. Сейчас эксперты двух стран работают над согласованием соответствующего российско-украинского соглашения о создании на паритетных началах консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины.
Масштабы и значимость этого проекта поистине трудно переоценить. Появление на энергетической карте Европы российско-украинского газотранспортного консорциума, к которому позднее планируется подключить ряд европейских газовых компаний, призвано кардинально повысить уровень общеевропейской энергетической безопасности, объединив в стратегический треугольник интересы крупнейших производителя, транзитера и потребителей природного газа.
С приходом на украинские НПЗ ведущих российских компаний, таких как "Лукойл", "Тюменская нефтяная компания", "Татнефть", резко возрос объем инвестиций в отрасль, существенно увеличились украинские показатели производства всех видов нефтепродуктов, их экспорта за рубеж. Сегодня нет проблем загрузки украинских нефтеперерабатывающих заводов, стабильно растут их прибыли. Российскими нефтяными компаниями в Украине созданы новые рабочие места как на НПЗ, так и в стремительно растущей сети АЗС, улучшены социально-бытовые условия сотрудников.
Традиционно сильно взаимодействие между нашими странами в ядерной области. В рамках сотрудничества по достройке энергоблоков Хмельницкой и Ровенской атомных электростанций достигнута договоренность о предоставлении российской стороной Украине технического кредита на эти цели сроком на 6 лет с 3-летним льготным периодом.
Колоссальны перспективы двустороннего сотрудничества в электроэнергетике. Конкретным шагом по реализации преимуществ совместной работы российской и украинской энергетических систем стал их переход на работу в параллельном режиме с августа 2001 г. Сегодня будущее - за реализацией совместных проектов по налаживанию совместного экспорта электроэнергии в третьи страны.
Украина и Российская Федерация - стратегические партнеры. Политика России на украинском направлении ориентирована на налаживание равноправного, добрососедского и взаимовыгодного сотрудничества. При этом Россия стремится наполнять двусторонние отношения реальным, конкретным содержанием, основанным на прагматизме и взаимном учете интересов. Общая нестабильность и частые кризисы в двусторонней торговле начала-середины 1990-х годов побудили Россию и Украину всерьез задуматься над пересмотром концепции экономических взаимоотношений, предпринять совместную попытку выстроить сотрудничество на принципиально новой, прагматичной и конструктивной основе. Принципиально важно, что сегодня и в Украине, и в России существует взаимопонимание относительно того, насколько важное значение имеют двусторонние экономические и торговые отношения для стабильного развития наших государств.
Одним из путей решения указанных проблем, как представляется, должна стать активизация взаимодействия парламентариев России и Украины с целью гармонизации законодательно-нормативной базы двух государств и исключения возможности принятия документов, нарушающих принципы двусторонних договоров и соглашений в экономической области, сдерживающих развитие взаимного сотрудничества и торговли. На этом этапе крайне необходима действенная помощь предпринимателей и промышленников, подготовка ими конкретных предложений по разработке тех или иных правовых документов, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Требуют дальнейшего согласования на межправительственном уровне вопросы торгового режима - снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, усовершенствования таможенного регулирования.
Расширению взаимной торговли между Россией и Украиной будет способствовать создание совместных предприятий в ключевых отраслях промышленности, развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, координация в области взаимного инвестирования, выработка общих позиций для совместного выступления на рынках третьих стран.
Еще одной проблемой является острый недостаток в информации о нормативно-правовой базе, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность в обеих странах, о надежных деловых партнерах, их коммерческих предложениях, о возможностях участия в приватизации объектов хозяйствования. Все это существенно сдерживает процессы образования и развития устойчивых деловых связей. Эти вопросы возможно решать путем создания единого межрегионального информационно-маркетингового центра, с отделениями в Москве и Киеве. Такая работа в Украине уже начата.
При поддержке Посольства и Торгпредства Российской Федерации в Киеве создан Российско-Украинский Инвестиционно-Коммерческий Центр. Его основные направления деятельности - проведение работы, направленной на активное привлечение российских инвестиций в различные сферы экономики Украины и украинских инвестиций - в Российскую Федерацию; всемерное содействие развитию межрегиональных торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами малого, среднего и крупного бизнеса Российской Федерации и Украины.
В число соучредителей Центра вошли авторитетные российские и украинские предприятия и организации. Создается сеть представительств и отделений Центра в регионах Украины и Российской Федерации. Они будут осуществлять подготовку инвестиционных предложений, привлекать потенциальных инвесторов к реализации инвестиционных проектов.
Как свидетельствуют предварительные расчеты, принести ощутимые экономические преимущества и одновременно снять большую часть проблем, накопившихся в торгово-экономических отношениях России и Украины, могло бы полноформатное участие последней в работе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда уже входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Действующие в этом интеграционном объединении механизмы позволили бы практически полностью преодолеть торговые барьеры между Россией и Украиной.
В послании Президента Украины Верховной Раде "Европейский выбор" большое внимание уделено оптимизации экономических отношений с Российской Федерацией. В частности, отмечается, что сегодня перед обеими странами встает общее задание - "сосредоточить усилия на практической реализации достигнутых договоренностей, вывести свое сотрудничество на уровень действительно стратегического партнерства, наполнить принятые политические документы конкретным реальным смыслом". Но самое важное, пожалуй, уже произошло - два братских государства пришли к объективному пониманию, что на пути интеграции в мировое экономическое сообщество нам не обойтись друг без друга. Успешное развитие наших экономик во многом будет зависеть от того, насколько успешно России и Украине удастся задействовать потенциал двустороннего взаимодействия. Остается лишь упорно работать над тем, чтобы как можно быстрее и эффективнее трансформировать политическую волю в реальные дела, не допуская старых ошибок и опасных рецидивов в двусторонних экономических отношениях.
Одним из ключевых направлений сотрудничества является организация работы по активному привлечению российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских - в Россию, включая специальные экономические зоны и территории приоритетного развития. Это направление работы пока только еще в самом начале. По состоянию на 1 июля 2002 г. объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил почти пять миллиардов долларов США. Россия сегодня занимает лишь 5 место среди ведущих стран-инвесторов (322 миллиона долларов или всего 7 процентов общего объема). Если говорить об украинских инвестициях в Россию, то эта цифра составляет сегодня составляет 79 миллионов долларов и представляет, в основном, операции с недвижимостью. Инвестиционное взаимодействие наших стран еще не стало заметным фактором, влияющим на развитие взаимного товарообмена.
Потенциально выигрышным для дальнейшего развития сотрудничества российских и украинских предприятий может оказаться создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Проблема в том, что в Украине отсутствует реально работающее законодательство в области создания международных ФПГ, что не позволяет осуществлять совместную работу в налаживании устойчивых кооперационных связей в выпуске необходимой сельскохозяйственной техники, в химической промышленности, производстве удобрений, транспорте, особенно с учетом наличия мощного украинского портового хозяйства в бассейне Черного моря и на Дунае. Не работает на деле и правовой механизм в области законодательства о разделе продукции. Это приводит, в частности, к тому, что российские компании иногда лишены возможности участвовать в крупных инвестиционных проектах, представляющих взаимный интерес.

  • Какой бы Виктор не одержал выборную викторию, ему придется управлять страной с осторожностью, полагаясь на согласованное мнение противоположных сторон[...]
  • Известие про законопроект о реабилитации ОУН-УПА встречено обществом на удивление спокойно. Однако вялая реакция явно обманчива. Оуновская тема служит наглядным доказательством того, что на разных берегах небольшой речушки Збруч живут люди, внешне вроде бы очень похожие между собой, но разительно отличающиеся друг от друга системой ценностей, выработанной историческим прошлым[...]