Указом
Президента от 29 августа 2002 года в Украине была создана
новая структура - Государственная судебная администрация
Украины. Пока что в ней работает только один человек - Владимир
Яковлевич Карабань, назначенный ее председателем. В перспективе
это ведомство разрастется территориальными отделениями по
всей стране и будет иметь штат около тысячи человек. Ведь
согласно указу, это "центральный орган исполнительной
власти со специальным статусом". Для разъяснения статуса
и полномочий новой ветви исполнительной власти журналистов
пригласили на пресс-конференцию.
Отсутствие прозрачности в деятельности Министерства юстиции
Владимир Карабань назвал на пресс-конференции одной из причин
создания Государственной судебной администрации. Особенно,
по его словам, ее не хватало в деятельности Минюста по организационному
обеспечению работы судов. Результатом стало такое положение
судов, при котором для обеспечения условий их работы пришлось
создавать отдельную организацию.
И все же по поводу целесообразности создания Государственной
судебной администрации Украины, с финансовой и функциональной
точек зрения, на пресс-конференции возникла дискуссия. В
конце концов, Владимир Яковлевич признал, что теоретического
обоснования существования новой структуры еще нет: "Скорее
всего, в ходе практической работы мы поймем, какое место
в системе органов государственной власти она занимает".
А пока что, несмотря на создание Государственной судебной
администрации Украины, полномочий Министерства юстиции и
председателей судов никто не отменял. Поэтому на данный
момент новая структура просто дублирует их определенные
функции. Когда будут внесены соответствующие изменения в
законодательство, и сократится ли адекватно аппарат Министерства
юстиции, который сейчас насчитывает 19 500 человек, пока
неизвестно.
Отдельно нужно сказать, что означает формулировка "высший
орган исполнительной власти со специальным статусом",
примененная к Государственной судебной администрации в законе.
Специальный статус подразумевает, во-первых, специальную
процедуру назначения председателя и глав территориальных
управлений. Также закон предусматривает возможность выражения
недоверия Съездом судей Украины главе судебной администрации.
И, наконец - на руководство судебной администрации не распространяется
последствия сложения полномочий Кабинетом министров Украины,
его отставка или выражение недоверия Верховной Радой. В
дальнейшем при Государственной судебной администрации Украины
запланировано создание Академии судей Украины, которая будет
осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации
судей и работников аппарата судов.
Суды в Украине прекратили свое "свободное плавание"
и обрели властную вертикаль, по которой им будут спускать
"сверху" деньги, новые кадры и все остальное -
от компьютеров до карандашей и скрепок. Главное, чтобы эта
структура не стала для украинского правосудия золотой клеткой.