Достигнув "критической массы", информация вызывает действия

Летом в Нью-Йорке проходила очередная конференция Генеральной Ассамблеи ООН, на которой рассматривались возможности решения проблемы информационного неравенства стран сквозь призму глобализации. В эти же дни Вашингтон открыл первую страницу новых отношений с нашей страной, где во главу угла поставлена проблема, смысл и содержание которой для нашего читателя уже известны под емким и широким понятием "социополис", озвученным Евгением Кирилловичем Марчуком еще три года назад. Идеи нового сообщества, новой организации общественных институтов и личности, того самого "цифрового города", основанные и базирующиеся на интернет-технологиях и производственных технологиях опережающего развития легли в основу нового характера отношений между США и Украиной. Тогда, в Вашингтоне и состоялась первая ( отныне ставшая ежегодной) американо-украинская конференция "Информационные технологии в глобальной экономике: проблемы и перспективы". Цель - повышение интереса американского капитала к развитию в Украине высоких технологий. Как известно, в работе этого форума принимал участие и наш городской голова Сергей Колевич.

Ныне информационные технологии являются той "сетью", которой, подобно библейскому сюжету, можно "ловить рыбу" для пропитания. Но до сих пор, например, для беднейших стран Африки и Латинской Америки помощь давалась в виде рыбы, т.е. готовых товаров, которые население и потребляло. Пришло время эти страны научить самостоятельно добывать рыбу. Если в эти страны поставить компьютерную и телекоммуникационную технику, наладить соответствующую инфраструктуру, и обучить местных специалистов вести бизнес с помощью этих инструментов - это и будет настоящая помощь.
Сегодня все базы знаний, в которых есть действительно ценные коммерческие данные, - платные. Если маленькой африканской стране предоставить бесплатный доступ к базам данных фондовых рынков Америки, жизнь у них лучше не станет. Не помогут и привезенные новые компьютеры. А вот когда людей научат, используя технику и эти знания зарабатывать деньги, они сами себя выведут из бедности.
Но, конечно же, не о помощи африканским странам сегодня речь. Что касается нас с вами, конференции в Вашингтоне, то это первый серьезный шаг американского бизнеса, проявляющего конкретный интерес к развитию отношений между нашими странами в области высоких технологий.
Безусловно, после этого развернутся более тесные практические связи в этой области. Не только по части торговли различными товарами, но и по инвестициям, совместному производству, в том числе интеллектуальному.
Украина заявляет, что может продавать, свой интеллектуальный потенциал и приглашает западные компании размещать у нас свои производства интеллектуального продукта.
Конференция в Вашингтоне - первая в таком роде и она уже положило начало открытому диалогу между нашими странами. В середине ноября состоится "Хай-тех коперейшн форум", - практическое продолжение этой деятельности. Кроме того, (об этом читателю еще не известно) на конференции было объявлено о создании американо- украинского цифрового альянса (US-Ukrainian Digital Alliance, USUDA, www.usukraineda.com). Цель этого объединения наладить сотрудничество между американскими и украинскими компаниями в сфере высоких технологий. Вашингтон заявил о создании этой организации, и уже ведется плановая работа, решается вопрос членства.
Опыт Украины говорит о том, что при хорошем уровне программистов-исполнителей катастрофически не хватает грамотного менеджмента. Возможно, американская сторона направит в Украину своих менеджеров для организации бесперебойного производства интеллектуального продукта.
Чтобы заинтересовать американского партнера, нужны деловые предложения с нашей стороны. Таковые уже существуют. Возможен и другой вариант, когда американцы присылают своих менеджеров для налаживания разработки программных продуктов. Эта схема действует в Ирландии, Индии, России. Теперь волна докатилась и до нас. Кстати, на конференции были названы три компании, работающие в Киеве и Одессе, где американские менеджеры наладили разработку программного обеспечения (ПО).
До последнего времени Индия была очень привлекательна для программирования, но нестабильность в отношениях с Пакистаном поставила под сомнение ее как страну, благоприятную для инвестиций. Останется ли она сильным игроком на рынке уже неясно, хотя эта страна достигла внутри своих свободных зон гигантского рывка: объем индийского рынка ПО оценивается в 6 миллиардов долларов, и, если сохранятся существующие темпы, к 2006-му году объемы продаж программного обеспечения и услуг разработки приложений возрастут до… 27 миллиардов долларов!
Однако это риск, и многие западные аналитики рассматривают вопрос "а что будет, если…" теоретически. Крупные компании задумываются, будет ли работать их бизнес в будущем. Поэтому и возникают идеи перенести работающие схемы в более политически стабильные страны. Тут и вспоминают об Украине. И в который раз звучит тема Рени.
Чтобы привлечь западные компании, надо достичь какой-то "критической массы" по производству и качеству производимой продукции, или по генерации идей. Интеллектуальная индустрия в Украине существует. Особенность венчурного капитала в том, что он идет туда, где уже есть какие-то инвестиции. Зачастую не интеллектуальный сектор, а торговля, в которой оборачиваемость капитала наиболее высока. И здесь результаты уже действующей СЭЗ "Рени", естественно, кажутся предпочтительными.
Чтобы западный капитал пришел к нам, в стране должна быть создана инфраструктура, свой рынок венчурного капитала, благоприятный инвестиционный климат. Кроме того, необходима интеграция Украины в мировые структуры. И здесь не обойтись без усилий не только бизнес-структур, но и государства.
У нас еще есть потенциал, но им эффективно не управляли. Все время чего-то не хватало: вначале инфраструктуры, затем капитала. А по своей структуре, интернет-технологии (ИТ) - это малый бизнес.
На уровне мелкого бизнеса предприятия готовы принять инвестиции и правильно их использовать, а инвестор приходит на "верхний" уровень, вкладывает деньги, и они не доходят до нуждающихся. Инвестор разочаровывается и уходит. А если бы он пришел напрямую на средний или нижний уровень, результаты работы были бы совсем иными.
Есть финансовые инвесторы, которые вкладывают капитал в венчурные фонды. А уже размещением средств этого фонда в конкретные проекты занимаются венчурные инвесторы, которые ищут предприятия, способные производить качественный продукт.
Есть еще механизм фондового рынка, с помощью которого частный капитал инвестирует предприятия. Но у нас нет ни одной ИТ-компании, представленной на фондовом рынке.
В то же время прямые венчурные инвестиции уже были в Украине (входили в предприятие своим оборудованием или сервисом). При этом они изначально минимизировали свои финансовые риски, а на практике уже многократно окупили свои инвестиции.
Кстати, в вашингтонской конференции принимали участие, с украинской стороны - венчурная компания "А-Вентура" и американо-украинская компания "Softjourn". С американской стороны в конференции принимали участие представители таких крупнейших компаний США как "Boeing", "Worldcom", "3M", "Monsanto", "Cargill", "ADM", "Hughes Network Systems", представители фонда "Евразия".
Инициатива форума принадлежала американской стороне.
Украиной уже реально заинтересовались при условии, что она за инвестиции поборется. Вначале были частные инициативы по данному вопросу, которые в итоге были формализованы в виде этой конференции.
На конференции было много присутствующих, собрались те, кто реально и плодотворно на нашем рынке работают, и также кто наслышан о нашей стране и нашей интернет-отрасли. Были и те, кто интересуется потенциалом развивающихся рынков, но еще лично не сталкивался с украинским "Хай-тех" и желает знать о нем больше. В США, несмотря на растущий интерес, информации об Украине крайне мало.
Любое сотрудничество проходит определенные стадии: сначала что-то слышали об этом, потом связались с партнерами, получили больше информации, посетили выставки, посмотрели работу партнеров живьем. Затем уже заключаются договора на сотрудничество, в том числе и инвестиции.
Чтобы получить инвестиции, надо прийти к инвестору и доказать ему, что инвестировать в тебя деньги привлекательнее, чем в соседа. До сих пор Украина занимала пассивную выжидательную позицию. Считалось, что наш рынок нужен всем. Да, продать нам свой товар хотят все. А вот купить что-то у нас, чтобы на этом заработали мы, - с этим сложнее.
Пять-семь лет назад наши чиновники действовали с позиции "никакому иностранцу ничего не позволю, т.к. мы самые-самые… Это относилось к традиционным рынкам, контролируемым государством. Поскольку на ИТ- рынке, преимущественно, частный капитал, то его обходила стороной доля внешних кредитов и инвестиций, и на Западе о нем знали мало.
В Вашингтоне многие впервые услышали от своих коллег примеры положительного опыта работы с Украиной и всерьез заинтересовались. В выступлениях то и дело звучало: "Я сделал свой бизнес в Нью-Йорке, а развернуть его также и в Украине для меня было несложно".
После таких встреч (выставок, семинаров) обычно принимаются решения "если это сделал мой компаньон, может, получится и у меня?". И возникает эффект снежного кома, когда информация, достигнув "критической массы", вызывает практические действия.

Кстати, сегодня Украина занимает четвертое место в мире по количеству программистов, имеющих международные дипломы и сертификаты, - 23 тысячи. На первом месте - США (200 тысяч), Индия (160) и Россия (60). Как сообщил журналистам президент корпорации "Квазар-Микро" Евгений Уткин, таковы результаты исследования, проведенного международной аналитической компанией "Brain Bench". Он отметил, что всего в стране, по данным Украинской ассоциации производителей программного обеспечения, насчитывается около 50 тысяч программистов, а на рынке программного обеспечения работают только свыше 800 небольших компаний. Поле деятельности для них, особенно в условиях СЭЗ "Рени", при наличии перспективы создания социополиса и международной экономической зоны просто трудно переоценить.

Сейчас необходимо максимально поддержать это движение в сторону двухстороннего диалога, чтобы оно вылилось в реальные сделки. Благодаря такой информационной кооперации в Украине возможно появятся реальные инвестиции.
Вспомним об Индии, где еще десять лет назад идеи ИТ-технологий подвергались язвительной критике, а сейчас приносят многомиллиардные доходы. Давайте не забывать и о маленькой Ирландии, с "кучей" ее внутренних проблем, которая несоизмеримо уступает Украине, в том числе и по объему интеллектуального капитала, и которая, тем не менее, достигла высочайшего уровня развития ИТ-технологий. (В 2000 г. экспорт ИТ-продукции и сервисных услуг составил более 10-ти миллиардов долларов!). Государственные мужи и бизнесмены ездили по миру, по корпорациям, инвесторам и доказывали, что в Ирландии можно делать бизнес. И им это удалось. И если нынче появился интерес к частному украинскому ИТ-рынку, закрепить его - задача украинских бизнес-структур, госаппарата и общественных организаций.

Олег Демчик, Максим Коцюбинский, Киев

  • Как можно себе представить европейскую культуру XIX века без «Войны и мира»? Что такое европейская музыка минувшего века без Стравинского и Шостаковича? Как себе представить католический персонализм, который расцвел в Польше времен «Солидарности», без Бердяева, без манифеста 1905 года о свободе вероисповедания? Чем были бы лингвистика и структурализм без Трубецкого и Бодуэна де Куртене? Перечислять можно долго, но Россия страждущая, жертвенная - неотделима от европейской цивилизации, так считал еще Пушкин[...]
  • В жаркий период электоральной гонки, события, непосредственно не связанные с выборами частенько оставались как бы "за кадром"... А примечательных событий было немало. Остановимся на одном из них[...]