Что такое регион?

Несмотря на то, что в последние годы о региональной политике говорилось много, вряд ли кто-то решится назвать действительно позитивные сдвиги, свидетельствующие не просто об отдельных успехах отдельных регионов, а о стабильном повышении доходов жителей региона, обеспечении занятости, притоке инвестиций и квалифицированных кадров. Кроме столицы и некоторых больших городов ни один из регионов не может считаться способным к самостоятельному экономическому развитию. Более того, создается впечатление, что политики еще даже не обратились к проблематике регионального развития.
Другой ключевой проблемой региональной политики центра является предотвращение конфронтации между "богатыми" и "бедными" регионами. Обе группы одновременно обвиняют центр в пренебрежении проблематикой конкретных областей и районов, в нежелании учитывать региональную специфику. "Богатые" регионы используют различные способы лоббирования, чтобы снизить долю отчислений от своих налоговых поступлений в Государственный бюджет, "бедные" же - продолжают требовать все новых и новых дотаций. И здесь же, практически во всех регионах наблюдается довольно враждебное отношение к Киеву, к управленцам высокого ранга, назначенных столицей. Такая враждебность во многих случаях поддерживается региональной элитой, которая таким образом стремится решить свои политические проблемы или же избежать ответственности за принятые решения или невыполненные обещания.
В Украине все еще не принята даже концепция региональной политики. Вопросы региональной политики по-прежнему считаются второстепенными. Так, например, в Послании Президента Украины "Европейский выбор" раздел, посвященный региональной политике, является предпоследним - одиннадцатым - и занимает ровно две страницы.
В первые годы независимости Украины органы исполнительной в°ласти в регионах формировались облсоветами. Затем была введена должность представителя Президента в областях, наделенная вначале лишь представительскими полномочиями. Конституции 28 июня 1996 года предоставила Президенту право назначать губернаторов.
Сегодня губернаторы могут действовать абсолютно свободно в географических рамках своих владений, нередко фактически превращаясь в своеобразных феодалов, становясь собственниками территорий. То есть, формируются некие режимы, когда губернатор-феодал через какое-то время берет под свой полный контроль местную бюрократию, затем довольно легко подминает под себя силовые структуры, СМИ, наиболее прибыльные отрасли бизнеса, и едва кто-то посмеет проявить излишнюю самостоятельность - как на него сразу же обрушатся все наличные репрессивные средства. В регионах воцаряются режимы настолько прочные и стабильные, что сменить их даже путем смещения губернатора очень сложно. Вполне вероятно, что лидер, управляющий несколько лет областью, вырастит смену из своих детей, племянников, зятьев, близких друзей семьи. Противодействовать же целой группе очень трудно. Да и потом, мы видим, что как только сильный лидер закрепляется в регионе, то центральная власть вынуждена считаться с его интересами.
Понимая это, ряд политических сил в контексте общеполитической, а также региональной реформы выдвигают требование сделать губернаторскую должность выборной. В основном, на этом настаивают оппозиционные силы. В то же время, учитывая сегодняшние реалии, очень рискованным будет сделать губернаторскую должность выборной. Поскольку, во-первых, сама по себе выборность не гарантирует политической автономии, которую всегда можно подкорректировать проверками многочисленных органов из центра. Во-вторых, как показывает опыт (в частности, российский), независимость регионов от центра неизбежно приводит к большей федерализации страны, и только сильный лидер сможет сдержать этот напор. В-третьих, это абсолютно не исключает прихода к власти какой-то мощной финансовой группы, которая, например, сможет себе позволить купить губернаторскую должность. И тогда остановить систему правления одной группы будет вообще невозможно. А губернаторы превратятся в силу, которая будет бороться не столько за позиции в регионе, сколько, в первую очередь, за влияние на процесс принятия решений в киевских коридорах власти. Сегодня такие примеры уже есть, но пока их немного.
Сейчас вся региональная политика сводится к попыткам получить новые дополнительные финансовые ресурсы. Губительность и бесперспективность - очевидны. Во-первых, как точно отмечается а аналитическом отчете Агентства гуманитарных технологий, любая система помощи должна быть понятна и приемлема. Попытки решить наиболее острые проблемы регионов за счет предоставления им исключительных преимуществ на деле ничего не решают, а значит, и не служат перспективе, скорее - ведут к еще более напряженным межрегиональным отношениям. И, во-вторых, такая практика разрушающе действует на инвестиционный климат, низкий уровень которого делает практически невозможным рост и развитие регионов. Однако мировая практика показывает, что для инвесторов в регионах важны не предоставляемые льготы, а стабильность условий, надежность прав собственности. Более того, зарубежные инвесторы выступают против внутрирегиональных льгот и привилегий, так как наличие многочисленных льгот дробит единое инвестиционное пространство.
Цели и задачи развития страны во многих случаях требуют концентрации ресурсов, а не распыления их по слабым регионам с целью ликвидации неравномерности их развития. Однако, во всех странах такие регионы многочисленны, а выход для них - в четкой долгосрочной региональной политике.
За одиннадцать лет независимости власть не смогла сформировать реально действующую систему исполнительной власти в регионах. По-прежнему актуальным остается ряд вопросов. До каких границ распространить полномочия местных властей? Пересматривать ли существующее административно-территориальное деление Украины, и если да, то как? Как реформировать бюджеты и систему налогообложения? Как быть с двухпалатностью парламента? На все эти вопросы вряд ли появится ответ до 2004 года. А если и будут приняты решения, то они, как и решения по ряду других не менее важных вопросов, станут либо заложниками популизма, либо будут основываться исключительно на узколичных интересах той или иной политической силы, борющейся за главное кресло страны.
Олеся Яхно

  • За 10 лет президентства, Кучма не выполнил ни одного пункта своей предвыборной программы - ни развитие местного самоуправления, ни территориально-административная реформа, ни просто административная реформа, ни борьба с олигархами, ни решение языковой проблемы, ни вопросы социальной справедливости. Все проблемы так и остались нерешенными[...]
  • Севастопольские краеведы и историки бьют тревогу по поводу очередного, с их точки зрения, акта вандализма, совершающегося в настоящее время на западном мысу Балаклавы. Бригада рабочих, вооруженных газорезками, разбирает на металлолом береговую артиллерийскую батарею номер 80, которая в 1996 году в итоге раздела Черноморского флота была передана в состав ВМС Украины[...]