Не все так безнадежно

Горилка, шаровары, казаки, Чернобыль, коррупция, "Динамо", вареники, Андрей Шевченко, борщ… А многие не знают про Украину и этого. Все дальнее зарубежье для наших имиджмейкеров - непаханое поле… Создание имиджа государства - дело дорогостоящее, однако здесь можно избежать лишних трат. Например, как это делают в ряде государств Восточной Европы, создать выгодные условия приватизации для нескольких крупных инвесторов - с тем, чтобы те провели своими силами информационную кампанию, формирующую благоприятное впечатление о стране. Или хорошо говорили о первых лицах государства, которые позволили такую приватизацию осуществить. В частности, совсем недавно подобное нехитрое "ноу - хау" открыла Польша.
Именно таким способом правительством Леха Валенсы была заработана на Западе слава успешных реформаторов. Дело в том, что в сфере крупного бизнеса рекомендации влиятельных лиц играют порой решающую роль. Достаточно парочке преуспевающих "бизнес - гуру" сказать о стране хорошие слова - и инвестор пойдет косяком.
Вообще-то, продвижением позитивного имиджа Украины за рубежом у нас еще ни одна структура всерьез не занималась. Ниша пустовала, и требовала заполнения.
Лишь совсем недавно ее заняла организация "Украина - известная". По ее заказу австрийская фирма "Трун филдс" провела исследование имиджа Украины, опросив ряд политиков, руководителей крупных компаний, журналистов, а также студентов из стран ЕС, а также США и Канады.
Результат обнадеживает: об Украине не знают ничего. И это - без иронии. Обнадеживает потому, что в деле создания позитивного имиджа страны не придется ломать негативные стереотипы. Их пока, к счастью, нет. Или почти нет. Все имеющиеся клише - это странный конгломерат укоренившегося образа Страны Советов и представлений о "развивающихся странах".
Интересен рассказ одной германской журналистки, побывавшей в Украине и поделившейся затем впечатлениями. Перед отъездом к нам она смыла лак с ногтей, запаслась одеждой попроще. Леди не хотела привлекать к себе внимание, чтобы ненароком не вызвать зависть в бедной стране. Воображение рисовало ей мрачных, безлико одетых людей, длинные очереди, старенькие машины на дорогах…
То, что она увидела, повергло ее в легкий шок. Она никак не ожидала лицезреть на наших дорогах такое большое количество иномарок, а среди стильной толпы на вечернем Крещатике немка вдруг ощутила острый комплекс неполноценности…
Всем этим она и поделилась по приезде на родину, в Германию, на страницах своего издания. Кстати, "Украина - известная" следующим своим шагом объявляет приглашение в Украину двадцати журналистов ведущих изданий мира - с тем, чтобы они написали о нашей стране положительные статьи, которые будут помещены в рекламных приложениях. Цель - привлечь туристов. Есть у организации и другие планы. Например, лоббировать принятие мер, повышающих комфортность пребывания иностранцев на нашей территории. В частности, уменьшение стоимости виз и ликвидацию дискриминации в ценах на гостиничные номера. Планируется и выпуск инвестиционного журнала, а также семинары и презентации для зарубежных бизнесменов, заинтересовавшихся Украиной.
В общем, реклама государства в разных странах может быть различна. И зависит она от нюансов двусторонних отношений с той или иной державой. Это можно четко проследить, в частности, по тому, каким тоном пишут об Украине европейские СМИ. Как правило, они пишут с полным и абсолютным незнанием страны и глухим непониманием ее проблем. Во многом, это - свидетельство необразованности, но что поделать! В продвижении своего имиджа в любом государстве придется неминуемо сталкиваться с контрпиаром. Особенно это актуально в деле улучшения украинского имиджа в России.
Есть еще так называемый бытовой имидж, сложившийся веками. Причиной его, порой негативного, окраса может служить и наша новейшая история. Ведь сейчас в ту или иную державу приезжают представители строго определенных социальных групп и с одними и теми же целями (например, "челночники", малоквалифицированные рабочие). В такой среде может процветать преступность, что, наряду с прочими факторами, доставляет неудобства принимающей стороне. От малого - к большому. От встреч с такими категориями граждан рождается и собирательный образ целой нации и государства.
Именно этот фактор влияет на восприятие Украины в странах Восточной Европы.
Но бывает еще и преднамеренное и планомерное ухудшение имиджа страны, призванное служить определенной цели. Например, отставке правительства или главы государства.
Тактика здесь очень интересная. Об Украине говорится в утрированно негативных тонах. Иногда даже используется информационный повод, как это было с выходом статьи в сочувствующей доморощенной оппозиции влиятельной британской "Файненшл таймс". Тогда в очередной раз ярко, но голословно Украина обвинялась в продаже оружия Ираку, вопреки санкциям. Статья эта вышла аккурат в то время, когда Джордж Буш в разразился гневной речью по поводу необходимости устранения его "лучшего врага" Саддама Хуссейна.
Кроме таких вот, ничем не подкрепленных, инсинуаций, в материалах оппозиции для "внутреннего потребителя" содержатся и правдивые слова, обвинения, с которыми невозможно не согласиться. Но виноват всегда и во всем оказывается один человек - Президент Леонид Кучма. То есть, конкретные указания на "виновника", и - никаких предложений по поводу того, как можно улучшить ситуацию. Подобная тактика не добавляет популярности оппозиционным идеям в среде более-менее разумных людей, задающих себе вопрос: "Что потом?". Ведь программы у оппозиционеров, если и имеются, то для широких слоев населения малодоступны.
Такая тактика (если она делается осмысленно) позволяет вычленить целевую группу, для управления которой и создается. Это - не особо критичные, но чем-либо раздраженные люди, склонные искать причины своих личных неудач вне себя, в действиях окружающих.
Что же до внешнего "пиарчика", то здесь оппозиция, за отсутствием альтернативного источника информации об Украине, царит вовсю. С приближением президентских выборов напор негативного "пиара", направленного в окружающий нас мир будет усиливаться. В итоге, он может дойти как до ушей среднестатистического гражданина Европы или Америки, который и так нас не знает, так и того, кто распоряжается большими деньгами и принимает стратегические решения.
Как-то это аукнется?
Наталья Тарченко

  • Глядя на происходящую в стране третью неделю так называемую революцию, хочется только одного — часа на два арендовать площадь и организовать бесплатный сеанс психологического ликбеза. Для всех: и для тех, кто ходит с оранжевыми ленточками, и для тех, кто ходит с голубыми, и для тех, кто не подает никаких визуальных знаков отличия. Пусть вместо политиков один раз выступят психологи и психотерапевты[...]
  • Служба безопасности Украины протестует против обвинений следственной комиссии Верховной Рады в препятствовании объективному расследованию убийства директора региональной телекомпании "ТОР" (Славянск, Донецкая область) Игоря Александрова[...]