Не все так безнадежно

Горилка, шаровары, казаки, Чернобыль, коррупция, "Динамо", вареники, Андрей Шевченко, борщ… А многие не знают про Украину и этого. Все дальнее зарубежье для наших имиджмейкеров - непаханое поле… Создание имиджа государства - дело дорогостоящее, однако здесь можно избежать лишних трат. Например, как это делают в ряде государств Восточной Европы, создать выгодные условия приватизации для нескольких крупных инвесторов - с тем, чтобы те провели своими силами информационную кампанию, формирующую благоприятное впечатление о стране. Или хорошо говорили о первых лицах государства, которые позволили такую приватизацию осуществить. В частности, совсем недавно подобное нехитрое "ноу - хау" открыла Польша.
Именно таким способом правительством Леха Валенсы была заработана на Западе слава успешных реформаторов. Дело в том, что в сфере крупного бизнеса рекомендации влиятельных лиц играют порой решающую роль. Достаточно парочке преуспевающих "бизнес - гуру" сказать о стране хорошие слова - и инвестор пойдет косяком.
Вообще-то, продвижением позитивного имиджа Украины за рубежом у нас еще ни одна структура всерьез не занималась. Ниша пустовала, и требовала заполнения.
Лишь совсем недавно ее заняла организация "Украина - известная". По ее заказу австрийская фирма "Трун филдс" провела исследование имиджа Украины, опросив ряд политиков, руководителей крупных компаний, журналистов, а также студентов из стран ЕС, а также США и Канады.
Результат обнадеживает: об Украине не знают ничего. И это - без иронии. Обнадеживает потому, что в деле создания позитивного имиджа страны не придется ломать негативные стереотипы. Их пока, к счастью, нет. Или почти нет. Все имеющиеся клише - это странный конгломерат укоренившегося образа Страны Советов и представлений о "развивающихся странах".
Интересен рассказ одной германской журналистки, побывавшей в Украине и поделившейся затем впечатлениями. Перед отъездом к нам она смыла лак с ногтей, запаслась одеждой попроще. Леди не хотела привлекать к себе внимание, чтобы ненароком не вызвать зависть в бедной стране. Воображение рисовало ей мрачных, безлико одетых людей, длинные очереди, старенькие машины на дорогах…
То, что она увидела, повергло ее в легкий шок. Она никак не ожидала лицезреть на наших дорогах такое большое количество иномарок, а среди стильной толпы на вечернем Крещатике немка вдруг ощутила острый комплекс неполноценности…
Всем этим она и поделилась по приезде на родину, в Германию, на страницах своего издания. Кстати, "Украина - известная" следующим своим шагом объявляет приглашение в Украину двадцати журналистов ведущих изданий мира - с тем, чтобы они написали о нашей стране положительные статьи, которые будут помещены в рекламных приложениях. Цель - привлечь туристов. Есть у организации и другие планы. Например, лоббировать принятие мер, повышающих комфортность пребывания иностранцев на нашей территории. В частности, уменьшение стоимости виз и ликвидацию дискриминации в ценах на гостиничные номера. Планируется и выпуск инвестиционного журнала, а также семинары и презентации для зарубежных бизнесменов, заинтересовавшихся Украиной.
В общем, реклама государства в разных странах может быть различна. И зависит она от нюансов двусторонних отношений с той или иной державой. Это можно четко проследить, в частности, по тому, каким тоном пишут об Украине европейские СМИ. Как правило, они пишут с полным и абсолютным незнанием страны и глухим непониманием ее проблем. Во многом, это - свидетельство необразованности, но что поделать! В продвижении своего имиджа в любом государстве придется неминуемо сталкиваться с контрпиаром. Особенно это актуально в деле улучшения украинского имиджа в России.
Есть еще так называемый бытовой имидж, сложившийся веками. Причиной его, порой негативного, окраса может служить и наша новейшая история. Ведь сейчас в ту или иную державу приезжают представители строго определенных социальных групп и с одними и теми же целями (например, "челночники", малоквалифицированные рабочие). В такой среде может процветать преступность, что, наряду с прочими факторами, доставляет неудобства принимающей стороне. От малого - к большому. От встреч с такими категориями граждан рождается и собирательный образ целой нации и государства.
Именно этот фактор влияет на восприятие Украины в странах Восточной Европы.
Но бывает еще и преднамеренное и планомерное ухудшение имиджа страны, призванное служить определенной цели. Например, отставке правительства или главы государства.
Тактика здесь очень интересная. Об Украине говорится в утрированно негативных тонах. Иногда даже используется информационный повод, как это было с выходом статьи в сочувствующей доморощенной оппозиции влиятельной британской "Файненшл таймс". Тогда в очередной раз ярко, но голословно Украина обвинялась в продаже оружия Ираку, вопреки санкциям. Статья эта вышла аккурат в то время, когда Джордж Буш в разразился гневной речью по поводу необходимости устранения его "лучшего врага" Саддама Хуссейна.
Кроме таких вот, ничем не подкрепленных, инсинуаций, в материалах оппозиции для "внутреннего потребителя" содержатся и правдивые слова, обвинения, с которыми невозможно не согласиться. Но виноват всегда и во всем оказывается один человек - Президент Леонид Кучма. То есть, конкретные указания на "виновника", и - никаких предложений по поводу того, как можно улучшить ситуацию. Подобная тактика не добавляет популярности оппозиционным идеям в среде более-менее разумных людей, задающих себе вопрос: "Что потом?". Ведь программы у оппозиционеров, если и имеются, то для широких слоев населения малодоступны.
Такая тактика (если она делается осмысленно) позволяет вычленить целевую группу, для управления которой и создается. Это - не особо критичные, но чем-либо раздраженные люди, склонные искать причины своих личных неудач вне себя, в действиях окружающих.
Что же до внешнего "пиарчика", то здесь оппозиция, за отсутствием альтернативного источника информации об Украине, царит вовсю. С приближением президентских выборов напор негативного "пиара", направленного в окружающий нас мир будет усиливаться. В итоге, он может дойти как до ушей среднестатистического гражданина Европы или Америки, который и так нас не знает, так и того, кто распоряжается большими деньгами и принимает стратегические решения.
Как-то это аукнется?
Наталья Тарченко

  • Еще в августе в Измаиле проходил Шестой Международный турнир памяти великого полководца А. В. Суворова. В этом турнире выступали сильнейшие боксеры Бессарабии и других регионов Украины. Участвовали в нем и наши земляки Рустам Касымов, Виталий Тофан, Олег Текуч. Все трое вышли в финал. Мало того, двое из них выиграли турнир, став чемпионами[...]
  • Известие про законопроект о реабилитации ОУН-УПА встречено обществом на удивление спокойно. Однако вялая реакция явно обманчива. Оуновская тема служит наглядным доказательством того, что на разных берегах небольшой речушки Збруч живут люди, внешне вроде бы очень похожие между собой, но разительно отличающиеся друг от друга системой ценностей, выработанной историческим прошлым[...]