Если каждый из нас - гражданин, а все мы - общество

…В дверь осторожно постучали. У порога стоял грязный, на вид, десятилетний мальчишка и просил хлеба. Одет он был в легкую весеннюю курточку, хотя на дворе было минус пятнадцать.
Хлеба давать не стал. Завел в квартиру, заставил помыть руки (несмотря на едкое мыло, они все же не отмылись). Усадил есть.
Пока он ел, услышал "историю". Мать рано умерла. Отцу - за семьдесят. Беспомощен и слеп. Помогать некому. Школу пришлось бросить, потому что кушать хочется, вот и побирается…
Витя, как зовут этого мальчика, настолько уверенно и спокойно говорил, что было бы грешно заподозрить тут нечто иное и прищуром оценить его рассказ. Не сразу мне довелось узнать, что услышанное - "легенда". И правду ему говорить (как бы это помягче выразиться?) просто невыгодно. Тем не менее, история его - классическая история юного бродяжки, который уже в десять лет освоил "романтику" чердачных и подвальных ночлежек и попрошайничества. При всем том сейчас трудно судить, что послужило толчком к этой его жизни и заманило подвал. Может, и в самом деле второй брак матери, против которого, как против отчима ребенок восстал вот таким образом? Как бы там ни было, если сегодня его семья и числится в списке неблагополучных, то это - исключительно благодаря стараниям самого мальчишки. Мать - обыкновенная женщина, каких сотни и тысячи, не алкоголичка или наркоманка, не нищенка или опустившийся человек, сегодня она просто несчастная и беспомощная женщина перед лицом трудностей, свалившихся на ее голову в одночасье.

По данным научных исследований, в процессе формирования растущей личности половину влияния оказывает мать, чуть больше трети - отец, всего лишь три процента - школа. А вот ровесники, товарищи и друзья, как это ни кажется неожиданным, оказывают влияние на формирование растущей личности всего лишь на девять процентов, да и то делят эти проценты с бабушками, дедушками, прочими взрослыми. Выходит, что уровень пресловутого влияния "улицы" сильно преувеличен. Преувеличен, понятное дело, если материнское и отцовское влияние существуют, так сказать, в наличии. При отсутствии оного, конечно, улица получает все шансы захватить влияние на ребенка, как говорится, на "все сто".

Впрочем так ли внезапно они свалились?
В Ренийском районном центре социальных служб для молодежи Витю, как оказалось, очень хорошо знают. И, как мне рассказали, пытаются помочь матери "вернуть его в семью". Оказывается, не только Витю, но и его тринадцатилетнего "брата" Ваню, который тоже из разряда "детей подземелья". Этого "брата" Ваня привел ко мне на обед буквально на второй день, и уже вдвоем они дорисовали жалостливую картину своей беды.
Понятно, что родство Вани и Вити - только лишь их "братство" по подвалу. Тем не менее, сказать, что эти мальчишки - трудные и неуправляемые дети, значит ничего не сказать и погрешить против правды, против причинно-следственной связи, лежащей в основе каждого поступка, тем более поступка десятилетнего ребенка.
При всем старании социальных работников, при всем их педагогическом и психологическом мастерстве, силе убеждения и постоянной работе с этой семьей, очень сомневаюсь, чтобы Вите и Ване смогла вернуть детство их мать, а не наша общественность, чужие люди или официальные органы. Мальчишек этих, оказывается, лучше знают (и заботятся о них!) совершенно чужие люди. У чужих, а не родных они чаще остаются на ночлег, их кормят, даже деньги дают на нехитрые детские радости…
Как бы там ни было, детей нужно вернуть в школу и создать им условия для нормальной жизни. К сожалению, в семье этого не получается и выход единственный - направление в школу-интернат.
Вот факт. Только в прошлом году работники отдела по делам семьи и молодежи взяли под свою опеку тридцать три ребенка из неблагополучных семей. Как оказалось, только двое из них были настоящими сиротами, у которых умерли родители. В остальных "семьях" - сироты при живых родителях.
…Человек ко всему привыкает. Кажется, нас уже не шокируют малолетние попрошайки на улицах, стучащиеся в двери квартир; мы с легкостью обсуждаем проблему нищенства в больших городах, которая приобрела черты доходного бизнеса; мы не скупимся на эпитеты в отношении "мам" и "пап", давно утративших человеческий облик. Но в то же время все мы, по большому счету, остаемся равнодушны к чужой беде. Ведь не в вакууме живут те, у кого эта беда день за днем происходит, не на другой планете, а рядом с нами: в соседней квартире, на другой лестничной площадке, в соседнем дворе. Все об этом знают. Но по большому счету все и остаются безучастными. Дело ведь не в том, чтобы накормить чужого ребенка или дать гривенник нищему. Дело в том, что мы до сих пор не избавились от потребительской психологии, доставшейся нам в наследство от СССР, когда "партия - наш рулевой", за нас и думала, и все за нас делала. Эти "мамы", отказывающиеся от своих детей по трезвому, эти "папы", пропивающие детство своих сынов и дочерей, - прямые наследники советского образа мышления, потому что до сих пор они считают, что главное - родить, а воспитанием должна заниматься школа, зарплату можно получать только за то, что вовремя приходишь на работу, проблемы должно решать государство и вообще, "пусть лошадь думает, у нее голова большая…".
Мы до сих пор не определились какое общество мы строим. И пока мы с этим определяемся, можно не успеть оглянуться, как общество, которого мы не хотели захлестнет нас проблемами, масштабы которых трудно представить, если и дальше во всем полагаться на "авось", если не мы, а улица займется воспитанием таких вот Вань и Вить, формируя еще одно потерянное поколение, а мы будем уповать на государство и показывать пальцем на другого.
Государство - это мы сами. И нельзя сказать, что государство, власть в лице его служащих не озабочено судьбами тех самых Вить и Вань. Другое дело, что и власть, и государство бессильны без поддержки и понимания в обществе, без образованной или хотя бы подготовленной к рождению детей семьи.
В нынешнем году городская власть обнародовала программу "Город, дружественный к ребенку". Фактически - это социальное, медицинское и педагогическое сопровождение детей и их родителей от момента рождения ребенка до исполнения ему шести лет. Программа, разработанная по линии ЮНИСЕФ ООН, ориентирована, прежде всего, на молодежь. Да, сегодня ее надо учить, в том числе, чтобы стать настоящими мамами и папами, чтобы навсегда исключить возможность появления в семьях несчастных Вить и Вань, равно как и столь же несчастных и беспомощных мам, наконец, чтобы с помощью профессионалов помочь каждому ребенку раскрыть и проявить способности, заложенные в нем природой. Эта программа и начинается с обучения, с методической литературы и подготовки профессиональных консультантов - медиков, психологов, педагогов, которые будут помогать молодым родителям.
Даже на описанном в начале статьи примере, совершенно очевидно насколько актуальна уже сейчас задача педагогического просвещения прежде всего родителей. Но ведь и после исполнения ребенку шести лет, работа не заканчивается на этом. Она только начинается. В другом возрастном цикле, с решением других проблем, решать которые, опять же, надо научить наших родителей.
На недавней встрече с представителями политических партий, касаясь этой темы, городской голова Сергей Колевич говорил, что еще более важной, особенно в наших сегодняшних условиях ограниченных материальных возможностей большинства людей является реализация второй части этой программы: от семи лет до совершеннолетия. Во всяком случае, у нас есть шанс спасти ребенка от улицы и, если не вернуть в семью, которой уже не существует, то, по меньшей мере, обеспечить растущему человеку нормальные условия для его развития и жизни.
Что же может сделать и что делает социальный работник? Там, где главная беда - пьянство родителей и деградация личности, другого пути, кроме лишения отца и матери родительских прав, просто нет и быть не может. Тем не менее, даже в такой ситуации работники районного центра социальных служб для молодежи все-таки пытаются повлиять на "родителей". Приходят в семьи, пытаются разобраться в причинах пьянства или семейного разлада, предлагают помощь врачей и специалистов. Как правило, усилия напрасны. В абсолютном большинстве случаев, все заканчивается постановлением суда о лишении родительских прав и направлением детей в интернаты. Даже такая радикальная мера сегодня оказывается не способна отрезвить тех, кто еще может остановиться.
Со времени создания в районе социальных служб занимающихся проблемами семьи, их статистика оперирует постоянно растущими числами. В 2001 году в детские дома и интернаты были направлены шестеро ребят. Через год - уже девятнадцать. Число неблагополучных семей, где дети, выражаясь языком документа, "лишены родительского попечения" прибавляется и прибавляется. Сегодня их 154!
Пусть это покажется, на первый взгляд странным, но это - очень хорошо! То, что этот печальный список пополняется, свидетельствует только об одном: без внимания не остается уже ни одна семья.
По словам Жанны Владимировны Строгановой, директора Рерийского районного центра социальных служб для молодежи, сегодня работники центра сами проявляют настойчивость в получении полной информации о семьях, где нужна помощь. Болезнь куда важнее предупредить, чем лечить, когда ее признаки становятся очевидными. С этой целью запрашивается необходимая информация у предприятий и организаций города и района, у сельских советов, в школах. Информируют и жители, сталкивающиеся с ночлежками детей в подвалах, юными попрошайками и бродягами. В отличие от прошлых лет, сегодня борьба с детской беспризорностью приобрела систему. При госадминистрации действует координационный совет, главной задачей которого и является профилактика. А ее важнейший инструмент - информация и объединение усилий органов власти и общественности.
- Чем раньше мы получим информацию о неблагополучной семье, - рассказывает специалист центра Юлия Афанасьевна Мантулина, - тем полезнее и реальнее окажется наша помощь. К счастью, не все у нас алкоголики и люди, потерявшие свое достоинство. Есть немало семей, где откровенная нищета порождает безволие, и у родителей опускаются руки. При этом, они чаще всего просто не знают своих прав, не ищут защиты у нас, хотя имеют право на те же пособия по малообеспеченности, на гуманитарную помощь нашего обменного пункта одежды, или по линии того же Красного Креста. Кстати, с этой общественной организацией мы просто работаем рука об руку. Без их участия не обходится ни одна гуманитарная акция, ни одна помощь семьям или детям.

Свыше 30 миллионов детей и женщин в Азиатско-Тихоокеанском регионе стали за последние три десятилетия объектами сексуальной эксплуатации с целью получения коммерческой выгоды. Эти данные привел на состоявшемся в Токио симпозиуме заместитель исполнительного директора Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ Кул Гаутум.
Это в два раза больше числа африканцев, которые были проданы в качестве рабов за три с лишним столетия в XVI-XIX вв. "Речь идет о крупнейшей в истории работорговле", - подчеркнул он, отметив, что масштабы преступного бизнеса исчисляются многими миллиардами долларов. Сейчас, сообщил представитель ЮНИСЕФ, ежегодно порядка 1,2 миллиона детей, по имеющимся оценкам, становятся объектами купли-продажи, главным образом с сексуальными целями. Он допустил возможность того, что реальная цифра значительно выше, заявив о необходимости сотрудничества в борьбе с этим социальным злом на глобальном уровне.

В Донецкой области начинает свою работу международная программа по искоренению эксплуатации детского труда. Эта программа разработана МОТ еще в начале 90-х годов с целью предотвратить неправомерную эксплуатацию детского труда во всем мире. С тех пор в международное движение по борьбе с эксплуатацией детей вошли 75 стран мира. В декабре 2002 года к ним присоединилась Украина.
В Донбассе реализацией этого проекта будет заниматься служба по делам несовершеннолетних Донецкой ОГА совместно с представителями общественных организаций. По словам начальника службы по делам несовершеннолетних Людмилы Кузьминовой, на первых порах планируется социальная и психологическая работа с 300-мя семьями, в которых эксплуатируется детский труд. "Однако работы предстоит гораздо больше", - признает она. По данным национального киевского менеджера программы по искоренению эксплуатации детского труда Елены Петращук, сейчас в Украине в теневом секторе экономики незаконно работает около 465 тысяч детей, и чаще всего - по принуждению взрослых. В Донецке в 2002 году в ходе различных рейдов и проверок выявлено 6 тысяч "детей улицы". Чаще всего детский труд эксплуатируется на предприятиях мелкооптовой и розничной торговли, рынках, сборе металлолома, в брошенных шахтах, где уголь добывается кустарным способом.
Как сообщил представитель отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних областного УВД, в 2002 году по фактам незаконного вовлечения детей в преступную или иную деятельность возбуждено 526 уголовных дел, и родителям-эксплуататорам грозит лишение свободы на срок от 2-х до 5-ти лет.

- Что же касается конкретного участия в судьбах людей, продолжает Юлия, - вот один из последних примеров: пятерым семьям мы помогли оформить пособия, которые они уже начали получать. В другом случае - помогли восстановить в правах и узаконить гражданство в семье. Мать не владела ни украинским, ни русским языком. Не могла она рассчитывать и на получение работы или постановку на учет в центре занятости: у нее не было ни паспорта, ни гражданства. Или другой случай. Результат работы наших общественников. Психолог местной школы помогла девочке-инвалиду из села Котловина. Скрупулезно и настойчиво психолог занималась судьбой девочки, нашла ей приемную семью, чтобы создать ребенку нормальные условия для его развития и обучения. Сейчас под нашим постоянным вниманием находится семья из Долинского, где на днях умерла тяжело болевшая мать. В семье - пятеро детей. Отец пил, пользуясь беспомощностью жены. Но упустить эту семью мы не дадим…
- В соответствии с требованиями Указа Президента районная госадминистрация разработала комплекс мер по предупреждению бродяжничества и беспризорности, - говорит первый заместитель главы районной госадминистрации Ирина Пьянкова. - Буквально недавно у нас прошло совещание по выполнению программ "Предотвращение бродяжничества" и "Минимизация преступного влияния на несовершеннолетних и молодежную среду". На совещании были определены формы взаимодействия отделов образования, семьи и молодежи райгосадминистрации, районного центра социальных служб для молодежи, криминальной милиции по делам несовершеннолетних и службы по делам несовершеннолетних. Рассматривалось выполнение мер по своевременному выявлению неблагополучных семей, индивидуальной и комплексной работы с детьми из таких семей, а также вопросы создания в школах волонтерских групп по пропаганде здорового образа жизни, организации совместных рейдов, создания условий для досуга и отдыха несовершеннолетних.
По словам Ирины Пьянковой, плохих детей не бывает. Быть хорошим хочется каждому ребенку. И в этом все мы должны ему помочь. Помочь проявить свои способности, показать, что быть хорошим - престижно и похвально. Сегодня, как никогда, обществу, семье, детям, взрослым нужна школа с новой философией, педагогикой, взаимоотношениями, - школа, которая может воспитать счастливого человека, развитую личность. Школа должна искать помощи в семье. А семья должна смотреть на школу, как на свою помощницу. Если объединить усилия школы и семьи в деле воспитания подрастающей смены, роль школы значительно повышается. Нет ничего более трудного и спорного, чем школьно-семейное воспитание. Часто это непонимание, конфликтные ситуации, разные взгляды, разный подход, видение и восприятие. И поэтому особенно важно найти совместные формы и методы сотрудничества, строить их на поддержке, понимании, помощи, доверии и уважении друг друга. Надо искать формы сотрудничества органов ученического самоуправления, педколлектива, родительского комитета, школа должна помогать семьям в приобретении психолого-педагогических знаний. Другая важнейшая цель совместной деятельности школы и семьи - это подготовка детей к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены. Семья - главный фактор воспитания. И если мы совместно будем формировать уважение к членам семьи, наши дети смогут лучше понимать и правильно разрешать семейные трудности. Спокойная старость взрослых, улучшение демографической ситуации в государстве во многом зависит от того, как школа, родители наших детей позаботятся об этом сейчас.
- Я рада, - продолжает Ирина Григорьевна, - что сегодня мы находим отклик на наши усилия и в родительской среде, и среди детей и молодежи. Да и наши планы работы становятся все более конкретными, ориентированными на конкретный возраст ребенка. Например, начальник РОВД Дмитрий Кучеренко выступил с инициативой возродить конкурс юных инспекторов дорожного движения. Безусловно, это не может не увлечь мальчишек. Точно так же, как и возрождение когда-то существовавшего ДОСААФ в форме созданного сегодня Общества Содействия Обороне Украины. Необходимо помочь станции юных техников, - реорганизовать ее, оснастить техникой кружки картинга, авиа- и ракетомодельный. Мы находим и будем находить средства, чтобы развивать технические виды кружков, куда ребята всегда идут с интересом и охотой…
Но вернемся к нашей проблеме. По словам Ирины Пьянковой самой большой мечтой социальных работников остается создание в городе центра социально-психологической реабилитации и адаптации для детей. Такой центр действует в Измаиле в форме временного приюта. Для детей из Рени там даже предусмотрено десять мест. Как правило, дети проходят там реабилитацию, прежде чем попасть в интернат. Конечно, интернат - не лучший выход. Но в тех случаях, когда семьи нет и иного решения тоже нет, интернат - выход.
А если ситуация иная? Если в семье - конфликт, который можно уладить и социальные работники занимаются этим? Сменить на время обстановку для ребенка, решить проблемы в семье, - все это можно сделать в центре, о котором говорит Ирина Григорьевна. Тем более, что, по ее словам, работа в этом направлении уже ведется. Есть средства на оплату социальных педагогов и психологов, есть специалисты, которые хотят работать с трудными детьми, практически решен вопрос с обеспечением питания. Осталось только решить проблему с помещением и найти средства на оплату его содержания.
Вплотную наконец-то решается в Рени и проблема с созданием детских домов семейного типа. Семьи, изъявившие желание взять на воспитание детей, есть. Об этих людях хорошо знают и в том, что здесь беспризорникам смогут вернуть детство, сомневаться не приходится. Проблема в деньгах, в государственном финансировании этой программы, которое в этом году уже должно начать осуществляться. Для нас важнее, чтобы те ренийские дети, которые испытали нужду и горечь, все-таки оставались в условиях родного города, в привычной школьной среде.

Влияет ли образование родителей на уровень развития интеллекта будущего ребенка? Интеллект зависит от врожденных факторов - генетически передающейся наследственности. Есть данные о том, что негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают пожилой возраст родителей, неполноценное питание во время беременности, определенные заболевания матери во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками. Интеллект определяется как относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и осознанную ее оценку.
Изучены 132 параметра, касающиеся интеллектуальной жизни ребенка. Самый большой процент падает на социально-экономический индекс семьи - 43 процента. 35 процентов - зависят от образования матери, 19 - наличие отца, 37 - наличие полной экстракции плода при родах (сам родился или с применением щипцов), 25 - количество посещений консультаций для беременных, 21 - минимальная величина гемоглобина, 17 - вес плода.
Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденного ребенка с матерью, взрослыми людьми имеют решающее значение для интеллектуального развития ребенка.

Лев Василишин

  • В Украине начнется новая политическая эпоха — эпоха процветания и утверждения интересов человека, защиты его прав и свобод, социальных гарантий, демократических идеалов и ценностей[...]
  • Хотя земля под нашими ногами - одна из наиболее плодородных в мире, урожайность выращиваемой на ней пшеницы оставляет желать лучшего[...]