Новый порядок оформления результатов документальных проверок

ГНАУ утвердила новый "Порядок оформления результатов документальных проверок". В судебных разбирательствах с налоговиками предприниматели получат новые аргументы
Утверждение обновленного Порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности - для налогоплательщиков явление положительное, поскольку в какой-то мере ограничивает действия налоговых ревизоров. Кроме того, в отличие от своего предшественника новый порядок зарегистрирован в Минюсте (29.12.2002 под №1023/7311). Таким образом, это уже не внутренний документ налогового ведомства, а норматив общего пользования, что позволяет предпринимателям ссылаться на его нормы при рассмотрении конфликтов с налоговиками в судебных инстанциях.
Чем может воспользоваться налогоплательщик? Составляющими сводного акта комплексной проверки являются справки по отдельным вопросам. Если должностное лицо предприятия не согласует такую справку, проверяющим будет сложнее изъять несогласованные материалы из справки для сводного акта комплексной проверки.
факты установленных нарушений должны быть изложены четко, объективно и полностью со ссылкой на документы, подтверждающие наличие таких фактов. Поэтому необъективность, неполнота или нечеткость изложения факта нарушения служат основанием, чтобы не упоминать такие нарушения в акте проверки.
В новых правилах подчеркивается обязательность ссылки именно на нормы нормативно-правовых актов, которые были нарушены налогоплательщиком. Поэтому, если заключение налогового органа будет опираться только на нормы писем ГНАУ, его правильность можно будет успешно оспорить. В акте проверки теперь должны содержаться основания для проведения документальной проверки в соответствии с требованиями Указа Президента "О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности". Отсутствие этих оснований или их немотивированность могут помочь налогоплательщику при обжаловании права на проведение проверки.
При составлении акта проверки особое внимание следует обратить на правильное указание налоговым органом периода (месяца, квартала, года) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в котором осуществлено нарушение, поскольку от этого будет зависеть правильность начисления штрафных санкций. В акте проверки не допускается определение вида и размера штрафных (финансовых) санкций за установленные нарушения. Налоговое сообщение-решение принимает руководитель (в его отсутствие - заместитель) налогового органа в течение трех рабочих дней со дня подписания акта документальной проверки (составление акта отказа от подписи). Несоблюдение этого срока может стать аргументом неправомочности налогового сообщения-решения.
Порядок распространяется только на проверки юридических лиц, их филиалов, отделений и других выделенных подразделений и не распространяется на проверки физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности. Порядком можно пользоваться только при проверках по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства и нельзя - при проведении проверок по другим вопросам, в частности проверки соблюдения закона о производстве и обороте алкоголя и табака или закона о РРО.
Легализировано понятие комплексной проверки, которое до сих пор применялось налоговой в собственных интересах. Вводится понятие встречной проверки, при этом не оговариваются основания для ее проведения и статус в соответствии с президентским указом о дерегуляции.
В соответствии с нормами порядка, в акте должен быть указан вид документальной проверки - плановая или внеплановая. Поэтому указание в акте о проведении комплексной или встречной проверки (при отсутствии ссылки на плановую или внеплановую) может быть дополнительным основанием для обжалования ее правомочности. В случае несоблюдения указанных порядком требований составления акта проверки, а также при отсутствии заключения проверяющих по обоснованным замечаниям, сделанным должностными лицами предприятия, руководитель органа государственной налоговой службы обязан принять меры для устранения этих упущений или назначить повторную проверку. Иными словами, от некачественного составления акта проверки может пострадать невиновный в этом налогоплательщик. Расчет штрафных (финансовых) санкций делается в разрезе налогов, сборов и других обязательных платежей и налоговых периодов. Этот расчет будет скрыт от предприятия, но использован в принятии сообщения-решения налоговым органом.
Провозглашенный курс на европеизацию законодательства уже ощущается во многих свежих налоговых законах и проектах. Ряд прогрессивных изменений содержится и в нормативных актах ГНАУ. В частности, в новом Порядке оформления результатов документальных проверок определены более четкие и более прозрачные правила налоговых проверок. Например, устанавливается исчерпывающий перечень оснований и видов таких проверок в соответствии с указом Президента о дерегуляции предпринимательской деятельности. В сочетании с юстированием документа, т.е. с его общедоступностью для всех плательщиков, это может сыграть положительную роль в предотвращении необоснованных проверок. Новый порядок компактнее своего предшественника. Из него убраны пункты о применении мер административной ответственности; об обжаловании решений налоговых органов; о взаимодействии между налоговыми службами. Эти вопросы теперь регулируются отдельными актами.

  • Связь – это такая отрасль народного хозяйства, которая никогда не стоит на месте и никогда не достигнет своего совершенства. Кажется, что мы уже достигли «современного» уровня связи, но опять в мире изобретается что-то новое, к которому все мы вновь будем стремиться[...]
  • Общение в прямом эфире радио "Свобода" Виктора Медведчука и Юлии Тимошенко длилось 45 минут. За это время гости успели обменяться репликами о гороскопах, олигархах, особенностях нынешней избирательной кампании. В интервью журналистам, Юлия Жмакова (ведущая) призналась, что изначально предполагался несколько другой формат ответов[...]