Худшего образа власти трудно себе представить

Украинская политика 2002 года чрезвычайно интересна. Появляются статьи об украинской политике даже в "Вашингтон пост", "Нью-Йорк таймс" и так далее. Украина стала частью мира, где политика интересует дюдей и это - самое главное. Значительная часть украинской политики в прошлом году вышла из тени. И это, безусловно, плюс. Мы наблюдали как проверяются мехзанизмы современного политического менеджмента, видели выборы, которые были достаточно демократическими. Мы политически взрослеем, вопреки все нареканиям относительно недемократичности Украины.
Хотелось бы, чтобы весной этого года были сделаны решительные, определяющие шаги в направлении политической реформы. И тогда содержание и энергетика президентских выборов окажутся совсем другими. В соответствии с действующей Конституцией, президентские выборы - это когда победитель получает все, а побежденный все теряет. Поэтому очень желательно достигнуть компромисса между основными политическими силами, провести существенные ограничения\ президентских полномочий, сделать настоящим игроком правительство, усилить роль политических партий.
Важный вопрос: успех политических реформ может быть обеспечен только при условии хотя бы минимальной общественной поддержки. В обществе, к сожалению, плохо понимают зачем нужна эта реформа. Более того, по данным опросов общественной мысли, существует недоверие к разного рода демократическим институтам; большинство граждан Украины считают, что сильный лидер намного больше способен сделать для страны, чем все законы вместе взятые.
Как организовать механизм ответственности власти перед обществом? Надо использовать опыт европейских стран. Там депутаты национального уровня, как правило, не опикают свои избирательные округа, - это забота депутатов местного самоуправления. Национальными проблемами озабочены представители политических сил, то есть, партий, за программы которых и голосовали избиратели на выборах. А партия или коалиция партий, победившие на выборах, несет ответственность перед избирателями за реализацию своей политики. Таким образом, население по цепи влияет на исполнительную власть, задает ей программу действий. Если правительство проигнорирует интересы людей, то за партию или партии, сформировавшие правительство, голосовать на выборах не будут.
Опросы нашего общественного мнения свидетельствуют: люди уверены, что власть проинформирована об их проблемах, но, в то же время, эти проблемы она игнорирует. Худшего образа власти трудно себе представить. Чтобы этого не было, надо построить систему так, чтобы потребности народа было невозможно проигнорировать.
Михаил Погребинский,
Политолог.

  • Сенсацией стало не только само это назначение, но и те заявления, которые новый глава штаба Януковича буквально через несколько часов после назначения сделал в своем первом интервью на этой должности[...]
  • Я думаю, что мы в принципе опоздали очень серьезно с реформой политической системы. Помните, лет пять назад было очень популярно мнение, что экономика определяет политику, что она первична, - а оказалось, что все же политическая структура первична. Реформа политической системы была запущена, и сейчас мы ощущаем последствия[...]