Закономерный итог последовательной политики, - социополис, лидерство, капитал

Социополис - давно не идея. В своей книге "Украина: новая парадигма прогресса" автор воплощения в Украине социополисов Евгений Кириллович Марчук определил организацию и развитие социополисов как "переход от общества, основанного на использовании природных ресурсов и материальном производстве, к обществу, основанному на человеческих ресурсах и информации". Книга Е.К.Марчука увидела свет в 2001-м году. И, естественно, статьи, составившие том, были написаны раньше, в разное время. Тем не менее, в книге автор не раз упоминал опыт Индии в создании социополисов и его сегментов - технополисов, инфополисов, ориентированных на опережающее развитие в области информационных технологий.
Сегодня весь мир уже говорит об "Индийском чуде". И посмотреть есть на что. Итоги ушедшего года еще раз продемонстрировали всему миру эффективность новой формы организации общества в виде социополиса, который, по слова Е.К.Марчука, "имеет особый правовой статус, объединяет в себе преимущества специальной экономической зоны с комплексной стратегией опрежающего экономического, гуманитарного и социального развития".
По итогам прошлого года в Индии зафиксирован ДЕСЯТИКРАТНЫЙ РОСТ ОБЪЕМОВ ЭКСПОРТА программного обеспечения за пятилетний период (1997-2002 г.г.), 10,25 миллиарда долларов годового финансового оборота отрасли производства программного обеспечения, 30-процентный рост промышленности программного обеспечения и услуг. И этот результат получен в самый неблагоприятный (за последнее десятилетие) для этой отрасли, 2002-й год. Цифры впечатляют. Особенно для страны с аграрной экономикой, в которой более 40 процентов населения неграмотно.

Индия не перестает удивлять мировых аналитиков темпами своего прогресса в области информационных технологий. Еще бы! В стране, которая на протяжении многих лет находилась в стороне от информационной революции, сегодня работают сотни компьютерных фирм с суммарным оборотом в десяток миллиардов долларов. В масштабах страны создавалась организационно-административная структура, призванная максимально стимулировать экспорт интеллектуального продукта: были сформированы экспортные производственные зоны с льготными условиями налогообложения, компаниям-экспортерам присваивали специальный статус экспортно-ориентированного предприятия
В реальных условиях суровой экономической действительности за любым "чудом" стоит многолетний и кропотливый труд. В случае с Индией - целенаправленная и в целом последовательная государственная политика, проводимая в течение последних 30 лет. Во многом благодаря такой политике Индия пришла в новое тысячелетие с мощной системой ограниченных территорий (город - мини-государство), где реально воплощена идея социополиса, а ее экономическим фундаментом стала индустрия информационных технологий.
Официально все началось еще в 1970 году созданием Департамента электроники (с конца 90-х годов - Министерство информационных технологий). С 1972 года в стране начала действовать знаменитая "Схема организации экспорта программного обеспечения", во многом содействовавшая приоритетному развитию именно информационной индустрии и построению социальной инфраструктуры, среды для ее реализации, то есть, построению тех самых ограниченных территорий, именуемых сегодня социополисами. В соответствии с этой схемой у индийских компаний-разработчиков программных продуктов появилась возможность существенно сократить свои расходы на импорт компьютеров и периферии в обмен на определенные обязательства по экспорту программного обеспечения. Был создан действенный регулирующий инструмент, в разных формах и с разной степенью эффективности, существующий и поныне.
В течение этого времени государством практиковались чрезвычайно высокие пошлины на импорт высокотехнологичной продукции, доходившие до 135 процентов на импорт компьютеров и до 100 процентов на программное обеспечение. При этом индийским компаниям - разработчикам программного обеспечения оказывалась серьезная поддержка на государственном уровне: создание специальных экономических зон, прогрессивное снижение таможенных пошлин на ввозимое оборудование, специальные субсидии на поддержку экспортеров, льготные условия кредитования и т.п.
Развитие информационной индустрии в Индии резко ускорилось после избрания Раджива Ганди премьер-министром в 1984 году. Либерализация импорта, разработка специальных правительственных программ, увеличение субсидий на поддержку своих экспортеров, снятие ограничений на использование импортируемой техники. Наконец, "знаковое" событие: рождение первых социополисов и действующих в их среде технопарков по разработке программного обеспечения. Постепенное ослабление государственного регулирования, допуск иностранного и венчурного капитала на внутренний рынок, государственные реформы в области финансов и образования.
Определенную роль сыграло и внешнее финансирование; в частности, финансовая поддержка Всемирным банком программы технического образования. Совершенствовалось законодательство в области авторских прав и ответственности за использование "пиратского" программного обеспечения, всячески стимулировалось получение индийскими компаниями международных сертификатов ISO и CMM. Закономерный итог этой последовательной политики - официальное провозглашение курса Индии на технологии опережающего развития, в том числе, информационные и, как результат, - мировое лидерство в области информационных технологий. В 1998 году при правительстве Индии был создан Комитет по информационным технологиям, который разрабатывает программу развития этой отрасли на последующее десятилетие - Программа развития на период до 2008 года, названная "План действий в области информационных технологий", еще два года назад выглядела несколько утопической, а заложенные в ней цифры - недостижимыми. Однако, как и было обещано, Министерство информационных технологий держит на своем официальном сайте этот объемистый 110-страничный документ и постоянно добавляет в таблицы цифры достигнутых результатов. Публикуемая динамика роста вполне согласуется с поставленными задачами, а сам факт публикации подробной статистики - одно из проявлений политики прозрачности и открытости, которая обеспечивает высокий уровень доверия иностранных инвесторов. "План" декларирует три главных направления развития: создание информационной инфраструктуры мирового класса, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры; достижение к 2006 году объема экспорта информационных технологий в 50 миллиардов долларов; широкое использование Интернета во всех сферах жизни, программа развития электронного государства и многие другие.
В эволюции экспорта программного обеспечения и услуг из стран с переходной экономикой просматривается три основные стратегии, они же - ступени развития. Выход на последующую ступень свидетельствует о качественно более высоком уровне развития национальной информационной индустрии.
Первая ступень - экспорт труда. В 1998 году на экспорт труда (работа в компаниях-заказчиках за рубежом) в Индии приходилось до 75 процентов экспортных поступлений. Второй этап - экспорт услуг, на который в 1998 году в Индии приходилось 25 процентов экспортных поступлений, а в 2001 году - уже 45. Третья, высшая ступень - экспорт готовых программных продуктов, доля которого для Индии уже составляет до 10 процентов мирового объема.
В Индии даже "течку мозгов" не рассматривают как недостаток. Потому что, в отличие от нас, эта "утечка" работает не на чужую страну, а… на Индию! Абсолютное большинство выезжающих за рубеж квалифицированных специалистов либо в конечном итоге возвращаются с багажом дополнительных знаний и навыков, либо активно участвуют в работе представительств индийских компаний за рубежом.
Вот что такое не на словах, а на деле "новая форма организации общества, основанного на человеческих ресурсах и информации"…

  • В следующем году исполнится ровно 450 лет со дня появления на свет книги пророчеств «Центурии» Нострадамуса, которая до сих пор не перестает волновать читателя и исследователя[...]
  • Такое ощущение, что жизнь у нас - сплошной праздник. Во всяком случае, "красных дней" в календаре со времен провозглашения нашей полной независимости выживать кто как может, стало куда больше, чем во времена советские[...]