И выбор этот придется уважать каждому, кто окажется у власти

Задуманная с холодным расчетом и тщательно разработанная «особая технология» для Одесской области, которую обещал г-н Зинченко, начала «работать» задолго до дня переголосования. Как вы помните, оппозиция объявила о том, что, по их мнению, фальсификация во втором туре достигла 3 миллионов голосов. Прекрасно понимая, что после событий последних трех месяцев результат переголосования может оказаться еще более убедительным, перед нею стояла задача — максимум: искусственно снизить количество тех, кто отдал свои голоса за В. Ф. Януковича.
По слухам, за неделю до выборов в селах района появились люди, которые предлагали жителям «одолжить» им свои паспорта в обмен на 50 гривень до понедельника. По слухам, в день выборов возле участков были люди, предлагавшие 50 гривень «за Ющенко».
Сразу замечу, что слухам мы не верим, прежде всего, потому, что слишком уважаем своих сограждан, чтобы думать, что честь и достоинство свое они могут продать за 50 гривень.
Видимо, авторы «особой технологии» тоже понимали, что украинский народ купить сложно, поэтому приняли кардинальные меры: за две недели до выборов на свет явился Закон Украины «Про особливості застосування ЗУ «Про вибори Президента України» при повторному голосуванні 26 грудня 2004 року», принятый как было заявлено, с целью «предотвращения фальсификации». Что же получилось на деле?
Первое. Списки.
Ст. 3 п. 1 «Територіальна комкая не пізніш, як за 6 днів до дня повторного голосування забезпечує виготовлення двох примірників списку виборців для повторного голосування на кожній звичайній виборчій дільниці на основі списку виборці, що використовувались 31 жовтня 2004 року з урахуванням уточнень, внесених до нього в порядку, встановленому ЗУ «Про вибори Президента України».
С точки зрения логики, удобства граждан и здравого смысла, логичнее было воспользоваться выверенными списками 21 ноября. Но — в сторону логику и здравый смысл. Три миллиона голосов приказано вычеркнуть и сотням граждан нашего района очень хотелось бы посмотреть в глаза тому, кто эти списки для 26 декабря составлял.
Если во время проведения второго тура претензий из-за отсутствия в списках почти не было, то в минувшее воскресенье на каждом участке десятки горожан опять тщетно пытались проголосовать. Увы! В списках не было даже многих из тех, кто был 31 октября и 21 ноября. Согласно закона, эти граждане могли бы проверить себя в списках. Но не тут то было!
ТИК передала списки председателям участковых избирательных комиссий в пятницу, а попали на участки они только в субботу. И хотя в этот день граждане приходили и звонили, времени проверить всех не хватило.
А на одном участке произошло вообще странное событие. Несколько человек, услышав объявление по радио, проверили себя в списках 25 декабря. А 26 декабря, придя на участок, в списках себя не обнаружили. Можно думать о какой-то мистификации, именно на этом (и еще на одном) участке списки не были подписаны секретарем ТВК № 145, нашим гостем из Киева Русланом Дубасом, и председателю пришлось ехать в Болград, в субботу, и «подписывать» списки.
На сегодняшний день в Верховный Суд Украины официальными наблюдателями отправлены жалобы, к которым приложены акты с подписями граждан, не внесенных в списки. Правда, не все захотели расписаться в актах наблюдателей. Кто-то ушел, разразившись руганью, кто-то просто махнул рукой. Жаль. Думаю, время, когда нужно учиться отстаивать свои права в суде, уже настало.
Я не могу не написать сегодня, что после первого тура выборов горожане заблуждались, искренне считая, что во всех этих мытарствах виноваты члены избирательных комиссий. Цитирую закон о выборах Президента Украины:
Ст. 31 п. 1 «для підготовки та проведения голосування виконавчі органи сіьських, селищних, міських рад… до 1 липня року проведения чергових виборів президента України складають загальний список виборців, які постійно проживають на території відповідного села, селища, міста, району в місті, з використанням відомостей, які мають мюцеві органи Міністерства внутрішніх справ України, Міністерства юстиції України, Державної податкової адміністрації України про місце постійного проживания громадян, за формою, встановленою Центральною виборчою комісією. Керівники структурних підрозділів цих органів зобов'язані подати необхідну для складання загального списку виборців інформацію на запит відповідного сільського, селищного, міського голови, голови районної у місті ради.
Ст. 31 п. 3 Після утворення виборчих дільниць виконавчі органи сільських, селищних, міських рад… на основі відповідного загального списку виборців складають списки виборців по кожній звичайній виборчій дільниці за формою, встановленою Центральною виборчою комісією».
Таким образом, вся ответственность лежит на исполкомах городских и сельских советов. Это юридически. А ппо-человечески, члены избирательных комиссий тщательно и добросовестно проверили и внесли отсутствующих в списках 31 октября, и во втором туре этих проблем, практически не было.
А 24 декабря получили от ТВК округа № 145 еще и не такие чудеса: на одном из участков в списках дважды были повторены целые блоки фамилий, и даже целый лист упоминался дважды.
Второе. Открепительные талоны. Срок их выдачи завершался в 20.00 24 декабря, а на участках они появились… 25-го декабря, т. к. были выданы в Болграде ТВК 24 декабря в 18.00. таким образом, ни один житель Ренийского района, отбывающий за его пределы, не смог проголосовать по вине территориальной избирательной комиссии.
Третье. Практически на всех участках при подсчете голосов выявились не подписанные членами избирательных комиссий бюллетени. На участке 77 их было 13, на участке 83 — 44.
Во втором туре таких бюллетеней на весь район было 2—3. Абсолютно очевидно, что это тоже был метод «отбора» голосов. Мелкий, подленький, но сработало — по сравнению с первым туром количество «недействительных» увеличилось на 198. практически все — за Януковича. А один из председателей комиссий — молодой человек — объяснял дедушке: «Ставьте Януковичу +, а Ющенко — «, делая таким образом, бюллетень недействительным. Кстати, всего недействительных оказалось 711. это тоже «отняло» голоса.
Четвертое. И самое больное. Голосование на дому.
Это была самая циничная часть «технологического процесса». Как вы помните, новый закон лишил права голосования на дому всех, кроме инвалидов 1-й группы.
В субботу, 25 декабря Конституционный суд отменил ч.1. ст.6 Закона Украины
«Про особливості застосування…» и голосование на дому стало возможным. И хотя оставалось всего несколько часов до 20.00 (срока приема таких заявлений) все, кому удалось узнать о решении КС, устремились на избирательные участки, чтобы успеть помочь своим престарелым и больным родственникам и знакомым обеспечить участие в голосовании.
Но во время «оранжевой революции», участникам ее, оказывается, можно не только нарушать Конституцию, но и толковать удобным образом решение Конституционного Суда.
И на свет появляется разъяснение ЦИКа. Хотя ст. 77 Закона Украины «О выборах президента Украины» не предусматривает предоставления каких-либо документов, кроме заявления, ЦИК считает, что нужна копия пенсионного удостоверения, справка ВКК и т. д. и т. п. Заметьте, никого не смущает, что в сельской местности, в субботу, лечебные учреждения попросту не работают. И то, что все эти документы люди, которые не могут передвигаться, должны предоставить за 2—3 часа, тоже никого не смущает, даже наоборот, это очень устраивает. Ведь людей таких в Украине более 3-х миллионов. (Помните? Цель оправдывает средства).
Никого не смущает и то, что разъяснение передано по факсу и без подписи, и не доведено до половины председателей комиссии, то есть, вообще не имеет юридической силы. Но оно тут же берется на вооружение членами комиссий, представляющим Ющенко и… начинаются войны в избирательных комиссиях. Всеми, кто действительно болел не за «количество голосов», а за права больных и пожилых людей, к чести для многих представителей В. Ющенко, они не побоялись «ну-ну-ну» из своего штаба, и на ряде участков комиссиями было принято решение о голосовании на дому.
К сожалению, не удалось отстоять свое мнение участкам № 76, 77, 83 г. Рени, № 87 (с. Долинское), № 92 (с. Орловка), № 93 (с. Плавни), № 90 (с. Нагорное), № 89 (с. Лиманское). Приезжие из Львова, Киева, Тернополя и наши с вами земляки стояли насмерть: голосования на дому не будет. И на следующий день случилось то, о чем писать без содрогания и слез я просто не могу.
26 декабря на избирательные участки отправились голосовать те, кого так хотели «отсечь» — инвалиды II, III группы и старики, не успевшие подать заявления, — все, кто по состоянию здоровья с трудом передвигается даже в пределах собственного жилья.
Пережившие войну и голод, отстроившие Великую Страну и затем потерявшие
её, а вместе с ней и по копейке собранные вклады, трижды обманутые, прошедшие нищету середины девяностых годов и только чуть-чуть вздохнувшие с облегчением в последние два года, сердцем чувствующие глубокую благодарность к человеку, который вспомнил, подумал, и попытался исправить их несправедливо нищенское положение.
Они шли к избирательным участкам, опираясь на палочки и костыли, маленькими шажками.
Глядя на них, казалось, что весь смысл их жизни сконцентрировался в единственной цели — дойти любой ценой и заставить с собой считаться тех, кто ради захвата власти готов растоптать кого — угодно.
Кого-то подвозили машинами (многие откликнулись на призыв помочь), но большинство плакали дома, в десятый раз набирая номер избирательного участка: «Деточка, может, вы приедете? Я совсем не могу ходить, ко мне раньше всегда приезжали!». Кто-то просил: «Привезите носилки, принесите меня, я хочу проголосовать, я же живой еще!».
На одном из участков пожилой мужчина, требовавший, чтобы приехали к его прикованной к постели жене, прибежал на участок и плюнул в сторону комиссии, со словами: «Вы — фашисты!».
В Орловке женщина, перенесшая недавно микроинсульт, упала перед дверями участка и была доставлена домой в тяжелейшем состоянии.
И каждый из них твердил одно: «Мы ведь тоже люди!». Конечно, люди и полноправные граждане Украины.
Хотя некоторые считают иначе. Член избирательного участка № 84 Мамчур Игорь (Львов), вызвавшийся провести голосование на дому (комиссия приняла решение 14 против 2-х голосов), сказал после возвращения, что на дому не нужно голосовать совсем, потому что эти люди уже не жильцы. Помните, кто считал «недочеловеками» инвалидов? Такое мнение и ренийцы высказывали. По понятной причине, называть имена я не буду.
В результате всех вышеописанных способов количество голосов за Янгуковича в районе уменьшилось на 2000.
Кстати, штабистов Ющенко интересовала именно эта цифра, докладывали они «наверх» именно о количестве «отнятых» голосов по сравнению со вторым туром.
Кстати, Ющенко тоже потерял в районе 157 голосов, хотя особая «технология» здесь явно ни причем.
Безусловно, уважая политические убеждения членов комиссии от В. Ющенко, и представителей штаба в г. Рени, я, тем не менее, все время думаю: знали ли они о том, что тактика «отбора голосов» будет настолько бесчеловечной?
Кто-то, возможно, не знал, кто-то искренне верил и верит своему избраннику, — и это его право (кстати, этих людей ведь, по сути, крупно подставили их боссы, — взамен на доверие и искренность). А кто-то ведь знал наверняка. Знал и не возразил, не сказал: постойте, это же отцы и матери, это деды наши! Они заслужили уважения к себе и своим правам всей своей жизнью, они граждане Украины, в конце концов!
Не заступился и не защитил, что дает право предполагать, что когда потребуется нарушить еще чьи-либо права, колебаний тоже не будет.
Тем более, если это — права несогласных.
Я не буду сегодня подробно писать о той колоссальной работе, которая была проведена членами избирательных комиссий, чтобы обеспечить проведение I, II, III тура выборов.
Скажу лишь, что эти люди, спавшие по 2-3 часа последние четверо суток, измотанные беспрецедентным психологическим давлением и откровенным саботажем некоторых инстанций, видевшие все перечисленные и многие другие несправедливости, четко, корректно, организованно и без эксцессов провели переголосование. Эти люди сделали все, чтобы не вспыхнул ни один конфликт, чтобы не уронить свое достоинство и не дать повода (даже в сердцах) думать, что вся та ложь, которой щедро «нафаршировали» мозги приехавшим, и есть правда о нашем народе.
Многие из молодых наблюдателей, покидая наш район после II, III тура признавались, что им представляли нас бандитами, их уверяли, что тут все за Ющенко, но людей силой заставляют голосовать за Януковича, что здесь имеет место повальная фальсификация и т. д. и т. п., а здесь живут приветливые «нормальные» люди, просто думающие иначе. Хочется верить, что это заставит их о многом задуматься, ведь молодежи так важно разобраться, что есть правда, а что есть фарс. Но это — тема для другого разговора.
Оставляя на совести болтавших сплетни про фальсификацию второго тура, которая бросила тень на десятки порядочных людей, я приведу результаты переголосования 26 декабря 2004 года.
Выборы в Ренийском районе прошли в присутствии международных наблюдателей из Канады, Польши, Швеции, Франции, Великобритании, ОБСЕ, представителей прессы из Львова и Киева. В комиссиях и наблюдателями работали около 100 человек из Киева, Львова, то есть в честности цифр теперь вряд ли кто усомнится.
Так вот, результаты переголосования подтвердили результаты второго тура.
И не только. Они подтвердили, что наши граждане определили свою гражданскую позицию, сформированную не «добровольно-принудительно», как сказал Алексей Орда в одной из передач на РМТ, а в результате глубокого осмысления социально-экономической и политической ситуации в стране и регионе.
И сделали свой выбор.
И выбор этот придется уважать каждому, кто окажется у власти.
Ирина Пьянкова,
Секретарь Ренийского райкома СДПУ (о)

  • Набирающая экономическую мощь Украина, в принципе, уже представляет серьезную опасность для Запада, потому что Украина способна стать серьезным конкурентом на мировом рынке, куда пустить ее слишком мало желающих. Ведь со времени развала СССР Украина в мировом аспекте никогда не рассматривалась развитыми странами иначе, чем сырьевой придаток и рынок сбыта товаров транснациональных корпораций[...]
  • Представительство Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Украине заинтересовано не допустить проникновения беженцев в Европу. Ради этого готовы обещать все, что угодно[...]