Если верить официозным, официальным и полуофициальным
источникам информации, то Украина стоит на пороге страшного экономического
кризиса. На деле же ситуация, совершенно иная, — в интервью корреспонденту
российской «Новой газеты» Алексею Полухину рассказал депутат Госдумы
России Михаил Задорнов.
Катастрофический тон комментариев гостелеканалов, посвященных экономической
ситуации в Украине, на мой взгляд, не вполне соответствует действительности.
Для того чтобы объективно оценить происходящее, необходимо разбить
проблему на четыре составляющие части.
Первое - это бюджет и госфинансы. Здесь запас прочности довольно
велик. Судите сами: по разным оценкам, неделя политического кризиса
стоила Украине от 600 миллионов до миллиарда гривень. При этом
украинский бюджет уже к сентябрю получил девять миллиардов гривень
дополнительных доходов. То есть, даже если кризис будет продолжаться
еще месяц или два, никаких угроз исполнению бюджета существовать
не будет. Более того, я специально проверял, как обстоят дела с
уплатой текущих налогов. Так вот, крупнейшие налогоплательщики
во всех без исключения регионах Украины исправно перечисляют налоговые
платежи в бюджет, так что коллапса госфинансов в обозримой перспективе
произойти не может.
Еще меньше оснований имеют под собой заявления о том, что Украина
не потянет еще одни выборы. Второй тур обошелся стране приблизительно
200—250 миллионов гривень (имеются в виду, конечно, бюджетные деньги),
так что можно было бы голосовать еще трижды без какой-либо угрозы
для госфинансов.
Ситуация в финансовом секторе куда сложнее - здесь проблемы налицо,
и их основание лежит в психологии. Статистика пугающая: если в
сентябре золотовалютные резервы Национального банка Украины составляли
10,7 миллиарда долларов, то уже к 5 ноября они сократились почти
на 20 процентов, до 8,5 миллиарда. Сейчас, естественно, и того
меньше.
Причина в том, что и граждане, и юридические лица, напуганные политической
нестабильностью, уходят из гривны и спешно вкладываются в иностранную
валюту.
В этой ситуации НБУ сделал, что мог: дал коммерческим банкам рекомендации,
во-первых, в течение одного дня не обналичивать и не выдавать на
руки одному физлицу сумму свыше тысячи долларов - как в офисах,
так и через банкоматы; во-вторых, установил лимит и для юридических
лиц - 50 тысяч долларов (не считая текущих производственных затрат
и выплаты зарплаты).
Но эти рекомендации не обязательны, кроме того, не факт, что, если
им последуют все без исключения 170 украинских банков, это спасет
ситуацию. Есть ведь и черный рынок. Характерно, что курс гривни
на нем уже сейчас сильно разнится с официальным. Так что длящееся
сокращение золотовалютных резервов и паническое снятие денег с
депозитов в комбанках действительно могут привести к полномасштабному
банковскому кризису. Здесь ключевым можно считать фактор времени.
Зато в реальном секторе ситуация некритическая. Конечно, нельзя
сбрасывать со счетов тот факт, что миллионы людей в разных регионах
оставили рабочие места ради участия в демонстрациях. Потери будут,
и довольно существенные: 2-3 процента ВВП. Но если вспомнить, что
уже к сентябрю ВВП Украины вырос примерно на 13 процентов, то об
ощущении катастрофы можно забыть. Тем более что крупнейшие предприятия
базовых отраслей работают в нормальном режиме. Мартеновские печи
никто не остановит.
Наконец, меньше всего стоит волноваться за сокращение товарооборота
России и Украины, составляющего на сегодня 15 миллиардов долларов
в год. Опасения могут касаться исключительно транзита грузов автотранспортом.
Появившиеся же в некоторых СМИ заявления о том, что под угрозой
может оказаться транзит российских нефти и газа, не имеют ничего
общего с действительностью. Здесь ведь фактически работают бартерные
схемы - Россия платит за транзит своим же газом. Эта схема будет
исправно работать, даже если в бюджете Украины не будет ни гривни
для платы за энергоносители.
Так что рассуждения о том, что потеряет Украина во время кризиса,
носят большей частью спекулятивный характер. Вопрос в том, как
она из него выйдет. Если ситуация разрешится в приемлемом для Евросоюза
варианте, то вскоре после избрания легитимного президента и назначения
правительства сразу же вырастут суверенные рейтинги Украины, стоимость
акций украинских компаний. Более того, в результате изменений политической
системы Украина может стать гораздо ближе к ассоциированному членству
в ЕС, а это означает долгосрочный повышенный интерес инвесторов.
Как европейских, так и российских. Ведь тем и другим, по большому
счету, нужно одно: равные правила игры, отказ государства от протекционизма,
доминирования в экономике, защита прав собственности, открытость.
В этом отношении позиция российского бизнеса сильно разнится с
позицией государственной власти. Если политический кризис приблизит
Украину к ЕС, то поток инвестиций позволит вскоре забыть об экономических
проблемах, связанных с нынешним кризисом. В противном случае российский
бизнес постарается сохранить существующие активы, но планы дальнейшей
экспансии, скорее всего, будут пересмотрены. Интерес же европейцев
упадет много ниже нынешнего уровня. В таком случае на восстановление
украинской экономики потребуется гораздо больший период времени.