Это, если хотите, зарождение станового хребта Украины, — национального самосознания и украинской государственности

Этот номер газеты, который мы подготовили к печати, впервые не будет содержать материалов на местные темы. Потому что главная тема сегодня, — то, что происходит в стране, на главных площадях Киева, в Верховной Раде, структурах власти и Центральной Избирательной Комиссии. От результатов этих событий зависит сегодня вся наша жинь, все наше будущее в национальном масштабе, а значит, и на самом, что ни на есть, местном уровне, от глухого села и райцентра – до больших и малых городов Украины и ее столицы. Сегодня, наверное, нет в стране никого, кто бы равнодушно смотрел на происходящее. Поэтому естевенен и закономерен наш интерес к точке зрения руководства городской власти на события, происходящие в Киеве. Оценкой этих событий мы попросили поделиться мэра города Сергея Колевича.
Корр. Если в целом и кратко: что на ваш взгляд главное в происходящем?
С. Колевич. Главное – то, что народ наконец-то сам заявил о себе. То, что происходит сегодня в столице Украины, впервые показало всему миру: у нас по-настоящему зарождается нация, у нас наконец-то возникает серьезное независимое государство. По большому счету, это должно было произойти тринадцать лет назад, еще в 1991-м году. Но тогда этого не произошло. Тогда три человека в Беловежской пуще подписали соглашение и сказали трем нашим народам – русскому, белорусскому и украинскому, что, вот, дескать, у вас сегодня появилось что-то независимое… Хотим мы того, или нет, но это была не та независимость, это не была независимость, как говорится, выстраданная народом, закалившаяся в боях. Это было что-то другое и не совсем понятное, и не всем понятное. И вот сегодня мы имеем те последствия, которые были тогда заложены в эту нашу историю. Наверное, эти прошедшие тринадцать лет и понадобились нам, чтобы, наконец-то понять, что государство Украина у нас есть, что народ – это не быдло, и он у нас есть, и помыкать им не получится. Это – именно то, что демонстрирует сегодня Крещатик и майдан Незалежности, все те, кто вышел на акцию гражданского неповиновения. Наверное, с этого времени можно считать, что у нас возникло и заявило о себе новое гражданское общество. Гражданское Общество Украины…
Корр. С этим нельзя не согласиться. Мы действительно теперь уже можем говорить о том, что у нас появилось Гражданское Общество с большой буквы. И все же. Как вы считаете, почему для этого потребовалось ни много ни мало — тринадцать лет? Что мешало нам создать такое общество раньше?
С. Колевич. Это достаточно серьезный вопрос, чтобы отвечать на него в двух словах. Тут нужно учитывать все: психологию, национальные особености, менталитет, историю, культуру. Одним словом, говорить об этом можно сколько угодно долго. Но есть основополагающие, и общие критерии, на которых я хотел бы остановиться. Очень точно в свое время их выделил из общей массы факторов политолог с мировым именем Збигнев Бжезинский, с точкой зрения которого на мировые процессы и события я познакомился еще в начале девяностых годов. Бжезинский утверждает, что в каждой стране, в любой стране существует так называемый потенциальный слой общества, который ведет за собой общество. Этот слой общества составляет в процентном отношении четверть населения, то есть, 25 процентов. Это элита общества, это педагоги и ученые, это инженеры и работники культуры, медики и журналисты, это та же рабочая элита – специалисты, достигшие высочайшего мастерства в своем ремесле, это художники, поэты, писатели, изобретатели, политологи и общественные деятели, — список можно продолжать сколько угодно. Так вот в нормальном, развивающемся и прогрессирующем обществе этот слой общества и составляет не меньше 25 процентов, осуществляя тем самым свою задачу движения вперед. Они ведут за собой остальные 75 процентов общества. И это не обидно для тех оставшихся семидесяти пяти процентов. Ведь не все же способны и хотят проявлять инициативу, выдвигать идеи, делать открытия, учить детей или студенческую молодежь.
Так вот, Бжезинский заметил, что как только этот потенциальный слой начинает сокращаться, в любой стране начинают возникать проблемы. И если в стране, получившей независимость, этот потенциальный слой уменьшается до 15-ти процентов, начинается разрушение государства. Если этот слой уменьшается еще больше, государство, как независимое, прекращает существовать.
Я бы для образности сравнил это с выдавливанием зубной пасты из тюбика. Когда потенциально сильный слой сокращается, увеличивается давление пассивного слоя, тех 75-ти процентов, которые возрастают до 85-ти и больше. То есть потенциально сильные люди и личности «выдавливаются» из общественной жизни, если хотите, из страны, из государства. Надо ли говорить, сколько светлых умов и сильных личностей за эти тринадцать лет Украина «выдавила» из общественной жизни и из страны? Надо ли говорить насколько сильно мы обеднели в человеческом потенциале? Это давно не требует доказательств. Достаточно, вспомнить, что за рубежом трудятся от пяти до восьми миллионов наших соотечественников.
Так вот по разным, в том числе и международным оценкам, этого «локомотива», этого потенциального слоя осталось у нас 12 –13 процентов. Это уже – беда. И вот сегодня мы подошли к рубикону, за которым — пропасть. Перешагнуть его просто нельзя. Если сегодня мы говорим о результатах выборов, которые навязаны властью, это — тот рубикон, перешагнув который, обратной дороги уже не будет. Государство Украина прекратит свое существование.
Корр. О каких результатах выборов идет речь?
С. Колевич. Давайте вспомним. Верховная Рада приняла Закон о том, чтобы выборы по открепительным талонам и с выносом урн запретить. У Президента был шанс подписать Закон и войти в историю новой Украины, как первый президент, в честной борьбе уступивший оппозиции. Или не подписать и, извините, «вляпаться в историю». К сожалению, Президент, как гарант честных выборов, отказался подписывать Закон. Это стало ключевым моментом для фальсификаций в Украине. Открепительные талоны и голосование на дому…. Мораль и Закон были растоптаны в Украине во время второго тура президентских выборов окончательно. Еще не поздно исправить ошибку и пойти цивилизованным юридическим путем. Вместе с оппозицией, с представителями обеих сторон, тщательно изучив все претензии, обратиться в Верховный Суд с просьбой об отмене решения ЦИК. Это – нормальный цивилизованный путь, который снимет все напряжение в обществе.
Корр. Это серьезный аргумент в пользу оппозиции. И, наверное, стоит поговорить о власти в принципе, о власти как таковой вообще, и о власти в Украине конкретной…
С. Колевич. Но для этого надо сделать некий экскурс в нашую новейшую историю, чтобы было понятно для всех то, о чем я скажу. Замечу, что, например, политологам, социологам это общеизвестно. В Советском Союзе было три власти: самая мощная, самая сильная власть — КПСС, которая подчиняла все и всех и давила. Без партии, нельзя было продвинуться по работе, без партии нельзя было защитить диссертацию, без партии вообще нельзя было решить никаких жизненно важных вопросов. Это была уже в сущности не партия, а структура, которая руководила всем и подчиняла себе все. Вторая власть в стране была слабее партийной, но реально существующая. Это было КГБ. Третьей властью всегда были «паханы», криминальные авторитеты которые держали руку на пульсе. Но всегда же они был слабее КПСС и КГБ.
И вот распался Советский Союз, компартию отстранили и запретили. Коммунисты кто затаился, кто спрятался, кто перекрасился, и к власти пришли полукриминальные и криминальные личности. Я говорю в данном случае о России. Произошел захват собственности и ресурсов, рынков и телевизионных каналов и так далее, и тому подобное. В России КГБ, — эта вторая и сохранившая свою мощь структура власти так и продолжала сидеть в засаде и выжидала: вернется или нет первая, партийная власть, которая обладала миллиардами долларов, золотом партии и так далее. Прошло четыре-пять-шесть лет и в КГБ поняли что возврата к партийным временам уже не будет никогда. И «специалисты», — я так условно и образно выражаюсь, — пришли к власти. Они очень быстро «свернули башку», кому надо, сместили кого нужно и куда нужно, и там сегодня воцаряется в России диктатура силового ведомства, в котором главную роль выполняет Путин, а его команда в сапогах, расставляет всех и вся по местам. Первая победа (и очень серьезная) — это выборы президента. Вторая – парламент, в котором полностью обеспечено послушное конституционное большинство. Сегодня парламент безропотно готов и будет принимать любые изменения в Конституцию, любые законы. Поэтому и появилось на повестке дня решение третьей задачи – подчинить действующей власти все демократические институты в стране. Выборность губернаторов отменить, выборы мэра Москвы прекратить. Везде и всюду, повсеместно все и всё назначаемо, и в течнние одного-двух лет можно «построить» всю страну. Потом, когда все построены, «Равняйсь! Смирно! Выполняй приказ»…
Что произошло в Украине? В Украине сценарий был очень похож. Вначале с коммунистами произошло то же, что и в России: партия развалилась, партийцы разбежались, кто перекрасился, кто спрятался, кто на пенсию кто в СБУ, кто в криминал, — поуходили…
К власти пришли полукриминальные структуры. За четыре-пять лет они окрепли, набрали капитал, захватили и «прихватизировали» всю страну, и все что можно было разбазарить и украсть, разбазарили и украли. А СБУ, бывшее украинское КГБ было изначально на две-три головы слабее московского. Криминал или полукриминал окреп и на выборах президента сегодня диктует, пытается полностью подчинить себе все, что можно подчинить в Украине, то есть, все общество и все общественные институты. А СБУ оказалось не в силах противостоять этому натиску, оказалось слабым и подчиненным политически. Вот – ситуация у нас.
Корр. Таким образом, вы хотите сделать вывод, что противостоять этому натиску наконец-то оказалось способным наше общество?
С. Колевич. Именно так. Именно это происходит сейчас на улицах Киева. То, что там происходит и является зарождением нации в Украине. Это, если хотите, зарождение станового хребта Украины, — национального самосознания и украинской государственности.
Сегодня оно может состояться и может не состояться. Потому что есть только два варианта развития событий. Если ситуацию задавит сегодняшняя власть, которая правила и управляла страной тринадцать лет, если она останется при власти, тогда с демократией в Украине будет закончено на долгие годы. Если победит начавшийся процесс национального самосознания народа, прозойдет возрождение народа, и будет избран подлинно народный президент. Неважно фамилия его будет Ющенко или Мороз или какая-то другая. Важно что это будет подлинно народный президент, а правительство окажется правительством народного доверия, в которое войдут коммунисты социалисты и другие представители всего общественного спектра Украины. И мы тогда приобретем доверие и в Европе, и во всем мире. Тогда Украина с огромной скоростью сможет «рвануть» в европейские структуры, принять европейские ценности.
Или – печальный вариант развития событий, при котором криминал окончательно и полностью победит в нашей стране. Что нас ждет тогда? Резервация. Политический заповедник. Тогда обо всем придется забыть. Об инвестициях, о кредитах, о проектах, о перспективах, то есть, о будущем. О цивилизованном развитии, о движении Украины вперед…
Корр. Мало утешительного… Впрочем, вы говорите о перспективах (или отсутствии таковых) движения Украины в мировом контексте. Но ведь есть у нас и ближайшие цели – Россия, без которой в мировом контексте Украина не мыслима… И именно избиратель с пророссийскими настроениями в первую очередь поддержал В. Януковича…
С. Колевич. Все знают что происходило до выборов, во время выборов и после выборов… Ни ЦИК, ни кто-либо другой официально еще не объявили Януковича президентом Украины, а Путин уже по телефону поздравил его. Надо понимать кому и зачем это нужно. Что это значит? А это значит, что бывшему профессионалу КГБ очень важен зависимый президент соседней страны, как говорится, «подвешенный за ребра», с уголовным прошлым. Досье на него полностью есть в Москве. На такого президента легко и можно влиять. Он всегда будет «покладистым» и «сговорчивым». Что дальше? Дальше просто и легко превратить Украину в одну из губерний России, даже не присоединяя ее фактически и геополитически. Просто прихватить нефтепроводы, газопроводы, получить в свои руки всю безропотно сданную экономику. И Януковичу некуда будет деваться. Бессмысленно будет аппелировать к мировому сообществу, которое от нас отвернется. Аппелировать можно будет только к одному-единственному хозяину – Москве. Все. Больше вариантов никаких нет. Государство Украина на этом и закончится…
Но есть шанс. И этот шанс — сознательность людей Украины. В любом случае народ объединится. Сегодня народ, который тринадцать лет дремал в страхе в застое, в запугивании, все-таки проснулся, очнулся и заявил о себе, о том, что он есть и ему не безразлична судьба страны. Сегодня с каждым днем будет нарастать прозрение у людей, а из их подсознания выветриваться страх, рабская психология. Люди в разных селах, в городах больших и малых, будут подниматься с колен. И число этих поднявшихся с колен людей, которые заявили о себе, будет только расти. Что ждет Украину, покажет ближайшее время. Но что бы мы ни говорили, все равно победит правда...
Записал А. Муравенко

  • В Крыму сейчас некоторое затишье перед «последним и решительным»… А ещё недавно вибрировали все — и стар, и млад. На собак и кошек цепляли бантики, чаще голубые, размахивали знамёнами разных баррикад и шарахались от апельсинов на прилавках[...]
  • В украинскую политику уверенно врывается новое поколение - поколение тридцатилетних. Омоложение политики, привнесение в нее новой силы и энергии - явление, вне всякого сомнения, позитивное[...]