Это — единственная позиция, которая может быть у городского головы...

Это — единственная позиция, которая может быть у городского головы...

Выборы, состоявшиеся в Рени, продемонстрировали возросшую активность избирателей. В целом, это процесс положительный и отрадный. Но оказалось, что было и много огорчений. И это связано с тем, что многие из наших горожан не нашли себя в списках избирателей. Редакция обратилась к городскому голове Сергею Колевичу с просьбой прокомментировать эти факты. И первый вопрос был естественно о том, как вообще оказалось возможным то, что люди, годами без проблем участвовавшие в выборах, и голосовавшие, вдруг, в одночасье, не увидели себя в числе избирателей и ни с чем уходили с участков?
С.Колевич. Сама организация выборов в этом году проходила в какой-то спешке. Во всяком случае, не так как в прежние годы. Во-первых, раньше организация выборов начиналась, как минимум, за шесть месяцев до их проведения. Сейчас - за 90 дней. Это и формирование избирательных комиссий, и составление списков, и вся остальная работа. Во-вторых, в этом году от участия в организации выборов полностью отстранили городскую власть и горисполком. Такова была норма по закону. Сегодня вопросами формирования комиссий исключительно занимались Центральная Избирательная Комиссия и окружная территориальная, которая находится у нас в Болграде. То есть, городской избирательной комиссии не было. Горисполком этим не мог заниматься, поскольку по закону этого делать нельзя. Болград формировал участковые комиссии в Рени. В Болграде определяли, кто будет председателем, заместителем, секретарем, членом комиссии в Рени. И, вот, определили. Нашли людей, абсолютное большинство которых, процентов девяносто, никогда не принимали участия в работе комиссий, не имеют опыта. Сознательно или несознательно так сделали, утверждать не берусь. Но то, что эти комиссии оказались совершенно не подготовленными, не компетентными в профессиональном плане — это факт. Вторая проблема, которая тоже стала очевидной – проблема со списками избирателей. Эти списки готовили для комиссий, предварительно, здесь в Рени, за ничтожную оплату, хотя это очень кропотливая и сложная работа. Тем не менее, даже за эту работу избирательная комиссия так еще и не рассчиталась с людьми.
Корр. Рассчитались или не рассчитались, это одна проблема, хотя и весьма существенная. Но ведь есть обязанности, при выполнении которых должна быть какая-то система страховки от ошибок…
С.Колевич.
Вы правы. Люди всегда остаются людьми. Система должна страховать ситуацию. А такой системы уже не было. Ошибки бывают в любой работе. Естественно, когда составляли списки, кого-то могли пропустить, кого-то не учесть. Такие факты никогда не являлись чем-то сверхъестественным или вопиющим. Такое всегда случалось и в прежние годы, и случалось это в работе практически каждой избирательной комиссии. Тогда почему такой ажиотаж сегодня? В чем отличие этого года от предыдущих лет? Да в том, что тогда, раньше, была другая система, и ничто не составляло проблемы. Если кого-то пропустили, не включили в список избирателей, перепутали дом, квартиру, просто ошиблись, избирателю достаточно было предъявить на том же избирательном участке паспорт с местом прописки. Согласно документу, проверялся факт допущенной ошибки, и фамилию человека тут же включали в дополнительный список. На все это тратилось одна или две минуты, и человек шел голосовать. Никакого ажиотажа. Кто хотел голосовать, тот мог проголосовать, не создавая себе проблем и не теряя времени.
Впервые в 2004 году эту норму исключили из закона. В дополнительные списки запретили кого бы то ни было вносить в день голосования. Отныне проблему мог решить суд, и только суд. И вот представьте массу людей, которые приходили на свои избирательные участки (их по Рени одиннадцать), не обнаруживали себя в списках (такие факты оказались на всех избирательных участках в Рени), и им предлагали обращаться с заявлениями в суд. Много ли найдется таких избирателей, которые не пожалеют сил, времени, нервов на то чтобы добиться восстановления своего права, обратиться в суд, чтобы все-таки проголосовать?! В суд приходили, в лучшем случае треть из тех, кто не нашел себя в списках и проявил настойчивость и желание проголосовать. И наш суд вынес 178 таких решений. Надо отдать должное работникам суда, все кто обратился к нему за помощью, были восстановлены в своих правах. Все дела были оперативно рассмотрены в рамках судебной системы, а люди смогли проголосовать. Но ведь основная масса, те две трети, процентов семьдесят из тех, кто не обнаружил себя в списках, в суд не пошли. Они просто развернулись и ушли, не проголосовав вообще! Как оказалось впоследствии, такая картина была характерной не только для Рени, но и в целом по Украине. Поэтому прямо сейчас эту норму закона намерены срочно менять, о чем уже говорили депутаты в Верховной Раде. И уже ко второму туру еще раз заставить комиссии пересмотреть и перепроверить все списки избирателей, осуществить нормальный контроль над качеством этих списков, чтобы максимально избежать ошибок. А уж если они все-таки будут, решать эту проблему так, как ее решали раньше: без суеты, путем включения в дополнительные списки здесь же, на месте, на участке действующей участковой избирательной комиссии и в момент проведения выборов, чтобы люди могли проголосовать, не тратя времени, без нервотрепки и судов.
Корр. Обращались ли граждане в мэрию, в исполком по поводу нарушений, обнаруженных на избирательных участках во время голосования?
С.Колевич.
Да обращались. Но это касалось только одного из одиннадцати избирательных участков, действующих у нас. Это касалось участка, территориально расположенного вблизи Ренийского мясокомбината. И по словам избирателей, и по словам наблюдателей, там был просто беспредел. Давали «пачками» бросать бюллетени в урны. Есть данные, свидетельствующие о попытках подтасовки фактов, о том, что такая «инициатива» исходила, якобы и от председателя, и от секретаря, и от членов избирательной комиссии. На мой взгляд, территориальной избирательной комиссии с этим надо разбираться и разбираться очень серьезно. По всем остальным избирательным участкам особых замечаний не было.
Корр. А голосование по открепительным талонам? Картина в целом по Украине, пожалуй, читателю уже известна. Как это конкретно выглядело у нас в городе?
С.Колевич.
Да так же, как и везде. Это очень серьезная тема. И в Верховной Раде поняли, что надо срочно вносить поправки в Закон, потому что в нынешнем виде, можно голосовать по открепительным талонам несколько раз на разных избирательных участках. Свидетельствуют же очевидцы и средства массовой информации о том, что, например, автобусы с такими «избирателями» спокойно могли переезжать из города в город и благополучно голосовать каждый раз на новом месте!.. Такие методы, это не выборы, а нечто другое и весьма грязное…
Корр. Осуществлялось ли давление на городскую власть во время избирательного процесса? Если да, то в какой форме? Были ли со стороны самой городской власти попытки повлиять на избирательный процесс?
С.Колевич.
Нет, давления на городскую власть не было абсолютно никакого. И со стороны городской власти влиять на выбор людей не было сделано ни одной попытки. За все время избирательного периода ни городской совет, ни голова, ни члены исполкома никогда и нигде ни разу никого не агитировали, ни одного собрания не проводили. Ни к кому не обращались, в том числе, ни по местному телевидению или в газете с призывами за кого-то голосовать. Я считаю, что городской голова представляет интересы всей громады, а, значит, и всего политического спектра города: коммунистов, блока Ющенко, кандидата от власти Януковича, социалистов и так далее по всему списку. Я считаю, что нельзя ни за кого конкретно призывать голосовать. Как мэр, я своих работников аппарата собрал и сказал: у вас есть свои политические взгляды и симпатии. Это – за пределами городского совета. Этим симпатиям и взглядам вы и отдадите предпочтение, когда придете на избирательные участки и проголосуете так, как посчитаете нужным. Это – единственная позиция, которая может быть у городского головы, и другой я не вижу. Должно быть именно так.
Корр. Накануне, буквально перед самыми выборами, люди в подъездах стали обнаруживать листовки, прямо таки «кричащего» содержания. Хотя это и несправедливо лично по отношению к вам, нельзя не процитировать того, что было таким способом «обнародовано» и «опубликовано». Цитируем содержание листовки, сохраняя ее стиль, орфографию и пунктуацию: «К сведению горожан!!! Для ликвидации последствий авантюры городского головы в индивидуальном отоплении квартир из областного бюджета было выделено 2 миллиона грн. Все эти деньги городской голова потратил на оплату работы предвыборной компании Ющенко В.А. Если вам будут предлагать деньги для голосования за Ющенко, за винос бюллетений с участка, - будьте бдительны! Знайте: Цена этих денег тепло и уют в вашем доме! Не дайте себя обмануть! Совесть не продается за деньги!!!» Как бы вы это прокомментировали?
С.Колевич.
Буквально накануне выборов, эти листовки бросали ночью, тайком, по-воровски по подъездам многоэтажек… Ну, что на это сказать?! Надо сказать, что «заготовка» слишком грубая, что это откровенное оскорбление и ложь! Где-то, в каких-то штабах, или в каком-то одном конкретном штабе, «тому, що він підленький, тому що він кримінальний, тому що він боягузький», слишком увлеклись пиар-технологиями, заодно, потеряв совесть и здравый смысл, прибегли к откровенной лжи и клевете…
Если бы тот, кто готовил эту «заготовку», действительно располагал фактами и хотел бы откровенно поставить вопрос, кто бы помешал ему подписаться под этим? Поставить свою фамилию или название штаба, обратиться на то же местное телевидение, в прямой эфир, в те же редакции газет «Ренийский вестник» или «Час пик» с гневными обвинениями в адрес городского головы! Но, когда нет в арсенале ничего, кроме клеветы и методов ночных воришек, приходится действовать тайком, подленько… Напакостить и скрыться, надеясь, что никто ничего не узнает, а подлость и клевета сработают…
Корр. Так, давайте все-таки «выведем на свет» эти «два миллиона»…
С.Колевич.
Я могу сегодня официально заявить, что за все шесть лет существования городской власти в лице действующего городского головы, и по сегодняшний день, на отопление, на газификацию города, конкретно ни из областного, ни из республиканского, ни из районного бюджетов в городской бюджет не поступило ни копейки. За все шесть лет и по сегодняшний день… И все проблемы мы решали и продолжаем решать за счет поступлений от аренды, за счет продаж и приватизации. Мы изыскиваем эти крохи, чтобы решать проблемы в городе. Знают об этом? Да, конечно знают, что никаких денег из вышестоящих бюджетов нет, и не было. Но увязать проблемы мэрии, связанные с отопительным сезоном и с отоплением в целом, увязать эту проблему с выборами, оказывается можно. Можно получить необходимый «эффект». И он достигается доступными «подручными средствами», в выборе которых не гнушаются ничем в каком-то одном конкретном штабе, как я подчеркнуто выразился, и повторюсь: «тому, що він підленький, тому що він кримінальний, тому що він боягузький»… Вот она, подлинная сущность таких штабистов, помощников и редакторов. Нельзя проводить выборы грязными технологиями, вот таким воровским способом пытаться завоевать голоса избирателей.
От редакции. В интервью с городским головой мы продолжили тему рассказом городского головы о том, как и за счет каких средств решаются проблемы города сегодня. В том числе, по реформе ЖКХ, переводу жилья на индивидуальное отопление, ремонту жилого фонда, завершающему этапу подготовки к зиме 2004-2005. Но поскольку все эти темы нашли полное отражение на состоявшейся на днях очередной сессии городского совета, и отчет об этом опубликован на 4-й странице этого номера, в материале Н.Стойловской, мы не стали повторяться.
А.Муравенко

  • Пишем вам потому, что молчать дальше не можем. В стране празднуют очередную победу: президент не выбран, Кабинет министров уволен, партия «Наша Украина», не жалея живота своего народа добилась признания как главный борец за демократию[...]
  • И впрямь повезло парню, потому что, по его собственным рассказам, служить ему, если и пришлось, то лишь в "учебке", до принятия присяги. А поскольку имел фельдшерское ветеринарное образование до армии, это и пригодилось больше всего[...]