Нет никаких видимых причин для роста цен…

Нет никаких видимых причин для роста цен…

«Цыплят по осени считают», — говорят в народе. Этой осенью, к счастью считать есть что, если вести речь о сельском хозяйстве. Рекордная урожайность в области. На уровне рекордной и по Украине, и что, самое отрадное, у нас за порогом, – в сельхозпредприятиях района. Но из беседы, состоявшейся на днях с руководителем районной госадминистрации Сергеем Козием, стало очевидно и другое: есть что считать по осени и в других отраслях местной экономики, где положение стало улучшаться уже в этом году, в третьем квартале.
Естественно, наш разговор не мог не коснуться больной темы ползучего роста цен, оснований для которого, как известно, нет никакого, если не считать политических целей, которые ставит оппозиция и способов, какими эти цели реализуются. Но мы говорили не о политике, а о том, как хозяйства, предприятия, малый и средний бизнес района и города завершают год. Повсюду заметны тенденции к улучшению. Иными словами, и на уровне района нет никаких видимых причин для роста цен. Естественно, что мы и начали наше интервью с вопроса о проблемах развития сельского хозяйства.

— Надо отметить что несмотря на высокий урожай этого года, в среднем 33 центнера с гектара, нам все еще приходится говорить о преодолении проблем прошлого, неурожайного года, — рассказывает Сергей Александрович. – Но результаты уборки урожая дают уверенность в том, что мы выйдем из той долговой ямы, в которой оказались и закончим год, как минимум «по нолям». Хороший урожай заложил основы и будущего высокого урожая. Посеяно все, что запланировано, закончена уборка всех основных культур. Осталась вспашка зяби.
Вот вы затронули тему необоснованного роста цен. Действительно для их роста нет никаких оснований. Но кто пишет сегодня, кто рассказывает правду о том, что сделано государством для сдерживания цен, для их стабилизации, больше того, для появления тенденций их снижения? Что-то не приходилось встречать публикаций на эту тему и люди просто не знают. А знать надо.
Например, как никогда раньше государство проявило заботу о развитии животноводства. Начиная с этой недели мы начали получать государственную дотацию, которая направляется всем сельхозпредприятиям, кооперативам, просто фермерам или гражданам, которые выращивали продукцию животноводства и сдавали ее на мясокомбинаты, начиная с 1 января текущего года. Более того, государство сегодня стимулирует дальнейшее развитие животноводства. Закупочные цены на мясо поднялись с 6,5 гривень до 10-ти и чуть выше. Государство возмещает и частнику, и предприятию половину стоимости его затрат на приобретение маточного поголовья и племенного стада. И это не все. В нынешнем году государство как никогда помогало селу. Прежде всего, мы получали льготные ГСМ, и сейчас, на этой неделе получаем льготные ГСМ по старым (а не действующим сейчас!) ценам на вспашку зяби. Наконец, в этом году мы получили больше миллиона гривень компенсации для наших виноградарей, тех кто осуществлял новую посадку виноградников. Затраты на посадку новых виноградников компенсируются в полном объеме. Так кто же на самом деле осуществляет откровенно провокационную политику ползучего роста цен? Это уже я задаю вопрос…
Корр. Ну, об этом у нас достаточно информативного материала из других источников. И коль скоро мы коснулись конкретных шагов правительства по подъему сельского хозяйства, как следствие, можно ожидать улучшения дел и в перерабатывающей отрасли? Нам хорошо известно, какую просто-таки неподъемную ношу тянул на себе наш мясокомбинат, закупая сырье от Луганска до Ивано-Франковска. Ничего себе «плечо» в почти две тысячи километров…
С. Козий.
Действительно, по промышленной продукции, а это, главным образом, деятельность Ренийского мясокомбината, в этом году мы сработали на уровне 55-ти процентов объемов прошлого года. И только в третьем квартале этого года началась устойчивая тенденция роста. Уже на 15 процентов показатели выше предыдущего. Но все равно, они остаются низкими. Основная причина – отсутствие сырья, то, о чем вы говорили «плечо в две тысячи километров» плюс, и это общеизвестно, произошло резкое сокращение общего поголовья скота в животноводстве. Было невыгодно ни крестьянину, ни заводу: закупочная цена на свинину 6,5 гривни практически равнялась себестоимости, а неурожай заставил вырезать скотину. Сегодня ситуация совершенно изменилась: закупочная цена — больше 10 гривень при той же себестоимости. То есть, заниматься промышленной переработкой продукции животноводства становится перспективно, выгодным в экономическом плане.
Ситуация здесь будет улучшаться. Для этого, кстати, закупается новое племенное стадо. Мало того, мы не только закупаем его, но и продаем. У нас два хозяйства — в Новосельском и Котловине производят племенное стадо. Не так давно на областной выставке свиноводство в Новосельском заняло первое место в области. Как результат — сразу появились желающие заключать договора на закупку племенного стада.
Корр. Наша газета стремится как можно чаще информировать читателя о положении в транспортной отрасли, о том что происходит в Минтрансе, на строительстве канала «Дунай-Черное море». Так или иначе, все это связано с темой Ренийского порта, наращиванием его потенциала, чему, порой, препятствуют и объективные и субъективные факторы.
— Ренийский порт – это еще и бюджетообразующее предприятие района, — поправляет С. А. Козий. — От работы порта во многом зависит социально-экономическое положение и в городе, и в районе. В прошлом году порт переработал два миллиона тонн грузов, в том числе, при больших объемах перевалки зерна, которые были в прошлом году. Сегодня новое руководство порта предпринимает усилия, чтобы ситуацию улучшить и сегодня даже без переработки зерна рассчитывает выйти на 2,2 миллиона тонн за год. Порт впервые весь третий квартал сработал без убытков Есть тенденция к выравниванию положения, тенденция к улучшению работы порта. Наконец, есть и планомерно осуществляется руководством порта Программа по привлечению грузов.
Поэтому одна из основных задач государственной администрации состоит в том, чтобы помочь порту в его становлении теми силами и средствами, которыми мы располагаем. Вот — две проблемы, которые мы пытаемся решать. Первое. Мы понимаем, что без железной дороги порт не может функционировать. Последние события в Приднестровье, в Молдове показали что нестабильность в соседнем государстве существенно влияет на работу порта. Недельный простой из-за перекрытия дороги «стоил» нашему порту… 550-ти тысяч гривень. Ровно столько потерял порт только за одну неделю! Теперь ситуация обостряется тем, что в очередной раз начинается повышение тарифов — и на украинской, и на молдавской железных дорогах. В связи с этим, мы, совместно с руководством порта, стали активно «продвигать» идею строительства отдельной железнодорожной ветки «Рени-Измаил». Процесс идет сложно, Министерство транспорта вкладывает большие деньги в строительство канала «Дунай–Черное море» и автобана Одесса-Киев. И все-таки нам удалось в такой сложной ситуации доказать и важность, и злободневность этой проблемы. 8—9 сентября этого года во время визита Януковича в Одесскую область, им была принята Программа из четырех пунктов, непосредственно касающейся нашей транспортной проблемы. Одним из этих четырех пунктов было: выделить 400 тысяч гривень на изготовление проектно-сметной документации строительства железнодорожной ветки «Рени-Измаил». Соответствующее поручение было дано премьером Минтрансу и Минфину об изыскании этих средств уже на 2005-й год. В ноябре состоится заседание межведомственной комиссии с участием Минэкономики, Минтранса, Минфина, Миневроинтеграции по данной проблеме.
Надо отметить, мы получили активную поддержку со стороны Народного депутата Юрия Курка, есть понимание, важности и актуальности проблемы, есть письма губернатора в правительство, есть соответствующие депутатские обращения и на уровне ВР и на уровне области депутатские, наконец, есть конкретные поручения, данные Виктором Януковичем правительственным структурам. Главное, что проблема из плоскости обсуждения переходит в плоскость практических действий. Как они будут осуществляться, покажет время. Но сегодня мы можем сказать, что строительство железнодорожной ветки обойдется в сумму порядка 650 миллионов гривень. Но сначала надо решать задачу выполнения проектно-сметной документации, потом вопрос финансирования. Возможно, государство возьмет на себя финансирование, возможно, будут привлекаться инвесторы. Во всяком случае, уже сейчас инвесторы проявляют заинтересованность в этом проекте, есть и предложения с их стороны.
Корр. Забота районной власти, это – традиционное решение, или скажем так, нерешение столь же традиционных проблем бюджетной сферы – образования, культуры, здравоохранения. При том, что этнически, географически, климатически районы в Украине, в принципе, не похожи друг на друга, проблемы их – как близнецы-братья. Что беспокоит сегодня непосредственно районную власть в Рени, и как решаются текущие задачи?
С. А. Козий.
Задача номер один — наполнение бюджета. Бюджет нынешнего года складывался очень сложно Мы недополучили в бюджет порядка 300 тысяч гривень только подоходного налога Это сегодня сказывается на решении социальных вопросов. Кроме того, у нас известные сложности подготовки к зимнему периоду, что требует отвлечения порядка 450 тысяч гривень на подготовку к зиме предприятий, которые входят в районную коммунальную собственность. Это — портовая больница, СШ№ 6, ДК, СЮТ, районо. Кроме того, есть и целый комплекс других учреждений, решение проблем которых приходится делать в авральном порядке. Сегодня ведь уже вторая половина октября. Ситуация была острой и напряженной. Мы привлекли средства коммерческих структур и предприятий в долг, таким образом, и разрядив обстановку, и проблемы решив.
Но это, как я уже подчеркивал, делалось в авральном порядке. А так работать нельзя. Нужно в целом улучшать обстановку и для этого планомерно заниматься вопросами наполнения бюджета и поисков не использованных источников его наполнения. За последние два месяца в этом направлении сделано немало. Мы поставили себе задачу конкретно поработать со всеми предприятиями, находящимися на территории Ренийского района, с тем, чтобы они платили подоходный налог в район. Нам удалось это сделать. Нам удалось найти общий язык с предприятием «Прикарпаттрансгаз», с филиалом Измаильского консервного завода (он у нас в Плавнях находится). Эти предприятия стали платить подоходный налог уже в наш бюджет. Дополнительно это даст району порядка 200 тысяч гривень бюджетных поступлений.
Мы ставим перед собой и другую задачу. Из сорока тысяч гектаров общей площади, двадцать тысяч гектаров занимает водная гладь. По своему экономическому потенциалу такое хозяйство, если не превышает, то должно давать не меньше поступлений в бюджет, чем наше сельское хозяйство. Особую тревогу вызывает у нас ситуация на озерах Ялпуг, Кугурлуй, где на сегодняшний день занимаются ловом рыбы рыбаки Измаильского, Болградского, Килийского, но не Ренийскоо районов. А озера полностью территориально входят в Ренийский район. Проблема была озвучена не раз, и на встрече с губернатором, состоявшейся две недели назад, она была взята на контроль С. Р. Гриневецким. Сегодня подключены все структуры, чтобы ситуацию изменить принципиально и навсегда. Мы ставим три задачи: зарегистрироваться в нашем районе; платить в бюджет деньги; дать возможность нашим рыбакам заниматься на наших же озерах своим традиционным промыслом, чтобы и рыба продавалась в нашем регионе, чтобы мы ощутили это и на ее количестве, и на реальной, а не завышенной цене. Того, что продает у нас ОАО «Аква», — а это 16 тонн в месяц, — слишком мало. Мы понимаем, что это первый шаг. Но факт остается фактом: спрос намного превышает удовлетворение. А чтобы упорядочить торговлю мы ставим еще одну задачу6 «Аква» в самое ближайшее время откроет два фирменных магазина. Это – тоже еще одна статья бюджетного пополнения.
Последние два месяца мы очень серьезно занимаемся вопросами формированию бюджета 2005-го года. Первоначальные цифры которые были доведены району нас не могли устраивать. Для решения вопросов мы дважды выезжали в Киев на заседание Комитета ВР по бюджету и в Минфин, где доказывали свои цифры пытались решить вопросы привлечения капитальных вложений в наш регион. В результате нам удалось на 1,5 миллиона гривень увеличить доходную часть. Прежде всего, это дает уверенность в том, что мы не будем сталкиваться с теми проблемами, которые были у района в этом году (прежде всекго, по защищенным статьям). Нам удалось по программе развития Придунавья внести в бюджет 2005-го года решение проблем, связанных:
— со строительством Ренийской поликлининки (3 миллиона гривень);
— строительством очистных сооружений в Рени (980 тысяч);
— строительством берегоукрепляющих сооружений (110 тысяч);
— строительством станции раннего оповещения о загрязнении воды (150 тысяч).
Кроме того, благодаря поддержке Юрия Борисовича Крука, мы запланировали достройку ДК в Нагорном (200 тысяч); водогон ЦРБ (114 тысяч); продолжение газификации села Лиманское (300 тысяч). Две недели назад решен вопрос с КМУ (в рамках Программы поддержки региональных инициатив) о выделении дополнительно 2,03 миллиона гривень на решение следующих социальных вопросов: вторая очередь Лиманской школы, строительство спортзала в селе Долинское, закончить строительство ДК в Котловине, вопросы газификации всех домов культуры лечебных, дошкольных учреждений и школ во всех населенных пуктах, без исключения. Это еще и 500 тысяч гривень на районный Дом культуры в городе. Мы хорошо знаем, что годами не решается проблема занятий спортом школьников. Нельзя в ДК совмещать и культуру, и спорт. Мы считаем, для юных спортсменов и воспитанников ДЮСШ должно быть отдельное здание. Решение проблемы есть уже сейчас, помимо тех 500 тысяч, которые запланированы на 2005-й год. Буквально на прошлой неделе благодаря, поддержке председателя областного совета Владимира Новацкого, мы связались с Григорием Суркисом и попросили выделить вне фонда для Ренийского района оборудование спортивной площадки открытого типа и спортивной площадки с искусственным покрытием, с тем, чтобы сделать здесь закрытое помещение. Такое помещение мы сделаем уже своими силами и за счет собственных средств. Но это станет настоящей, такой необходимой для ребят спортивной базой ДЮСШ, где спортом можно будет заниматься уже в любую погоду. Накануне этого разговора наш представитель ужевыехал в Киев и мы получили информацию от Суркиса, что можно направлять транспорт за этими спортивным сооружением и спортивным инвентарем.
Корр. Давайте на этой оптимистичной ноте и закончим нашу беседу. Нет ничего убедительнее, чем факты. Вы это продемонстрировали.
Записал Лев Василишин

  • Киев… Погожий октябрьский день. Со всех концов нашей Родины съехались сюда народные посланцы на Всеукраинское женское вече «За Отчизну, за народ!»[...]
  • По данным международных организаций, на дне Черного моря, в районах Севастополя и Керчи покоятся около 10 миллионов бомб, снарядов, мин и других неразорвавшихся боеприпасов времен Второй мировой войны[...]