Определяющими для меня будут интересы Украины, а не Запада

Определяющими для меня будут интересы Украины, а не Запада

В интервью российскому изданию «Время новостей» 50-летний Виктор Ющенко, лидер оппозиции и главный конкурент единого кандидата от партии власти Виктора Януковича, оценивает ход президентской кампании. Ющенко в эти дни совершает поездки по регионам, хотя вид у него не совсем здоровый: появившийся месяц назад дефект дикции пропал, хотя лицо все еще опухшее. Сам он обвиняет власти в том, что в начале прошлого месяца те пытались его отравить. Но официальные власти обвинения отвергают и называют состояние г-на Ющенко либо обычной аллергией, либо предвыборным пиаром.
— Чем, на ваш взгляд, предвыборная кампания 2004 года отличается от кампании 1999 года, в которой победил Леонид Кучма?
— На этих выборах есть реальная альтернатива правящему режиму, а на прошлых выборах она была бутафорской. В 1999 году власть задействовала схему «гарант конституции — кандидат от коммунистов». Избирателя задавили административным ресурсом и убедили проголосовать «за стабильность» во избежание «красной угрозы». На нынешних выборах две трети населения не доверяют власти и хотят кардинальных изменений в стране. Этим людям предстоит сделать выбор не между Януковичем и Ющенко, а между отжившим кланово-олигархическим режимом и демократией. Эта кампания стала самой грязной в истории Украины. Такого цинизма и нарушения законов со стороны власти не было никогда. Каждый день мы получаем тревожные сигналы о готовящейся фальсификации выборов, в том числе и с помощью создания 650 избирательных участков в России. Однако 31 октября будет холодным душем для администрации президента. У нас есть уверенность в победе.
— Как вы оцениваете заявления о том, что Ющенко поддерживает Запад?
— Для меня оскорбительны подобные предположения. Авторы этих инсинуаций сидят на Банковой. Я был и остаюсь проукраинским политиком вне зависимости от политической конъюнктуры. Определяющими для меня будут интересы Украины, а не Запада или Востока.
— Некоторые политологи призывают Владимира Путина открыто поддержать Януковича, чтобы добавить ему 5—10 процентов голосов русскоязычного населения Украины…
— Россия имеет на Украине свой интерес, но президентские выборы — это внутреннее дело Украины. Судьба страны будет решаться нашими гражданами, и внешние факторы не будут определяющими. Кстати, украинские социологи оценивают роль внешнего фактора в 1—2 процента.
— Повлияет ли позиция России на двусторонние отношения в случае вашей победы?
— Исходя из постсоветских традиций, российская власть будет общаться с действующей властью. Владимир Путин так и заявил, что Россия будет поддерживать отношения с тем президентом, которого выберет народ. Что касается единой позиции России по поводу президентских выборов, мне она неизвестна. В кремлевских кабинетах бытуют разные мнения, действуют разные группы влияния. Сколько башен в Кремле, столько и мнений. Позиция представителей российского бизнеса неоднозначна, а это лучший барометр политического климата страны.
Моя команда выступает за взаимовыгодные, дружеские и стабильные российско-украинские отношения. Они настолько важны, что на них не должна влиять предвыборная конъюнктура. Мы перевернем эту страницу сразу же после выборов 31 октября. Работа по развитию экономических отношений, начатая во время моего премьерства, будет продолжена. За 2000 год впервые за десять лет нам удалось увеличить товарооборот с Россией на 25 процентов, а до этого статистика констатировала падение ежегодного товарооборота. 2000 год стал наиболее благоприятным для притока российских инвестиций, мы урегулировали проблему газовых долгов.
— Как вы относитесь к дискуссии, развернувшейся в СМИ вокруг вашей болезни, которую называют чуть ли не предвыборным пиаром?
— Я не собираюсь ни с кем дискутировать по поводу своего здоровья. Оставим этот вопрос врачам. Я всегда находился в хорошей спортивной форме и сейчас выстоял только благодаря сильному организму. Вопрос не в болезни, а в ее причинах. И это вопрос следствия. Идет экспертиза, изучаются анализы. Надеюсь, через несколько недель результаты станут известны. А та вакханалия, которая развернулась в провластных СМИ, только подтверждает политическую подоплеку моего отравления. Это очередная кампания дезинформации, спланированная в кабинетах Кучмы-Медведчука-Януковича. Ведь вопрос не в медицине, а в том, как и почему лидер избирательной гонки на полтора месяца выбыл из активной агитационной кампании. Почему это произошло именно с лидером оппозиции, почему врачи говорят о неклинической картине заболевания? Я хотел бы, чтобы дискуссии шли не о кулинарных рецептах, медицинских карточках и вымышленных или реальных диагнозах, а о том, как вылечить общество от метастазов, порожденных нынешней властью. И здесь уже нужно переходить к хирургическому лечению.
— Почему вы не ответили по телефону, когда вам в австрийскую клинику «Рудольфинерхаус» звонил Кучма? Намерены ли вы встречаться с ним перед выборами?
— Все, кто хотел до меня дозвониться, смогли это сделать. Ежедневно я имел десятки телефонных разговоров, мы общались с Хавьером Соланой (верховный комиссар Евросоюза по внешнеполитическим вопросам) и Александром Морозом, спикером Рады Владимиром Литвиным и моими партнерами по коалиции. Что касается встречи с президентом, единственной темой для разговора была бы гарантия честных выборов. Однако у меня все больше сомнений относительно результативности такого разговора. Хотя у Кучмы еще есть шанс войти в историю, а не вляпаться в нее. Для этого надо приложить усилия, чтобы криминальные методы предвыборной борьбы не доминировали над законом.
— Возможен ли силовой вариант завершения выборов? Какие шаги будет в этом случае предпринимать оппозиция?
— Политологи и журналисты обсуждают десятки вариантов силового сценария и срыва выборов. Но я уверен, что до этого не дойдет. Выборы состоятся 31 октября, как это предусмотрено конституцией, и их результат будет известен уже на следующее утро.
— Как вы оцениваете заявления насчет планов оппозиции устроить «бархатную» революцию в ночь выборов?
— Я не советовал бы властям фальсифицировать выборы. Но если такое случится, оппозиция будет действовать только законными методами — хотел бы это подчеркнуть. Что касается необоснованных обвинений, они свидетельствуют только о том, что в стане власти нарастает истерия.

  • Так называемая оранжевая революции вылилась в победу на выборах, одержанную, однако, со слабым перевесом, и становится ясно, насколько длинна тень прошлого. Но у каждого изменения есть следующий день. Если изменение сопровождалось насилием, следующий день обычно бывает зловещим; если оно было мирным — наступающий день будет, скорее, грязным[...]
  • По данным международных организаций, на дне Черного моря, в районах Севастополя и Керчи покоятся около 10 миллионов бомб, снарядов, мин и других неразорвавшихся боеприпасов времен Второй мировой войны[...]