Хотелось, как лучше, получается, как всегда

Хотелось, как лучше, получается, как всегда

Эта знаменитая фраза Виктора Черномырдина, вошедшая в золотой фонд нашей словесности, как нельзя лучше отвечает тому, о чем пойдет речь. Кажется, вполне искренне хотел «как лучше» автор публикации в «Ренийском вестнике» от 5 октября 2004 года (№ 80), под заголовком «Я не думал, что социальные проблемы города Рени запущены до такой степени».
Получилось… Ну, и вот, что получилось…

Как следует из статьи, представитель областной госадминистрации С. Подурец 29 сентября, в Рени, вел личный прием граждан. Эту работу и осветила районная газета.
Как будто ничего экстраординарного. Ну, осветил корреспондент характер рабочей поездки представителя облгосадминистрации в районе, какие могут быть претензии?!
Действительно. Если бы… Если бы это «освещение» не бросало тень на работу исполкома городского совета, если бы это не было подано как бы под видом мнения руководителя областного масштаба.
Только при плохом освещении все и видится иначе. Плохо видится.
Заметим, нет в упомянутой статье ни подтасовки фактов, ни обмана читателей. Но есть моменты умолчания, или, скажем так, незнания предмета проблемы. И — как результат – ее искажение.
Факты – вещь упрямая. Их нельзя записывать «со слов». Тем более, если речь идет о решении социальных вопросов. Для журналиста слишком мало присутствовать в одном кабинете во время встреч с людьми, которые приходят с жалобами. Нужно «идти по следам» каждой жалобы, давать запросы в соответствующие организации, наконец, находить в себе силы зайти в тот же исполком городского совета, попросить показать документы, справки, — все, что необходимо в таких случаях и: либо доказывает справедливость жалобы, либо ее опровергает. Это — именно та неприятная, но необходимая рутинная работа, без которой просто нельзя объективно дать информацию. Сама по себе жалоба, с которой обращается гражданин к власти, еще не является доказательством правоты заявителя. Хотим мы того или нет, разбирая жалобы, чаще всего мы сталкиваемся с эмоциональным отношением к той или иной проблеме. И нужно отделить зерна от плевел, как говорится, воздать «Богу – богово, а Кесарю – кесарево».
Вот этого в упомянутой публикации и не было. А упрек городской власти, вынесенный в заголовок, звучал как обвинение.
Хочется сразу расставить акценты. Мы не собираемся здесь, что называется, с «открытым забралом» ринуться в бой за «честь и достоинство» городской власти. Она сама в состоянии себя защитить. Мы и не помышляем утверждать, что исполком городского совета работает безупречно и в деятельности тех или иных его структур нет ошибок. Не собираемся мы и винить во всех грехах коллег из «Ренийского вестника». Речь совершенно о другом. На этом примере можно наглядно продемонстрировать, как в целом нормальная и позитивная цель публикации – осветить работу специалистов или руководителей областного масштаба, — в результате ее небрежного исполнения превращается в полную свою противоположность. И происходит это только из-за пренебрежения к элементарным нормам профессионализма. То есть, прямо по Черномырдину: хотели как лучше, получилось — как всегда…
Чтобы не поддаваться искушению эмоциями, давайте и обратимся к тем самым фактам, о которых или умолчал, или не знал автор статьи. В, частности речь шла о действительно ужасающем положении, в котором оказалась семья ветерана Афганистана А. В. Иванова, проживающая на площади в 13 квадратных метров, в сырой, холодной квартире, к тому же один из членов этой семьи полностью слепая, инвалид первой группы - жена ветерана.
Описание бед этой семьи и перечень их злоключений – прямой упрек в адрес городской власти. Но почему не прийти в горисполком и не спросить, каково на сегодня, 29 сентября, положение этой семьи (то есть тот самый день, когда С. Подурец закончил личный прием граждан)?
Вот – выписка из протокола от 9 августа заседания правления Ренийского районного союза ветеранов Афганистана. «Ходатайствовать перед высшими органами государственной власти, Одесской областной государственной администрацией, органами местного самоуправления о выделении денег на покупку квартиры семье участника боевых действий Иванова А. В.» Это ходатайство не случайно. Так получилось, что Ивановы в льготном списке «афганцев» идут последними. И для того, чтобы, учитывая их положение, помочь людям, надо решить проблему предоставления жилья этой семье вне очереди. То есть, необходимо и соответствующее решение Союза ветеранов Афганистана. Оно последовало. Ренийский Союз ветеранов написал в августе же обращение ко всем районным советам ветеранов Афганистана г. Одессы и Одесской области. Вот его текст, который мы должны привести полностью.
«В городе Рени проживает участник боевых действий в Афганистане Иванов Александр Вячеславович. Семья состоит из трех человек: муж, жена, дочь. Жена (1971 г. р.) полностью слепая, инвалид 1-й группы. Проживают втроем в неотапливаемой комнате, без удобств, площадью 13,2 кв. м. при норме не менее 6 кв. м. на человека. Все удобства – на улице. Балкона не имеют. Квартира сырая, холодная, находится в аварийном состоянии. Жена практически целыми днями находится в квартире одна – муж на работе, дочь – в школе. Выйти на улицу не может. Даже в квартире нуждается в посторонней помощи. На городской квартирной очереди льготников они стоят в самом конце под № 20. Наш союз ветеранов решить вопрос с городским советом о приобретении данной семье необходимого жилья не может, так как они стоят в городской очереди льготников последними. Закон не на их стороне. В перечне болезней, по которым наступает право на внеочередное выделения жилья (туберкулез и др.) – слепота не входит, как дающая это право. Женщина 33-х лет, живя в таких условиях, понимает, что она мучает своим состоянием живущих рядом людей. Может произойти непоправимое. Не дай-то Бог!
Прошу председателей районных организаций выразить свое решение по данному вопросу и поддержать заключение правления Ренийского союза ветеранов Афганистана – ходатайствовать перед областной государственной администрацией и, если возникнет необходимость, перед другими органами государственной власти о целенаправленном, внеочередном, адресном выделении денег на покупку жилья данной семье».
В этом обращении «афганцев» ко всем организациям области сказано все: от законодательного тупика, в котором оказалась семья Ивановых, до способа решения их проблемы – только путем обращения к таким же союзам ветеранов области, с согласия которых Ивановым можно приобрести квартиру вне очереди. Согласие это было получено от всех ветеранских организаций области уже к середине сентября. Таким образом, к моменту публикации, формальные препятствии выделению средств для приобретения квартиры семье Ивановых практически были устранены. И теперь этот вопрос находится в стадии решения, что, безусловно, тоже займет какое-то время.
В чем вина горисполкома? В несовершенстве законодательства? В несовершенстве нормативно-правовой базы? Но горисполком – не Верховная Рада. Тем не менее, есть ли основания говорить о полной безысходности ситуации, если проблема, как оказалось, решаема, и практически решается? Если бы журналист, писавший статью, потрудился ознакомиться хотя бы с этими документами, ее акценты уже оказались бы другими.
Никто не спорит, есть недостатки в работе горисполкома по тем же льготникам-афганцам. Как считает руководитель районного союза ветеранов И. И. Буценко, горисполком не должен заниматься соблюдением очередности льготников, и просить выделения средств в соответствии с этой очередностью. По мнению Буценко, лучше направить все документы и все заявки по льготникам полным «комплектом» в область. Все равно средства выделяются централизованно и, если действовать по принципу «больше запросишь – больше получишь», может быть и удастся ускорить решение жилищных проблем для всех афганцев. Но это уже относится к деталям работы, к проблемам «техническим», — ко всему тому, что в рабочем порядке могут решить и решают между собой Союз ветеранов и руководство горисполкома. К теме статьи это уже отношение не имеет. А то, что проблема семьи Ивановых решается – имеет. И об этом в упомянутой статье не сказано.
Второй пример представляется еще более «содержательным». Речь идет о домовладении по адресу улица Бесарабская, 6. «Ренийский вестник» пишет: «Иван Дмитриевич Соколов рассказал о том, что его пожилые родители остались, по сути, без крыши над головой. Их дом, давно признанный аварийным, окончательно развалился и старики вынуждены ютится в сарае. В подобных случаях горисполком обязан выделить пострадавшим другое жилье, но вопрос не решается».
В самом деле! Какой справедливый гнев можно обрушить тут на головы окончательно очерствевших, бездушных и безучастных к чужой судьбе чиновников горисполкома!
Да, если бы… Если бы это была вся правда, а не только ее часть, причем — самая незначительная. Судьба этого дома – история личных взаимоотношений между собой всех членов семьи Соколовых, и горисполком принимать участие в этом почему-то никогда не приглашали. «Престарелым родителям» дом не принадлежал вообще с 1980 года. Тем не менее, еще год назад горисполком предлагал матери Соколова комнату в общежитии, несмотря на то, что формальных прав и на это у нее не было. Сын Соколовых – Василий Дмириевич, у которого есть дом в Измаиле, являлся и собственником дома в Рени.
Вот что по этому поводу писал в своем письме председателю Ренийской районной госадминистрации В. В. Чумаченко Ренийский городской голова С. Колевич (№ С-79/539 от 15 сентября 2003 года). Цитируем полностью: «По поводу обращения Соколовой Е. Д. на личном приеме 02.09.2003 года сообщаем, что Соколова Е. Д. не является собственником дома по улице Бессарабской, 6. В 1980 году она данный дом подарила сыну Соколову Василию Дмитриевичу, который проживает в г. Измаиле. Дом по ул. Бессарабской, 6 пришел в аварийное состояние по вине хозяина, так как в нем никто не проживал продолжительное время. Соколова Е. Д. проживает в летней кухне, во дворе дома по ул. Бессарабской,6, которая состоит из жилой комнаты, кухни и коридора. Летняя кухня находится в хорошем состоянии.
Соколовой Е. Д. была предложена комната в общежитии, от которой она категорически отказалась».
Но история на этом не закончилась. Закончилась она 5 августа нынешнего года в Измаиле, у нотариуса В. Г. Гнесько, у которого владелец дома по улице Бессарабской, 6, Василий Дмитриевич Соколов, проживающий в г. Измаиле засвидетельствовал следующее: «Я, Соколов Василий Дмитриевич, прошу исключить меня из Реестра собственников недвижимого имущества, которое находится по адресу: город Рени, Одесской области, улица Бессарабская, дом шесть, в связи с тем, что недвижимость была снесена».
Дома нет, собственник отказался. Напоминаем, что и это произошло задолго до 29 сентября, когда журналист начал подготовку своей публикации в «Ренийском вестнике».
Если бы он знал это, почему бы ему там же, на приеме, граждан не задать вопрос другому сыну той же Соколовой: дома нет, собственника нет, он от всего отказался. Что в такой ситуации должен сделать горисполком? Усыновить стариков при живых детях?
Ваш покорный слуга другого варианта ответа на этот вопрос не видит. Но (к сожалению, или к счастью, — как знать!) такой вариант нашей Верховной Радой пока даже гипотетически не обсуждается. Такое ведь и в голову не придет!
И возникает вполне закономерный, логичный вопрос. Что было прежде: яйцо или курица? То есть, каков был замысел, приоритет журналиста: быстро и хлестко написать, под броским заголовком репортаж о приеме граждан, который ведет один из руководителей областной государственной администрации, или раскрыть тему, вникнуть в проблему, разобраться в ней? Если быстро и хлестко написать, дать заголовок с намеком, — как эта задача была решена, мы уже знаем. А если раскрыть тему, вникнуть в проблему, разобраться в ней, – произошла непроизвольная, спонтанная ошибка журналиста. Он просто пренебрег естественным правилом — пойти и проверить, не полагаясь на собственный слух и чужие слова.
…Мы сочли необходимым рассказать об этом совсем не ради того, чтобы, как городская газета, «грудью стать на защиту» горисполкома. В такой нашей помощи он не нуждается. Мы сочли необходимым рассказать об этом по другим причинам. В подобной ситуации публичных намеков и упреков со страниц печатного издания может оказаться любой из нас, читателей, обывателей, руководителей и не руководителей. Пройти мимо этого нельзя.
Красота слога – не всегда синоним объективности. А правда, если она сказана не вся, не до конца, правдой уже называться не может. И профессионализм журналиста состоит не в том, что и как он говорит, а в безупречном следовании истине.
А. Муравенко,
редактор газеты «Час пик»

  • Выборы, состоявшиеся в Рени, продемонстрировали возросшую активность избирателей. В целом, это процесс положительный и отрадный. Но оказалось, что было и много огорчений[...]
  • Не так давно мы уже сообщали об ограблении пассажиров, ехавших в автобусе по маршруту Измаил-Одесса на авторынок для покупки автомобилей. К счастью, тогда обошлось без жертв. А в минувшую пятницу стало известно о настоящей трагедии, разыгравшейся на трассе Одесса-Киев с предпринимателями из Белгород-Днестровка[...]