Александр Мороз:
«Записи Мельниченко – зеркало нашей политики. Поэтому все боятся в него взглянуть?»

— Как бы вы оценили десятилетку Президента Кучмы? Назовите три самых больших его достижения и три самых больших неудачи.
— Политика не похожа на футбольный матч в том плане, что здесь никогда не бывает окончательного счета. В то же время политика — командная игра, где один капитан результата не сделает. Давая оценку личности, всегда возникают многочисленные «но» и «в то же время». Всем известно, что я последовательно выступал и выступаю против многих решений Президента и его компании. Однако наши противоречия заложены в самих принципах политической деятельности. В принципах подбора команды, в моральных принципах — «что дозволено — что не дозволено». Не хотелось бы уподобиться в своих оценках тому же Леониду Даниловичу Кучме, за которого сейчас пишут много биографических книг, где он предстает великим кормчим трудовых побед, обремененным клеветниками, завистниками и негодяями. На мой взгляд, можно объективно оценить процессы развития страны только по различным периодам правления Кучмы. Если до 1996 года достоинства Кучмы-президента все же перевешивали недостатки — например, к этому времени относится стабилизация национальной валюты, — то позднее стало очевидно, что Президент ведет страну по пути конфронтации. Приблизив к себе целый ряд группировок, тесно связанных с организованной преступностью, Кучма добивался локальных успехов на фоне глобальных неудач. Я не хочу сейчас оценивать, кто был прав в спорах о принятии Конституции — я как глава Верховной Рады или Кучма. История разберется. Для меня куда более важно преступление, от которого Леонида Даниловича его друзья-юристы не «отмажут» ни на земном, ни на Страшном суде. Это убийство журналиста Георгия Гонгадзе. Его фактически обрек на смерть Президент Кучма вопреки всем моральным и нравственным нормам, и он же тормозит сейчас начало судебного процесса. Убийство абсолютно невинного человека — это преступление, которое не дает морального права говорить о достижениях Кучмы. Убийство не подлежит прощению.
— Верите ли вы в то, что нынешние президентские выборы могут быть сорваны?
— Власть создает все предпосылки для срыва выборов. Срыв выборов — это единственный сценарий, при котором у власти может остаться Кучма и группировка Медведчука. Чтобы нагнетать напряженность в обществе и раздуть миф о «страшном» украинском национализме, телеканалы Медведчука не стесняются опускаться до пропаганды насилия. Новости постоянно показывают дрессированных политтехнологами молодчиков, а миллионы зрителей думают: «Боже, в какой стране мы живем?!» Президент провоцирует своими действиями нестабильность в обществе, а это лучшая почва для любых чрезвычайных сценариев.
— Насколько масштабной окажется, с вашей точки зрения, фальсификация результатов выборов? Как, по-вашему, может отреагировать население на возможное вмешательство в итоги народного волеизъявления?
— О масштабах подтасовок на выборах я сужу по примеру президентской кампании 1999 года. Согласно материалам следственной комиссии Верховной Рады под руководством Григория Омельченко и аудиозаписям Николая Мельниченко, после первого тура голосования, 1 ноября 99-го, Кучма встречался с тогдашним губернатором Донецкой области Виктором Януковичем. Янукович рассказал Кучме, какими методами он «нарисовал» победу своему патрону. «Леонид Данилович, мы сделали результат. Мороз получил реально 13 процентов голосов». Согласно официальным данным, на выборах
99-го я получил в Донецкой области всего шесть процентов. Судите сами о масштабе фальсификации — голоса большинства моих избирателей были украдены, и вместо Мороза переданы Кучме! Так же воровали голоса и у других кандидатов в президенты. Вот так, с воровской сноровкой, наша власть рисует себе победы, такие же фиктивные, как и заказные социологические рейтинги.
Как отреагирует народ? Если оппозиция не будет ничего делать, не объяснит людям всю важность этого голосования для судьбы каждого гражданина — все останется тихо. Однако мы, учитывая горький опыт фальсификаций, сделаем все, чтобы равнодушных осталось как можно меньше. Если «Наша Украина» и коммунисты поддержат наше предложение по совместному контролю голосования, уверен, народ не будет покорно терпеть, чтобы нас еще раз обманули.
— Согласны ли вы с утверждением, что народ пассивен? Если да, то в чем, по-вашему, причина подобной пассивности?
— Я не считаю, что наш народ пассивен. Просто, получив широкие гражданские права, очень многие украинцы не умеют и не знают, как ими воспользоваться. Многие просто боятся. Очень важно учитывать, что большая часть населения у нас официально живет за чертой бедности. А голодному человеку нет времени задумываться, за кого голосовать. Нельзя учредить демократию одними законами. По мере того, как люди поймут, что для защиты их жизненных интересов стоит хотя бы иногда интересоваться политикой, участвовать в работе политических партий, профсоюзов, общественных организаций, тогда заработают механизмы гражданского общества. Обратите внимание на развитые страны Европы, в чем секрет высокого достатка европейцев? Там общество контролирует государство. Большинство европейцев регулярно участвует в акциях протеста, в движениях по защите гражданских прав. И если жителям какого-то городка во Франции отключили бы свет и воду, на митинги тотчас вышла бы вся страна, и президент со своей парламентской партией потерял бы все шансы удержать власть. У нас прорывает канализация, нет воды, света, но, как в фильме «Фонтан», большинство привыкло терпеть свою власть, будто она от Бога. Я уверен, что люди на своем опыте поймут: если вы не пользуетесь своими правами, то вашими правами начинают пользоваться другие.
— Кто, с вашей точки зрения, больше вмешивается в предвыборный процесс — США или Россия? И насколько серьезным является это вмешательство?
— Россия в силу географической близости влияет на выборы гораздо больше. Некоторые российские телеканалы вообще работают как филиалы пресс-службы администрации Президента Украины. Насколько серьезным является влияние США и России, мы все-таки узнаем после первого тура выборов, когда ставки будут сделаны.
— Каково ваше отношение к предложениям Виктора Януковича о придании русскому языку статуса государственного, о введении двойного гражданства, об отказе от вступления в НАТО?
— Любопытно, что Янукович уже фактически дезавуировал эти свои заявления. Думаю, Виктора Федоровича перегружают информацией его пиарщики, а он ни с того ни с сего спешит с заявлениями, которые потом приходится смягчать. Оценивать содержание данного заявления Януковича нет особого смысла, поскольку это, очевидно, чисто рекламный ход.
— В случае вашей неудачи на президентских выборах готовы ли вы к конструктивному сотрудничеству с новой властью? С кем вы не станете сотрудничать ни при каких обстоятельствах?
— Диалог можно вести с теми, кто обеспечивает стране стабильность и быстрое развитие при полном соблюдении конституционных прав граждан. Это идея моей предвыборной программы. При этом преступления режима Кучмы должны получить свою логичную судебную оценку. Я уверен, что победит именно тот кандидат, который разделяет эти подходы.
— В случае вашей победы кому Вы предложите пост премьера? Могут ли оказаться в этом списке Леонид Кучма, Виктор Янукович, Виктор Медведчук, Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко?
— В случае моей победы конституционная реформа будет проведена в течение одного месяца, и назначение премьер-министра я буду согласовывать с Верховной Радой Украины. Я представлю депутатам ту кандидатуру, которая получит реальную поддержку в парламенте. В этой связи наибольшие шансы получить премьерский портфель, полагаю, будут у Виктора Ющенко как лидера наибольшей фракции. В случае моей победы у Кучмы, Януковича и Медведчука будут такие хлопоты, что на премьерский пост они претендовать не смогут.
— В случае гипотетически возможного непопадания во второй тур, готовы ли Вы призвать своих сторонников голосовать за другого кандидата, в частности, за Виктора Януковича, Виктора Ющенко, Петра Симоненко?
— Сейчас на этот вопрос ни один кандидат в президенты не смог бы дать ответа. Первый тур покажет, а до него еще много воды утечет. Кстати, считаю, что для журналиста не очень серьезно задавать мне вопросы о возможной поддержке Януковича. Вы б еще спросили, поддержу ли я расширение озоновой дыры над Землей?
— Остается ли актуальным вопрос о формировании единого предвыборного списка КПУ—СПУ на выборах-2006?
— Безусловно. У Социалистической партии с коммунистами серьезные контакты. Нас разделяет не столько идеология, сколько амбиции отдельных деятелей. Хочу отметить, что с большим уважением отношусь ко многим депутатам-коммунистам, ко многим лидерам партии. На встречи со мной приходят тысячи рядовых коммунистов, и, как правило, нам удается достичь понимания. Украине нужна сильная и современная партия, которая отстаивает социальные интересы граждан, так, как это делают европейские социалисты.
— Был ли, по-вашему, шанс у акции «Украина без Кучмы!»? И что помешало достижению цели?
— Однозначно, да! Преступную власть можно и нужно было менять еще тогда, в 2001-м. «Украина без Кучмы!» получила беспрецедентный резонанс по сравнению с любой другой акцией в современной украинской истории. По размаху ее можно сравнить только с политическими движениями конца восьмидесятых. Что помешало? В политических кругах, во власти и в оппозиции уже давно сложилось мнение по этому поводу, которое, очевидно, не является для вас секретом. Народному движению «Украина без Кучмы!» нужен был один небольшой толчок — поддержка тогдашнего премьер-министра Виктора Ющенко. Это было принципиально важно, поскольку после отставки Кучмы именно Ющенко должен был временно исполнять президентские полномочия до момента внеочередных выборов. Десятки тысяч людей, выходивших в холода на демонстрацию протеста, верили Ющенко, верили в то, что он осудит власть, организовавшую убийство журналиста Георгия Гонгадзе. Я знаю, какие надежды возлагали на выступление Ющенко его единомышленники, активные участники акции Юлия Тимошенко, Анатолий Матвиенко, руководство обоих рухов. Они лично вели переговоры с Виктором Андреевичем. Но когда Ющенко пошел на поводу у Кучмы и подписал письмо, где назвал «фашистами» своих же сторонников по всей стране, которые мерзли в палатках и держались под дубинками «Беркута» ради благородного дела — привлечения к суду убийц журналиста, невинного человека… Вы знаете, это был шок даже для меня. Это морально надломило единый фронт оппозиции, и правые партии, поддержавшие «Украину без Кучмы!», потеряли веру в победу. Социалисты и сочувствующие нам люди продолжали борьбу до конца, но свалить полицейский режим Кучмы своими силами нам, увы, не удалось.
— Были ли перспективы у предвыборного союза Александра Мороза и Виктора Ющенко, и что помешало его созданию? Возможно ли ваше сотрудничество после президентских выборов?
— Учитывая политическую ситуацию и то, что подробный ответ по этой теме может быть использован провластной пропагандой, думаю, сейчас не лучшее время для такого ответа. Не буду же я обманывать. Сразу после выборов мы можем поговорить на эту тему.
— Будет ли Александр Мороз принимать участие в президентских выборах-2009?
— Сейчас на такой вопрос не сможет категорически ответить ни один политик. Да и вообще, все под Богом ходим, заранее зарекаться не стоит.
— Согласны ли вы с тем, что «дело Гонгадзе» никогда не будет доведено до конца? Нет ли у вас ощущения, что у власти есть намерение возложить всю ответственность за организацию кассетного скандала исключительно на Евгения Марчука, и согласны ли вы с такой постановкой вопроса? Как бы вы ответили на обвинения в том, что Александр Мороз знал о содержании записей Мельниченко еще до того, как пропал Георгий Гонгадзе?
— Дело Георгия обязательно будет доведено до суда, потому что для этого уже собраны все необходимые доказательства. И чем быстрее украинцы изберут демократическую власть, тем раньше мы узнаем все подробности этого преступления. Лично для меня это дело является принципиально важным по разным причинам. И не в последнюю очередь потому, что я был хорошо знаком с Георгием. В 1999 году он поддерживал меня на президентских выборах, и мы не раз общались. Я чувствую серьезные моральные обязательства раскрыть это убийство, и я это сделаю.
К сожалению, и власть, и даже оппозиция в лице группы деятелей «Нашей Украины» сейчас делают все, чтобы затушить кассетный скандал. Следственная комиссия Верховной Рады издала два аудиодиска под названием «Однажды в Украине», где с комментариями даны наиболее резонансные разговоры в кабинете Кучмы относительно убийства Гонгадзе, взяток, коррупции, преследований независимых СМИ. Диски раздавались народными депутатами, насколько я знаю, на протяжении последних шести месяцев. Но до сих пор ни одно оппозиционное интернет-издание, ни одна оппозиционная газета, кроме газет социалистов, ни одна радиостанция, ни оппозиционный «5 канал» ни разу даже не упомянули об этих материалах, не дали им оценку. Диски распространяются в народе самиздатом. Причина очевидна — в крайне неблаговидном свете на дисках предстает целый ряд лидеров «Нашей Украины». Увы, из всех кандидатов в президенты только я требую отчета следственной комиссии в Верховной Раде. Думаю, это очень стыдно перед семьей и памятью Георгия.
На судебном процессе против Кучмы в связи с кассетным скандалом будут фигурировать, к моему искреннему сожалению, целый ряд лиц из окружения Виктора Ющенко. Сам Виктор Андреевич, хочу подчеркнуть, судя по тем разговорам, которые записаны, вел себя вполне достойно. Но к его ближайшим помощникам будет очень много вопросов.
Поэтому меня не удивляет, что на «5 канале», близком к «Нашей Украине», появляются и рекламируются материалы, которые преследуют одну цель — сместить акценты с вопроса об ответственности Кучмы и его команды на второстепенные детали. А кто заранее знал, а кто мог записать? Да оставьте эти вопросы суду. Нужен суд над убийцами невинного человека! Нужен суд над теми, кто гордился на аудиозаписях своими преступлениями, кто «входил в долю» с президентом страны! Почему этот вопрос так слабо расследуется на «5 канале»? почему они прокручивают фильм «Спрятанная истина», где отбеливают Кучму, и этот фильм — единственная передача оппозиционного эфира, которую цитирует президентский оракул в «Эпицентре»?
Записи Мельниченко — зеркало нашей политики. Поэтому все боятся в него взглянуть.
— С чем, по-вашему, связаны звучащие в ваш адрес упреки в сотрудничестве с властью?
— В Украине под выборы появилось много деятелей, которые считают модным заявить о себе как самой последовательной оппозиции, и сознательно дискредитируют меня. Чего стоит эта болтовня? Вот «нашеукраинец» Евгений Червоненко объявил, будто это я отравил Ющенко. Глупость настолько явная, что многие его коллеги извинились передо мной за эту выходку, в том числе и сам Виктор Андреевич. Лидер Украинской народной партии Юрий Костенко заявил, что Мороз сотрудничает с Медведчуком, и потому голосовал за отставку Ющенко с поста премьер-министра в 2001-м. Правдивость этих слов также очевидна — достаточно зайти на сайт парламента и посмотреть, что ни один социалист за отставку Ющенко не голосовал. Хотя депутатам предлагались просто «золотые горы» за каждый голос.
— Сразу после выборов-2002 вы призывали к более тесному сотрудничеству с СДПУ(о) и говорили, что данная партия изменилась в лучшую сторону? Придерживаетесь ли вы подобной точки зрения и сегодня?
— Удивительный вопрос. Удивительно некорректный. Найдите хоть одно мое высказывание за любое время, что надо «тесно сотрудничать с СДПУ(о), потому что данная партия изменилась в лучшую сторону». Вы пользуетесь недостоверной информацией.
— Верите ли вы в третий срок Леонида Кучмы?
— В третьем сроке для Кучмы я ничуть не сомневаюсь. Если люди окажут мне доверие и я стану президентом, то срок у Леонида Даниловича, скорее всего, будет. Потому что у него не будет иммунитета от уголовного преследования.
— Грозит ли Украине диктатура? И в случае чьей победы на президентских выборах она может стать реальностью?
— Такая угроза присутствует. Самый реальный вариант диктатуры — если Кучма решится на силовые действия, чтобы сохранить свою власть. Самое важное сейчас для оппозиционных кандидатов в президенты — наладить совместную работу и выступить единым фронтом против фальсификаций и давления властей на избирательные комиссии. Диктатура не будет иметь никаких шансов, если мы сумеем объединить граждан вокруг идеи честных демократических выборов. Власть сильна, но народ всегда прав.

  • Пишем вам потому, что молчать дальше не можем. В стране празднуют очередную победу: президент не выбран, Кабинет министров уволен, партия «Наша Украина», не жалея живота своего народа добилась признания как главный борец за демократию[...]
  • Первое упоминание о городе Рени в исторической литературе относится к 1548 году. Однако древнейшие археологические памятники Ренийского района относятся к IV тысячелетию до н. э. Это так называемая культура Гумельница[...]