Виктор Ющенко:
«Тем, кто надеется, что я сойду с дистанции, отвечу прямо: не дождетесь»

— Как бы вы оценили десятилетку Президента Кучмы? Назовите три самых больших его достижения и три самых больших неудачи?
— Президентство Леонида Кучмы я бы оценил так: это было десятилетие главным образом разочарований и несбывшихся надежд. Надежд на то, что, получив независимость, украинский народ станет жить так, как живут сейчас наши соседи в Польше и Венгрии, как живут люди в Латвии, Литве, Эстонии, с которыми мы не так давно были практически на одном уровне. Но в этом повинны многие: одни увлеклись идеей независимости как таковой, недостаточно внимания уделяя наполнению ее демократическим смыслом, другие попросту активно взялись за разворовывание страны, а основная масса позволила всему этому состояться.
Говоря о достижениях Кучмы, я бы отметил, во-первых, его экономические указы, изданные после принятия Конституции, когда действовали переходные положения Основного закона. Верховная Рада на тот момент еще не успела сформировать законодательную базу для проведения рыночных трансформаций и развития экономики на новых принципах. В этих условиях президентские указы сыграли важную роль в реформировании отношений собственности, переводе украинской экономики на рыночные основы. Во-вторых, Президент Кучма лично приложил много усилий для заключения и ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией, который заложил основы двусторонних отношений, окончательно юридически зафиксировал признание Россией Украины в качестве суверенного государства. Президент также способствовал углублению украино-польских отношений. Третьим достижением, особенно учитывая характер действующего Президента, его безграничные полномочия и угодливое решение Конституционного суда, я считаю его отказ баллотироваться на третий президентский срок.
Первой же и главной неудачей Кучмы, на мой взгляд, является то, что провозглашенный им в 1994 г. курс на решительную борьбу с коррупцией и организованной преступностью закончился полным провалом. Метастазы коррупции в период его правления пронизали всю вертикаль власти — от столицы до маленького городка и села, все ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Второе в перечне неудач Кучмы, — тотальное подавление свободы слова. Это явление началось при Кучме и достигло апогея сегодня, на закате его президентства. Кстати, ложь для «внутреннего рынка» и ложь «на экспорт», производимые Банковой, серьезно подорвали доверие к Украине партнеров на Западе и на Востоке. Третье — это массовое обнищание людей, мизерные зарплаты и пенсии на фоне многомиллиардных состояний кучки олигархов, приближенных к Президенту. Результат налицо — безграничная пропасть между народом и властью, критически низкий уровень доверия общества к Президенту и ко всем институтам власти.
— Верите ли вы в то, что нынешние президентские выборы могут быть сорваны?
— Выборы состоятся 31 октября, как это предусмотрено Конституцией Украины. Мы никому не позволим их сорвать. В условиях нежелания и неспособности власти обеспечить честные выборы коалиция «Сила народа» вынуждена взять на себя функцию защиты законных прав граждан на свободу волеизъявления. Власть и подконтрольные ей правоохранительные органы из гаранта законности, правопорядка и общественного согласия превратились в главный источник нестабильности. Именно от них сегодня исходят угрозы обществу, угрозы национальной безопасности. Чтобы убедиться в справедливости таких жестких оценок, им достаточно открыть Закон «Об основах национальной безопасности Украины» и посмотреть на перечень угроз безопасности гражданина, общества, государства. Я утверждаю ответственно: большинство угроз национальной безопасности Украины сегодня генерируются не нашими недругами извне, а нашей властью.
— Насколько масштабной окажется, с вашей точки зрения, фальсификация результатов выборов? Как, по-вашему, может отреагировать население на возможное вмешательство в итоги народного волеизъявления?
— Будут предприниматься попытки фальсификации, причем массово, повсеместно. Но они не дадут ожидаемого властью результата. Противодействие попыткам фальсификации будет адекватным. Мой избирательный штаб разработал системный план упреждения фальсификаций, мы его реализуем в тесном сотрудничестве со штабами Александра Мороза, Анатолия Кинаха и других кандидатов.
— Согласны ли вы с утверждением, что народ пассивен? Если да, то в чем, по-вашему, причина подобной пассивности?
— Мое личное общение с сотнями тысяч людей во всех регионах говорит о том, что подавляющая часть общества отвергает политику действующей власти и требует кардинальных изменений. Таких людей на самом деле намного больше, чем 78 %, о которых говорят социологи. Люди не пассивны — они тысячами, десятками тысяч выходят на площади, чтобы услышать слово правды и надежды. Нынешние выборы для них — это шанс изменить ситуацию к лучшему, причем мирно, без конфликтов и потрясений.
— Кто, с вашей точки зрения, больше вмешивается в предвыборный процесс — США или Россия? И насколько серьезным является это вмешательство?
— И Россия, и США имеют в Украине свой интерес. Есть у них и рычаги влияния. Но результат выборов определят украинские граждане, внешнее влияние будет незначительным.
— Насколько обоснованны предположения тех, кто считает, что, в случае поражения на президентских выборах, Виктор Ющенко уйдет из большой политики?
— Победа будет за нами. Я в этом убежден.
— Представим, что вы стали президентом? Готовы ли вы выдержать бой с оппозицией, в которой завтра окажутся те, кто сегодня находится при власти?
— Боев с оппозицией не будет, будет нормальное сотрудничество в интересах общества и государства. Одним из первых моих шагов после избрания президентом будет внесение в парламент законопроекта о статусе и гарантиях оппозиции. «Воевать» с оппозицией на поражение — удел слабых и недальновидных политиков. Сильные лидеры способны наладить с оппозицией уважительное и конструктивное сотрудничество. Нынешняя власть неспособна понять, что оппозиция — не враг. Это альтернатива: во мнениях, оценках, подходах и решениях. Если в государстве с оппозицией ведут бои, многократно возрастает вероятность принятия ошибочных решений. От этого страдают люди, замедляется развитие страны, а это недопустимо.
— Нет ли у вас опасения, что в случае вашего прихода к власти, вы не сможете навязывать свою волю окружению и не попадете в зависимость от тех, кто сегодня работает на вашу победу?
— Я уже как-то говорил, что мое самое ценное ощущение, это когда я просыпаюсь утром и осознаю, что я никому ничего не должен. Это позволяет мне принимать решения, которые считаю верными и необходимыми. И после победы я буду просыпаться с таким же чувством. Я свободен в своем праве принимать решения в интересах народа Украины.
— Готовы ли вы, став президентом, провести конституционную реформу?
— Да, реформа необходима, и она будет проведена. В Плане действий «Десять шагов навстречу людям», с которым я иду на выборы, записано: «Провести настоящую политическую реформу — каждый ощутит, что власть работает для граждан, и работает эффективно. Изменения в Конституцию будут приняты прозрачно и законно — и будут введены в 2006 г. после избрания новой Верховной Рады на свободных и честных выборах». Я выполню это обязательство. В первом чтении соответствующий законопроект может быть проголосован уже на нынешней сессии, вскоре после выборов, максимум — на весенней сессии парламента. После окончательного голосования конституционным большинством я подпишу изменения в Конституцию без промедления.
— Эксперты считают, что в последнее время украинская власть приняла целый ряд решений, серьезно ущемляющих национальные интересы Украины. В случае вашей победы, каким образом вы намерены добиваться их восстановления?
— Решения, которые приняты в интересах Украины и ее народа, будут реализованы. Все, что «от лукавого», принятое либо под давлением, либо в угоду корпоративным и личным интересам, отомрет. Это касается всех сфер, будь то энергетика, транспорт, экономическая интеграция или что-либо еще. Проверку временем выдержит лишь то, что отвечает национальным интересам Украины.
— В какую страну нанесет свой первый визит президент Ющенко?
— В моем понимании главное в политике — суть, результат, а не символы — кто куда поедет, с кем встретится, с галстуком или без. Мой первый визит и его программа будут планироваться, исходя из необходимости решения приоритетных вопросов. Будет это Москва, Брюссель или Варшава — сейчас не отвечу. Возможно, это будет Багдад, куда я полечу для решения вопроса о выводе украинских войск из Ирака…
— Что вы намерены делать, если: вас снимут до дня голосования; результаты выборов будут фальсифицированы; будет введено чрезвычайное положение и выборы отменят? Готова ли ваша команда к решительным действиям и как далеко распространяется эта решимость?
— Я верю в то, что ничего из перечисленного не произойдет. Выборы пройдут в срок и с моим участием. У нас достаточно решимости и сил, чтобы на каждом избирательном участке обеспечить соблюдение конституционного права граждан свободно избирать власть в своей стране.
— Предполагаете ли вы значительное сокращение фракции «Наша Украина» в случае вашего поражения? Предполагаете ли вы значительное увеличение фракции «Наша Украина» в случае вашей победы?
— Рассмотрим второй вариант: в короткие сроки в Верховной Раде будет сформировано новое большинство, и оно будет принимать ответственные решения без давления извне. Нынешний депутатский корпус, даже с учетом недемократичности парламентских выборов 2002 года, вполне способен принимать необходимые стране законы в экономической, социальной и других сферах. Вы увидите, что по многим вопросам на табло в сессионном зале будет загораться цифра 300 и даже больше.
— Разделяете ли вы мнение тех, кто считает, что нынешний парламент не доживет до 2006 года независимо от того, кто победит на выборах-2004?
— Верховная Рада нынешнего созыва будет работать до окончания срока своих полномочий и войдет в историю как парламент, который провел глубокую политическую реформу. Но гарантия нероспуска и стабильной работы Верховной Рады все же зависит от того, кто победит на президентских выборах.
— В случае вашей победы, не станет ли Донбасс украинской Вандеей со всеми вытекающими из этого последствиями?
— Ни Вандеи, ни последствий, о которых вы говорите, не будет. Вступая в борьбу, я четко заявил: тем, кто меня поддержит на выборах, и тем, кто этого не сделает, гарантирую — я буду стоять на страже прав каждого из вас. Это моя принципиальная позиция. В новую управленческую команду не будут привлечены одиозные персонажи, а войдут лучшие специалисты, менеджеры, самые острые умы страны. В ней найдется место для способных и ответственных людей из команд других кандидатов — тех же социалистов, коммунистов, промышленников и предпринимателей или аграриев, почему нет? Работы будет много — было бы желание работать…
— Что стало, и кто стал наибольшим разочарованием за время вашей активной политической карьеры?
— Если говорить о событиях, то скажу честно — это отставка в апреле 2001 года Кабинета министров, который я возглавлял. Правительство в тот период было на подъеме, работало с максимальной отдачей, оно добилось реальных результатов, заложило основы экономического роста. Мое правительство возродило веру людей в то, что реформы можно проводить не за их счет, а наоборот — повышать за счет реформ уровень жизни людей. Правительство было отправлено в отставку исключительно по политическим мотивам, никто не думал тогда об интересах страны.
Если говорить о персоналиях, то больше всего меня разочаровал Президент Кучма. Разочаровало, в частности, то, как он уходит из политики. Он не смог уйти красиво, он уходит на волне политических скандалов и нагнетания противостояния в стране. Еще больше разочаровало то, что он сделал ставку не на гарантии честных выборов, а как бы на преемника. Он и его «кризисные менеджеры» практически раскололи страну. Это не разочарование, а, преступление. Кроме того, я против преемничества в политике, и считаю неэтичным выдвижение кандидата в президенты в кабинете действующего Президента. Но уж если Кучма так хотел лично явить миру своего преемника, на мой взгляд, он мог бы найти человека с более чистой репутацией и прогрессивными взглядами, чем нынешний кандидат от власти. С таким человеком мне сейчас было бы не стыдно соревноваться.
— Как вы себя чувствуете, готовы ли продолжить предвыборную гонку?
— Чувствую себя нормально, намного лучше, чем в первые дни. Не скрою, удар был сильным. Сегодня австрийские врачи говорят о том, что, вполне вероятно, против меня были применены боевые компоненты биологического оружия. После выборов мы узнаем, кто конкретно или какие спецслужбы могли пойти на такой шаг. До выборов это невозможно — я не верю Генпрокуратуре Украины, она не раскрыла ни одного резонансного преступления и продолжает выполнять заказы Банковой. Главное другое — я выстоял. Я благодарен Богу, моей команде и миллионам украинских граждан: я выстоял благодаря их поддержке. Курс лечения завершается. Я активно работаю в клинике, встречаюсь с людьми. На следующей неделе возвращаюсь в Украину и активно включаюсь в завершающий этап избирательной кампании.
— В каком случае вы можете добровольно отказаться от участия в выборах?
— Перед лицом 70 тысяч сограждан, приехавших 4 июля в Киев на Спивоче поле из всех без исключения населенных пунктов страны, я заявил, что сделал свой выбор и иду в президенты. Мой выбор — осознанный и окончательный. Меня поддерживают миллионы людей, они в меня верят. Я должен пройти и пройду этот путь — для нашей общей победы. Тем, кто надеется, что я сойду с дистанции, отвечу прямо: не дождетесь.

  • Начало ноября оказалось праздничным для пограничников и таможенников Рени. Еще в 2000-м году было принято решение о строительстве международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Рени». Он размещается на румынско-молдовско-украинской границе в трансъевропейском коридоре[...]
  • По данным международных организаций, на дне Черного моря, в районах Севастополя и Керчи покоятся около 10 миллионов бомб, снарядов, мин и других неразорвавшихся боеприпасов времен Второй мировой войны[...]