Первому всегда бывает неизмеримо труднее, чем тому, кто пойдет следом…

В конце прошлой недели городской голова Сергей Колевич побывал в Киеве и принял участие в работе парламентских слушаний по проблемам местного самоуправления в профильном Комитете Верховной Рады. Участие в этих слушаниях приняли руководители местного самоуправления большинства всех наших больших и малых городов. То есть, представительство было максимально полным. О чем шла речь на этих парламентских слушаниях, какие проблемы поднимали мэры городов, какие задачи сегодня в приоритете, например, у профильного комитета Верховной Рады по государственному строительству и местному самоуправлению, как решение этих задач соотносится с решением проблем у нас, на местном уровне, непосредственно в Рени? Обо всем этом – наше интервью с Сергеем Колевичем.
Корр. Поскольку круг вопросов обозначен, начнем с того, что тревожит всех представителей местного самоуправления, ведь вы встречались и с мэрами городов, и с депутатами Верховной Рады, общались с ними. Какова же их общая оценка состояния и перспектив развития местного самоуправления в стране?
С. Колевич. На этот можно ответить однозначно. Перспектив развития у местного самоуправления в нашей стране нет. Во всяком случае, на сегодняшний день, в рамках того правового поля, который существует и в рамках тех действующих законов о местном самоуправлении, которыми мы обязаны руководствоваться. Это – общая точка зрения, как самих депутатов, так и руководителей городских громад. Уточню: местного самоуправления в Украине нет потому, что его подменили или, как минимум, пытаются подменять государственные администрации. Прежде всего, вопрос касается главного – финансирования этой сферы жизнедеятельности государства. По официальным данным, которые никто не скрывает, местное самоуправления финансируется всего на 85 процентов и то – только по защищенным статьям, то есть по тем статьям расходов, на которые просто не может не быть финансирования, как, например, заработная плата. И тут государство вынуждено признавать что эти, даже защищенные статьи, на самом деле защищены только на 85 процентов. Пятнадцать оставшихся – уже вопрос. Но об этом чуть позже. Второе. Местному самоуправлению не подчиняются милиция, налоговая и т. д. Собственных силовых структур у местного самоуправления тоже нет. Получается, нет денег и нет власти. А что же есть?
А есть обязанности. Есть ответственность. Надо поддерживать порядок в городах, ремонтировать дороги, текущие крыши, заниматься коммунальным отоплением, водой и канализацией. Никто не снимал и не собирается снимать с местной власти ответственности за то, чтобы все это хозяйство нормально и эффективно работало и функционировало. И вопрос: можно ли эффективно работать в таких условиях?
Ответ – тоже на поверхности: правовое поле местного самоуправления сегодня не работает, законы о местном самоуправлении не работают, конституционные нормы и положения о местном самоуправлении не действуют, потому что до сих пор нет механизмов их исполнения. Реальных механизмов, а не тех, которые задекларированы на бумаге.
Корр. Хотелось бы, чтобы вы привели конкретный пример, как конкретный закон не работает и что является причиной этого.
С. Колевич. Таких примеров можно привести сколько угодно. Возьмем не так давно принятый Закон о поддержке и развитии малых городов Украины. Наверное, и вы помните, как мы его ждали, какие надежды у всех (не только руководителей городских громад) на него возлагались. И что же? Сорок страниц закона оказались очередной «пустышкой», после того, как Президент наложил «вето» на самую главную статью этого закона, от которой все и зависело – финансирование. Урезанный, а фактически обезглавленный закон приняли, только это всего лишь декларация, в которой никто не нуждается, и руководствоваться таким документом нельзя, потому что он ни к чему не обязывает, не предлагает никаких механизмов финансирования и жизнедеятельности громад, а принимать очередные декларации и сочинять проекты, которые никогда не будут реализованы, дело, как вы понимаете, абсолютно бессмысленное.
Корр. Но, согласитесь, кто же в этом виноват, как не сама Верховная Рада? Депутаты, что не знали, за что они голосуют, не видели и не понимали, что они принимают декларацию, а не Закон?
С. Колевич. Это как раз тот случай, когда, по известному выражению, «хотели, как лучше, а получилось как всегда». Думаю, не последнюю роль тут сыграла и позиция того самого «парламентского большинства», которое уступило власти, или, может быть, не заметило, что из документа изъята его основополагающая часть, без чего все становится бутафорией…
Мы хотим, чтобы и на уровне Верховной Рады, и на уровне государственной власти, наконец, пришло понимание, что только тогда начнется процветание в Украине, когда начнут процветать большие и малые города, поселки и села. Это во всем мире основа всех основ. Как же можно говорить о каком-то развитии громад, не имея финансовой базы, не имея механизмов этого самого развития, обеспеченных средствами, подкрепленных средствами как собственными, которые зарабатывают в каждом городе, селе и поселке, так и из государственного бюджета. Мы говорили об этом, — и это общая точка зрения, — в бюджетах городских и сельских громад надо оставлять не менее 60-ти процентов зарабатываемых средств, а не двенадцать-пятнадцать, — крохи, которых даже на зарплату не хватает, как сейчас происходит и у нас, в Рени, и повсеместно, кроме Киева и городов областного подчинения. Финансирование местного самоуправления должно проводиться в достаточной мере, только тогда можно будет говорить об эффективности и самого местного самоуправления. О каком Магдебургском праве, о каком европейском выборе местного самоуправления можно говорить, если у нас, в сущности, каменный век: разбитые дороги, текущие крыши, аварии на системах водопровода, канализации и теплоснабжения, когда у нас нет денег на ремонт, не говоря уже о том, чтобы что-либо строить или реконструировать. И после всего задают вопрос, отчего же местное самоуправление работает так слабо, отчего это у нас такое слабое звено?..
Цивилизованным государство у нас будет только тогда, когда изменится отношение к проблемам и нуждам этих больших и маленьких городов, поселков и сел. Если к их нуждам будут по-прежнему относиться по остаточному принципу, из каменного века мы так и не выползем и до Европы не дотянемся. Общее, единодушное мнение и мэров городов, и депутатов Верховной Рады было в том, что всю эту систему взаимоотношений и взаимосвязей, все это правовое поле местного самоуправления нужно менять. Менять решительно, радикально и кардинально. Без этого нельзя говорить и об экономическом развитии громад. У нас, например, нет никакой возможности для серьезной поддержки развития предпринимательства, развития базовых отраслей экономики малых городов, у этих городов нет ни механизмов, ни финансовой базы как, в каком направлении развиваться, заработанного в этих города едва хватает только для того, чтобы свести концы с концами…
Корр. Естественно, нас интересует результат. Что можно сказать об этой вашей поездке на парламентские слушания. Поговорили и разошлись? Или же за этим все-таки последуют какие-то действия, консультации, выработка каких-то практических решений, то есть, наконец-то, в итоге, можно будет говорить, что появится предмет, который будет работать, а не такой, о котором можно только поговорить. Есть надежда, что такое развитие событий все-таки состоится?
С. Колевич. Конечно, эти парламентские слушания не были говорильней. У людей накипело, и понимание того, что нужны действия, а не декларации, наконец-то пришло. Положительно то, что слушания убедительно продемонстрировали главное: законы о местном самоуправлении не работают и все в корне надо менять. Это главное. То есть, будем надеяться, что вслед за пониманием развернется конкретная работа в тех направлениях, которые парламентские слушания определили как главные – механизмы реализации прав городских громад. Все наши проблемы обозначены и вскрыты. Естественно, профильный Комитет Верховной Рады по местному самоуправлению все это время не ждал этих парламентских слушаний, а работал и ко времени нашего приезда на встречу в Верховной Раде, Комитетом уже был подготовлен ряд законопроектов, непосредственно касающихся местного самоуправления. Руководители городских, сельских и поселковых громад получили эти проекты законов для изучения. Мы не только изучаем их, но и должны внести свои предложения, этим будет заниматься каждый городской голова. Должны стать нормой не только финансовые и экономические, социальные гарантии, но и такие политические гарантии городских громад, как принятие их Кодексов, каких-то других основополагающих политических и общественных документов. Тогда можно будет говорить о местном самоуправлении реальном, действующем, обеспеченном средствами и защищенном властью, законом, государством. Вот над чем сейчас идет работа и в Верховной Раде и на местах.
Хочу заметить, — и это открыто прозвучало во время слушаний из уст большинства руководителей городов, — мы заявили: будем поддерживать того кандидата в Президенты, кто открыто и недвусмысленно будет говорить о поддержке развития местного самоуправления, кто понимает насколько важно для государства, для Украины решение всех наболевших вопросов в этой области. А много ли кандидатов в Президенты из всех двадцати четырех заявили об этом в своих предвыборных обещаниях и программах? Вы хорошо знаете, как идет предвыборная гонка, и ответить на этот вопрос вы можете сами.
Корр. Поучаствовать в парламентских слушаниях всегда означает, встречи с коллегами, общение, появление, возможно, новых планов. Безрезультатных встреч, как известно, не бывает, ибо отсутствие результата – тоже результат…
С. Колевич. Вот как раз на отсутствие результата пожаловаться не могу. Конечно, встречи с коллегами, особенно с такими, как Александр Омельченко, мэр Киева, — а с ним мы общались по многим вопросам, — всегда результативны. Но у меня были и конкретные предметные, практические цели встреч еще и с депутатами Верховной Рады, представителями фракций, и в нашем профильном Комитете по местному самоуправлению. Речь идет о нашей инициативе принятия закона по местному самоуправлению, который будет касаться Рени непосредственно. То есть, как города трансграничного сотрудничества, вблизи европейских транспортных коридоров, города на Дунае, обладающим огромным экономическим потенциалом, Свободной Экономической зоной Рени и перспективами Международной экономической зоны. У Рени есть своя особая специфика, — этого уже никто не отрицает. Рени звучит и на международном уровне, как город становящийся все более привлекательным для инвестора. Все это позволяет нам ставить серьезные задачи и по развитию местного самоуправления. Но для этого, вы уже знаете, нужны механизмы, нужна законодательная база и нормативные акты. Поэтому, естественно и возник вопрос о том, чтобы принять отдельный закон о развитии местного самоуправления в Рени. Над этим мы и работаем сейчас в тесном сотрудничестве с нашим профильным Комитетом Верховной Рады. Не будем предвосхищать событий, но продвижение в этом направлении – главный итог встреч в Киеве, и участия в парламентских слушаниях.
Корр. Кстати, если говорить о специфике Рени, об опыте Рени, разработка отдельного закона по Рени о местном самоуправлении воспринимается уже как нечто обычное, словно само собой разумеющееся. Мы уже привыкли говорить о пилотном проекте реформирования коммунального хозяйства, одобренного Академией жилищно-коммунального хозяйства, тем же самым профильным Комитетом ВР Госжилкоммунхозом, о принципиальной и весьма привлекательной для многих Программе перевода жилья на индивидуальное отопление. То есть, действительно Рени сегодня обладает определенным опытом, наработками, тем, что завтра вполне может пригодиться другим городам и поселкам.
С. Колевич. Это действительно так. Но давайте вспомним как все начиналось. Все эти уже реально действующие эффективные механизмы работы тот же системы жилкоммунхоза на основе уже частного предпринимательства, еще несколько лет назад вообще никем не воспринимались, потом сомневающихся стало меньше, они есть и сейчас, хотя уже составляют абсолютное меньшинство. То же самое – с переводом жилья на индивидуальное отопление. Ведь мы делали и делаем это не ради того, чтобы похвастаться, а чтобы раз и навсегда избавиться от громоздкой, затратной, дорогостоящей и главное никому не нужной системы. Перестать греть улицы и латать дыры. Дать людям реальное тепло, которое окажется втрое дешевле, избавить город от абсурдных затрат, чтобы эти же, освободившиеся деньги направить на благо наших людей, на расходы на социальные нужды, на увеличение доходов. Это – главная задача. Именно ее мы решаем и будем решать до конца. А ведь все это мы делаем без средств, без помощи государства! Трудно, не сразу, но к людям все-таки приходит понимание, что мы выбрали правильны путь. А сколько было дебатов и дискуссий по этому поводу, сколько критики в наш адрес, в том числе и в прессе, какие только обвинения нам не приходилось выслушивать в свой адрес! Пришло время и жизнь сама расставила все точки над и… Первому всегда бывает неизмеримо труднее, чем тому, кто пойдет следом…
Записал Лев Василишин

  • Самая большая инвестиция, которую может вложить государство в развитие своих маленьких граждан — это сохранить для них родной очаг, сберечь семейное окружение, поддержать семью в сложное, кризисное для неё время[...]
  • Первого июня все активно "защищают" детей - концерты, поздравления и прочая, скажем прямо, дребедень. Но чей это праздник на самом деле? Детей, или тех, кто их сегодня так активно "защищает"? Согласно данным опроса, проведенного Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, всего лишь более 22-х процентов родителей уверены в том, что их дети, живя в Украине, смогут, при желании получить образование, в том числе и высшее. Получить желанную работу, смогут только - 10,7 процента, качественное медицинское обслуживание - 9,7. Смогут путешествовать и увидеть мир - 10,4%[...]