Уже тринадцать лет Украина идет путем экономической,
социальной и духовной перестройки независимого, самостоятельного
государства. За эти годы было принято большое количество законодательных
актов Украины, в том числе по налоговой тематике. Цель налоговой
политики на современном этапе, с одной стороны, воспитание сознательных
налогоплательщиков, на плечи которых ложится формирование доходной
части бюджета, с другой, – все более последовательное укрепление
сильного независимого украинского государства.
В текущем году стартовала налоговая реформа: налог на прибыль сокращен
на 5 процентов — до 25-ти процентов, налог на доходы граждан зафиксирован
единой ставкой 13 процентов. Изменения в Законе «О налоге на добавленную
стоимость» относительно налогообложения деятельности в сфере сельского
и лесного хозяйства, а также рыболовства вступят в силу с 01.01.2005
г., как и ряд других изменений.
Роль налогов (обязательных платежей), взимаемых государством с
юридических и физических лиц в государственные и местные бюджеты,
в функционировании государства и развитии экономики весьма значительна,
а в некоторых случаях — решающая. Составляющая часть бюджета Украины
– местные бюджеты (городские, сельские, поселковые), основным источником
которых является налог с доходов физических лиц, налог на землю,
местные налоги и сборы. Финансирование, например, в нашем районе
таких отраслей народного хозяйства, как здравоохранение, образование
неотложно и требует наличия бюджетных средств.
Поступая в бюджеты, налоги перераспределяются государством и возвращаются
налогоплательщикам в виде пенсий, заработных плат медработникам,
работникам школьных и дошкольных учреждений, обороны и других отраслей
народного хозяйства. За счет бюджетных средств содержатся детские
дома, дома престарелых, школы-интернаты. Помощь налогоплательщиков
заключается в соблюдении своевременно и в полном объеме перечислений
платежей в бюджет.
Кроме того, несвоевременно или не в полном объеме уплаченные платежи
в бюджет, не предоставление в установленные законодательством сроки
налоговых деклараций, влечет за собой наложение штрафов, согласно
ст.17 ЗУ № 2181-ІІІ от 21.12.2000г. «О порядке погашения обязательств
плательщиков налогов перед бюджетами и другими государственными
целевыми фондами» (от 170 грн.), а после окончания установленных
сроков погашения согласованного налогового обязательства на сумму
налогового долга, в соответствии со ст. 16 вышеуказанного Закона,
начисляется пеня (включая сумму штрафных санкций при их наличии).
В данном Законе последовательно описан весь процесс от предоставления
деклараций, согласования сумм, до принудительного взыскания долгов
органами взыскания.
В рамках государственной программы модернизации администрирования
НДС, в соответствии с Указом Президента № 671/2004 от 23.06.2004г.,
на всех этапах будет осуществляться контроль, определяться критерий
добросовестных плательщиков, определение степени риска. Следует
обратить внимание, что добросовестные плательщики, своевременно
платящие налоги и подающие налоговые декларации в срок и без ошибок
будут отнесены к «зеленой» категории, а это значит, что налоговые
проверки таких субъектов будут сведены к минимуму. Немного большего
внимания потребуют плательщики «желтой» категории, т. е. те, которые
сдали налоговые декларации с опозданием или с некоторыми ошибками.
Под постоянным контролем налоговых служб будет находиться самая
рисковая «красная» («криминальная») категория. Остальные предприниматели
относятся к «оранжевой» категории и будут находится под контролем.
Таким образом, вовремя уплаченные налоги и сборы являются гарантом
стабильности и благополучия нашего общества, так как они в прямой
зависимости от размера государственной казны, и только тогда вовремя
осуществляется финансирование затрат, предусмотренных бюджетной
росписью. Кроме того, при соблюдении законодательства экономятся
деньги налогоплательщика.
Елена Стоянова,
начальник отдела общественных связей и массово-разъяснительной
работы Ренийской МГНИ