Народные приметы и традиции

(Окончание. Начало в предыдущем номере)
Окликание по имени

Это — один из видов магии, которым часто пользовались древние славяне. У русских, например, новорожденного, не обнаруживающего признаков жизни, окликали именами родственников, затем другими именами. Имя, при котором ребенок оживал, и становилось его именем. У восточных славян, чтобы поскорее забыть покойного мужа, вдова кричала его имя в печную трубу.
А чтобы судорога отпустила, нужно произнести имя своего отца.
Окликание нечистой силы
Оно приписывается также нечистой силе, которая не может нанести вред человеку, если не знает его имени. Так, верили, что русалки нападают только на тех, кто отзовется на их зов.
Если человек оказался ночью на перекрестке или на кладбище, а также находится в опасном состоянии, например, беременная женщина, и вдруг слышит, что кто-то зовет его (или ее) по имени, ни в коем случае нельзя откликаться: этот голос может принадлежать нечистой силе.
Самозов
Это — выкликание собственного имени. У южных славян он считался эффективным оберегом от змей. Весной, когда человек в первый раз увидит змею, он должен громко выкрикнуть свое имя, чтобы весь год змеи держались от него на расстоянии слышимости его голоса.
Крещение и обычаи, с ним связанные
Сакральность наречения имени, восходящая к древнейшей мифологической эпической традиции, находит свое отражение в народных верованиях и обрядах, связанных с Крещением, и особенно в мифологической трактовке некрещеных детей.
Сегодня во многих случаях стремление родителей крестить детей объясняется суеверными причинами («чтоб не сглазили») и данью традициям, а не желанием приобщить новорожденного к церкви. Но даже в этом случае обряд Крещения несет в себе положительную облагораживающую функцию.
Считается что процедура Крещения сильно и сразу влияет на состояние младенца: он становится заметно спокойнее, лучше спит и меньше болеет. Принято считать, что судьба крещеного человека отличается близостью к Богу, а значит, более сильной защитой от разного рода напастей.
Если же ребенок не крещен, без имени, к нему бес может легко подступиться. Считалось, что некрещеные дети чаще тонут. Некрещеных детей даже бабки не лечили, — все равно, де, не поможет.
Дети с момента рождения и до Крещения, или умершие «без креста» полагались нечистыми и нередко трактовались как животные или демонические существа, у них нет имени («без имени ребенок чертенок»). Чтобы ребенок не умер безымянным, принято было сразу после рождения называть его «материнским» или «временным» именем. У русских всех детей до Крещения звали обычно Найденами, Богданами, то есть, найденными или данными Богом.
Крестили ребенка и давали ему имя по Святцам, обычно на восьмой день, а если ребенок слабый, то сразу же после рождения, чтобы не умер некрещеным и не превратился в демона. Если же такое несчастье происходило, полагалось раздать соседским детям сорок нательных крестиков и сорок поясков.
Для любого верующего человека его имя было защитой и оберегом, ведь это было именем его Ангела-хранителя. Поэтому раньше на Руси именины праздновались пышнее, чем день рождения, о котором многие вообще забывали, тем более, что события эти почти совпадали по времени. Вообще понятие «именины» не имеет ничего общего с днем рождения. Именины – это день имени Ангела-хранителя.
Перекрещивание
Имя в ритуале могло быть объектом и инструментом магии. Перекрещивание, то есть, перемена имени, широко использовалось в народной медицине как средство «перерождения» человека, расторжения его связи с болезнью и обмана демонических сил, насылающих болезнь. Украинцы Закарпатья, например, больного ребенка символически «продавали» в семью, где дети росли здоровыми, и при этом нарекали его новым именем.
Превентивно к переименованию и называнию ребенка ненастоящим именем прибегали и в семьях, где умирали дети.
Тот же смысл «перерождения» имело переименование при пострижении человека в монахи, при рукоположении, при крещении.
У русских раскольников-бегунов перекрещивание использовали перед смертью или «уходом из мира».
Переименование широко применялось и в скотоводческой магии. Так, для защиты коров от нечистой силы в купальскую ночь крестьяне давали им новые клички.
Почему нельзя меняться
ни именами, ни шапками

Поменяться именами — это одно и то же, что поменяться судьбами. То же самое, считают в народе, относится и к головным уборам.
Имя не меняют, если на то нет серьезных причин, чтобы не лишиться своего небесного покровителя.
Человек с новым именем, как новорожденный, аура его разорвана, без окружного сияния. С чужим (новым) именем приобретаются новые черты характера, которые могут войти в противоречие с прежними чертами. То же случается и при обмене именами между людьми.
Здесь же заметим, что имя имеет свою энергию, которая на протяжении всей жизни облучает судьбу человека. И когда имя всуе, слишком часто произносят, оно «убывает» и «искажается». Вот почему многократно повторяемые имена вождей становились как бы нарицательными и, тем самым, — демоническими.
Имя свое берегите, произносите мало и твердо — тогда вы укрепитесь в своей судьбе.

  • У школ, как и у людей есть свои биографии. Достаточно интересна и биография нашей средней школы № 2. Ее рождение состоялось как раз сразу, после освобождения Рени от немецко-фашистских захватчиков[...]
  • Севастопольские краеведы и историки бьют тревогу по поводу очередного, с их точки зрения, акта вандализма, совершающегося в настоящее время на западном мысу Балаклавы. Бригада рабочих, вооруженных газорезками, разбирает на металлолом береговую артиллерийскую батарею номер 80, которая в 1996 году в итоге раздела Черноморского флота была передана в состав ВМС Украины[...]