В начале сентября было подписано соглашение с Министерством
транспорта России об интегрировании транспортных систем двух стран,
которое позволит объединить судоходные пути от Каспия в Европу.
Одно из главных и перспективных направлений этого пути – канал
«Дунай-Черное море».
По инициативе Одесской облгосадминистрации, при поддержке Президента
Украины, Минтранса, Минэкологии, МИД была организована поездка
для представителей иностранных миссий, с целью осмотра работ вокруг
судоходного канала Дунай-Черное море и организованы встречи с экспертами
для выяснения деталей проекта.
Возня румынских властей вокруг строительства канала после этого
дала глубокую трещину. Теперь уже дипломаты убедились: румынская
информация, выражаясь языком Марк Твена, «оказалась сильно преувеличенной».
Чрезвычайный и Полномочный посол Нидерландов в Украине Моника Франк
так прокомментировала свои впечатления: «Для меня было очень важно
приехать и увидеть все своими собственными глазами, для меня стало
открытием, что перед строительством обсуждалось много вариантов
строительства канала, которые тщательно исследовались, и был выбран
действительно самый лучший вариант. До приезда, к сожалению, я
была уверена, что канал «Дунай-Черное море» — это единственный
канал в дельте Дуная, теперь я знаю, что в Румынии функционируют
три канала, во-вторых, украинский канал – тот путь, который раньше
существовал и его просто восстанавливают. До этого мы не имели
реального представления об всем этом. И теперь мое мнение относительно
украинского строительства значительно изменилось».
До октября Украина намерена подать в ЮНЕСКО новый вариант зонирования
Дунайского биосферного заповедника с учетом создания канала «Дунай-Черное
море». В Жебриянской бухте, где сосредоточено 95 процентов всей
флоры Дунайского биосферного заповедника, предлагается создать
еще одно ядро заповедника, расширив таким образом его территорию
на 4 тыс. кв. км.
Таким образом строительство канала дало возможность расширить границы
заповедной зоны и улучшить состояние экологии здесь. Но самое интересное
в другом. Противники строительства канала, на участке выбранном
Минтрансом, предлагали строить канал в другом месте – через Жебриянскую
бухту, то есть, заведомо зная, что будет нанесен серьезный ущерб
окружающей природе. Это делалось только для того, чтобы не допустить
строительства канала в принципе и вообще. Именно эту «идею» развивали
и наши «ученые» из НАНУ.
Остается спросить: на чьей они были стороне и чьи интересы защищали?