Получить больше власти — значит отдать больше власти сейчас

Получить больше власти — значит отдать больше власти сейчас

Такой должна быть формула действий будущего президента. Интрига нынешней кампании так же, как и послевыборной ситуации, что какой- либо из кандидатов вряд ли станет победителем, представляющим интересы большинства избирателей. Более того, вполне вероятно, что будущий президент будет президентом большинства политического класса и финансово-экономических элит. Безусловно, все это существенно влияет на ход и качество выборной кампании. Комментирует ход выборов президента, а также вероятные политические последствия академик НАНУ Владимир Семиноженко.
Когда мы говорим о равных условиях, то очень часто подразумеваем под этим не условия для выдвижения, регистрации и сбора подписей, а равные возможности. И здесь понятен абсолютно очевидный ответ — они, безусловно, не одинаковы. Всегда на стороне провластного кандидата есть админресурс…
Разве только в Украине? Вспомним США, где также продолжаются президентские выборы. Помните, совсем недавно мэр Нью-Йорка запретил проведение «антибушевского» митинга в центральном парке города. И это в самой демократической стране мира, которая так требует демократии от других! Действительно власть всегда имеет больше организационных, информационных, кадровых возможностей, чем оппозиция. Большинство из этих возможностей является вполне легальными. Никто же не будет отрицать присутствие Буша как руководителя государства на телеэкранах… Другое дело, что не должны блокироваться и лишаться возможностей другие кандидаты.
Но кто сказал, что нет сильных преимуществ у оппонентов власти?.. На их стороне всегда симпатии населения, приверженность общественного мнения, недовольство существующими проблемами. Как правило, власть никогда не популярна, власть не любят, иное — исключение…
Давайте вспомним победу Леонида Кучмы в 1994 году, который был оппонентом власти, критиковал ее за непрофессионализм, разрыв связей с Россией, деструктивную промышленную политику. Были ли у него равные возможности с Леонидом Кравчуком?
Власть обычно приходит, особенно после окончания конституционной каденции президента, на волне оппозиции. Это дает такие мощные преимущества, которые трудно уравнять с помощью админресурса… Админресурс, как мы сейчас видим на многочисленных примерах в отдельных регионах, играет против кандидата от власти. К сожалению, таких примеров хватает в этой избирательной кампании.
Проблема легитимности украинских выборов — это проблема общенационального лидерства. Стране было бы намного спокойнее, если бы кто-то из наших Викторов имел «путинские» 70 процентов.
Следующий президент победит с минимальным количественным преимуществом — это уже понятно. Выборы для них не закончатся ни 31 октября, ни 21 ноября. Нравится это кому-то из кандидатов или нет, но свою легитимность будущему президенту придется подтверждать постоянно до 2006 года, и даже до следующих президентских перевыборов. Разрыв при голосовании будет составлять только несколько процентов — потому будущий президент должен будет считаться не только со своей политической командой, но и, безусловно, с оппонентами. Потому что подавляющее большинство людей — это как раз сумма голосов двух кандидатов. Условно: 30 процентов плюс 30 процентов — эта сумма составляет большинство населения.
Давайте вдумаемся… В рамках действующей Конституции, если не осуществить политреформу, это большая угроза — когда Президента с большими полномочиями поддерживает меньшинство населения, и он внедряет в таких условиях свою собственную стратегию. Это противоречие еще раз подтверждает, что в такой ситуации как никогда необходима политическая реформа. Президент, который опирается только на 30 процентов населения, не может навязывать свою стратегию всей стране. Эту стратегию должна формировать широкая коалиция.
Поэтому, учитывая вышесказанное, сегодня, как это ни парадоксально прозвучит на первый взгляд, будущий президент для того, чтобы получить больше власти — должен сейчас отдать больше власти. Это не каламбур. Такой должна быть формула действий будущего президента.
Мы видели на примере блока «За Единую Украину!», который мог бы получить намного больше голосов, нежели получил, что админресурс и представители власти в избирательном списке сыграли «в минус». А что мы сейчас видим?.. То же самое. А иногда еще и хуже делается стараниями отдельных слишком активных губернаторов относительно массовых акций, митингов, давления в районах…
Кажется, некоторые делают это сознательно, имея в виду «обходной маневр». С одной стороны говорят — смотрите, как мы помогаем, а с другой, возможно, преследуют совсем другую цель — отвернуть избирателей… Так сказать, «технология двойного назначения».
В предвыборной программе Виктора Януковича о политической реформе говорится немного. Но пункты о политической реформе есть в программе Партии регионов, которая была принята еще в 2001 году. Даже сам такой термин, как «палата регионов», принадлежит Партии регионов и авторскому коллективу программы, который я возглавлял.
На мой взгляд, формула успеха Януковича — это надежность, это команда, которой верит народ Украины, это умение решать сложные вопросы. Технология действий — это текущая уверенная, результативная и эффективная работа правительства: повышение зарплат и пенсий, создание новых экономических проектов, рабочих мест, безопасность в стране и т. д.
Что касается поддержки Виктора Ющенко, например, в восточном регионе, то нужно, чтобы Восток ему действительно поверил. Поверил в то, что он на самом деле хочет интеграции с Россией. Поверил в искренность намерений относительно русского языка и русского вектора в целом. А главное — в то, что придет реальная профессиональная коалиционная команда, а не представители только узкого спектра политических сил. Следует вспомнить, что причина отставки Ющенко в 2001 году не в том, что олигархи сводили с ним счеты, а в том, что когда широкая коалиция его поддержала, он сделал ставку только на отдельные политические силы правонационального толка.

  • Катастрофический тон комментариев гостелеканалов, посвященных экономической ситуации в Украине, не вполне соответствует действительности. Для того чтобы объективно оценить происходящее, необходимо разбить проблему на четыре составляющие части[...]
  • В украинскую политику уверенно врывается новое поколение - поколение тридцатилетних. Омоложение политики, привнесение в нее новой силы и энергии - явление, вне всякого сомнения, позитивное[...]