Правда и мифы о политической реформе

Правда и мифы о политической реформе

Лидеры так называемого большинства в парламенте Украины, за которых на выборах проголосовало меньшинство избирателей, которые сгонялись админресурсом и запугиванием, стали инициаторами внедрения в жизнь уже в начале сентября этого года политической реформы. То есть, принятия в окончательном варианте изменения в Конституции – пресловутого проекта № 4180.
Что же это за документ и почему вокруг него столько возни? И почему власть имущими практически ничего не делается для того, чтобы люди знали реальную правду об отдельных позициях этой реформы?
Я считаю, что для того, чтобы люди знали, какая угрожает им всем опасность и, соответственно, требовали правильного голосования от своих депутатов, они имеют право и должны знать правду об этом проекте № 4180. Начну с того, что я расцениваю как огромную победу оппозиционных сил (в лице блока Виктора Ющенко «Наша Украина» и блока Юлии Тимошенко) принципиальное непринятие предыдущих схем реформирования нашей Конституции, которые предусматривают автоматическое увеличение срока пребывания на должности нынешнего Президента Украины до 2006-го года и такое же продление срока полномочий нынешнего парламента Украины на один год.

Так называемый проект № 4180, под которым значатся подписи народных депутатов Гавриша, Богатыревой и Ващук, представляющих реакционное агрессивно-олигархическое большинство в парламенте Украины, является очередной попыткой изменить конфигурацию власти в Украине. К тому же необходимость в нем возникла в тот момент, когда на улице Банковой осознали, что победа на следующих президентских выборах Виктора Ющенко неизбежна.
Существующие в Украине три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, — являются классическими и полностью соответствуют мировому развитию демократии. В проекте № 4180 это равновесие будет уничтожено. Первое тому доказательство – разделение «по понятиям» Конституционного суда Украины. Заключается оно в том, что до сих пор Президент, Верховная Рада и съезд судей представляли по шесть судей, согласно статьи 148 Конституции. С принятием же проекта № 4180 судьи лишаются всех полномочий, а Конституционный суд будет формироваться лишь двумя субъектами – Президентом и ВР. Исчезнет необходимый сдерживающий фактор. Более того, Конституционный суд практически становится заложником господ с Банковой, то есть, Администрации Президента Украины.
Для того же, чтобы судьи Конституционного и Верховного судов «не заметили» явного нарушения прав граждан, а равно и других несуразностей, суду дается своеобразная взятка в виде продления срока службы судей с 60-ти до 75-ти лет. Эти, с позволения сказать, нововведения существенно ослабят судебную ветвь власти. Таким образом, возникает прямая угроза уничтожения демократических институтов в стране.
Проектом № 4180 также предлагаются дополнительные основания для досрочного прекращения полномочий парламента. И в случае его принятия, Президент Украины получает дополнительное право контролировать и «укрощать» Верховную Раду. Более того, анализ этих дополнительных возможностей дает основания считать, что отныне у главы государства при искусственно созданных предпосылках будут полностью развязаны руки в вопросе разгона демократически избранного парламента.
Например, таким правом президент может воспользоваться в случае, если в Верховной Раде в течение одного месяца не будет сформирована коалиция депутатских фракций. С помощью денег или иных механизмов легко можно будет заставить часть парламентариев не идти в отдельные депутатские группы. А далее – роспуск ВР в течение месяца, с последующей заменой старых депутатов новыми, послушными, которые и обеспечат «правильные» президентские и прочие выборы. Может ли нормальное демократическое общество позволить себе такое положение дел? Думаю, что нет.
Следующая ситуация, позволяющая распустить парламент, это когда на протяжении 60-ти дней после отставки Кабинета Министров не будет сформировано новое правительство. И еще — если в течении 30-ти дней одной сессии не начнутся пленарные заседания.
Немаловажным со всех точек зрения является и вопрос о досрочном прекращении полномочий отдельных депутатов Верховной Рады. Речь идет о так называемом императивном мандате. В результате скрытых механизмов влияния на депутатов со стороны власти можно разгонять фракции. Практически все оппозиционные партии прошли через испытания, включая Компартию и Соцпартию, когда в их рядах оказывались предатели-перебежчики. Возможно, прекращение депутатских полномочий в данном случае было бы правомерным по совести. Но, не имея никакого права и возможности обжаловать подобное решение, такой депутат становится совершено беззащитным.
Проектом № 4180 предусматриваются и другие существенные изменения роли Верховной Рады. Так, согласно этому проекту, к полномочиям ВР будет относиться и вопрос о назначении премьер-министра Украины по представлению Президента. Здесь парламент будет нести ответственность, если, например, президент из каких-то соображений не подаст представления. Существует и масса других юридических моментов, к которым можно «прицепиться».
Проектом № 4180 даются полномочия парламенту назначать министра обороны, министра иностранных дел, председателя Антимонопольного комитета, председателя Комитета по телевидению и радиовещанию, руководителей Фонда госимущества, других членов правительства по представлению премьер-министра (по предыдущей сомнительной схеме). Кроме того, проектом усиливается влияние Кабмина на руководителей тех органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета министров Украины, включая и глав местных госадминистраций.
Как это может отразиться на судьбе государства? Усиление роли парламента еще нигде и никогда не шло во вред демократии, но в случае с проектом № 4180 все обстоит иначе. Дело в том, что этим проектом предоставляется право депутатам совмещать свой депутатский мандат с работой в правительстве.
О чем это говорит?
А говорит это о том, что здесь будут смешиваться две ветви власти – законодательная и исполнительная. В результате такого положения мы получим два вида министров – «белых» и «черных». Первые будут иметь депутатские мандаты и защищенность депутатской неприкосновенностью. Таким образом, они смогут принимать участие в «торгах» за место в правительстве, за бюджет и так далее. А «черные» будут вынуждены просто работать.
Нелишним будет напомнить и о том, что двух уровней будут и члены правительства. Так как одни из них будут назначаться по представлению Президента, а другие – Кабмином. Народ же считает, что система управления в государственных органах власти должна реформироваться по схеме «снизу-вверх». Этого же мнения придерживаюсь я и большинство членов Партии защитников Отечества. Простые люди убеждены, что в случае формирования районных госадминистраций избирательным органом или в результате прямых выборов, такой орган власти был бы полностью зависим от избирателей. Точно такая же схема применима и к главам областных госадминистраций, которые именуют себя сегодня губернаторами. При таком положении вещей они все будут зависеть от народа, а не наоборот.
И вот вместо этого нам предлагается политическая реформа (проект № 4180). Если же дочитать сей, с позволения сказать, проект до конца, то становится очевидным, кому и зачем нужна такая реформа. Ее реакционная сущность заключается в том, что, по замыслу авторов, она приобретет законную силу со дня вступления в должность нового Президента Украины, избранного в 2004-м году.
За всей этой возней с проектом изменений в Конституции просматривается желание парламентского большинства самосохраниться. И не просто самосохраниться, а еще и заложить серьезный фундамент под выборы 2006-го года. Поэтому, получив сегодня всенародно избранного Президента самым демократичным путем, он, со вступлением в должность, при действии положение проекта № 4180, становится практически бесправным главой государства. А основные полномочия перейдут к премьер-министру.
Хотелось бы здесь сказать немного и о личности нынешнего премьер-министра Украины, Провластные СМИ муссируют сегодня мнение о том, что если Кучма имеет всего 7 процентов симпатий населения, то Янукович сможет иметь в три-четыре раза больше. Это абсолютный абсурд. И я хотел бы, чтобы наш народ знал, что Виктор Янукович выступает в роли временщика, который помогает Фонду госимущества раздавать государственные предприятия людям, близким «ко двору», к себе и своей Партии Регионов.
Свидетельством тому может служить распоряжение № 475-Р от 13 июля 2004 года, подписанное премьером Януковичем, где речь идет о передаче в собственность обществу с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционная компания «Світ шляхів» земельного участка 154,4947 га, который находится за пределами города Украинки и пгт Козин, Киевской области. Кроме того, этому же обществу на 50 лет, распоряжением от 19 апреля 2004 года № 240-Р, передается 114,8957 га лесов первой группы. Речь идет о заповедных лесах на берегу Днепра в непосредственной близости от Киева, в Конче-Заспе.
Простым людям здесь невозможно получить по десять соток. Зато зятю президента, крупнейшему промышленнику, носящему звание Народного депутата Украины, Виктору Пинчуку отдается огромное количество земли. Это не просто земля, это заповедная для каждого украинца земля, таящая в себе свидетельства еще Трипольской цивилизации, а также массу ответов на множество вопросов, в частности, подтверждение того, что мы народ древний, гордый, имеющий свои корни и свое будущее.
Именно поэтому селяне, живущие на этой земле, на своем сходе выступили категорически против захвата исторической территории олигархами. Никакой реакции Министерства экологии, прокуратур района и области, Генеральной прокуратуры на беззакония, творимые олигархами на указанных землях, нет!
Все мои обращения в указанные инстанции остаются без ответов.
А тот ответ, который я все же получил от чиновника из Генеральной прокуратуры, кроме как отпиской и издевательством, назвать нельзя. Уверен, что за подобные отписки должны возбуждаться уголовные дела, а виновные привлекаться к уголовной ответственности.
Чем показателен козинский конфликт? А тем, что здесь председатель Козинского сельсовета отказалась отдавать Генеральной прокуратуре десять гектаров заповедной земли. Более того, она отказалась жить и работать «по понятиям». Я услышал от селян тех мест: «Нынешняя власть заставляет нас брать в руки вилы. Большего права у нас нет. Нас выгоняют, с нами не считаются. Не хотят даже разговаривать ни прокуроры, ни главы районной и областной администраций. Никто! Нас не считают за людей».
Берега речки в районе Козина заделаны бетоном. Вдоль берега нельзя ходить даже детям. Охрана поместий олигархов предупреждает детей, идущих по воде, о том, чтобы они не останавливались напротив строений. В противном случае они будут стрелять по ним. До какого же цинизма нужно дойти правоохранительным органам, чтобы не видеть этих безобразий?!
Возвращаясь к главной теме, хочу сказать, что любые изменения Конституции всегда интересовали наш народ, и сегодня я ответил лишь на часть вопросов, которые возникают в связи с проектом № 4180. А ведь его уже в ближайшее время могут принять как закон и заставить жить по нему.
Лично я считаю, что сегодня нужно заниматься не реформированием Конституции, а добиваться достойной жизни по существующим законам.
Юрий Кармазин,
председатель Парии защитников Отечества, народный депутат Украины.

  • Директор базирующегося в Киеве Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин — один из наиболее маститых украинских политологов. Проанализировав нынешнюю ситуацию в республике, эксперт пришел к выводу, что не позднее 19 декабря Украина получит нового президента[...]
  • Как сообщила главный государственный санитарный врач Крыма Мария Кровякова, с конца января запрещен ввоз продукции птицеводства китайского происхождения в страны Европейского Союза. Тем не менее, уже выявлены факты экспорта этой продукции на рынки Центрально-Восточной Европы[...]