Нужно создать уровень жизни лучше, чем он был при советской власти…

Нужно создать уровень жизни лучше, чем он был при советской власти…

«При Советском Союзе у Дуная была та же дельта. И суда по ней ходили, только не по Быстрому, а по Прорве. А чтобы как-то поддержать Румынскую социалистическую республику, Леонид Ильич Брежнев разрешал им копать и строить в этой самой дельте все, что угодно. И они успешно построили три канала и начали четвертый. Но тогда был Варшавский блок и страны СЭВ. Поэтому никто в Европе не вспоминал об «экологии уникальной дельты». А потом, когда все стали самостоятельными, когда отгремели бомбардировки Югославии, все вдруг вспомнили, что на судоходстве можно зарабатывать немалые деньги. И встал вопрос румынской монополии. Поэтому, естественно, строительство альтернативного украинского судового хода в дельте Дуная многим не нравится. Но речь идет об экономических, стратегических и национальных интересах страны. И вообще, если Евросоюз так беспокоится об уникальной дельте Дуная, то пусть он компенсирует нам вначале 500 миллионов долларов за те убытки, которые понесли в результате югославских бомбардировок заповедные территории, наши дунайские порты и пароходство. И каждый год пусть выплачивают миллиард долларов в бюджет Украины на развитие придунайской территории. И мы сколько угодно будем развивать здесь экологический туризм. И пусть к нам съезжается весь мир. Мы будем строить здесь отели, рестораны… Только ведь никто платить не собирается. Румыния даже ни разу не выплатила нам штрафные санкции за ежегодный сброс цианидов в воды нижнего Дуная».
Эти слова принадлежат губернатору Одесской области Сергею Гриневецкому, в интервью с которым идет речь о реализации правительственной Программы развития Придунавья.

— Сергей Рафаилович, давайте начнем с определений. Что такое украинское Придунавье как факт геополитики? В чем его особенности?
— Придунавье — это не просто часть Одесской области. Это, прежде всего, приграничная территория. Здесь проходит граница с Румынией, страной, которая уже вступила в НАТО и намерена вступить в ЕС. Эта территория на протяжении многих веков была постоянной причиной споров и конфликтов. Поэтому в отношении нее особенно важно выработать наступательную, аргументированную позицию. И — что еще важнее — создать все условия для нового качества жизни людей на этой территории. Второй важный момент — это полиэтничность Придунавья. Сегодня на этой территории компактно проживает абсолютное большинство всех национальных меньшинств Украины. Болгары, гагаузы, молдаване, албанцы, — все они в основном сосредоточены именно здесь. Думаю, никому уже не нужно объяснять, во что могут вылиться межнациональные конфликты, если кому-то захочется создать почву для их появления. Третий момент — это техногенная нагрузка на регион. Она связана в первую очередь с последствиями бомбардировки Югославии и с выбросами в Дунай цианидов с румынской стороны. В этом вопросе четко прослеживается так называемая политика двойных стандартов со стороны европейской общественности и Румынии, которая всеми способами ведет борьбу за монополию на Дунае. Еще одна особенность придунайского региона в том, что именно в этих местах находятся уникальные неосвоенные участки девственной природы. Идеальное место для развития туризма, с уникальным по своим целебным свойствам сочетанием степного и морского воздуха. Все Ниццы, Монако и т. д. давно перенасыщены. А здесь открываются огромные возможности для инвестора. Все эти моменты нами тщательно изучались не один год с помощью ученых. В результате вопрос развития региона был поставлен на СНБО, получил поддержку Президента. Вследствие чего и появилась кабминовская Программа развития Придунавья.
— Как вы оцениваете эту Программу?
— Это один из самых конкретных шагов Украины в сторону европейской интеграции. На сегодняшний момент все украинские проекты, которые вызывают интерес мировой общественности, находятся на территории Одесской области. Считайте сами: нефтепровод Одесса — Броды, автобан Одесса — Киев, канал «Дунай — Черное море», шельф острова Змеиный. Два последних как раз расположены на придунайской территории. И именно их сегодня обсуждают в Гааге. Я пытался убедить в стратегической необходимости развития Придунайских территорий несколько поколений украинских премьеров. Но добиться взаимопонимания удалось только с Виктором Януковичем.
— Одной из основных стратегических проблем Придунавья, указанных в Программе, является проблема энергетической зависимости региона от Молдовы. Насколько болезненно сказывается этот фактор на развитии экономики, какие пути его решения уже намечены?
— От энергетической зависимости сегодня страдает не только Придунавье, но и вся Одесская область. На ее территории вырабатывается только четыре процента электроэнергии, производимые одесской ТЭС, которая была построена в 1913 году. Но основная проблема заключается даже не в этом. Юг области питается электроэнергией от Молдавской ГРЭС, которую сегодня приобрели новые российско-бельгийские хозяева. Приобрели, разумеется, чтобы получать прибыль. Вероятно, за счет повышения тарифов и новых условий, которые они будут диктовать потребителям. А это может обернуться проблемой не только для Одесской области, но и для Молдовы, поскольку ГРЭС находится на территории Приднестровья. Молдова сегодня пытается себя обезопасить и в районе Вулканешт строит парогазовую электростанцию. Мы в свою очередь ищем инвестора для строительства такой парогазовой электростанции в Измаиле, в Рени инвестор уже появился. К этим объектам проявляют интерес много инвесторов, в том числе из Греции и Германии.
Вопрос энергообеспечения Придунавья не только стратегический. Это вопрос и себестоимости продукции, и экологической, и санитарно-эпидемиологической безопасности. Мы заинтересованы развивать перерабатывающую промышленность в этих местах. Но инвестор придет к нам только тогда, когда выгодной окажется экономика проекта, когда будут снижены энергозатраты.
— Географическое положение придунайского региона, близость границ Румынии, Молдовы и Приднестровья делают его весьма перспективным в системе европейских транспортных коридоров. Причем не только водных, но и сухопутных. Однако за весь период независимости Украины так ничего и не было сделано в этом направлении. Правда, в конце 90-х правительство Валерия Пустовойтенко пыталось решить транспортные проблемы придунайского региона. И даже обменяло участок молдавской дороги в районе Паланки на украинскую территорию в районе Джурджулешт. В результате Молдова получила выход к морю и при участии России сегодня возводит здесь нефтетерминал. А что выиграла от этой сделки Украина?
— Я глубоко убежден, что это был ошибочный проект обмена. Мы тогда много писали, убеждали, но к нам не прислушались. Сегодня же, чтобы снять транспортные проблемы, нам нужно построить мост через Белгород-Днестровский лиман и навсегда закрыть вопрос Паланки. Мы уже договорились с инвестором. Так что сегодня проект уже обрел конкретные очертания. А что касается Джурджулешт, то там строится не столько нефтетерминал, сколько нефтебаза. Она может создавать определенные проблемы для порта в Рени. Хотя в большей степени представляет угрозу не экономическую, а экологическую. Уж очень взрывоопасная точка. Там и к проекту есть вопросы, и русло реки все время меняется. Вот по какому бы поводу забеспокоиться экологам Европы.
— Кстати, жители многих населенных пунктов на юге области до сих пор пьют воду прямо из Дуная. Здесь нет водопровода и очистных сооружений. Отсюда огромное количество раковых и туберкулезных больных. В каком состоянии сегодня находится водоснабжение этого региона?
— Сегодня больше 80 сел этого региона не имеют централизованного водоснабжения. Живут на привозной воде. И даже там, где есть водоводы, вода ужасного качества. Поэтому одним из основных пунктов Программы предусмотрено строительство нового магистрального трубопровода и новых очистных сооружений в Татарбунарах, еще ряда объектов. Всего на эти цели выделено 14,6 миллиона гривень.
— Сегодня придунайский регион лидирует в Одесской области по количеству безработных…
— Главная социальная проблема этого региона — это отсутствие инфраструктуры. Людям нужно давать не рыбу, а удочку. Инфраструктура — это, прежде всего энергообеспечение, водообеспечение, канализационные системы и газообеспечение. Если решить все эти проблемы, все остальные отпадут автоматически. В том числе безработица, о которой столько говорят. В Придунавье живет очень предприимчивый, очень образованный и, главное, трудолюбивый народ. Ему просто нужно создать условия. Я до сих пор не могу понять, почему Советский Союз, имея колоссальные возможности и средства, не вложил деньги в газификацию и развитие этого стратегически важного региона? Сегодня здесь самый низкий в области уровень газификации. К Белгород-Днестровску мы газ уже практически подвели. Были проведены уникальные работы — 2,5 километра трубопровода проложено по дну лимана. Мало кто верил, что это удастся осуществить. Но в сентябре газ уже подойдет вплотную к городу. Но Татарбунары, Килия, Сарата, Белгород-Днестровск, Арциз — все эти города и поселки так и остаются не газифицированными.
— Не секрет, что в советские времена города и особенно села Придунавья жили намного лучше, чем сейчас. Они были, пожалуй, самыми зажиточными в области. Поэтому их жители сегодня испытывают острую ностальгию по брежневским временам. Как на этом фоне формируется отношение этих людей к нынешней власти, каким политическим силам они отдают предпочтение?
— В советские времена в Придунавье действительно были весьма зажиточные хозяйства. У людей на сберкнижках хранились просто сумасшедшие деньги — от ста тысяч рублей и выше. И когда сегодня пенсионер получает 170 гривень, а у него на книжке на старость было отложено 300 тысяч рублей, оптимизма ему это не добавляет. Поэтому так легко в этих местах находят своих сторонников представители левых сил. Они просто обещают людям: изберите нас, и мы вам вернем все сбережения. И противостоять этому не в силах никакая другая агитация. Из 120 миллиардов долларов сбережений, оставшихся в Москве, на Одесскую область приходится 10 процентов. Другое дело, что в те времена эти деньги некуда было вкладывать, и люди просто инвестировали в государство. Но сегодня об этом никто не вспоминает. А привлечь людей на свою сторону можно только конкретными делами. Нужно создать в регионе уровень жизни лучше, нежели он был при советской власти. Кое- что уже делается. За шесть лет моей работы, например, в этом регионе газифицировано городов и сел, построено водоводов на порядок больше, чем за все время советской власти. Это не обещания, это конкретика. Но этого мало. Вот если нам удастся мобилизовать усилия, сплотиться всем вокруг реализации Программы развития Придунавья, регион получит вторую жизнь. Однажды мы это уже сделали, когда шла ликвидация последствий стихийного бедствия на севере Одесщины. Тогда в короткие сроки нам удалось создать основу для развития инфраструктуры этой территории, газифицировать Котовск — центральный город севера области, построить там новые канализационные и очистные сооружения, провести реформу ЖКХ. Сегодня Котовск — это образцовый европейский город. И сразу оживилась жизнь во всех окрестных поселках. То же предстоит сделать и с Измаилом и Белгород-Днестровском — центрами Придунавья. Но одного желания региональной власти мало. Нужна поддержка и в регионе, и в столице. И мы очень на нее рассчитываем.
— А какую роль реализация Программы развития украинского Придунавья может сыграть в развитии одесского региона в целом?
— Создание таких программ — это, прежде всего, создание гарантий для инвестора. Правительственных гарантий, которые мы можем предъявить любому желающему с нами сотрудничать. Вот, смотрите: есть конкретные решения, конкретные источники финансирования. Пожалуйста, вкладывайте деньги и получайте прибыли. На мой взгляд, в этом и состоит главная задача правительства — создавать экономические условия для самодостаточности каждого региона. Чтобы люди могли самостоятельно зарабатывать деньги и вкладывать их. Чтобы развивался малый и средний бизнес — основа стабильности любого государства. Чтобы не было деления страны на депрессивные и донорские регионы. А было единое сильное государство — Украина.

  • Несколько недель в городе и в районе проходила акция райгосадминистрации «Мастера художественной самодеятельности – труженикам села». Коллективы районного Дома культуры «Конфетти» и «Наталь» дали большие концерты во всех селах района[...]
  • Общение в прямом эфире радио "Свобода" Виктора Медведчука и Юлии Тимошенко длилось 45 минут. За это время гости успели обменяться репликами о гороскопах, олигархах, особенностях нынешней избирательной кампании. В интервью журналистам, Юлия Жмакова (ведущая) призналась, что изначально предполагался несколько другой формат ответов[...]