Благодарное слово сподвижникам

Благодарное слово сподвижникам

Образование является главным ресурсом любой страны, одной из гарантий ее национальной безопасности. Времена меняются, и мы меняемся. Жизненно важно, чтобы на эти изменения не влияли ветры экономических кризисов, переоценки моральных ценностей. Мир вступил в период, когда изменение идей, технологий, знаний происходит быстрее, чем изменения в поколениях людей. Отсюда очевидно: научить ребенка на всю жизнь невозможно даже в лучшем университете, не говоря о школе. Поэтому нельзя возводить обучение лишь к усвоению учеником определенной суммы знаний. Кроме этой функции учебного процесса, встает задание научить самостоятельно учиться, овладевать новой информацией. Образование должно готовить человека, способного воспринимать перемены, творить их. Инновационный характер современной цивилизации и современной экономики нуждается в инновационном типе человека, которого может воспитать лишь инновационное по своей сути образование.
В мире существует определенный стандарт общего среднего образования — 12 лет обучения. В Украине аналогичные программы изучались 10—11 лет, что вызывало перегрузку учеников, плохо влияло на их здоровье, снижало качество обучения. По данным исследователей, за последние 15 лет учебная нагрузка учеников выросла в полтора раза, а 60 процентов детей имеют психосоматические нарушения. В конце обучения остаются здоровыми около 10-ти процентов учеников.
Именно на решение этих проблем направлены практические изменения в нашем образовании. Это и принятый Правительством Государственный стандарт базовой и старшей школы, и разработанные на его основе учебные планы, обеспечивающие профильное обучение старшеклассников, в соответствии с их природными способностями, это и новые по содержанию и сути программы и учебники.
С целью обеспечения конституционных прав граждан на получение полного общего образования, у нас создана сеть общеобразовательных учебных заведений разных ступеней, которая, в целом, удовлетворяет образовательные потребности населения. В 2003—2004 годах у нас функционировали 11 общеобразовательных школ 1-Ш ступеней, два учебно-воспитательных комплекса. Все школы, кроме СШ№ 2, в Рени, Плавнинской и Лиманской сельских, работали в односменном режиме. Все 13 школ района перешли на четырехлетнее начальное образование. Созданы необходимые условия для обучения детей с 6-летнего возраста, обеспечена материально-техническая и учебно-методическая база внедрения четырехлетнего срока обучения детей с 6-летнего возраста. Школы обеспечены новыми программами и новыми учебниками. Поступают в школы новые учебники для учеников четвертых классов.
2003-2004 учебный год стал годом перехода старшей школы на профильное обучение. Процесс был достаточно непростым. В 2002-2003 учебном году профильным обучением был охвачен 1101 ученик. Во всех школах, кроме СШ № 1, функционировали классы с техническо-производственным профилем, но такие профили, как гуманитарный, естественно-математический, физико-математический, экономический были открыты на базе городских СШ№ № 1,2, С, УВК г. Рени. Также в СШ № 2 и УВК г. Рени 571 ученик углубленно изучал английский язык, что составило одну пятую общего количества учеников городских школ.
На базе межшкольного учебно-производственного комбината ученики городских школ будут овладевать радиотехническими навыками, швейным и печатным делом, автоделом. Одно из стратегических направлений модернизации образования Украины заключается в осуществлении языкового прорыва в образовании. Здесь две сверхзадачи. Первая — обеспечение знания государственного языка. Сегодня в среднем по Украине 75 процентов детей обучаются на украинском языке. У нас же этот показатель составляет только чуть больше одиннадцати процентов. Остальные изучают украинский, как предмет. Проблем много и главная из них — отсутствие языковой среды. На протяжении года прошли курсовую переподготовку при Институте усовершенствования учителей г. Одессы семеро учителей-предметников, которые теперь преподают свои предметы на украинском языке, в наступившем учебном году переподготовку пройдут еще девять учителей. С целью развития сети школ с украинским языком обучения изменен на украинский языковой статус СШ№ 2 и УВК «Школа- лицей» г. Рени.
В современном глобализованном мире человек не может действовать максимально эффективно, не общаясь с миром. Вот почему наряду с основательным изучением украинского, надо заботиться и об изучении иностранного языка. Уже два года, как во всех школах изучать иностранный язык дети начинают со второго класса. Это себя оправдало. В соответствии с новыми учебными планами, можно будет изучать с 5-го класса еще один иностранный или язык национального меньшинства. Это даст возможность изучать детям и русский язык, без знания которого украинское общество невозможно.
Модернизация образования заключается в переводе материально-технической базы учебного процесса на современный уровень. Школа, где в классах только доски, парты и учебники, отходит в прошлое. Сегодняшнее образование невозможно без современных компьютеров, электронных учебников, современных физических, химических, биологических кабинетов. Значительные сдвиги в компьютеризации сделаны в районе. Только за счет бюджета поставлены 60 компьютеров, восемь — спонсорская помощь. Правительство в своей новой программе поставило задание, чтобы каждая школа получила компьютерный класс. Подключены к сети интернет СШ № 2, УВК г. Рени, Плавнинская СШ.
В 2003-2004 учебном году робота отдела образования и педагогических коллективов школ была направлена на обеспечение качества образования. С этой целью в течении всего учебного года проводились контрольные срезы знаний по украинскому языку, математике, истории, русскому языку, изучалось состояние выполнения учебных планов и программ, эффективность использования школами вариативной составляющей учебных планов, состояние соблюдения действующего законодательства о награждении выпускников школ золотой и серебряной медалями. Анализ итогов учебного года и результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют, что качественный показатель учебных достижений учеников школ района остался на уровне прошлого года — 45 против 44,4 процента. По сравнению с прошлым годом, качественный показатель вырос в СШ№ № 1,2, 4, 6, в Долинской, Нагорненской, Плавнинской, Котловинской школах, но в то же время — снизился в Лиманской, Орловской, Новосельской и УВК г. Рени.
С целью обеспечения учебных заведений квалифицированными кадрами, отделом образования ежегодно даются целевые направления выпускникам для поступления в педвузы. В 2003 году по целевым направлениям поступил в вузы 21 выпускник. В 2004 году стали студентами педагогических вузов 72 выпускника. Создан банк данных учета выпускников школ района — студентов высших учебных заведений. На сегодня их список составляет 147 ребят. В прошлом году были трудоустроены 14 молодых специалистов, все они учились по целевым направлениям. В этом году в район прибыли 19 молодых специалистов, трудоустроены 11.
Проблема кадров связана с социальной защитой педагогических работников. За последние три года ни один молодой специалист не получил жилья. Стоят в очереди на получение квартир восемь учителей.
Рост профессионализма учительских кадров обеспечивает аттестация и курсовая переподготовка. В 2003- 2004 г. г. прошли аттестацию 93 работника, 23-м впервые установлена высшая категория. Звание «Старший учитель» присвоено восьми учителям, «Учитель-методист» — трем и подтверждена категория – 17-ти.
На повышение квалификации педагогов, активизацию их творческого потенциала, была направлена вся методическая работа, организованная районным методкабинетом. Сегодня следует отметить плодотворную работу наших педагогов по изучению и внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Это УВК г. Рени (учитель Михряков С. П.) — «Модульно-развивающая система обучения», СШ№ 2 (учитель Деревцова Т. Б.) — «Развитие интересов к чтению»; (учитель Гулько В. И.) — «Обобщение системы методов и способов обучения географии», (учитель Лукиян С. М.) — «Лекционно-семинарская система обучения»; Нагорненская ЧШ (учитель Бринза) Т. С.) — «Алгоритмизация и модернизация в учебно-воспитательном процессе»; Долинская СШ (учитель Т. Ф. Попа.) — «Личностно-ориентированное обучение».
Но мы понимаем, что на пути к созданию личностно-ориентированного образования мы еще далеки от совершенства. Очень тяжело преодолеваются стереотипы у взрослых людей, а, тем более, у учителей. У нас есть еще ряд школ и ряд учителей, которые не стали на инновационный путь развития, продолжают работать в традиционном режиме, когда обучение сводится к запоминанию и воссозданию приемов, действий, типичных способов решения задач. Здесь нужны существенные изменения в работе районного методического кабинета и профессиональной подготовки, научно-методического вооружения педагогов знаниями, адекватными современным образовательным приоритетам.
В условиях реформирования системы национального образования, усиление роли творческой личности в обществе требует настойчивой работы с одаренными детьми. Перспективным путем решения этой задачи стал поиск и отбор одаренных учеников, создание условий для развития, их природных творческих способностей.
В школах № 2, УВК г. Рени углубленно изучается английский язык, организованы спецкурсы в классах с углубленным изучением: «Страноведение», «Бизнес курс», «Литература страны, язык которой изучается «; спецкурсы — в профильных классах — «Основы правоведения», «Школьный адвокат» (СШ № 1,2, 4, УВК г. Рени); «Деловой украинский язык» (СШ № 1,4, 5, УВК г. Рени); «Математический практикум» или «Решение задач повышенной сложности» (СШ № 1,2, УВК г. Рени); «Технический чертеж» (СШ № 2,5, Нагорненская школа); «Экономика предприятия», «Основы менеджмента», «Бухгалтерский учет», «Основы маркетинга», «Организация обслуживания» (СШ № 2; УВК г. Рени).
На уроках, во время проведения спецкурсов, учителя уделяют большое внимание самостоятельности учеников и их творческой активности. Используют специальные приемы развития творческого мышления. Этому способствуют упражнения по поиску оригинальных вариантов решения заданий, осуществление исследовательской работы. Такая организация учебного процесса формирует у учеников навыки приобретать знания самостоятельно, путем собственных рассуждений, развивает творческий потенциал ребенка.
Лучшие ученики показывают высокий уровень знаний на предметных олимпиадах, конкурсах. Конкурс-защита научно-исследовательских работ учеников-членов МАН — одна из форм работы по поиску творчески одаренных ребят. 54 ученика заняли призовые места и их работы были представлены в феврале 2004 году на областную конференцию МАН.
Несколько слов надо сказать о классном руководителе. Именно его жизненные ориентации, педагогические взгляды и позиция, интересы и увлечения являются одним из самых существенных системообразующих факторов. Очень часто приходится видеть: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, такие же ценности становятся определяющими и в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, ученики класса отличаются таким же отношением к жизни; если педагог увлекается туризмом или краеведением, то и для класса это становится основным видом увлечения. И как больно, когда ученики класса, выпускники не могут вспомнить и часа общения, и чего-то любопытного из жизни класса! К сожалению, все это есть и у нас. Труд классного руководителя — подвижнический. Но не каждый к этому способен.
Хочу вернуться к творческой перспективе и престижности профессии учителя в XXI веке. Тема о потере престижа педагога не нова. Еще с началом книгопечатания возникла мысль, будто учитель не нужен: ученики, студенты, говаривали тогда, несомненно, отдадут преимущество книге, а не наставнику. И что изменилось?..
С внедрением в учебный процесс компьютера снова закипели разговоры о том, что лучшего источника информации, чем компьютер, не найдешь, а учителю отныне останется разве что роль консультанта пользователя ПК.
Но исследования, жизнь, практика подтверждают всякий раз: ни теперь, ни в будущем техника, какой бы сверхсовершенной она ни была, не способна поколебать значимость и роль учителя, его участие в воспитании души и интеллекта молодого человека. Однако не будем забывать, что при этом учитель должен быть асом педагогики, авторитетом в глазах воспитанников, эталоном в жизни.
Кратчайшую формулу деятельности учителя, ведущего к строительству светлого храма школы нового поколения, можно сформулировать так: труд, талант и творчество. Только при таком условии он будет воспитывать настоящих патриотов, убережет их души от губительных влияний. Следовательно, учитель должен уважать ученика, верить в его творческие возможности, собственные силы и всегда помнить: школа начинается с него.
Символично, что государственная аттестация в выпускных классах начиналась с украинского языка — одного из самых главных атрибутов нации и государственности нашей Украины. Важно и то, что тексты с творческим заданием в 11-м классе Министерство образования и науки подбирает такие, чтобы каждый выпускник имел возможность показать свою осведомленность, привести примеры из своего опыта, сделать выводы, дать оценку описанным событиям.
Нынешний экзаменационный текст перевода «Учительница» — рассказ о благородном поступке молодой наставницы в период Великой Отечественной войны, и о ее героической смерти на фронте, также имел творческие продолжения. В задании нужно было дополнить текст рассказом о своих учителях, которые существенно повлияли на жизненный выбор воспитанников.
Было очень приятно читать работы одиннадцатиклассников на эту тему. В большинстве сочинений выпускников — благодарное слово подвижникам — учителям, сумевшим найти подход к юным сердцам.
Нельзя без волнения читать строки о ветеранах школьного труда, участниках боевых действий во время войны М. Г. Орловской, Б. А. Геде в работах выпускников СШ № 2. На всю жизнь запомнятся многим ученикам первые учителя.
Спасибо вам, наши дорогие учителя, за плодотворный труд, самоотверженность, а выпускникам — за добрые, благодарные слова.
Т. Ботика,
заведующая Ренийским районо

  • Если честно, то о деньгах мы особо не думали. Ехали просто посмотреть на Киев в такое неспокойное время. Обещали же нам обеспечить ночлег, питание, выдавать суточные и, я уже сказала, возместить затраты на дорогу. С собой мы денег почти не брали (да и откуда они у обычного студента?), поэтому подруга еще в пути спросила: «Если денег не дадут, ты что выбираешь: на паперти стоять или на панели?» Она, конечно же, пошутила, но не без определенной доли правды. Как говорится, ехали туда, не знамо куда[...]
  • Больницы Украины, финансируемые из бюджетов различных уровней, сокращают питание пациентов в среднем на 5,5 процента по сравнению с выделяемым на эти цели финансированием. Ежегодно на пищеблоках раскрадывается продуктов на сумму около 10 миллионов гривень[...]