Так может дело не в экологии?

Так может дело не в экологии?

МИД Украины передал Румынии ноту о необходимости совместных мер по борьбе с заиливанием Дуная, вызванным односторонним сваливанием в реку грунта Румынией. Пока – молчок. Зато сколько «пены» вокруг строительства Украиной судового хода «Дунай-Черное море»!..
Недовольство Румынии строительством Украиной канала «Дунай-Черное море» вызвано финансовыми потерями в будущем, и не только для Румынии…
На церемонию открытия судоходного канала «Дунай-Черное море» приехал президент Украины Леонид Кучма. Открывая глубоководный канал, украинский президент отметил, что со временем этот коридор может превратиться в европейский транспортный узел и повысить транзитный потенциал страны. Эти заявления страшно не понравились Румынии, которая до последнего момента сопротивлялась решению Киева.
Недовольство Бухареста действиями украинской стороны вполне понятно. Потому что это неудовольствие – не только Бухареста. До последнего момента Румыния была монополистом в сфере дунайских перевозок. Это больше всего устраивало Европу и транснациональные корпорации (ТНК), которые могли диктовать условия Румынии. Она их послушно выполняла всегда. Теперь украинский канал повысит привлекательность Украины для иностранных судовладельцев. В результате Киев получит до 60-ти процентов дунайского грузопотока, вместо одного-двух, которые Украина имела до открытия канала. Да и в денежном выражении создание канала принесет существенные выгоды. Таким образом, мы будем иметь факт усиления Украины, которую, с развалом СССР и войной в Югославии практически устранили с Дунайского направления.
Против канала выступали ученые и экологи, в числе критиков «отметился» даже канцлер Германии Герхард Шредер, а совсем недавно Госдепартамент США. На самом деле, критика со стороны международных экологических организаций и известных политиков носит не экологическую, а политическую и экономическую окраску.
Действительно, реализация украинской стороной этого проекта может принести ощутимые выгоды в уже недалеком будущем. Но, в первую очередь, для Украины и России. Если Россия создаст вместе с ЕС международный транспортный коридор Волга-Дон-Дунай с выходом на морские линии Каспийского моря, то Украина сможет получить значительную часть грузопотока через порты Дуная. Зная об этом, через Румынию ТНК неизбежно будут препятствовать появлению более сильного конкурента на Дунае.
Сегодня перспективы Украины оцениваются в 10—15 миллионов тонн грузов. Если же будет создано так называемое «большое водное кольцо», которое будет включать в себя основные реки Европы, а также Азовское, Черное и Балтийские моря, то грузопоток через украинскую территорию может возрасти, как минимум, в пять раз, с их последующим ростом в 20 раз — до 300 миллионов тонн. Поэтому недовольство Румынии объяснимо, хотя ее поведение уже потеряло рамки приличия и серьезности.
Экология в этой некрасивой возне служит одним из последних аргументов румынской стороны, которая не стесняется прибегать даже к откровенной неправде. Однако Киев не поддался на экологический шантаж. Более того, ранее Украина предлагала Румынии подписать соглашение о сотрудничестве по охране окружающей среды. Румыния отказалась это сделать. И это, увы, еще более понятно. Румыния – единственная страна бассейна Дуная, которая с поразительной беспечностью и полным безразличием к экологической безопасности ежегодно отравляет воды Дуная самыми опасными веществами, в том числе, цианидами, солями тяжелых металлов, пестицидами. Урон, который наносит Румыния экологии Дуная, просто не поддается оценке. Именно Украина страдает от этого больше всех стран Дунайского бассейна, находясь в нижнем течении этой Европейской артерии.
Киев же, наоборот, сделал все возможное и необходимое, чтобы экологических потерь от строительства канала не было вообще. Простой пример: в Украине не допускается в принципе использование земель в зоне биосферного заповедника. А в Румынии? Оказывается, в Румынии официально допускается использование… 90 процентов территории заповедника. О чем тогда спорить?! В этой связи возникает естественный вопрос: кто на самом деле наносит непоправимый ущерб окружающей среде Дунайского заповедника?
Естественно, что Румыния и отказалась от предложения Украины подписать соглашение о сотрудничестве в области экологии.
Спор между Украиной и Румынией показал, что ни Румынию, ни Европу, ни тот же госдеп США на самом деле не волнуют проблемы экологии. Главная цель такого рода «заботы об окружающей среде» — не допустить усиления Украины и России на мировых транспортных направлениях, равно как и на мировом рынке. Румынская дипломатия защищает интересы политического капитала, который диктует сценарии политических игр ради достижения конкретных экономических целей. Усиление Украины и России на Дунае противоречит этим целям, поскольку нас хотят видеть на мировом рынке не конкурентом, а сырьевым придатком. В этой плоскости и надо искать ответ на вопрос, почему разразился такой нешуточный «международный протест» вокруг строительства канала в украинской дельте Дуная. Экология к этому не имеет ровно никакого отношения.
Андрей Соколов,
Москва, «Газета СНГ»

  • Главным вопросом в подготовке к зиме является обеспечение горожан теплом. Его решением исполком горсовета предметно занимается практически с января 2004 года[...]
  • Не так давно мы уже сообщали об ограблении пассажиров, ехавших в автобусе по маршруту Измаил-Одесса на авторынок для покупки автомобилей. К счастью, тогда обошлось без жертв. А в минувшую пятницу стало известно о настоящей трагедии, разыгравшейся на трассе Одесса-Киев с предпринимателями из Белгород-Днестровка[...]