Скромный шаг лучше, чем красивый рассказ о том, как вам надо шагать…

Скромный шаг лучше, чем красивый рассказ о том, как вам надо шагать…

3 июля 2004 года началась предвыборная компания по выборам главы украинского государства, которая должна завершиться голосованием 31 октября. Ясно одно — основная борьба развернется между лидером социалистической партии А. Морозом, лидером коммунистов П. Симоненко, лидером блока «Наша Украина» В. Ющенко и Премьер-министром Украины В. Януковичем.
Кто из них в наиболее сложной ситуации? Говоря по существу, — премьер-министр. Почему? Легко объяснимо. Политику легче и проще быть в оппозиции. Легче критиковать всех и вся, обещать «манну небесную», чем отвечать за конкретные дела.
Янукович сегодня олицетворяет власть и, конечно, все те ошибки и промахи, которые допущены и Кравчуком, и Кучмой, и Верховной Радой разных созывов, и правительствами. Весь этот негатив автоматически приписывается, и будет приписываться ему. То есть, Янукович, как кандидат от власти будет отвечать за все 13 лет нашей независимой истории.
Какими были эти тринадцать лет, мы хорошо знаем. Проблемы можно называть и перечислять сколь угодно долго, ведь они, к сожалению, еще не преодолены. И все они будут взяты на вооружение оппозиционными кандидатами, которые, спекулируя на трудностях, будут обещать одним махом решить все, что называется, здесь и сейчас.
Можно ли этому верить? Глупо и наивно. Почему бы нам в этой связи нам не вспомнить самого главного. Тот же Александр Мороз – бывший Председатель Верховной Рады. В. Ющенко – бывший Премьер-министр. Соратники последнего, например, И. Плющ – тоже бывший Председатель Верховной Рады, В. Пинзенык — бывший вице-премьер, Ю. Тимошенко бывший первый вице-премьер. Что мешало им, находясь у власти, решать проблемы, о которых они говорят, и просто работать на благо народа?!
Басни о том, что им мешал действующий Президент, это из области все-таки басен. Посмотрите на нашу власть со стороны. Разве вы не замечали, что эта власть всегда находится в роли защищающейся стороны. Причем, защищающейся всегда как-то вяло, проявляя слабость, уступая оппозиции, в то время, когда априори понятие власти должно быть синонимом активного наступательного процесса. У нас же, наоборот, там, где, как говорится, надо власть употребить, сама власть этого избегает. И часто проигрывает там, где должна побеждать. Так что все эти разговоры о том, что кому-то из вчерашних обладателей самых высоких кресел власть «не позволяла», — разговоры пустые и нечестные. Власть тут ни при чем. При чем – личные деловые качества и личный характер критиков, точнее, отсутствие таких качеств и характера.
Сегодня никто из оппонентов в своей критике не скажет честно и прямо: проблемы, с которыми столкнулись страна и народ — проблемы объективного свойства. А виноваты в них мы все, – весь народ. Страны бывшего СССР переходили от системы с общественной, государственной собственностью, к экономике с приоритетом частной собственности. Фактически произошла революция. Плохая или хороша, но – революция. Слава богу, — мирная, бескровная, без гражданской войны. Только на сей раз рабочие и крестьяне боролись за что-то прямо противоположное, чем в Октябре семнадцатого. Это была, в сущности, бандитская революция без правил, когда каждый хватал все что мог. И тот, кто мог отхватить кусок побольше, делал это без зазрения совести, даже если при этом надо было обокрасть соседа, брата, жену и сына… Мы нашу страну откровенно разворовали. И если мы, — весь народ, — позволили это сделать, значит таковы были реалии времени, воспитания и самого образа «советского человека», который из «друга, товарища и брата» в один миг стал волком, как только исчез животный страх перед власть в лице коммунистической системы.
Наша власть в лице государства была не лучше и не хуже, чем все остальные и все остальное. Но пришло время, и власть опомнилась. Государство стало обретать свои реальные черты. Ничего не происходит одномоментно. Жизнь – не политический лозунг, когда можно наобещать «с три короба», а потом искать «обидчиков», которые «помешали» воплотить задуманное. Задумывалось совершенное иное. И сейчас задумывается. Надо только больше обращать внимание на тех, кто делает, а не на тех, кто говорит…
Нынешние оппоненты власти упорно не хотят замечать того, что в последние годы государство начало выходить из кризиса, появились позитивные изменения в экономической и социальной сфере, жизнь населения постепенно улучшается. И народ, и власть перешли от стихийного накопления капитала, или просто самовыживания к необходимости создания здорового гражданского общества. Это объективный исторический процесс. Обвинять конкретную личность или конкретного человека в том, что этот процесс шел так, а не иначе, все равно, что обвинять Историю.
Сегодняшние темпы экономического роста Украины признаются не только украинскими экспертами, но и во всем мире. Рост ВВП за 2000—2003 года – 32,9 процента, в том числе рекордный в 2003 году – 9,3, а за первое полугодие 2004 года – 10,4 процента. Выполнение государственного бюджета за прошлый год на 102 процента. Увеличение темпов промышленного развития на 15,8 процента. Рост инвестиций за четыре года на 92,2 процента. На 2,5 млрд. грн. выросли валютные резервы государства.
Оппозиция говорит, что население не ощущает этих изменений. Их как будто нельзя «пощупать». Но так ли это на самом деле? Может, просто мы не хотим их замечать?
Между тем, именно успехи в экономике позволили в прошлом году впервые вовремя принять госбюджет, значительно сократить задолженность по заработной плате, расходы на образование увеличить на 1 млрд. грн. или в 2,5 раза. На здравоохранение финансирование увеличено в 4,5 раза, по сравнению с 2000 годом, размеры социальной помощи малообеспеченным семьям — на четверть, на 140 млн. грн. — финансирование льгот и субсидий населению.
Уже по результатам первого полугодия удалось изыскать в бюджет дополнительно 7 млрд. грн., большинство из которых пошли на социальные нужды, в том числе, на повышение минимальной зарплаты не с 1 января 2005 года, а с 1 сентября 2004 года. А в целом по стране среднемесячная заработная плата за последние два года выросла с 230 до 462 грн., в том числе, в промышленности она составляет до 654 грн., на транспорте – 722.
Это, что, тоже «нельзя пощупать»? Тогда давайте возьмем наш район и попробуем его «пощупать». Я специально обратилась к статистическим данным, чтобы показать результаты на живых примерах, близких и понятных для тех, кто живет в нашем городе и районе. Вот эти цифры и факты.
Если в 1998 году среднестатистическая заработная плата составляла 103 грн., то в 2003 году – 313 (рост более чем в 2,5 раза), доходы населения в 1998 году – 533 грн., в 2003 – 1224,7 грн. Постепенный выход из экономического кризиса дал возможность стабильно получать зарплату работникам порта, которая на сегодняшний день составляет 528 грн. Значительно выросла оплата труда у работников железнодорожного узла: среднемесячная заработная плата на Дистанции пути составляет 776 грн., на станции Рени – 905 грн., в локомотивном депо – 1146 грн.
Развитие экономики дало возможность пополнить районный бюджет. Так, если в 1998 году поступления налогов и платежей составляли 9 млн. 145 тыс. грн., в 2000 году – 10 млн. 420 тыс., в 2002 году – 13 млн. 530 тыс. грн., а с учетом государственных субвенций, которые складываются из фонда заработной платы, вкладов в банки, пенсии, всех социальных выплат в среднем составили 15 млн. 688 тыс.
Если в 1998 году количество предпринимателей физических лиц было 93, то в 2002 – 226, а количество работающих у них соответственно – 240 и 833.
В послании Президента Верховной Раде этого года, которое называется «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2003 году» указывается, что задачей сегодняшнего этапа развития Украины является не просто построение государства с рыночной экономикой, а государства, где должна быть сильной социальная защита населения. Естественно, чем более развита экономика, тем больше государство может выделять средств на финансирование социальной сферы. Анализируя социальную помощь, которая оказывается государством разным слоям населения, следует отметить, что и здесь развитие экономики также оказывает свое существенное влияние. Так, если в 2000 году одноразовая помощь при рождении ребенка составляла на одного ребенка 74 грн., то в 2004 году – 360. Помощь на детей, которые пребывают под опекой и покровительством в 2000 году составляла 29 грн., в 2004 – 85. В 2000 году вообще отсутствовала государственная социальная помощь малообеспеченным семьям, а в 2004 году такая помощь составляет в среднем 194 грн. на семью.
Сколько недовольства проявляло население в 90-е годы по имевшимся задолженностям по субсидиям, особенно по приобретению сжиженного газа и твердого печного топлива. Но с 1 января 2002 года предложено предоставление субсидий на эти виды услуг наличными деньгами. За 6 месяцев 2004 года 346 семьям района выплачена субсидия в размере 134 тыс. грн. Только за 2003 год на газификацию объектов социально-культурного назначения затрачено 739 тыс. грн. бюджетных средств: средства районного бюджета – 477,5 тыс. грн; средства городского бюджета – 202,2 тыс. грн.; средства областного бюджета – 59,3 тыс. грн. Газифицированы в 2003 году школа с. Орловка, школа с. Плавни, школы № №2,3,5 г. Рени, ФАП с. Плавни, Центральная районная больница, начата газификация школы в селе Нагорное, УВК: школа І-ІІІ ступеней — лицей № 6 г. Рени, продолжается газификация города. Газифицированы городские детские сады «Ягодка» и «Почемучка». По городу введено в эксплуатацию газовых сетей за счет всех источников финансирования 41,9 км.
Развитие экономики позволило Правительству В. Януковича выйти с предложением о принятии Закона Украины «Об обязательном государственном пенсионном страховании», начать широкомасштабную пенсионную реформу, чтобы повысить пенсии и восстановить справедливые критерии ее начисления – зарплату и стаж. К сожалению, сегодня не все пенсионеры удовлетворены этой реформой, так как повышения они не получили (хотя есть и многие пенсии, которые увеличились значительным образом). Но веди и пенсионная реформа не закончилась. Премьер-министр поручил соответствующим ведомствам разработать механизм учета при начислении пенсии не только заработной платы, но и стажа работы. Во всяком случае, если в год на выплату пенсии по району шло в 1997 году 3027 тыс. грн., в 2000 – 4262 тыс., то в 2004 — 10205 тыс. грн. Если в 1997 году размер средней пенсии по району составляла 48,37 грн., а в 2000 – 64,72 грн., то в 2004 – 165 грн. 28 коп. На сегодняшний день количество пенсионеров, чья пенсия насчитывает до 100 грн. – 1283 человек, от 100 до 150 грн. – 3851, от 151 до 200 грн. – 4486, от 201 до 300 грн. – 1014, от 301 до 400 грн. – 206, от 401 до 500 грн. – 58, от 510 до 1000 – 56 человек.
Очень важно, что в условиях переоценки ценностей, давления западной культуры нам удалось сохранить в районе сеть школьных и дошкольных учреждений, учреждений культуры. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школах района формируется на общечеловеческих ценностях, традициях прошлого, учитывает национальную специфику и неуклонно развивается.
Что ни говори, 90-е годы были тяжелым испытанием для наших школ. Оно заключалось, прежде всего, в нехватке, а порой и отсутствии финансов. Возьмем зарплату учителя. 1998 год: средняя заработная плата – 145 грн. и задолженность до 6-ти месяцев. 2000 год – 290 грн., задолженность до 3-х месяцев. На 1 марта 2004 года средняя зарплата составляет 510 грн. и регулярно выплачивается аванс, заработная плата, отпускные и оздоровительные. Сегодня все 13 школ района перешли на четырехгодичное начальное обучение детей. В учебных учреждениях района созданы надлежащие условия для обучения детей шестилетнего возраста, обеспечена материально-техническая база. Школы обеспечены новыми программами и новыми учебниками. В 1997 году обеспеченность учебниками была чуть выше половины, в 2000 году – 76 процентов, в 2004 — 90. В 1997 году не было ни одного компьютерного класса, а в настоящее время 11 из 13 школ района их имеют. Только в 2003 году было приобретено 30 компьютеров. На все эти цели из госбюджета было выделено 15440 грн. А возьмите только за год: насколько увеличилось количество детей, которые могли оздоровиться летом. Большинство — из малообеспеченных семей. В 2003 году – 1457, что составляло 22,4 процента. В 2004 году – 2540, что составляет — 40,8. Улучшение экономической ситуации позволило в последние годы увеличить количество детей, получающих бесплатные обеды, восстановить в каждой школе группу продленного дня. Не могут не радоваться успехам наши учащиеся в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах. Так, в 1997-1998 учебных годах ни один учащийся района не стал призером областной олимпиады, в 2000-2001 их было 2, а в 2003-2004 учебных годах – 10. Проводится определенная работа по поступлению учащихся. Для выпускников школ с молдавским языком обучения обеспечена возможность сдачи экзаменов в Одесские вузы на родном языке. Проводится работа по направлению одаренных выпускников 9-11 классов национальных школ в Измаильский учебный комплекс «Колледж-университет Одесского национального университета им. Мечникова».
Несмотря на экономические трудности, у нас удалось сберечь сеть дошкольных учреждений, которая состоит из 10 детских садиков, а с 2004 года расширено количество групп в с. Плавни и Орловка. Всего дошкольным образованием охвачено 1078 детей. В 2003-2004 годах удалось расширить сеть внешкольных учреждений в сельской местности для организации отдыха детей, в районе функционируют 76 кружков, групп и других творческих объединений внешкольных учебных заведений, из них 8 – научно-технического направления, 14 – эколого-натуралистического, 37 – художественно-эстетического.
Нельзя не замечать и постоянной помощи государства на содержание учреждений культуры. В 1997 году на эти цели было выделено 94,7 тыс. грн., в 2000 – 159 тыс., в 2004 – 607 тыс. грн.
Все это действительно реальные шаги к улучшению нашей жизни. Но вот когда же, наконец, мы придем не просто к положительным сдвигам, а к реальному благосостоянию всех граждан Украины? Темпы перемен не могут устраивать никого – ни людей, ни Кабинет Министров. Премьер-министр и его команда уверены, что база для такого прорыва создана — это стабильное развитие экономики в последние годы, рост ВВП. Это дает правительству уверенность в том, что стратегия социального прорыва будет воплощена в жизнь.
Что планируется? В течение ближайших 3-5 лет обеспечить поэтапный рост среднемесячной заработной платы до 1500 грн.; увеличить зарплату бюджетников сначала до уровня средней по стране, а затем и до средней по промышленности; установить минимальную зарплату не ниже прожиточного минимума; повысить минимальную пенсию до прожиточного минимума; ежегодное повышать все трудовые пенсии в соответствии с ростом зарплат (со следующего года вводится индексация пенсий – не меньше, чем на 20 процентов от прироста средней зарплаты за предыдущий год); обеспечение социальных гарантий не ниже прожиточного минимума.
Не может не радовать нас и внешняя политика правительства. В этом году начато строительство канала Дунай-Черное море, которое в значительной степени должно способствовать возрождению портов в регионе, в том числе и Ренийского.
Румыния, имея три глубоководных канала на трассе водного пути из Дуная в море, стала монополистом на 7-ом международном транспортном коридоре — одном из самых важных для Европы. Эта монополия приводит к вытеснению украинских судоходных компаний с рынка перевозки грузов. Усиливая свои монопольные позиции, Румыния строит четвертый канал — по Георгиевскому устью, при этом никто не говорит ей о том, что это строительство пролегает в границах все того же природного биосферного заповедника. А нам говорят. Но не говорят, что из-за отсутствия собственного судового хода ежегодный не полученный доход Украины составляет 60 млн. долларов. Только экономически эффективный и конкурентоспособный украинский водный путь Дунай-Черное море может нарушить монополию Румынии и усилить позицию Украины в этом регионе и Европе в целом.
Как мы видим, правительство В. Януковича, органы власти, имея за плечами очень непростые годы, наученные можно сказать и горьким опытом проб и ошибок, имеют сегодня конкретные программы действий, которые не обещают чего-то сверхъестественного и сразу. То есть мы имеем дело не с лозунгами, а с людьми, которые просто реально и ежедневно работают. Так, как это и надо делать. Спокойно, целеустремленно, идя шаг за шагом к выполнению задач, направленных конкретно на улучшение социально-экономического положения, на новое качество жизни человека. Пусть эти шаги скромны. Но скромный шаг лучше, чем красивый рассказ о том, как вам надо шагать…
Екатерина Руденко,
пенсионерка,
учитель истории.

  • В Крыму сейчас некоторое затишье перед «последним и решительным»… А ещё недавно вибрировали все — и стар, и млад. На собак и кошек цепляли бантики, чаще голубые, размахивали знамёнами разных баррикад и шарахались от апельсинов на прилавках[...]
  • По мнению президента, для дальнейшего развития Украина нуждается в переходе к иной, - парламентско-президентской политической системе. Президент уже поручил создать рабочую группу по разработке проекта политической реформы, призывал все политические силы, в томе числе оппозиционные, включиться в этот процесс[...]